Дыхание - основа основ

Модератор: просто Соня

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 8883
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Дыхание - основа основ

Сообщение 16 май 2017, 05:31

Приложение D. Резюме переводчика с тайского на английский

Естественная Эволюция / целенаправленная практика










Следуя изменению в правилах и в целях облегчения работы форума, ряд постов заменяется ссылками на другие
ресурсы, где они доступны для чтения.

http://forum.arimoya.info/threads/%D0%9 ... 161/page-3
http://forum.4oru.org/viewtopic.php?t=4 ... c&start=50
Последний раз редактировалось просто Соня 22 июн 2017, 01:25, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 8883
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Дыхание - основа основ

Сообщение 17 июн 2017, 17:01

Шаг три: новый объект







Следуя изменению в правилах и в целях облегчения работы форума, ряд постов заменяется ссылками на другие
ресурсы, где они доступны для чтения.

http://forum.arimoya.info/threads/%D0%9 ... 161/page-3
http://forum.4oru.org/viewtopic.php?t=4 ... c&start=60
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 8883
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Дыхание - основа основ

Сообщение 05 авг 2017, 07:20

Осознанное дыхание. Теория дхамм. Махасатипаттхана сутта - Леди Саядав

Сборник посвящен рассмотрению основ медитативной практики и философского воззрения буддийской традиции Тхеравады.
В первой работе — «Осознанное дыхание» — Махатеро Леди Саядав, считающийся одним из самых выдающихся буддистов начала XX века, подробно излагает практику медитации на дыхании в двух ее аспектах — безмятежности и прозрения.
Далее в сборнике представлен перевод знаменитой «Великой сутты основ памятования», в которой показывается, как памятование, наблюдение и бдительное осознавание тела, ощущений, ума и явлений ума ведет к прямому постижению непостоянства и отсутствия эго на всех уровнях человеческого бытия.
Завершает сборник статья «Теория дхамм», написанная известным современным буддийским ученым, профессором Карунадасой. В ней автор кратко и предельно ясно излагает воззрение палийской Абхидхамма Питаки, содержащей одну из самых ранних версий буддийской теории дхамм.


Полностью - тут:
https://naturalworld.guru/kniga_osoznan ... -dhamm.htm

Изображение


Осознанное дыхание и теория дхамм 2012. – 160 стр.
Махатеро Леди Саядав (Ledi Sayadaw 1846 -1923)
Осознанное дыхание. Теория дхамм. Махасатипаттхана сутта

ОСОЗНАННОЕ ДЫХАНИЕ И ТЕОРИЯ ДХАММ

Предисловие редактора
Почтенный Леди Араннавихараваси Махатеро из Монива, более известный как почтенный Леди Саядав, Аггамахапандита, характеризуется в краткой биографии, приведенной в конце книги, как «вероятно, один из самых выдающихся буддистов этого века». В этом не приходится сомневаться, и потому необходимо пользоваться каждым случаем, чтобы познакомить западного читателя с как можно большим количеством работ, написанных им на пали или на бирманском языках. Эти работы являются ясными и точными изложениями буддийского учения, подходящими для людей широких и разнообразных способностей и интересов, а также бесценными средствами для изучения и практики Дхаммы во всех ее аспектах.

Памятование тела перед практикой безмятежности и прозрения

Перед тем, как приступить к безмятежности и прозрению, необходимо практиковать памятование по отношению к телу, которое является одним из четырех оснований памятования.
обычные люди, с нормальным умом, когда приступают к тонкой работе медитации безмятежности и прозрения, похожи на сумасшедшего, не могущего контролировать свой ум. То же самое происходит у них и с любым объектом медитации.
Если существа в этой своей жизни не могут практиковать памятование тела и таким образом продолжают жить без контроля над умом, тогда они будут дрейфовать и терпеть крах в будущей самсаре, как это было в прошлом. Отсутствие контроля над умом – это определенный путь дрейфа в самсаре, поскольку без контроля над умом практика безмятежности (samatha) и прозрения (vipassanA) не может быть осуществлена.
Обретение контроля над умом, с другой стороны, это определенный путь к Ниббане, поскольку он приводит к возможности осуществления практики безмятежности и прозрения. Практика памятования тела направлена на обретение контроля над умом. И хотя может не быть возможности осуществить высшую практику безмятежности и прозрения, Будда сказал, что если смогут твердо контролировать свой ум и успешно удерживать его на своем теле, то тогда будут наслаждаться ароматом Ниббаны.
Те, кто теряют памятование тела – теряют Ниббану. Те, кто не теряют памятование тела – не теряют Ниббану. Те, кто не используют памятование тела – не используют Нибанну. Те, кто используют памятование тела – используют Нибанну.
Основной смысл этого заключается в том, что если вы укрепились в памятовании тела, тогда можно успешно осуществлять практику безмятежности и прозрения, поскольку имеется твердый контроль над своим умом и таким образом имеется уверенность в том, что в этой жизни не потеряете Ниббану. Укрепление памятования тела, которое является непосредственной причиной медитативного развития безмятежности и прозрения, является твердым контролем. Достижение приближающего сосредоточения, которое происходит перед вхождением в любую из джхан, это еще более твердый контроль. И еще более твердый контроль – это достижение погруженного сосредоточения (appanA-samAdhi), происходящего при реализации состояний джхан. Достижение восьми стадий погружения – это виды контроля, которые становятся все более твердыми, по мере перехода на все более высокие стадии. Это путь безмятежности. На этом завершается раздел, демонстрирующий, что памятование тела должно предшествовать практикам безмятежности и прозрения.

V Почему необходимо практиковать памятование дыхания

В Каягатасати-сутте описываются восемнадцать упражнений памятования тела, а именно: памятование дыхания, распознавание положения тела и движения, бдительное осознавание действий, ...и четыре джханы. В Анапанасати-сутте показывается, как практика памятования тела, а также четыре погружения медитации безмятежности, медитации прозрения, развития пути и обретения плода, где последние два известны как истинные знание и освобождение, осуществляются благодаря практике только лишь памятования дыхания. Кроме того, для всех будд было вполне естественным достигать Высшего Просветления посредством памятования дыхания. И, достигнув Состояния Будды, все будды продолжали оставаться пребывающими в непрерывном памятовании дыхания вплоть до достижения Париниббаны.
Из сорока предписанных упражнений медитации безмятежности, памятование дыхания является самым простым для непрерывной и постоянной практики. Кроме того, Будда превозносил эту медитацию превыше всех остальных. Комментаторы также называли анапанасати «уровнем великого существа». Однако памятование дыхания подходит только для наделенных великой мудростью. Поэтому теперь я перехожу к краткому описанию Анапанасати-сутты, в том виде, как она представлена в Маджхима Никае, на благо тех мудрых, которые хотят обрести духовные достижения и получить блага, предоставляемые этой редкой встречей с Буддхасасаной.

