Лонгчен Рабджам - Кладезь Сокровищ Передач драгоценной сокровищницы Дхармадхату.(Другой перевод - другое восприятие и понимание)Подробное объяснение шастры «Драгоценная Сокровищница Дхармадхату»текст несёт самое что ни на есть практическое назначение, и многие великие Мастера Дзогчена использовали его как ежедневную садхану. Этот текст - настоящая садхана Дхармакаи. Все существа в этой иллюзорной самсаре, которая проявляется, не имея существования, Скованы своими цепляниями как во сне; Для них я подробно объясню смысл самоосвобождения Великого Совершенства, Абсолютную открытость спонтанной равностности. Что касается темы этого текста, то из двух стадий практики он имеет дело со смыслом Трекчо, - основой освобождения самых одарённых людей без усилий.
Лонгчен Рабджам
Пролог
Кладезь Сокровищ Передач
Комментарий
«Драгоценной Сокровищницы Дхармадхату»
Подробное объяснение шастры «Драгоценная Сокровищница Дхармадхату» Естественно чистая Основа - это естественно ясная природа ума. Она считается основным пространством явлений (Дхармадхату), будучи Драгоценной Сокровищницей спонтанно присутствующих просветлённых качеств, которыми изначально наделён этот элемент.
Путь состоит из стадий взращивающих посвящений, включая посвящение энергии осознавания в измерение спонтанного присутствия. Он считается основным пространством явлений (Дхармадхату), будучи источником всего позитивного. Освобождающие наставления и изумительные результаты практики взгляда, медитации и поведения схожи с Драгоценностями.
Плод безупречного самоосознавания заключается в Дхармакае, обладающей двойной чистотой. Она считается основным пространством явлений (Дхармадхату), будучи незапятнанной основой для возникновения просветлённых качеств. Самбхогакая подобна Драгоценности в совершенстве своей силы спонтанного присутствия. Нирманакая аналогична прекрасной Сокровищнице в том, что её активности полностью осуществляют надежды усмиряемых существ.
На этом завершается объяснение смысла названия текста.
Самантабхадра как основа - это природа всех явлений, таковость. Это также называется «Самантабхадраприрода».
Самантабхадра как украшение естественно возникает в проявлении всех обусловленных вещей, которые полностью чисты из-за своей иллюзорной природы.
Самантабхадра - осознавание является природой Сугатагарбхи, самосуществующей пробуждённостыю.
я восхваляю пробуждённый ум, который подобен пространству.
чистая по природе сущность ума спонтанно присутствует как неизменная таковость, Дхармакая, основное просветление. Она никем не сотворена и естественно существует испокон веков, будучи удивительным и изумительным явлением, ибо в ней изначально присутствуют неделимые Каи и мудрости - качества основного пространства. Она является самосуществующим и светоносным пробуждённым умом, неизменной и изначальной мудростью. Хотя самсара и нирвана происходят в силу её реализации или отсутствия реализации, сама сущность остаётся неизменной природой явлений, естественным великим совершенством. Осознавая естественное состояние, я воздаю хвалу этой святой сути.
Хотя природа ума идентична самосуществующей пробуждённости, процесс её постижения варьируется в соответствии с градациями интеллекта.
(Ати йога) является пространством светоносной ваджрной сути, естественного присутствия, находясь за пределами усилий и достижений. Она является изумительным и исконно всеохватывающим пространством, ибо её природа изначально чиста.
смысл небесной ваджрной сути Ати (йоги), заключающийся в осознавании, пробуждённом уме.
Первая глава - ВЗГЛЯД
Так как самсара и нирвана не покидают основного пространства, то все явления раскрывают свою неизменность в состоянии великого совершенства, которое подобно небу. Таким образом становится видно, что самсара и нирвана, естественно возникающие из состояния великого спонтанного присутствия трёх Кай осознавания, не покидают спонтанно существующего пространства: (1).
Это естественно чистое осознавание обладает пустотной сущностью Дхармакаи, светоносной природой Самбхогакаи и непрерывным источником сострадательного резонанса Нирманакаи. Это великое неисчерпаемое сокровище спонтанно присутствует испокон веков, не нуждаясь в поисках. Оно является светоносной мандалой основы бытия. Какие бы чистые переживания Будд или нечистые переживания живых существ ни возникали из этого состояния, они возникают лишь в игре природы явлений основного пространства и не иначе. Это схоже с хорошими и плохими сновидениями, которые не покидают состояния сна.
Поэтому становится видно, что всё проявляющееся и существующее в самсаре и нирване является иллюзией основного пространства.
С самого момента появления вещи лишены существования, естественно возникая в натуральном обличий пустоты. Проявления объектов происходят сами собой в этом состоянии осознавания в виде иллюзорной игры или сновидений.
