Дневники Кена Уилбера "Один Вкус" и Ошо

Модератор: просто Соня

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 8948
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Дневники Кена Уилбера "Один Вкус" и Ошо

Сообщение 14 июл 2021, 14:33

Почему это важно? Я обещал вернуться к этому ключевому вопросу превращения субъекта в объект. Речь вот о чём. высказывание знаменитого исследователя развития Роберта Кигана:
«Я не знаю никакого иного способа лучше описать процесс развития, чем сказать, что субъект одной стадии становится объектом субъекта последующей стадии».
поначалу это может звучать несколько загадочно, однако на самом деле смысл высказывания довольно прямо отражает суть происходящего.

До сих пор мы наблюдали возникновение и развёртывание четырёх основополагающих стадий развития: архаической физиологической (инфракрасной); магической, или импульсивной (пурпурной); стадии богов силы, или оппортунистической (красной); и мифико-конформистской, или фундаменталистской (янтарной).
.. Теперь самость может видеть предыдущую стадию в качестве объекта: новая самость, или новый субъект, способна видеть старый субъект в качестве объекта. То есть субъект предыдущей стадии стал объектом нового субъекта данной стадии. Итак, самость, или субъект, неспособна видеть эту новую стадию ибо она с нею отождествлена. Новая стадия становится новой скрытой картой: самость смотрит через эту карту на мир, но не может взглянуть на саму карту. Снова и снова субъект одной стадии становится объектом субъекта следующей стадии.
Жан Гебсер, один из первых великих исследователей развития, пришёл к тому же самому пониманию, выдвинув идею, что «самость одной стадии становится инструментом последующей стадии», – субъективная идентичность становится объективным инструментом, или тем, что можно увидеть и использовать в сознавании.
дело в том, что данный процесс представляет собой фактический способ, посредством которого каждая стадия эволюции становится всё более сознающей, всё более открытой, всё более всевключающей, более свободной и полной, более охватывающей, более целостной и более развитой. Путём разотождествления с более низкой, узкой и ограниченной самостью, путём видения её в качестве объекта и, одновременно, сдвига идентичности к новой, более высокой и всевключающей, более сознающей и всеобъемлющей самости – именно таким образом мы открываем себя всё более высоким, широким и глубоким стадиям эволюции. Стадиям развития сознания и расширения идентичности.
Мы видели, что идентичность расширяется от эгоцентрических стадий, на которых самость отождествлена только лишь с самой собою, только лишь с «я» или «мною», к этноцентрическим стадиям, на которых самость отождествляется с целыми группами (кланом, племенем, нацией, религией) – не просто со «мной», но с «нами». И уже на следующей стадии мы увидим, что она расширяется от этноцентрических «нас» к мироцентрической тождественности со «всеми нами». Это тождественность не просто с каким-то отдельно взятым племенем или группой, а со всеми группами, всеми людьми. Это поистине космополитическая идентичность, служащая движущей силой таких явлений, как борьба за всеобщие права человека (а не просто права какой-то отдельной избранной группы, как это было в течение большей части истории).
Многие из нас в какой-то степени уже ощущают эту большую мироцентрическую идентичность: мы чувствуем себя частью глобальной деревни; мы чувствуем, что ко всем людям необходимо относиться справедливо. Опять же, это очень новая идея, только сравнительно недавно возникшая в человеческой истории. Она пришла в мир лишь с возникновением этой более высокой мироцентрической стадии. Стадии, на которой мы обретаем понимание, что нечто происходящее на другом конце света может напрямую на нас повлиять, потому что те, кто живёт там, в каком-то смысле и есть мы (глобальное потепление, например, затрагивает всех нас) .
Отсюда идентичность может расшириться ещё дальше – от мироцентризма к космоцентризму, или тождественности не просто со всеми людьми, но со всеми сознающими существами, со всеми формами жизни, с системой Геи, Космосом и Основой всего Бытия вообще. Это необычайное эволюционное развёртывание – от эгоцентризма к этноцентризму, мироцентризму и, наконец, космоцентризму – возможно именно потому, что существует весь этот чудесный спектр бытия и сознания. Каждый из 6–8 уровней данного спектра представляет собой процесс трансценденции и включения – превосхождения и вбирания в себя. Вот почему каждый из уровней становится всё более и более цельным, всевключающим и всеобъемлющим.
То же самое можно сказать и исходя из чуть иного ракурса: подобно любой эволюционной последовательности (например, атомы – молекулы – клетки – организмы), каждый новый уровень, каждая новая стадия «превосходит и включает» предыдущие: молекулы включают в себя атомы, но также трансцендируют их, или выходят за их пределы, охватывая их в ещё большей целостности молекулы; клетки включают молекулы, но также трансцендируют, или превосходят, их, обёртывая их в даже ещё большей целостности клетки; организмы включают в себя клетки, но также и выходят за их пределы, обворачивая их в своей ещё большей целостности как организмов. Развитие есть обвитие (как считал Плотин), а посему оно прогрессивно приходит ко всё большим всевключению, охвату и интегральности. Каждая из рассматриваемых стадий, подобно любой иного рода эволюционной стадии, трансцендирует и включает предшественников, тем самым становясь всё более, и более, и более целостной.
Это распространяется и на человеческую эволюцию... И всё это возможно потому, что человеческая идентичность бесконечно пластична: она может переходить от наименьшей единичной идентичности (эгоцентричность), до всетождественности (космоцентричности). И всякий раз вы будете ощущать, что становитесь буквально всё больше, и больше, и больше, включая всё больше, и больше, и больше феноменов в своём сознавании и своей самости, до тех пор пока ваша самость как таковая и вся вселенная не станут одним и тем же чувством, что будет означать, что вы наконец-то вернулись к своей исконной и истинной природе.
Звучит неправдоподобно? Что ж, я прошу лишь о том, чтобы вы на время отложили свои предубеждения и последовали за процессом, пока мы шаг за шагом продвигаемся через каждую стадию. Тогда вы сможете проверить на своём собственном опыте справедливость наших утверждений и принять своё собственное решение. Ведь если то, о чём здесь сказано, верно и если практика осознанной внимательности действительно способна приводить к тому, для чего она изначально и была создана (а именно – показывать на опыте бесконечную целостность вашего собственного сознавания), тогда вы приближаетесь к одному из самых шокирующих постижений в своей жизни!
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 8948
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Дневники Кена Уилбера "Один Вкус" и Ошо