VI Памятование дыхания ведет к Ниббане

О, бхикшу! Если памятование дыхания поддерживается и развивается раз за разом в течение долгого времени, тогда осуществляются и совершенствуются четыре основания памятования. Если четыре основания памятования поддерживаются и развиваются раз за разом, в течение долгого времени, тогда осуществляются и совершенствуются семь факторов Просветления. Если семь факторов просветления поддерживаются и развиваются раз за разом, в течение долгого времени, тогда осуществляется и совершенствуется знание и освобождение.
Сущностный смысл этого в том, что если памятование дыхания усердно практикуется в течение дней и месяцев, то автоматически осуществляются практики четырех оснований памятования, семи факторов Просветления, а также знания и освобождения.

VIII Первая четверка

Йогин (человек, посвятивший себя тренировке ума) с памятованием выдыхает и с памятованием вдыхает. Когда выдыхается длинный выдох, он распознает, что выдыхает длинный выдох. Когда вдыхается длинный вдох, он распознает, что вдыхает длинный вдох. Когда выдыхается короткий выдох, он распознает, что выдыхает короткий выдох. Когда вдыхается короткий вдох, он распознает, что вдыхает короткий вдох. Выдыхая, он старается ощущать (осознанно переживать) весь выдох в целом – его начало, середину и конец. Вдыхая, он старается ощущать (осознанно переживать) весь вдох в целом – его начало, середину и конец. Когда он выдыхает, он старается смягчить и успокоить выдох. Когда он вдыхает, он старается смягчить и успокоить вдох.
На первой стадии должна быть предпринята попытка устойчиво удерживать внимание на выдохах и вдохах. На второй стадии должна быть предпринята попытка распознавать длинные и короткие выдохи и вдохи как длинные и короткие соответственно. На третьей стадии должна быть предпринята попытка переживать выдохи и вдохи в целом – их начало, середину и конец. На четвертой стадии должна быть предпринята попытка смягчить и успокоить выдохи и вдохи до тех пор, пока они не станут необычайно тихими.

На первой стадии пока еще не представляется возможным воспринимать такие детали, как длина выдохов и вдохов. На этой стадии следует удерживать внимание на кончике носа или верхней губе (что также возможно), то есть на местах, где воздействие выдохов и вдохов может быть легко распознано, и стараться осознавать каждый выдох и вдох, который происходит. Практика должна длиться один или два часа, либо так долго, как возможным, и в течение всего этого времени внимание должно быть направлено на кончик носа или на верхнюю губу. Следует настойчиво прилагать усилия до тех пор, пока не будет достигнуто восприятие каждого выдоха и вдоха без пропущенных дыханий, ускользнувших от внимания. На второй стадии, после того, как удержание внимание на выдохах и вдохах освоено, следует пытаться распознавать длинные выдохи и вдохи как длинные, а короткие выдохи и вдохи – как короткие, причем восприятие должно охватывать каждое дыхание, не пропуская ни единого выдоха или вдоха. На третьей стадии, когда распознавание длинных и коротких выдохов и вдохов освоено, каждое дыхание, возникающее в теле, должно переживаться в его целостности, начиная непосредственно от его начальной точки внутри тела, через его середину, и вплоть до его конечной точки внутри тела, причем крайние точки дыхания (начало и конец) располагаются на кончике носа и в пупке. На четвертой стадии, когда переживание дыхания в его целостности освоено, грубые и неровные дыхания должны быть постепенно смягчены и успокоены. Они должны становиться все более и более мягкими и тонкими до тех пор, пока не достигается стадия, когда кажется, что вдохи и выдохи полностью исчезли.

IX Метод Комментария

В комментарии имеются три уровня усилий, а именно: Счет внимание фиксируется на выдохах и вдохах посредством их подсчета. Соединение: внимание направляется непосредственно на выдохи и вдохи и делается более сильным и устойчивым, счет прекращается. Фиксация: усилия наращиваются до тех пор, пока не обретаются более высокие уровни достижения.
Имеются две точки, в которых дыхание может быть схвачено (распознано): кончик носа и верхняя губа. Для одних людей дыхание более отчетливо распознается на кончике носа, для других – на верхней губе. Внимание должно быть направлено на область, в которой восприятие наиболее ясно – эту область можно назвать «пятном осязания». В начале следует направить внимание на пятно осязания, подсчитывая, сколько раз выдохи и вдохи воздействуют на это пятно. На следующей стадии необходимо стараться непрерывно удерживать внимание на выдохах и вдохах без помощи счета. В конце же следует прилагать усилия к тому, чтобы сделать внимание более сильным и устойчивым.
Счет
Существует два метода [стадии] счета – медленный и быстрый – в соответствии с тем, является ли внимание слабым или сильным. В начале ум беспокоен и отвлечен, а внимание слабо, и из-за этого не все дыхания распознаются. Некоторые дыхания ускользают от внимания и не распознаются. Подсчитываются только те дыхания, которые были ясно восприняты, а те, которые не были ясно восприняты, исключаются из счета. Сначала направьте внимание на пятно осязания и, когда выдох или вдох ясно воспринят, считайте «один». Продолжайте считать «два», «три», «четыре», и т.д. в случае, если вновь возникающие выдохи и вдохи ясно распознаются. Если хотя бы один из них не был ясно воспринят, прекратите последовательный счет, и продолжайте считать «один», «один», «один» до следующего ясного восприятия выдоха и вдоха, после чего счет продвигается до «два». Поскольку при таком методе подсчитываются только ясно распознанные дыхания, он называется медленным счетом. Когда счет выполняется повторно много раз, количество ясно воспринятых дыханий увеличивается, а промежутки между периодами последовательного счета становятся меньше. Когда каждое дыхание ясно распознается, счет идет без пропусков и становится быстрым. Следует продолжать до тех пор, пока ни одно дыхание не будет выпадать из счета.. Сущность практики, однако, состоит в том, чтобы сделать восприятие (распознавание) ясным, а внимание – сильным и устойчивым.

Соединение

Когда достигается уровень, при котором каждый выдох и вдох ясно распознаются посредством счета, так что ни один из них не ускользает от внимания, следует прекратить счет и переходить к методу соединения Здесь метод соединения состоит в удержании внимания на пятне осязания и ясном распознавании всех выдохов и вдохов без их подсчета. Это означает продолжение приложения таких же усилий, как и на стадии счета, но уже без опоры на счет, с целью сделать восприятие более ясным, а внимание – более сильным и устойчивым.
Десять навыков медитативного погружения следующие: .. 3. способность к [удержанию] объекта внимания; 4. контроль бурного ума; 5. приободрение угнетенного ума; 6. умение делать бесстрастный ум доставляющим радость; 7. спокойствие, ведущее к уравновешенному уму; ..10. обладание умом, который всегда обращен к медитативному погружению. Осуществив реализацию вышеперечисленных качеств и вооружив себя ими, следует прилагать специальные энергичные усилия в течение многих дней и месяцев, фиксируя внимание на сопутствующих знаках, чтобы сделать их устойчивыми. Этот метод должен практиковаться до тех пор, пока не будет достигнута четвертая джхана.

