Дыхание - основа основ

Модератор: просто Соня

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9872
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Дыхание - основа основ

Сообщение 26 янв 2025, 08:07

Когда Вы Дышите так, Реальность Меняется Осознанное дыхание
https://www.youtube.com/watch?v=ejpX1u5kWOE
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9872
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Дыхание - основа основ

Сообщение 19 фев 2025, 14:45

Тибетская йога дыхания и движения: пробуждение священного тела - Тендзин Вангьял
Полностью - тут:
https://www.koob.ru/tenzin_wangyal_rinp ... acred_body

Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9872
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Дыхание - основа основ

Сообщение 21 мар 2025, 14:06

Тайна нимитты дыхания - Бхиккху Сона
Тайна нимитты дыхания или Случай недостающего примера

Во всех религиозных традициях мы часто встречаемся с наивной тенденцией понимать буквально то, что подразумевалось лишь как пример.
Обсуждение

Внимательность к вдохам и выдохам (анапанасати) является одним из наиболее важных объектов или подготовительных площадок для медитации, которые рекомендовал Будда. Это также один из наиболее широко распространённых медитационных методов, применявшихся в прошлом, и используемых нынешними поколениями.
В Висуддхимагге в описании практики внимательности к дыханию приводятся следующие слова:

«... Так и монах не должен искать вдохи и выдохи, а верёвкой внимательности и прутом понимания, установив ум на том месте, которого обычно касалось дыхание, должен продолжать осознавать это место. Поступая таким образом, они [вдохи и выдохи] вскоре вновь появятся в этом месте, подобно скоту, собирающемуся на водопой. Тогда он может охранять их верёвкой внимательности и привязать их к этому месту, подгоняя прутом понимания, и так продолжать медитацию на объекте.
Делая так, уму вскоре явится знак. Но он не одинаков для всех; напротив, некоторые говорят, что когда он появляется, он вызывает легкое прикосновение, подобно хлопку или шелку или прохладному дуновению.
Одним он является в виде звезды или горсти драгоценных камней или горсти жемчужин, другим - в виде грубого прикосновения, подобно [прикосновению] семян хлопка или деревянного бруса, третьим - в виде длинного шнура или гирлянды из цветов или клубов дыма, четвёртым - в виде растянутой паутины или слоя облаков, или цветка лотоса или обода колесницы или диска луны или диска солнца».

В Вимуттимагге говорится, что «...один объект медитации постигает знак посредством контакта. А именно, внимательность к дыханию. И опять, один объект медитации постигает знак путём взгляда или контакта. А именно, воздуха». Это определение важно. Оно говорит о том, что медитация на дыхании отличается от иных объектов сосредоточения тем, что она познаётся только осязанием. Визуальные объекты могут появляться во время медитации на дыхании в качестве побочного эффекта у некоторых практикующих, однако, медитирующий должен оставаться сосредоточенным только на ощущении прикосновения дыхания.
«... бхикку сидит, установив внимательность у кончика носа или на верхней губе, не обращая внимание на то, как приходят и угасают вдохи и выдохи, ....тело и знание в том, кто старателен [в этом устремлении] становится послушным, ....его мысли утихают... [и] его основные стремления угасают...»
Вимуттимагга предупреждает нас воздержаться от обращения внимания на подобные образы (и вместо этого обращать внимание на тактильное ощущение знака дыхания):

«Йогину, обращающему внимание на вдох, является знак вместе с приятным чувством, подобным тому, какое действие оказывает скользящий хлопок или шёлк. Подобное приятное чувство может вызвать и лёгкое дуновение. Таким образом, при вдохе и выдохе, воздух касается носа или губы и так устанавливается внимательность восприятия воздуха. Это называется образом. Если йогин развивает образ [знак] и расширяет его у кончика носа, между бровей, на лбу или устанавливает его в нескольких местах, он ощущает, что как будто бы его голова была наполнена воздухом. Развивая так, всё его тело наполняется блаженством. Это называется совершенством.

И вот снова йогин: видит несколько образов с самого начала. Он видит различные формы, подобные дыму, туману, пыли, золотому песку, или он переживает нечто похожее на покалывание или укус муравья. Если его ум ясно не осознает эти различные образы, он собьётся. Так он отвлечётся и не сможет достичь восприятия дыхания. Если его ум становится чистым, он не собьётся. Он обращает внимательность на дыхание и не позволяет возникать другим образам. Медитируя так, он сможет прекратить отвлечение и обрести утончённый образ [знак]. Он обращает внимательность на дыхание со свободным умом. Этот образ [знак] свободный. Поскольку этот образ [знак] свободный, то появляется желание. Желание быть свободным позволяет йогину обращать внимательность к дыханию с уравновешенностью. Уравновешенность, желание и радость быть свободным позволяют ему обращать внимание на дыхание, и его ум непоколебим. Если его ум непоколебим, он подавит все помехи (nivarana) и взрастит джхановые факторы. Так йогин достигнет спокойствия и возвышенной четвертой медитации (джханы). Таково полное объяснение вышеизложенного».