Сообщение 23 июл 2021, 21:56

Уровень 5: (оранжевый) рациональный модернистский

Итак, теперь мы подошли к моменту, когда уже возникла янтарная мифико-конформистская стадия – уровень 4. Идентичность переключилась из эгоцентрического режима в эндоцентрический, для этого уровня характерно рождение перспективы второго лица (а тем самым и примерять на себя роль другого); именно благодаря этому идентичность имеет возможность перейти от эгоцентризма к этноцентризму.
Следующий же, ещё более высокий, оранжевый уровень 5 сопровождается появлением ещё более высокой перспективы – перспективы третьего лица. Это способность принимать объективную, научную, универсальную перспективу. Тем самым происходит переключение идентичности от локальной этноцентрической к универсальной или глобальной мироцентрической – переход от «нас» ко «всем нам».
Это более универсальное, глобальное и просторное сознавание образуется, потому что сознание переходит от того, что известно как конкретно-операционный режим, к формально-операционному режиму. Способность выполнять «формальные операции» означает, что мысль может оперировать не просто конкретным материальным миром, но и самой мыслью как таковой. Мышление обретает здесь способность осознавать само себя, тем самым создавая возможность для возникновения интроспективной, добросовестной, саморефлексивной и универсальной идентичности – космополитической идентичности.
Философ Кант предложил определение космополитическому сознаванию в своём трактате «К вечному миру», выдвинув утверждение, что «нарушение права в одном месте чувствуется во всех других». Другими словами, существует глубоко ощущаемая солидарность со всем человечеством, и вопрос о всеобщих правах человека впервые в истории ставится именно на уровне 5 (исторически это совпадает с периодом Просвещения).
Коль скоро данная стадия – уровень 5 – характеризуется способностью мышления оперировать мышлением как таковым, ей даются такие наименования, как рассудок, разум, рациональность, добросовестная стадия, стадия достижений, совершенствования и самоуважения (она обозначается оранжевым цветом).
На этом уровне формируется потребность в том, чтобы у личности возникли самоуважение и позитивная самооценка, по той причине, что обретение перспективы третьего лица означает, что индивид может отстраниться от отождествлённости с собой и сформировать о себе объективное мнение. идёт речь о потребностях, связанных с самоуважением. Так в «иерархии потребностей» Маслоу потребность в самоуважении – это уровень 5.
Стало быть, хотя идентичность человека на уровне 5 и расширяется до глобальной и мироцентрической перспективы, данный уровень также характеризует и возникновение настоящей индивидуальности, ведь именно здесь формируется способность к саморефлексии вследствие разотождествления с конформистско-коллективистской ролью, свойственной предыдущей стадии. Из этноцентрического конформиста рождается мироцентрический индивидуум, данной стадии также характерно и возникновение стремления к совершенствованию, преуспеванию, достижениям, заслугам и прогрессу.
Перспектива третьего лица позволяет личности выйти за пределы сиюминутного и начать осознавать историческое время. Тем самым человек обретает способность сопоставлять настоящее с прошлым и воображаемым будущим. Следовательно, возникает желание улучшать настоящее, которое приводит к увлечённости совершенствованием, достижениями и прогрессом.
Но вместе с поразительным новшеством – появившейся способностью к принятию перспективы третьего лица – возникло историческое время. Вместе с ним появилось и понимание того, что обстоятельства можно улучшить, а не просто без конца болтаться по кругу в статус-кво: можно трудиться над тем, чтобы кардинально исправить положение дел.
Известные историки ... назвали её «эпохой разума и революций». Разум (позволяющий мыслить с точки зрения «как если бы» и «что если») позволяет рассматривать различные альтернативные реальности: альтернативы рабству, монархии (что если мы установим представительную демократию?), патриархату, фундаменталистской мифической религии (что если наука содержит в себе больше истины?).