Знаки

Я теперь опишу различные знаки, возникающие на трех стадиях практики, а также типы концентрации, достигаемые на этих стадиях. Образ выдоха и вдоха, который возникает на стадии счета, называется предварительным знаком. Медитативная концентрация, достигаемая во время возникновения предварительного знака и обретенного знака, называется предварительной концентрацией. Медитативная концентрация, развиваемая при фиксации внимания на сопутствующем знаке на стадии фиксации, но до полного погружения, называется концентрацией доступа. Четыре джханы называются концентрацией посредством погружения. На стадиях счета и соединения выдохи и вдохи – объекты медитации – постепенно смягчаются и успокаиваются. В конце концов, они могут стать настолько тонкими, что кажется, они вообще исчезли. Когда такое происходит, следует продолжать удерживать внимание на пятне осязания и пытаться уловить выдохи и вдохи в этой точке. После того, как выдохи и вдохи вновь начинают ясно восприниматься, вскоре следует ожидать возникновения сопутствующих знаков, что в свою очередь означает обретение доступа к упачара-джхане. Здесь упачара-джхана означает концентрацию доступа медитации сферы чувственного, которая преодолела пять помех.
Успокоение выдохов и вдохов вплоть до их исчезновения возникает автоматически, так что специальных усилий для его возникновения прилагать не следует. Однако в сутте сказано, что ледует прилагать специальные усилия для успокоения выдохов и вдохов. Когда выдохи и вдохи, как может показаться, прекратились, могут подумать, что выдохи и вдохи действительно исчезли, или остановились. Тогда они, возможно, прекратят медитативную практику. Пусть все будут внимательными касательно данного момента.
Последний раз редактировалось просто Соня 23 май 2018, 05:49, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

Golden OM
 
Сообщения: 3462
Зарегистрирован: 18 дек 2014, 10:39

Re: Дыхание - основа основ

Сообщение 05 авг 2017, 08:24

Как-то сложно все в словах написанно о таком простом...
Я только на днях делала видео по этой тематике:принцип прост, просто осознавать процесс дыхания в себе, то как он происходит (можно на счет, можно и без -кому -как...); а потом замечать- осознавать-ощущать паузы (пространство)между вдохом и выдохом....и т.д.

Все :)

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 8883
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Дыхание - основа основ

Сообщение 05 авг 2017, 08:43

Бирманцы вообще строгие )) Тхеравадины, понимаш )) Понятно, что вычистила 90% текста.
Но имхо различные рассказы опытных наставников с детализацией полезны для большего осознания и углубления своей практики.
К тому же заряжают и стимулируют таких лентяек, как я.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 8883
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Дыхание - основа основ

Сообщение 23 сен 2017, 01:14

X Комментарий, согласованный с суттой

Стадия подсчета, когда внимание фиксируется на «пятне осязания» и делается попытка зафиксировать внимание на дыхании посредством счета – это первая стадия первой четверки данной сутты. На этой стадии главная работа состоит в том, чтобы преодолеть привычку ума все время блуждать от объекта к объекту Еще не время для наблюдения за короткими и длинными дыханиями усилие должно сосредотачиваться на поддержании внимания на выдохе и вдохе. Единственная функция подсчета – это пресечение привычки ума блуждать, которая накапливалась в течение многих прошлых жизней и которая уводит ум от внутреннего к внешним объектам, а также твердо фиксировать внимание на внутренних объектах выдоха и вдоха. После стадии подсчета, - «Когда делается долгий выдох, он распознает, что он делает долгий выдох; и когда делается долгий вдох, он распознает, что он делает долгий вдох». Здесь внимание должно фиксироваться на «пятне осязания», и с такой фиксацией внимания необходимо наблюдать за длинными и короткими дыханиями. Делая так, нужно следить за всем дыханием, от начала и до конца. Все, что необходимо делать, сохраняя фиксацию внимания на «пятне осязания», – это прикладывать дополнительные усилия к распознаванию длины дыханий, которые касаются «пятна осязания». Длинные дыхания касаются этого «пятна» в течение более продолжительного времени, тогда как короткие дыхания касаются «пятна» в течение короткого времени. Ум может становиться крайне широким, и тогда можно распознавать длинные и короткие дыхания, которые выходят и входят, даже когда удерживают устойчивую фиксацию внимания на «пятне осязания».

Когда длинные и короткие дыхания воспринимаются ясно и отчетливо, необходимо направить усилие на восприятие всей структуры каждого дыхания – начала, середины и конца – даже когда удерживают фиксацию внимания на пятне осязания. Как сказано в сутте: «Когда выдыхают, стараются ощущать (осознанно переживать) весь выдох – начало, середина и конец; когда вдыхают, стараются ощущать (осознанно переживать) весь вдох – начало, середина и конец». Когда дыхание выходит, оно не должно оставаться без внимания, но следует полностью осознавать его с самого начала внутри тела и следовать за ним, пока оно не достигнет своего конца в теле в точке «пятна осязания». То есть процесс выхода дыхания должен сопровождаться усилием, направленным на полноту его переживания. Точно так же, когда происходит вдох, следует осознавать его с самого начала внутри тела в «пятне осязания», и следить за ним до конца, в области пупка. Когда таким образом следуют за выдохом и вдохом от начала и до конца, внимание должно постоянно фиксироваться на «пятне осязания». За дыханиями нельзя следовать, позволяя вниманию отвлекаться от «пятна осязания». Если прилагается энергичное усилие, чтобы следовать за выдохом и вдохом, не позволяя вниманию отвлекаться от «пятна осязания», тогда, даже если внимание продолжает фиксироваться на «пятне осязания», форма и очертание выдоха и вдоха будет постепенно проясняться во всей своей полноте. Когда начало, середина и конец выдоха и вдоха ясно воспринимается, и если грубое дыхание не успокаивается автоматически и не ослабляется до момента исчезновения, тогда, в соответствии с текстом четвертого раздела первой четверки сутты, где сказано: «Когда выдыхают, то стараются смягчить и успокоить выдох, и когда вдыхают, то стараются смягчить и успокоить вдох», необходимо прилагать дополнительное усилие, чтобы сделать его более мягким, и это должно сопровождаться решением не позволять ему оставаться без осознания. Однако в методе, описывающемся в Комментарии, утверждается, что выдох и вдох успокаиваются и смягчаются сами по себе даже на этапе подсчета. В частности, именно об этом в Комментариях сказано: С момента усилий в соответствии с методом счета, должным образом, когда грубые выдохи и вдохи успокаиваются и смягчаются, беспокойства и забота о теле умиротворяются, тело и ум становятся легким, а физическое тело поднимается в небо. Я знал людей, чьи тела поднимались в воздух на высоту четырех пальцев. Когда достигается эта ступень исчезновения выдоха и вдоха, тогда, не отвлекая внимание от «пятна осязания», необходимо пробовать воспринимать исчезнувшие выдохи и вдохи. На этой стадии ментальные препятствия, такие как страх, ужас, сонливость, леность и т.д., преодолеваются, а также достигается приближение к джхане.