Все вещи заключены в самосуществующей пробуждённости. Поэтому все внешние и внутренние явления полностью охвачены великой равностностью бездействия с самого момента своего возникновения. Когда что-либо появляется, этому нет места за пределами состояния осознавания. Это аналогично тому, что любые сновидения существуют только в состоянии сна, а не где-то ещё. Поскольку осознавание неизменно и изначально пустотно как небо, то всё проявляющееся в его состоянии - это выражение пустоты в несуществующих проявлениях. Поэтому нет нужды что-либо присваивать или отвергать в страхе или в надежде, ибо ничто вообще не существует само по себе. Всё, что от вас требуется, - это расслабиться в неподдельном естестве, во всеохватывающем состоянии самоосвобождающей равностности, не вовлекаясь заново в опасения и напряжённые усилия.
Таким образом, в своей реальной сущности, самовозникшая пробуждённость осознавания является Дхармакаей, которая лишена присвоения и отвержения. Его естественно ясная и чистая природа - это Самбхогакая, именуемая «неподдельной и неискажённой». Такова его неизменная природа пустотной ясности.
Непрерывный процесс проявления осознавания с самого начала выражен в Нирманакае. Процесс самовыражения осознавания подобен чёткому и беспрепятственному отражению чистого зеркала, чья сущность не загрязняется тем, что в ней отражается. Что бы с ней ни происходило, сущность осознавания не страдает от этого, непрерывно проявляя свою энергию, что и есть Нирманакая. Таким образом, три Каи совершенны в состоянии осознавания.
Такова самосуществующая пробуждённость, чья совершенная природа является бесконечным и неисчерпаемым украшением просветлённого Тела, Речи и Ума.
Когда достигается пробуждение, обладающее двойной чистотой, все видения и мудрость Дхармакаи, Самбхогакаи и Нирманакаи оказываются не чем иным, как собственными проявлениями развернувшегося пространства осознавания, то есть самого просветления. В это время обнаруживается, что все эти видения Кай и мудростей существуют внутри нас самих и не иначе.
Поскольку все явления сводятся к осознаванию, - пробуждённому уму, в котором они возникают самопроизвольно, то как бы они ни возникали, точно так же они не существуют, демонстрируя нечто вроде иллюзорного представления. В сущности пробуждённого ума, - осознавания, которое подобно пространству, нет ничего вообще. Хотя там может возникать самсара и нирвана, рождение и смерть, счастье и страдание, явления и пустота, «Я» и «другие», - всё это лишено истинного существования. Все они лишь собственные выражения осознавания, которые происходят непрерывно, будучи его энергией, проявлением или диапазоном. Так как они возникают, не имея собственной природы, то все явления самсары и нирваны не ведают существования с момента возникновения и лишены всякого основания, не покидая просветлённого измерения Самантабхадры яб-юм.
Подобные сновидениям омрачённые переживания всех существ, происходящие в этом состоянии, естественно возникают в качестве собственных проявлений осознавания.
Как только вы засыпаете, в тот же момент вам начинают сниться существа или виды трёх миров. Несмотря на то, что все они предстают перед вашим умом, который воспринимает и цепляется за них, на самом деле все эти сновидения лишены существования, потому что вы просто спите в своей кровати. Точно так же любые возникающие, проявляющиеся и воспринимаемые омрачённые переживания самсары не покидают состояния осознавания в отведённый им промежуток времени. Они лишь кажущиеся переживания, которые вообще не существуют никоим образом.
Поскольку самсара и нирвана никогда не ведали существования, весь смысл сводится к основному пространству, великой открытости спонтанной равностности.
Какие бы кажущиеся явления самсары и нирваны ни возникали в состоянии осознавания, на самом деле они не существуют вообще, будучи лишь непрерывно происходящим процессом проявления (осознавания), естественно идущим в измерении спонтанного присутствия.
Вторая главаКак самсара, так и нирвана возникают в виде естественных обликов пустоты в основном пространстве пустотного осознавания. Всё изначально пребывает в полностью чистом осознавании, самовозникающей пробуждённости. главным дизайном является самовозникшее и спонтанно присутствующее осознавание, будучи самым совершенным из всего на свете. Природная медитация естественного присутствия в этой сущности
неразлучна с осознаванием. С постижением этого смысла «жар» реализации становится вашей собственной принадлежностью.
Если вы осознаёте естественно существующее в вас присутствие, то энергия (осознавания) будет освобождаться в своей основе, и это позволит вам определиться в изначально чистом состоянии «истощения явлений». Если же вы не осознаёте этого, то самосуществующее измерение остаётся в латентном или инертном состоянии, а его энергия превращается в обычное размышление над объектами чувств. Поэтому существенно важно осознавать свою сущность, не прерывая медитацию при помощи естественного сосредоточения.
Все явления имеют единый вкус в пробуждённом уме, сущности осознавания. Подобно тому, как сновидения обладают идентичным характером с точки зрения сонного состояния, все явления имеют единый вкус в состоянии осознавания.
Живые существа характеризуются наличием кармы и беспокоящих эмоций. Однако если их рассмотреть, то и они не имеют никакого основания. Они лишены какойлибо сущности и свободны от крайностей единичности и множества.