Практически каждый ребёнок проходит через сходные внутренние перевороты «разума и революции», когда достигает подросткового периода, во время которого начинают формироваться оранжевая рациональность и потребность к самоуважению. Неожиданно на смену предыдущей конформистской стадии и её сильнейшему желанию не выделяться и быть таким же, как все, теперь приходит радикально индивидуалистическая стадия со своим сильным желанием именно отличаться от других.
Стало быть, если выбирать из этих двух уровней, на каком из них вы больше находитесь? Хотите ли вы не выделяться или же хотите отличаться? Приспосабливаться к социуму или же принимать свои собственные решения? Принадлежать к какой-то группе или же быть личностью? Являетесь ли вы убеждённым патриотом или же чувствуете себя жителем глобальной деревни? Выбираете ли вы национальную принадлежность или же космополитизм? Миф или разум?
И речь не идёт о том, что что-то одно правильно, а другое – нет; как выразился Гегель, каждая стадия адекватна, и каждая более высокая стадия ещё более адекватна. Однако основная мысль состоит в том, что независимо от того, к какому из этих уровней вы принадлежите, практика интегральной осознанности поможет вам перейти ко всё более и более высоким уровням, каждый из которых всё более и более адекватен, целостен и сознателен.

в мире развернулась серьёзная битва между двумя конкретными стадиями – янтарной стадией 4 (мифико-фундаменталистская и конформистская, часто именующаяся «традиционными ценностями») и оранжевой стадией 5 (рационально-достигающая и ориентированная на прогресс, часто именующаяся «современными ценностями»). Большинство цивилизаций и империй прошлого в качестве своей движущей силы имели стадию 4, или стадию мифической принадлежности. В своих самых ранних формах она зародилась около 6–7 тысячелетий назад и доминировала в человеческом сообществе вплоть до возникновения современности (модерна) на Западе; это произошло всего-то четыре столетия назад. С тех пор эти две основополагающих ценностных системы – традиционная и современная – находятся почти в перманентной войне друг с другом, характеризующейся противостоянием правительств, базирующихся на налагаемом «сверху вниз» контроле и принуждении (янтарная монархия, фашизм, коммунизм), с правительствами, базирующимися на разворачивающейся «снизу вверх» демократии (оранжевый уровень).

Эту битву между коллективистским уровнем 4 и индивидуалистическим уровнем 5 можно наблюдать почти повсеместно на нашей планете. Сам мировой политический порядок сегодня сталкивается не с новым мироцентрическим порядком (как на то надеялись ранее), а с изобилием более ранних этноцентрических устремлений и режимов. В некоторых случаях наблюдается фактическая регрессия от мироцентрических к этноцентрическим режимам. Вместо открытости новым идеям, экономическим системам, универсальным ценностям и международным соглашениям, центральными элементами здесь становятся этнические взаимосвязи, кровь и почва, геополитические территории, империалистические интересы и действия, которые благоприятствуют только родной для той или иной группы расе, крови, почве, территории.
Несколько злободневных примеров включают в себя украинский кризис и восстания в арабских странах. На востоке и юге Украины высока доля этнического русского населения, в результате чего насущной является угроза раскола страны (не без прямого интереса, исходящего от российского президента Путина). «Арабская же весна» не произвела на свет серию новых демократий, вопреки радужным надеждам мирового сообщества. Вместо этого произошёл взрыв этноцентрических сегментов населения, что привело к печальным последствиям: религиозная война в Сирии; хаос в Ливии и Йемене; восстановление диктаторского режима в Египте; а также провал Туниса (который некоторые силы рассматривали в качестве единственного успеха «арабской весны»).... Говоря вкратце, можно заключить, что Ближний Восток де-факто деволюционировал в бессчётное количество анархических, этноцентрических и контролируемых полевыми командирами фрагментов. В Азии процветает этноцентрический национализм, который базируется на расовой и этнической принадлежности и подпитывается империалистическим территориализмом.
Европейский союз, с другой стороны, является многообещающим примером объединения людей, движущихся от перспективы этноцентрической страны (когда существуем только я и моя нация в противостоянии всем другим нациям) к более мироцентрическому союзу (в который включены я, моя нация и многие другие нации). В подобном мироцентрическом союзе все нации объединяются друг с другом под сенью общего интегрирующего принципа. Это результат подлинной эволюции в направлении к более высокому уровню сознания и культуры – перехода от сознания стадии 4 к сознанию стадии 5 (и даже более высоких стадий развития).
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 8948
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Дневники Кена Уилбера "Один Вкус" и Ошо