На этом завершается согласование Комментариев и Анапанасати-сутты. На этом также завершается описание методов счета, связи и фиксации соответственно Комментарию, где представлены семь стадий, а именно счет, связь, прикосновение, фиксация, наблюдение, отклонение и очищение. Первая четверка является главной и сущностной стадией. В наши дни, если работа с первой четверкой благополучно завершена, можно по желанию приступать к безмятежности (samatha) и прозрению (vipassanA). На этом завершается первая четверка.

XI Вторая четверка

«Ощущая (осознанно переживая) [ощущение] 1. восторга, я буду выдыхать и вдыхать», так упражняются. «Ощущая (осознанно переживая) [ощущение] 2. счастья, я буду выдыхать и вдыхать», так упражняются. «Ощущая (осознанно переживая) ментальные 3. функции я буду выдыхать и вдыхать», так упражняются. «Ослабляя и успокаивая ментальные функции, я 4. буду выдыхать и вдыхать», таким образом упражняются.
Под «ощущением (осознанным переживанием) ощущения восторга подразумевается приложение усилий, когда появляется соответствующие знаки, пока не будут достигнуты первая и вторая джханы, в которых преобладает восторг (pIti). Под «ощущением (осознанным переживанием) ощущения счастья подразумевается приложение усилий, пока не будет достигнута третья джхана, в которой преобладает счастье (sukha). Под «ощущением (осознанным переживанием) ментальных функций (cittasa)» подразумевается усилие, пока не будет достигнута четвертая джхана, в которой преобладают ментальные функции ощущения невозмутимости (upekkhA vedanA). Под «ослаблением и успокоением ментальных функций» подразумевается приложение усилий для ослабления и успокоения грубых ощущений (vedanA) и восприятий. Комментарий связывает эту четверку с полным погружением джханы, но ощущение восторга, радости и покоя также связаны с приближением к джхане, достигаемого после первого проявления сопутствующих знаков. На этом завершается вторая четверка.

XII Третья четверка

Теперь я опишу третью четверку этой сутты, где представлена практика вхождения в джхану полного погружения.
«Ощущая (осознанно переживая) ум (сознание), я буду выдыхать и вдыхать», так упражняются.
«Делая ум крайне удовлетворенным, я буду выдыхать и вдыхать», так упражняются.
«Делая ум очень сосредоточенным, я буду выдыхать и вдыхать», так упражняются.
«Освобождая ум [от загрязнений, беспокойств и т.д.], я буду выдыхать и вдыхать», так упражняются.
«Ощущение (осознанное переживание) ума (сознания) означает повторное вхождение в четыре джханы, чтобы сделать восприятие ума очень ясным. «Делать ум (сознание) крайне удовлетворенным означает, что когда восприятие ума очень ясное, тогда делают ум очень удовлетворенным посредством повторного вхождения в первую и вторую джханы (которые связаны с восторгом).
«Делать ум (…) очень сосредоточенным означает, что когда ум крайне удовлетворен, ум делают очень сосредоточенным посредством вхождения в третью и четвертую джханы. «Освобождать ум означает освобождать его от препятствий посредством повторного вхождения в четыре джханы.

XIII Четвертая четверка

представляет метод продвижения от памятования дыхания к прозрению (vipassanA). «Наблюдая непостоянство, я буду выдыхать и вдыхать», так упражняются. «Наблюдая отделение, я буду выдыхать и вдыхать», так упражняются. «Наблюдая прекращение, я буду выдыхать и вдыхать», так упражняются. «Наблюдая отбрасывание, я буду выдыхать и вдыхать», так упражняются.

XIV Как достигают основ памятования

Будда сказал, что реализовавшие памятование по отношению к дыханию также осуществляют функцию четырех основ памятования. И здесь я объясню сущностный смысл. Среди описывающихся выше четырех четверок усилие в первой четверке, куда входят методы счета и связи. целиком состоит из применения памятования по отношению к наблюдению тела. Выдох и вдох, будучи частью телесной группы, называются телом. Таким образом, в Анапанасати-сутте сказано: «Это определенное тело среди различных видов тел, а именно выдох и вдох». Усилие во второй четверке состоит из применения памятования по отношению к наблюдению ощущений. В тексте сказано: «Это определенное ощущение среди различных видов ощущений, а именно, это внимательность ума по отношению к выдоху и вдоху, осуществляемая хорошо и тщательно». «Хорошо и тщательно» указывает на особое усилие, которое требуется для ощущения (осознанного переживания) восторга и т.д. Здесь, когда внимательность продолжает направляться на выдох и вдох, прилагается усилие ясного распознавания ощущений посредством мудрости. Таким образом, работа во второй четверке называется применением памятования по отношению к наблюдению ощущений. Работа в третьей четверке состоит из применения памятования по отношению к наблюдению ума. И здесь тоже, когда внимание продолжает пребывать на выдохе и вдохе, прилагается усилие прояснить восприятие ума посредством мудрости. Работа в четвертой четверке, такая как наблюдение непостоянства, – это приложение памятования по отношению к наблюдению объектов ума. И здесь снова, когда внимание продолжает пребывать на выдохе и вдохе, прилагается усилие ясно распознавать преодоление таких не благих состояний как алчность и печаль посредством мудрости. В сутте сказано: «Видя точно посредством мудрости то, что является преодолением алчности и печали, он уделяет этому внимание». Поскольку такие явления как непостоянство наблюдаются вместе с выдохом и вдохом, будет правильно назвать это применением памятования по отношению к наблюдению ментальных объектов.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 8883
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Дыхание - основа основ