Теперь смысл этих положений сводится к ваджрному пространству в образе великой равностности. Сущность осознавания, обладающего неизменной природой, подобной пространству, - это просто «так как есть». Поскольку самсара и нирвана уже изначально свободны в этом состоянии, то просветление находится в ваджрной сути, по своей природе являющейся высшим пробуждением спонтанной равностности.
рвана уже изначально свободны в этом состоянии, то просветление находится в ваджрной сути, по своей природе являющейся высшим пробуждением спонтанной равностности.
Третья глава Все явления происходят и возникают в состоянии пробуждённого ума. Так же как пространство включает в себя всю вселенную, а один кусок сахара содержит в себе вкус всего сахара, в этом состоянии заключена сущность самсары и нирваны, равно как и реализация всех Будд. Природа ума, или самосуществующая пробуждённость, не имеет субстанции и характерных признаков. Будучи лишь пустотной ясностью, свободной от сложностей, она не может быть определена как «то» или «это». Хотя её показывают на примере пространства, при рассмотрении этой аналогии пространства оказывается, что у него нет ни цвета, ни формы, ни различимой сущности. Если же используемая аналогия отсутствует как явление, то как вообще может существовать обозначаемый ею смысл, - естественно чистая природа ума? В какой-то степени (пространство) следует понимать как пример того, что невозможно обозначить концептуальными средствами.
Что касается смысла, подразумеваемого под этой аналогией, то он заключается в самосуществующей пробуждённое™. Спонтанно присутствуя в сути Дхармакаи, она свободна от умственных и речевых сложностей.
природа ума подобна пространству. осознавание полностью охвачено «океаном» или пространством природы явлений.
пустотный аспект природы ума именуется «Дхармакаей», светоносный аспект называется «Самбхогакаей», а её проявленный аспект носит название «Нирманакаи». Несмотря на эту терминологию, она абсолютно не существует в виде некого явления с различимой субстанцией. Это просветлённое измерение спонтанно присутствует на протяжении трёх времён без изменений, являясь квинтэссенцией, пронизывающей всю самсару и нирвану. Как сказано: «Сугатагарбха полностью распространяется на всех существ». Все эти описания показывают пустотную светоносность самосуществующей пробуждённости.
В этом состоянии возникает всё проявляющееся и существующее. В зеркалоподобной природе осознавания его собственная энергия является основой возникновения всех вещей, подобных отражениям. Несмотря на разнообразие возникающих переживаний проявляющегося и существующего во вселенной, сущность осознавания не меняется от этого, подобно зеркалу, которое не загрязняется от своих отражений.
омрачённые переживания лишены существования с самого момента появления, будучи лишь кажущимися обликами пустоты, которые ясно проявляются и в то же время отсутствуют. Не возникая, не пребывая и не исчезая, все явления лишены независимой природы.
осознавание не является одной лишь пустотой типа вакуума, - мало того, что оно не существует, оно в то же время совершенно. Поэтому оно носит название «великое совершенство» (Дзогчен). Поскольку его сущность не может быть определена каким-либо образом, но проявляется в чём угодно, то очевидно, что вещи не могут исчезать, ибо возникают из нерождённого состояния.
Будучи лишь прозрачным и незагрязнённым в своей сущности, кристалл может излучать изобильный радужный свет, когда в нём преломляются солнечные лучи. Такова аналогия осознавания. Хотя сущность осознавания находится в ясной пустоте чистой Дхармакаи и не является чем-либо вообще, его энергия выражается в разнообразных проявлениях кажущегося и существующего нирваны или самсары в зависимости от наличия или отсутствия реализации. Природа ума «так как есть» обладает сущностью неразличимого пространства в своей великой и полной чистоте. Всё многообразие воспринимаемых явлений спонтанно присутствует в ней совершенным образом, это именуется «великой пустотностью, наделённой всеми высшими аспектами».
Так как собственная сущность осознавания не является чем-либо вообще, она находится за пределами пустоты и яви и не может быть обозначена или описана.
вещи подобны иллюзии, не возникают, хотя кажется, что возникают; что они не пребывают, хотя кажется, что пребывают; что они не исчезают, хотя кажется, что исчезают; что они не приходят и не уходят, хотя всё кажется наоборот. Когда мы говорим, что самсара и нирвана возникают из энергии осознавания, - это лишь условное утверждение, так как фактически не существует никакого обособленного возникновения
Хотя отражения звёзд и планет могут возникать в ясной глади океана, на самом деле не происходит никакого возникновения, потому что место кажущегося возникновения - это лишь прозрачная вода океана, а возникающие в нём планеты и звёзды и не думали покидать небосвод. Их совокупность не существует как обособленное явление, следовательно, они лишь кажущиеся, но пустотные отражения. Точно так же все явления не возникают и не исчезают, не приходят не уходят, не длятся вечно и не отсутствуют вообще, не существуют единым образом и не существуют по отдельности. Поймите, что они лишь иллюзии, опирающиеся на взаимозависимость.
Не важно, что написано. Важно, как понято.