Сообщение 26 авг 2021, 14:09

Медитация поможет вам стать тем сверхчеловеком, которым вы всегда хотели быть. Возможно, медитация даже попадёт в целый список множества методик самосовершенствования, которые вы уже используете для того, чтобы стать лучше, больше, более успешными и достигнуть большего. Мир делится на победителей и проигравших, и вы конечно же будете победителем, а медитация существует для того, чтобы помочь вам добиться именно этого.
Разумеется, все эти примеры предложены здесь в своих крайних формах; у вас они могут быть выражены в значительно меньшей степени и всё ещё исходить в основе своей из данной стадии достигателя.
Итак, что, если вы и вправду исходите из данной стадии? Мы уже начинаем видеть общий паттерн, каким образом выполняется практика интегральной осознанности (хотя мы ещё продолжим добавлять несколько других вещей по мере нашего продвижения). Но включает она, по меньшей мере, базовые шаги «раскапывания», «замечания», «видеозаписи» и «отпускания».

Раскапывание.

Сперва мы раскапываем эту скрытую карту, о существовании которой раньше и не догадывались, равно как не догадывались и о том, насколько сильно она контролирует наше поведение и нашу жизнь. При помощи общей составной, или интегральной, карты мы «диагностируем» нашу текущую психологическую конфигурацию, – в данном случае мы высматриваем основную базовую стадию развития, на которой находимся, высматриваем нашу базовую «высоту» в общем развитии – находится ли она на пурпурном, красном, янтарном, оранжевом… или, быть может, на одной из трёх или четырёх более высоких стадий, до которых мы очень скоро доберёмся?

Замечание.

Делаем мы это посредством выявления общих характеристик каждой из стадий. Затем мы сравниваем себя самих, свои убеждения и своё поведение с этими характеристиками, взвешивая, какая стадия или уровень наиболее к нам применима в основных сферах нашей жизни. Будьте бдительны: различные сферы нашей жизни могут активировать разные стадии.

Видеозапись.

Как только вы определили свою базовую стадию, или основополагающую скрытую карту, начните её удерживать, – думать её, чувствовать или видеть, – и применять к ней внимательное осознавание. сфокусируйтесь на определённой карте, которую вы скрыли в своём сознавании, – на этих фундаментальных грамматических правилах, управляющих значительной частью вашей жизни. Если это оранжевые достижения, сосредоточьтесь на том, что вы делаете, когда по-настоящему хотите чего-то достичь, что-то заполучить или ухватить. Непосредственно, прямо и тщательно прочувствуйте это ухватывание, – и запишите его на видео. Ведите съёмку со всех возможных ракурсов: какого цвета эти достижения? Какого они размера? Где они расположены (голова, сердце, живот, где-то ещё или в какой-то комбинации этих мест)? Как это выглядит, ощущается, пахнет? Какие вещи, как правило, активируют ваше схватывание, или склонности к совершенству и преуспеванию? Фокусируйтесь на этом чувстве преуспевания, достижения, получения, купания в превосходных результатах, и рассмотрите его со всех сторон.

Каждой стадии, в общем, свойственно какое-то ухватывание, цепляние или страстное желание что-то заполучить. На пурпурном уровне это жажда незамедлительного удовлетворения импульса; на красном – жажда власти; на янтарном – жажда Божьей любви или принадлежности абсолютной общине и т. д. Но на данной (оранжевой) стадии фундаментальный фокус лежит на цеплянии за совершенствование и превосходные достижения. Сфокусируйтесь на этом желании, этом «достигании», этом цеплянии, на том, как вы тянетесь к чему-то большему и лучшему. Ощутите его столь интенсивно, насколько сможете. Увидьте, как вы достигаете какой-то из своих целей, причём успех превосходит все ваши ожидания. Как ощущается достижение этого изобильного положения? Позвольте ему насытить всё ваше бытие, позвольте себе полностью пребывать в нём, всё время направляя на него своё осознавание.
И замечайте, что по мере того, как вы осознаёте какой-то конкретный момент или объект, вам совершенно ничего не нужно с ним делать. Практика внимательного осознавания или осознанности не выполняется исходя из идеи, будто должно произойти что-то ещё: вы практикуете осознавание просто ради него самого. Просто осознавайте объект; просто удерживайте его в чувствующем сознавании и записывайте на внутреннее видео. Цель именно в этом простом удержании. В рамках каждого конкретного сеанса медитации в этом-то и заключается цель или задача процесса: только лишь в простом присутствующем сознавании, и больше ни в чём.