Сообщение 14 ноя 2017, 21:27

XV Как осуществляются факторы просветления

Поскольку работа с наблюдением за дыханием состоит в том, что памятование (sati) делают более прочным и устойчивым, это сводится к развитию такого фактора просветления как памятование. В сутте сказано: «Когда для йогина, практикующего памятование дыхания, памятование становится прочным, и нет момента, когда он отвлекается от памятования, тогда осуществляется фактор просветления – памятование». Продвижение в практике памятования дыхания состоит в развитии мудрости и различения различных явлений, связанных с этой практикой, и поэтому здесь развивается такой фактор просветления как исследование явлений. Развитие энергии (усердия) в практике памятования дыхания фактически есть развитие такого фактора просветления как энергия (viriya). Когда достигается стадия «ощущения восторга », то последовательное развитие восторга является развитием такого фактора просветления как восторг. Когда достигается восторг в практике памятования дыхания, то беспокоящие состояния вялости и тупости ослабевают и успокаиваются. Развитие этого успокоения является развитием такого фактора просветления как покой (безмятежность). Когда развивается покой, развивается сосредоточение (samAdhi). Это есть развитие такого фактора просветления как сосредоточение.
Когда развивается сосредоточение, то больше нет никакой возможности для возникновения тревоги и беспокойства из-за невнимательного ума. Таким образом развивается такой фактор просветления как невозмутимость (upekkhA). Сутта показывает в деталях, как семь факторов просветления осуществляются в результате развития каждого из четырех оснований памятования.

XVI Как достигают знания и освобождения

Чтобы показать, как перейти от памятования дыхания к прозрению, знанию пути и знанию результата (vipassanA), в Анапанасати-сутте Будда сказал: О, бхикшу, как должны семь факторов просветления развиваться и тренироваться, чтобы осуществить знание и освобождение? О, бхикшу, в этой сасане бхикшу развивают и культивируют такие факторы просветления как памятование, …, невозмутимость, связывающие с Ниббаной, которая отделена от загрязнений, где нет страстей, где загрязнения прекращены и где загрязнения отброшены. Именно таким образом семь факторов просветления должны развиваться и культивироваться для осуществления знания и освобождения.

Отделенность, отсутствие страстей, прекращение и отбрасывание, – все это названия Ниббаны. Если практикуют в соответствии с методом счета, методом связи и методом фиксации (и тем самым достигают приближения к джхане) и полного погружения, тогда достигают четырех оснований памятования и семи факторов просветления. Слова: «которая отделена от загрязнений, где нет страстей, где загрязнения прекращены и где загрязнения отброшены)» подчеркивают необходимость прикладывать усилия с целью достижения завершения круга в этой жизни и не останавливаться на таких достижениях, как приближение к джхане и погружение. «Завершение круга (viva)» означает достижение Ниббаны. Именно потому, что люди хотят завершить этот круг, они должны прикладывать усилия для достижения истинного знания и освобождения. И, чтобы достичь знания и освобождения, они должны применять семь факторов просветления. Но, чтобы применить семь факторов просветления, они должны установить четыре основания памятования. Чтобы установить четыре основания памятования, следует выполнить работу по памятованию дыхания. Таков сжатый смысл Анапанасати-сутты. Способ быстро достичь истинного знания и освобождения состоит в том, что описывалось в четвертой четверке, где было сказано: «он упражняется в наблюдении непостоянства, когда выдыхает и вдыхает и т.д. И если семь факторов просветления установлены, а также достигаются знание и освобождение пути и плода вступившего в поток, то уже в этой жизни могут достичь Ниббаны «завершения круга» вместе с группой все еще остающегося существования, когда ошибочные воззрения и сомнения прекращаются и достигается освобождение.

XVII Как переходить к випассане

Теперь я кратко опишу работу четвертой четверки. Когда можно переходить к випассане? Когда в Анапанасати-сутте и в ее комментарии объясняется порядок практики памятования дыхания, то переходят к работе с четвертой четверкой только после того, как достигают четырех джхан. Если могут строго придерживаться этого порядка практики, то это идеально, но если такой возможности нет, тогда можно перейти к випассане, или прозрению, начиная с третьей джханы. Кроме того, допустимо переходить к випассане со второй джханы, с первой или даже со стадии приближения к достижению джханы, со стадии соединения или со стадии счета, после того как преодолевают тенденции ума блуждать.

Два метода
Можно переходить к випассане, когда все еще сохраняют внимание на выдохе и вдохе, или же можно использовать памятование дыхания как подготовительную работу, а затем приступать к випассане, приняв любую часть пяти совокупностей (paVcakkhandhA) по желанию за объект внимания. В Анапанасати-сутте, соответственно строке: «он упражняется в наблюдении непостоянства, и таким образом выдыхает и вдыхает и т.д.», данный метод связан с работой медитации прозрения, непосредственно направленной на наблюдение за дыханием. Суть этого текста состоит в том, что когда вдыхают и выдыхают, необходимо делать это, прикладывая особые усилия, чтобы обращать внимание на непостоянную природу дыхания, а также ясно распознавать эту непостоянную природу.
Со стадии счета и соединения
На этих двух стадиях работа состоит исключительно в поддержании внимания на выдохе и вдохе, а также в наблюдении за ними, сопровождаемом действием различающей мудрости. Следовательно, если хотят перейти к випассане с этих стадий, тогда усилие должно опираться на материальные явления.
Со стадии фиксации
На уровне приближения к сосредоточению есть две стадии: наблюдение ощущения и наблюдение ума. Вторая четверка (где сказано: «ощущая (осознанно переживая) [ощущение] восторга … [ощущение] счастья») является наблюдением стадии ощущения. Третья четверка (где сказано: «ощущая (осознанно переживая) ум…») – это наблюдение стадии ума. Если хотят перейти к випассане от наблюдения стадии ощущения, то усилия должны опираться на ментальные явления ощущения. Если хотят перейти от стадии наблюдения ума, то усилия должны опираться на ментальные явления ума. Если хотят переходить от уровня полного погружения. то усилие может опираться либо на ощущении, либо на ум, либо на любую из достигнутых характеристик джхан.

Випассана, опирающаяся на материальные явления
Когда осуществляется усилие на стадии счета, то вместо перехода к следующей стадии соединения необходимо переходить к стадии прозрения непостоянства в соответствии с текстом: «он упражняется в наблюдении непостоянства, и таким образом выдыхает и вдыхает и т.д.». Моментальное сосредоточение. которого достигают на стадии счета, должно использоваться как приближение к сосредоточению. Индивидуум, который хочет практиковать випассану, возможно, не сможет прилагать к этому усилия двадцать четыре часа в сутки. Поэтому он должен отвести три или четыре часа в день и прилагать усилия регулярно каждый день. Когда он начинает практиковать, он должен вначале преодолеть тенденцию ума блуждать и сосредоточить внимание на випассане. Он не должен отвлекаться от памятования дыхания, но должен оставаться в этом состоянии, пока не достигнет прозрения, а также знания пути и плода. И даже когда достигают плода, необходимо применять памятование дыхания как доступ к сосредоточению.