Эти предостережения не отвлекаться можно в точности найти в сутте о Внимательности к дыханию «Я не скажу, что развитие (медитации) дыхания (возможно) у того, кто забывчив, кто не полностью осознан».
Фразу «приятное чувство, подобное тому, какое действие оказывает скользящий хлопок или шёлк» следует понимать как приятное тактильное ощущение.
Предложение «это не зависит ни от цвета, ни от формы» ясно свидетельствует о том, что медитирующий не должен ожидать появления знака осознанности к дыханию в качестве визуального образа, поскольку невозможно постичь визуальное восприятие без цвета и формы. Из данного предложения можно вынести, что «знак» - это тактильное ощущение. Между прочим, в Патисамбидамагге, самом раннем и обширном источнике, нет ни одного упоминания во всем разделе о медитации на дыхании о визуальной или «светящейся» нимитте.

«Тот, чья внимательность к вдоху и выдоху совершенна, развита и постепенно растёт в соответствии с учением Будды, тот освещает мир, подобно полной луне, вышедшей из облаков».
«Подобно луне, вышедшей из облаков: Загрязнения ума подобны облакам, знание благородного подобно луне, монах подобен сыну божества, владеющему полной луной. Подобно тому, как луна выходит из облаков, выходит из тумана, свободная от дыма и пыли, освобождённая из когтей Демона-Затмения Раху, блестит, светит и сияет, так и монах, освобождённый от всех омрачений, блестит, светит и сияет. Поэтому «подобно луне, вышедшей из облаков» было сказано».

увеличивающаяся ясность и утонченность его восприятия объекта медитации - всего лишь «побочный эффект» ясности и света спокойного сосредоточенного ума.
И в заключение, я бы хотел подчеркнуть, что объектом дыхания является контакт с воздухом. Качество элемента воздуха крайне значимо в этой медитации. Если для Будды было бы важным только лишь чувство прикосновения, то проще было бы касаться своего носа пальцами. Познание лёгкости воздуха как телесного опыта крайне важно. Как написано в Вимуттимагге:
«Он ощущает, что как будто бы его голова была наполнена воздухом. Практикуя так, всё тело наполняется блаженством. Это называется совершенством».

Место, место, место

Во всех трёх трактатах определённо указывается установление контакта воздуха в области ноздрей. Более того, во всех трёх работах написано «либо у губы, либо у ноздрей»

Некоторые современные учителя полагают, что не имеет значения, в каком месте находится контакт с дыханием, вероятно, подразумевая эту фразу, которая приводится в сутте далее: «Чувствуя всё тело, он вдыхает...» и т.д.
« монах, делая длительный вдох, распознает, что он делает длительный вдох; делая длительный выдох, он распознает, что делает длительный выдох; делая короткий вдох, он распознает, что делает короткий вдох; делая короткий выдох, он распознает, что делает короткий выдох. Он тренируется вдыхать, восприимчивый ко всему телу, и выдыхать, восприимчивый ко всему телу. Он тренируется вдыхать, успокаивая телесное конструирование, и выдыхать, успокаивая телесное конструирование».
Всё это не означает, что есть только один способ достичь спокойствия в медитации на дыхании. Если вы развили технику, которая даёт в результате джхану, но не следует точным инструкциям [комментариев], это тоже хорошо. Что работает, то работает.

Итого

Следующие пункты - это краткие инструкции для практикующих медитацию на дыхании:
Установите внимательность на чувствовании дыхания / воздуха, который входит и выходит из тела.
Если появляются визуальные эффекты, не обращайте на них никакого внимания.
Если ум блуждает, не позволяйте ему делать это. Возвращайте его в точку соприкосновения с дыханием.
Держите внимание на этой точке в течение всей продолжительности вдохов и выдохов.
Чувство или восприятие чувства движения воздуха будет изменяться к статичному ощущению, что является признаком успокоения ума.
Пребывайте в этом воздушном, плавучем качестве, которое должно наполнить голову. Практикующий должен испытывать свежесть и воздушную пустоту в голове. Это может распространиться на всё тело. Это дальнейший признак увеличения спокойствия.
Оставайтесь с этой воздушной лёгкостью и сосредотачивайтесь на этом ощущении.
Все помехи должны угаснуть и появятся джахновые факторы различной степени интенсивности - слабые, средние или сильные. Для разъяснения дальнейших шагов смотрите Анапанасати сутту.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

Пред.

Эзотерическая литература