Эффектом данной практики в конечном счёте станет раскрепощение вашей отождествлённости с этим скрытым субъектом. Вы позволите сознанию разотождествиться с ним, тем самым создавая открытость или просвет в сознавании для возникновения следующей, ещё более высокой самости и связанных с нею карт.
Произойдёт глубочайший сдвиг вашей идентичности, а также ваших ценностей и устремлений, того, чем вы мотивированы, что вас увлекает, – тем самым открывая двери для дальнейшего развития вглубь, ввысь, вширь. Но ни одну из этих идей не нужно удерживать в своём уме в момент, когда вы практикуете интегральную осознанность. Во время самой практики всё, что вам стоит делать, это удерживать в осознавании объект вашей медитации – только его, и ничего более.
На одной карикатуристе изображён престарелый мастер дзен, который с серьёзным выражением лица сидит на коврике для медитации рядом с молодым учеником, тоже сидящим на коврике, и говорит ему: «Дальше ничего не происходит. Это оно и есть».
Что ж, во время каждого отдельно взятого сеанса медитации это оно и есть. Дальше ничего и не должно происходить. Просто пребывайте в этом присутствующем чувствующем сознавании. Именно это и должно происходить дальше: осознавание и есть то самое действие, которое вы ищете. Просто удерживайте в осознавании скрытый субъект – его характеристики, качества или черты; именно само это удерживание и превращает данный субъект в объект.
Если вкратце, превращайте эту скрытую субъективную карту в сознательно переживаемый объект вашего сознавания. Смотрите на неё напрямую, вместо того чтобы использовать её как нечто, при помощи чего и через что вы видите себя, мир и свою жизнь. Смотрите на неё, а не посредством неё. Сделайте этот субъект объектом. И по мере того как вы это делаете, попросту отдыхайте в порождаемом этим сознавании – сознавании, которое будет открытым, чистым, расслабленным, зачастую безмолвным и, по большей части, свободным от мыслей. (Ваше сознавание будет осознавать мышление, тем самым оставаясь свободным от мышления; однако если мысли всё же возникают, это нормально: просто отпускайте их и возвращайте свой ум обратно к объекту медитации, пребывая в нём.)
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 8948
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Дневники Кена Уилбера "Один Вкус" и Ошо

Сообщение 30 авг 2021, 08:35

Отпускание.

По мере того как вы выполняете данную практику, вы начнёте ощущать безграничный океан свободы и освобождения, ибо вы высвобождаетесь из ограничивающей отождествленности с этой скрытой картой и её тесными рамками. Это обширное чувство открытости, просторности и свободы и представляет собой аспект разотождествления, «трансценденции» и отпускания в практике интегральной осознанности. Вы видите этот скрытый субъект, с которым доселе были отождествлены, как объект своего сознавания (вы записываете на своё внутреннее видео все его детали); как следствие, он более не является ни чем-то скрытым, ни субъектом как таковым: теперь это осознаваемый объект. Вы разорвали свою тождественность с ним, так что теперь попросту удерживайте его в сознавании, как вы удерживали бы камень, дерево или дом – то есть как нечто, что вы видите, а не нечто, чем вы являетесь. (Именно это отпускание и создаёт открытое, чистое, ясное пространство в вашем сознавании, в котором может эмерджентно возникнуть – и обязательно возникнет – следующий, более высокий уровень развития.)
Через мгновение мы увидим, что внимательное осознавание в действительности позволяет вам соприкоснуться со своим настоящим Я, истинным Я, наблюдающим Я, чистым свидетельствующим сознаванием. Мы разберёмся, что именно это значит. Пока же просто продолжайте «записывать» при помощи своего внимательного осознавания всё происходящее в текущей ситуации, что бы это ни было. Или же, если вы уже распознали свою нынешнюю основополагающую скрытую карту, тогда направляйте лазерный луч внимательного сознавания прямо на неё по 20–30 мин или около того один-два раза в день. И в любом случае просто пребывайте в свидетельствующем сознавании, пока оно становится всё более и более свободным!