Пять стадий чистоты

На пути випассаны есть пять стадий чистоты: 1) чистота воззрения ; 2) чистота избавления от сомнений; 3) чистота мудрости отделения истинного пути от ошибочного; 4) чистота мудрости в практике и 5) чистота мудрости.
Чистота воззрения относительно материальных явлений
«Начало выдоха находится в пупке. Его конец – на кончике носа. Вначале он появляется, а в конце исчезает. И в середине нет повторяющегося появления и исчезновения. И то же самое со вдохом». Это вера, которая глубоко укоренилась в умах обычных людей. Способ избавить себя от этого следующий: Когда глаз мудрости проникает в эти четыре первичных элемента и воспринимается абсолютная реальность, такие вещи как очертания и форма в выдохе и вдохе растворяются, и когда это непрестанно наблюдается, то глубоко укоренившееся воззрение индивидуальности исчезает. Тогда видят, что на самом деле нет очертания и формы – нет выдоха и вдоха. Таким образом достигается чистота воззрения.

То же самое относится и к другим частям тела, таким как волосы на голове и на теле и т.д. С одной стороны, есть глубоко укоренившаяся привычка воспринимать очертания и форму: «это волосы на голове» и т.д., а с другой – существуют четыре первичных элемента. И когда эти четыре первичных элемента в волосах головы пронизываются и ясно распознаются мудростью, то глубоко укоренившееся восприятие очертания и формы исчезает. Тогда видят, что волосы на голове на самом деле не существуют. Когда же видят это, то достигается чистота видения волос на голове. И точно так же продолжают исследовать другие части тела.

Чистота воззрения относительно ментальных явлений
Есть ум, который обращен к объектам выдоха и вдоха. Есть ум, который обращен к четырем первичным элементам. Есть качества этого ума, такие как памятование, энергия и знание. Все это ментальные элементы. Функция знания объектов является умом, а его обращение к ним снова и снова является памятованием. Приложение его усилия является энергией, а его опыт является знанием. Таким образом, это то, что следует стараться распознать. Это не нужно смешивать с материальной совокупностью, или же принимать за существо или «я». И когда это ясно распознается, достигается чистота воззрения в ментальном элементе. А когда в уме достигается чистота воззрения, она также достигается в других ментальных элементах памятования, энергии и знания.

Чистота избавления от сомнений
В случае элементов ума есть то, что возникает в зависимости от определенных объектов мышления (таких как выдох и вдох), причем каждая определенная мысль связана с отдельным выдохом и вдохом, в зависимости от обстоятельств, подобно зависимости тени и отражения от солнечных лучей. Если это зависимое возникновение может быть понято посредством мудрости, тогда осуществляется избавление от сомнений. Преодолеваются воззрения самости и постоянства.

Заключение

Есть две причины ментальных элементов: внешние воспринимаемые объекты и внутренние воспринимающие органы. Разделяя их на материальные и ментальные, эти вещи, вместе с их возникновением и исчезновением, должны раз за разом различаться посредством применения трех характеристик – непостоянства, страдания и отсутствия самости. Необходимо созерцать их такими, пока они не постигнутся мудростью. Таком образом следует прикладывать усилия к прозрению. Здесь вкратце показывается, как переходить к випассане в соответствии с формулой: «Наблюдая непостоянство, я буду выдыхать и вдыхать и т.д.». Другой способ – рассматривать свои материальные и ментальные явления на общепринятом уровне, направляя внимание на выдох и вдох и осуществляя приближение к сосредоточению. Когда йогин начинает прилагать усилия, вначале он должен сосредоточить и успокоить свой ум, и для этого он наблюдает за выдохом и вдохом. Он следует этому методу в каждом случает, когда он прилагает усилия. Предшествующие сосредоточение и успокоение – это действие приближения к сосредоточению. Только после того, как ум был сосредоточен и успокоен, можно переходить к наблюдению за какой-либо частью тела. Когда от стадии соединения или приближения к сосредоточению стадии фиксации, или же от полного погружения первой, второй, третьей или четвертой дхжан стадии фиксации переходят к випассане, то метод может быть собран из того, что было показано в случае стадии счета.
На этом завершается Анапана-дипани «Наставление по наблюдению за дыханием».
Не важно, что написано. Важно, как понято.

Eli4kaАватара пользователя
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 24 ноя 2017, 22:28

Re: Дыхание - основа основ

Сообщение 24 ноя 2017, 22:30

порой все понимаешь головой, но почему-то сердце и душа чувствуют и делают противоположное...

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 8883
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Дыхание - основа основ

Сообщение 26 ноя 2017, 05:34

На это сетовал еще 1й экзистенциалист ап. Павел :)
"почему что хочу делать - не делаю;
а что не хочу делать - делаю?!"
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 8883
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Дыхание - основа основ

Сообщение 19 дек 2017, 13:21

ВЕЛИКАЯ СУТТА ОСНОВ ПАМЯТОВАНИЯ Махасатипаттхана-сутта

Бхагава произнес: Это, монахи (bhikkhu), единственный путь очищения существ, преодоления печали и стенаний, прекращения физической и ментальной боли, достижения благородных путей и достижения Ниббаны. Этим [путем] являются четыре основы памятования (внимательности). Что такое эти четыре? Здесь, монахи, монах пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле, с пылким усердием, с бдительным осознаванием и памятованием (sati), избавившись от желания и неприятия по отношению к миру; он пребывает, снова и снова наблюдая ощущения в ощущениях, с пылким усердием, бдительным осознаванием и памятованием, избавившись от желания и неприятия по отношению к миру; он пребывает, снова и снова наблюдая ум в уме, с пылким усердием, бдительным осознаванием и памятованием, избавившись от желания и неприятия по отношению к миру; он пребывает, снова и снова наблюдая явления ума (dhamma) в явлениях ума, с пылким усердием, бдительным осознаванием и памятованием, избавившись от желания и неприятия по отношению к миру.

1. Наблюдение за телом

1.1. Раздел о вдохе и выдохе.
И как же, монах пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле? Здесь монах устанавливает свое памятование (внимание) (sati) на место около рта. Затем, поддерживая памятование, он делает вдох и выдох. Длинно вдыхая, он распознает: «Я делаю длинный вдох»; длинно выдыхая, он распознает: «Я делаю длинный выдох»; коротко вдыхая, он распознает: «Я делаю короткий вдох»; коротко выдыхая, он распознает: «Я делаю короткий выдох». «Ощущая (переживая) все свое тело, я буду вдыхать» – так он упражняется; «Ощущая (переживая) все свое тело, я буду выдыхать» – так он упражняется. «Успокаивая процесс дыхания, я буду вдыхать» – так он упражняется; «Успокаивая процесс дыхания, я буду выдыхать» – так он упражняется. «Ощущая (переживая) все свое тело, я буду вдыхать» – так он упражняется; «Ощущая (переживая) все свое тело, я буду выдыхать» – так он упражняется. «Успокаивая процесс дыхания, я буду вдыхать» – так он упражняется; «Успокаивая процесс дыхания, я буду выдыхать» – так он упражняется.
Таким образом, он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внутренне, или он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внешне, или же он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внутренне и внешне. Он пребывает, снова и снова наблюдая явление (dhamma) возникновения в теле, или он пребывает, снова и снова наблюдая явление исчезновения в теле, или он пребывает, снова и снова наблюдая явления возникновения и исчезновения в теле. И теперь он ясно памятует, что есть только тело. И мера знания соответствует мере памятования. Без зависти он пребывает, не цепляясь ни к чему в этом мире. Именно так, монахи, монах пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле.

1.2. Раздел о положении тела.
И снова, когда монах ходит, он распознает: «Я хожу»; когда он стоит, то он распознает: «Я стою»; когда он сидит, то он распознает: «Я сижу»; и когда он лежит, то он распознает: «Я лежу». В каком бы положении тела монах ни находился, он распознает это. Так он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внутренне, или он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внешне; или же он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внутренне и внешне. Он пребывает, снова и снова наблюдая явление возникновения в теле, или он пребывает, снова и снова наблюдая явление исчезновения в теле, или он пребывает, снова и снова наблюдая явления возникновения и исчезновения в теле. И теперь он ясно памятует, что есть только тело. И мера знания соответствует мере памятования. Без зависти он пребывает, не цепляясь ни к чему в этом мире. Именно так, монахи, монах пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле.

1.3.Раздел о бдительном осознавании
И снова, когда монах идет вперед или идет назад, он делает это с бдительным осознаванием; когда он смотрит прямо или смотрит по сторонам, то он делает это с бдительным осознаванием; когда он сгибается или выпрямляется, то он делает это с бдительным осознаванием; когда он ест, пьет, жует и вкушает, то он делает это с бдительным осознаванием; когда он мочится и испражняется, то он делает это с бдительным осознаванием; когда он ходит, стоит, сидит, засыпает, просыпается, говорит или молчит, то он делает это с бдительным осознаванием. Так он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внутренне, или он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внешне; или же он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внутренне и внешне. Он пребывает, снова и снова наблюдая явление возникновения в теле, или он пребывает, снова и снова наблюдая явление исчезновения в теле, или он пребывает, снова и снова наблюдая явления возникновения и исчезновения в теле. И теперь он ясно памятует, что есть только тело. И мера знания соответствует мере памятования. Без зависти он пребывает, не цепляясь ни к чему в этом мире. Именно так, монахи, монах пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле.

1.4. Раздел о созерцании нечистого
И снова монах направляет внимание на это тело, от ступней ног и от кончиков волос на голове, покрытое кожей и наполненное различными нечистотами, [думая]: «В этом теле есть волосы головы, волосы тела, ногти, зубы, кожа, плоть, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезенка, легкие, кишки, брыжейка, содержимое желудка, фекалии, желчь, слизь, гной, кровь, сало, пот, жир, слезы, слюна, носовая слизь, синовиальная жидкость и моча». монах рассматривает это тело, от ступней ног и от кончиков волос на голове, покрытое кожей и наполненное различными нечистотами, [думая]: «В этом теле есть...».
Так он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внутренне, или он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внешне; или же он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внутренне и внешне. Он пребывает, снова и снова наблюдая явление возникновения в теле, или он пребывает, снова и снова наблюдая явление исчезновения в теле, или он пребывает, снова и снова наблюдая явления возникновения и исчезновения в теле. И теперь он ясно памятует, что есть только тело. И мера знания соответствует мере памятования. Без зависти он пребывает, не цепляясь ни к чему в этом мире. Именно так, монахи, монах пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле.

1.5. Раздел о созерцании элементов
И снова, монах направляет внимание на это тело, независимо от его положения, рассматривая его как состоящее из элементов: «В этом теле есть элемент земли, элемент воды, элемент огня и элемент воздуха». монах так рассматривает свое тело.
Так он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внутренне, или он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внешне; или же он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внутренне и внешне. Он пребывает, снова и снова наблюдая явление возникновения в теле, или он пребывает, снова и снова наблюдая явление исчезновения в теле, или он пребывает, снова и снова наблюдая явления возникновения и исчезновения в теле. И теперь он ясно памятует, что есть только тело. И мера знания соответствует мере памятования. Без зависти он пребывает, не цепляясь ни к чему в этом мире. Именно так, монахи, монах пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле.