На самом деле, хорошим ходом может быть чередование практики внимательного осознавания скрытой карты с краткими периодами внимательного осознавания «укореняющего» элемента. Я настоятельно рекомендую, чтобы таким элементом было чистое, неограниченное и безбрежное Сознавание как таковое. переключите внимание на чистое свидетельствование как таковое – чистое безграничное Сознавание (а не какое-либо сознаваемое содержимое ума). Просто осознавайте своё текущее подлинное чувство Я ЕСТЬ, просто пребывайте в этой чистой Я ЕСТЬ-ности – нерождённой, неумирающей, неограниченной и безбрежной. Просто отдыхайте в обширном, открытом, чистом, ясном, пустотном и прозрачном пространстве, вашем собственном чистом бытии, и купайтесь в этой изобильной полноте – истинном условии вашей жизни. Выполняйте эту практику в течение пяти минут, затем возвращайтесь к внимательному осознаванию карты в течение пяти минут или около того, а затем снова к безграничному сознаванию и чистому чувству Я ЕСТЬ. Итак, чередуйте эти практики, выполняя их по пять минут – до конца сеанса медитации.

Одна из целей данного упражнения состоит в том, чтобы всё больше и больше углублять своё знакомство с собственным чистым свидетельствующим сознаванием, своим чистым и бесконечным Я ЕСТЬ. В особенности сосредоточьтесь на том, чтобы научиться чётко различать между этим предельным состоянием (вашим истинным Я) и ограниченными картами, с которыми вы ошибочно отождествились (вашим обусловленным, конечным и обособленным «я»). Это позволит придать сверхускорение процессу вашего разотождествления со своим маленьким «я» и будет всё больше и больше открывать вас для истинного Я, вашего Изначального лица, вашего нерождённого и неумирающего Бытия – такого, как оно есть.
Стало быть, начиная чередовать осознавание своего малого и конечного «я» с сознаванием своего истинного Я, вы придадите ускорение процессу отпускания своего ложного и ошибочного малого «я». Предлагаю вам с этого момента включить этот момент во все свои медитативные упражнения.

Насколько долго и часто вам следует выполнять эту практику? Я рекомендую начать с малого и постепенно расширять практику. Так что можно начать с выполнения 20-минутного сеанса один раз в день (включив в него две пятиминутные подсессии осознавания карты и две пятиминутные подсессии пребывания в Я ЕСТЬ), причём начинайте с закрепления в чувстве Я ЕСТЬ. Затем, по мере того как вы освоитесь с данной практикой, можно добавить ещё один сеанс, так чтобы выполнять практику, скажем, по утрам и вечерам. Далее вы можете расширить длительность каждого сеанса, перейдя к медитациям сначала по 30 минут, а затем и по 40 минут. Постепенно можно довести длительность медитативного сеанса до часа. Также вместо двух получасовых сеансов можно ежедневно практиковать один часовой сеанс.
дело не в том, насколько длительной является ваша медитация, а в том, насколько регулярно вы практикуете. Именно регулярность есть самое главное условие. Если вы приступаете к ежедневной практике по 20 минут, а затем вдруг обнаруживаете, что медленно, но верно начинаете пропускать сеансы, – особенно если вы испытываете ужас перед перспективой близящегося сеанса практики, – тогда незамедлительно сократите время сеанса. Просто практикуйте по 10 минут раз в день, но обязательно ежедневно. Не пропускайте ни дня! если вы сократите сеансы до 10 минут и всё равно продолжите их пропускать или же с ужасом ожидать, то сократите время буквально до трех-четырех минут. Всегда можно найти три-четыре минуты, чтобы тихо посидеть в каком-то уединённом месте и просто расслабиться на несколько минут в присутствующем сознавании.
Просто относитесь к сеансу медитации как к своему бытийному времени – времени, которое вы посвящаете чествованию собственного бытия. И по мере того как вы будете регулярно практиковать, это станет привычкой, а именно привычка к практике и является основополагающим компонентом. Сформируйте у себя привычку, а затем постепенно расширяйте её, пока снова не начнёте пропускать сеансы или с тревогой их ожидать. В таком случае снова отступите на шаг назад. В какой-то момент вы сможете подобрать для себя идеальные периоды для практики в течение дня. Это справедливо для любой медитативной практики, независимо от уровня или состояния, с которым вы работаете.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 8948
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Дневники Кена Уилбера "Один Вкус" и Ошо

Сообщение 09 сен 2021, 02:55

* * *
Очень скоро мы более подробно рассмотрим эти «свободные от мыслей зазоры» в сознавании, которые начинают случаться, когда вы свидетельствуете свои скрытые карты и обращаете субъекты в объекты, тем самым разотождествляясь с более низко уровневой картой, то есть отпуская её. Как я уже упомянул, вы увидите, что эти области вашего собственного сознавания в действительности представляют собой предельную цель и сущностное назначение всех медитативных систем: фактически это открытие доступа к вашей высшей самости, вашему истинному Я, вашему предельному Бытию, чистому Я ЕСТЬ, подлинному Духу, смотрящему вашими глазами, слышащему вашими ушами, ощущающему вашими чувствами. Вот что в дзен, – представляющем собой, пожалуй, самую известную медитативную систему мира, – называется вашим «Изначальным лицом», то есть вашей истинной природой, вашим предельным и пробуждённым Бытием. Именно это Я ЕСТЬ, или Изначальное лицо, и упоминает Христос в Новом Завете: «Прежде, нежели был Авраам, я есмь» (от Иоанна 8:58). Это совершенная правда, и каждый человек может её выразить в отношении себя. Мы ещё будем на собственном непосредственном опыте в подробностях исследовать сознавание «Я ЕСТЬ».
Вы получите чёткие инструкции для медитативных упражнений, которые позволят напрямую вызывать в вас и состояние чистого свидетеля, или истинного Я, вашего Изначального лица, и даже ещё более высокое – или предельное – состояние недвойственного сознания, или сознания единства. В нём свидетель исчезает в единстве со всем свидетельствуемым; видящий и видимое обретают Один вкус, и предельная недвойственная реальность – таковость или сущность этого и каждого мгновения – становится радикально очевидной. Посему, пожалуйста, испытайте на своём опыте эти упражнения, а затем сами для себя решите, как вы ко всему этому относитесь.

Сегодня эта многослойная археология проявляет себя в реальном человеческом развитии начиная с первых собственно человеческих стадий (которые уже к этому моменту превосходят и включают все предыдущие уровни во вселенной). Таким образом, хотя значительная часть населения США, к примеру, имеет способность к современной рациональности стадии 5, каждый человек всё равно рождается на первой стадии – архаической сенсомоторной (на которой и пребывают в течение первого года или около того). Далее они продвигаются к пурпурной стадии 2 – магико-импульсивному уровню, – что обычно длится с возраста одного года до трех-четырех лет (этот уровень и представляет собой сущность того, что известно как «ужасная двухлетка»). Затем начинается следующая основополагающая стадия – уровень 3, или красная стадия стремления к власти и безопасности (боги силы/власти). Она длится примерно до возраста шести-семи лет, после чего появляется янтарная мифико-конформистская стадия, или уровень 4. Она длится до подросткового возраста и служит топливом для целой фазы «давления сверстников», которой характерна сильная доминанта потребностей в конформности и принадлежности. В подростковом возрасте может начать возникать оранжевая стадия, или уровень 5 – возраст «разума и революций», когда на первый план вырываются подростковый бунт и индивидуализм.
Пока же мы просто отмечаем сам факт возникновения оранжевой рациональной стадии, или уровня 5. Это один из самых значимых и важных уровней сознания, которые когда-либо возникали в истории человечества; тень этого уровня падает на весь современный мир – хочется нам того или нет.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 8948
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Дневники Кена Уилбера "Один Вкус" и Ошо

Сообщение 12 сен 2021, 18:01

Уровень 6: (зелёный) плюралистический постмодернистский

«Пост» в слове «постмодернизм» означает, что этот следующий и более высокий уровень сознания, подобно всем всё более высоким уровням, породил новую и более высокую перспективу. Тогда как оранжевая рациональная современность (модерн, или «новое время») дала начало перспективе третьего лица, эта новая стадия – известная под различными наименованиями: плюралистическая, постмодернистская, чувствительная, индивидуалистическая, мультикультуральная (обозначается она зелёным цветом) – зародилась вместе с перспективой четвёртого лица.
(Сам «плюрализм», или убеждённость в том, что существует множество различных, но в равной степени важных подходов к реальности, – может быть возведён в крайность; в таком случае он становится «релятивизмом», или убеждённостью в том, что существует только лишь множественность подходов и никакие универсальные или глобально унифицированные подходы, никакие «большие картины» верные для всех невозможны.
Во многих случаях в критике, предложенной постмодернизмом, присутствовала изрядная доля истины (в конце концов, все предыдущие уровни действительно являлись более узкими по своему охвату и включению, нежели этот более высокий и новый уровень сознания). Однако общая тенденция состояла в том, что положения постмодернизма оказывались возведены в крайность; это приводило к тому, что они начинали противоречить сами себе. Постмодернизм утверждал, что нет никаких универсальных истин; что всякое знание является контекстуально ограниченным, причём контекстов может быть бесчисленное множество, а следовательно – всё, что мы знаем, зависит от интерпретации.
Проблема, однако, состоит в том, что постмодернисты утверждают универсальную истинность положения о том, что не существует универсальных истин; они утверждают, что обладают более совершенным воззрением, но при этом также утверждают, что не может быть более совершенных воззрений. Ой! Ввиду вышесказанного данную тенденцию к самопротиворечию необходимо отслеживать в любом постмодернистском движении или идее – включая ситуации, когда идеи эти проявляются и в вас самих.
Именно здесь в дело вступает обычное постмодернистское самопротиворечие, что приводит к плачевным результатам. (Например, навязывание зелёных демократических структур подобным обществам попросту приводит к «свободным выборам» очередного военного диктатора.)