1.6. Раздел о девяти стадиях созерцания трупа
И снова, когда монах видит однодневное, двухдневное, трехдневное, распухшее, синее и гниющее мертвое тело, оставленное на кладбище, он сравнивает его со своим телом: «Поистине, это тело имеет ту же природу; оно станет таким же и не избежит этого».
Так он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внутренне, или он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внешне; или же он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внутренне и внешне. Он пребывает, снова и снова наблюдая явление возникновения в теле, или он пребывает, снова и снова наблюдая явление исчезновения в теле, или он пребывает, снова и снова наблюдая явления возникновения и исчезновения в теле. И теперь он ясно памятует, что есть только тело. И мера знания соответствует мере памятования. Без зависти он пребывает, не цепляясь ни к чему в этом мире. Именно так, монахи, монах пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле.
И снова, когда монах видит пожираемое воронами, пожираемое ястребами, пожираемое грифами, пожираемое псами, пожираемое шакалами либо пожираемое различными видами червей мертвое тело, оставленное на кладбище, то он сравнивает его со своим телом: «Поистине, это тело имеет ту же природу; оно станет таким же и не избежит этого».
Так он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внутренне, или он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внешне; или же он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внутренне и внешне. Он пребывает, снова и снова наблюдая явление возникновения в теле, или он пребывает, снова и снова наблюдая явление исчезновения в теле, или он пребывает, снова и снова наблюдая явления возникновения и исчезновения в теле. И теперь он ясно памятует, что есть только тело. И мера знания соответствует мере памятования. Без зависти он пребывает, не цепляясь ни к чему в этом мире. Именно так, монахи, монах пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле.
И снова, монахи, когда монах видит ставшее скелетом с остатками плоти и крови и скрепляемое сухожилиями мертвое тело, оставленное на кладбище, то он сравнивает его со своим телом: «Поистине, это тело имеет ту же природу; оно станет таким же и не избежит этого».
Так он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внутренне, или он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внешне; или же он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внутренне и внешне. Он пребывает, снова и снова наблюдая явление возникновения в теле, или он пребывает, снова и снова наблюдая явление исчезновения в теле, или он пребывает, снова и снова наблюдая явления возникновения и исчезновения в теле. И теперь он ясно памятует, что есть только тело. И мера знания соответствует мере памятования. Без зависти он пребывает, не цепляясь ни к чему в этом мире. Именно так, монахи, монах пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле.
И снова, когда монах видит ставшее скелетом без плоти, но с пятнами крови и скрепляемое сухожилиями мертвое тело, оставленное на кладбище, то он сравнивает его со своим телом: «Поистине, это тело имеет ту же природу; оно станет таким же и не избежит этого».
Так он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внутренне, или он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внешне; или же он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внутренне и внешне. Он пребывает, снова и снова наблюдая явление возникновения в теле, или он пребывает, снова и снова наблюдая явление исчезновения в теле, или он пребывает, снова и снова наблюдая явления возникновения и исчезновения в теле. И теперь он ясно памятует, что есть только тело. И мера знания соответствует мере памятования. Без зависти он пребывает, не цепляясь ни к чему в этом мире. Именно так, монахи, монах пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле.
И снова, монахи, когда монах видит ставшее скелетом без плоти и без пятен крови и скрепляемое сухожилиями мертвое тело, оставленное на кладбище, то он сравнивает его со своим телом: «Поистине, это тело имеет ту же природу; оно станет таким же и не избежит этого».
Так он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внутренне, или он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внешне; или же он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внутренне и внешне. Он пребывает, снова и снова наблюдая явление возникновения в теле, или он пребывает, снова и снова наблюдая явление исчезновения в теле, или он пребывает, снова и снова наблюдая явления возникновения и исчезновения в теле. И теперь он ясно памятует, что есть только тело. И мера знания соответствует мере памятования. Без зависти он пребывает, не цепляясь ни к чему в этом мире. Именно так, монахи, монах пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле.
И снова, монахи, когда монах видит просто отдельные кости, разбросанные повсюду: там кости руки, там кости ноги, там берцовые кости, там бедренные кости, там тазовые кости, там ребра, там позвоночные кости, там плечевые кости, там челюсть, там зубы и там череп от мертвого тела, то он сравнивает его со своим телом: «Поистине, это тело имеет ту же природу; оно станет таким же и не избежит этого».
Так он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внутренне, или он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внешне; или же он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внутренне и внешне. Он пребывает, снова и снова наблюдая явление возникновения в теле, или он пребывает, снова и снова наблюдая явление исчезновения в теле, или он пребывает, снова и снова наблюдая явления возникновения и исчезновения в теле. И теперь он ясно памятует, что есть только тело. И мера знания соответствует мере памятования. Без зависти он пребывает, не цепляясь ни к чему в этом мире. Именно так, монахи, монах пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле.
И снова, монахи, когда монах видит просто белые кости цвета раковины от мертвого тела, оставленного на кладбище, то он сравнивает его со своим телом: «Поистине, это тело имеет ту же природу; оно станет таким же и не избежит этого».
Так он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внутренне, или он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внешне; или же он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внутренне и внешне. Он пребывает, снова и снова наблюдая явление возникновения в теле, или он пребывает, снова и снова наблюдая явление исчезновения в теле, или он пребывает, снова и снова наблюдая явления возникновения и исчезновения в теле. И теперь он ясно памятует, что есть только тело. И мера знания соответствует мере памятования. Без зависти он пребывает, не цепляясь ни к чему в этом мире. Именно так, монахи, монах пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле.
И снова, монахи, когда монах видит лежащие в куче годичные кости от мертвого тела, он сравнивает его со своим телом:
«Поистине, это тело имеет ту же природу; оно станет таким же и не избежит этого».
Так он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внутренне, или он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внешне; или же он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внутренне и внешне. Он пребывает, снова и снова наблюдая явление возникновения в теле, или он пребывает, снова и снова наблюдая явление исчезновения в теле, или он пребывает, снова и снова наблюдая явления возникновения и исчезновения в теле. И теперь он ясно памятует, что есть только тело. И мера знания соответствует мере памятования. Без зависти он пребывает, не цепляясь ни к чему в этом мире. Именно так, монахи, монах пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле.
И снова, монахи, когда монах видит сгнившие и превратившиеся в пыль кости от мертвого тела, оставленного на кладбище, то он сравнивает его со своим телом: «Поистине, это тело имеет ту же природу; оно станет таким же и не избежит этого».
Так он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внутренне, или он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внешне; или же он пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле внутренне и внешне. Он пребывает, снова и снова наблюдая явление возникновения в теле, или он пребывает, снова и снова наблюдая явление исчезновения в теле, или он пребывает, снова и снова наблюдая явления возникновения и исчезновения в теле. И теперь он ясно памятует, что есть только тело. И мера знания соответствует мере памятования. Без зависти он пребывает, не цепляясь ни к чему в этом мире. Именно так, монахи, монах пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле.

2. Наблюдение за ощущениями

И как же монах пребывает, снова и снова наблюдая ощущения (vedanA) в ощущениях?
Здесь, когда монах испытывает приятное ощущение, он распознает: «Я испытываю приятное ощущение»; когда испытывает неприятное ощущение, то он распознает: «Я испытываю неприятное ощущение»; и когда испытывает ни приятное, ни неприятное ощущение, то он распознает: «Я испытываю ни приятное, ни неприятное ощущение».
Когда испытывает приятное ощущение, связанное с телом, он распознает: «Я испытываю приятное ощущение, связанное с телом»; когда испытывает приятное ощущение, не связанное с телом, он распознает: «Я испытываю приятное ощущение, не связанное с телом». Когда испытывает неприятное ощущение, связанное с телом, он распознает: «Я испытываю неприятное ощущение, связанное с телом»; когда испытывает неприятное ощущение, не связанное с телом, он распознает: «Я испытываю неприятное ощущение, не связанное с телом». ....
Так он пребывает, снова и снова наблюдая ощущения в ощущениях внутренне, или он пребывает, снова и снова наблюдая ощущения в ощущениях внешне; или же он пребывает, снова и снова наблюдая ощущения в ощущениях внутренне и внешне. Он пребывает, снова и снова наблюдая явление возникновения в ощущениях, или он пребывает, снова и снова наблюдая явление исчезновения в ощущениях, или он пребывает, снова и снова наблюдая явления возникновения и исчезновения в ощущениях. И теперь он ясно памятует, что есть только ощущения. И мера знания соответствует мере памятования. Без зависти он пребывает, не цепляясь ни к чему в этом мире. Именно так, монахи, монах пребывает, снова и снова наблюдая ощущения в ощущениях.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

Пред.След.

Эзотерическая литература