В США примерно 40 % населения находится на янтарной волне традиционных мифико-религиозных ценностей; около 50 % – на оранжевой волне модернистских, рациональных и научных ценностей; и примерно 25 % – на зелёной волне плюралистических и постмодернистских ценностей. (В сумме получается больше, чем 100 %, из-за того, что имеются значительные взаимоналожения волн развития сознания друг на друга.) Общепризнано, что культурные войны – это баталии между традиционными «религиозными» ценностями, современными «научными» ценностями и постсовременными «мультикультуралистскими» ценностями, что в точности совпадает со стадиями 4, 5 и 6.
До тех пор, пока эти три системы ценностей являются основными стадиями, эти войны будут продолжаться, не стихая. Причина состоит в том, что каждая из них является скрытой картой. И дело в том, что вы не сможете изменить скрытые карты человека посредством аргументов, данных, свидетельств или каких-либо иных доказательств.

Пока же давайте посмотрим на зелёный плюрализм или релятивизм (и начнём отслеживать его в себе, если что-либо из указанного применимо к вам). В первую очередь, данный уровень верит, что в мире нет ничего, что было бы лучше чего-либо другого; что то, что истинно для конкретного человека, представляет собой истину именно для него, – нельзя навязывать свои убеждения кому-то другому, утверждая, будто вы правы, а этот человек не прав. У тебя своя правда, у них своя, и разговор закончен. Сходным образом, любое ранжирование и любые иерархии табуированы. Что должно возникнуть, так это партнёрские общества, в которых все люди воспринимаются как равные.
Можно добавить, что появляющийся в результате новый подход не основывается на абстрактной рациональности или логике: он основывается на чувствах и исходит прямиком из сердца, а не из головы; мышление нужно отключать, а к чувствам подключаться. Сердце является основой всей доподлинной истины, которая только возможна, и оно должно быть «воплощено» – заземлено в чувствах, а не мыслях. Все предшествующие подходы являются «старой парадигмой», а этот новый подход – «новая парадигма».
социальные философы подвергли её серьёзным нападкам за то, что она совершает нечто известное как «перформативное противоречие». Иными словами, вы сами делаете то, что, по вашим утверждениям, никто не должен делать и что вообще делать недопустимо.

Стало быть, вы, возможно, захотите отслеживать, как сами осуждаете людей за то, что они кого-то осуждают; или то, как вы свысока смотрите на людей, которые допускают какое-либо ранжирование; или чувствуете себя некомфортно в присутствии кого-то, кто полагает, будто сам он знает истину, а другим она недоступна. В таких эпизодах вы будете видеть, что делаете в точности то же самое, за что порицаете других. Вы осуждаете их за то, что они осуждают; вы ранжируете их за то, что они ранжируют; вы чувствуете, что обладаете истиной, а не они, когда они заявляют о том, что знают истину. На самом деле вы бы хотели навязать свои взгляды людям, которые навязывают свои взгляды другим людям. Если вкратце, вы хотите относиться ко всем людям равным образом, но открыто или тайно недолюбливаете тех, кто не разделяет данного вашего воззрения. Так что вы сами совершаете именно то, что, по вашим же словам, делать нельзя.
Поэтому можно начать с того, чтобы наблюдать за теми способами, посредством которых вы осуждаете людей за то, что они выносят суждения. Так что начинайте свои медитативные сеансы – после центрирования себя в чистом Я ЕСТЬ – с удержания в своём осознавании самого акта вынесения негативного суждения о чём-либо.

Итак, как именно ощущается негативное суждение? Как выглядит взирание на кого-то свысока? Как это пахнет? Какого это цвета? Где оно расположено (в голове, сердце, животе, где-то ещё)? Каковы качества того человека, которого вы особенно осуждаете? Что именно в его качествах вызывает в вас это скрытое осуждение? От вас не требуется ничего делать с этим осуждением, – просто удерживайте его в пространстве чувствующего сознавания и отчётливо воспринимайте его в качестве объекта. Помните о том, что необходимо чередовать сеансы внимательной фиксации своего процесса осуждения на внутреннюю видеокамеру с сеансами просто пребывания в чистом присутствии и чувстве Я ЕСТЬ.

На самом деле плюрализм, опираясь на свои же собственные ценности, должен был бы сказать, что всё, что помогает человеку добраться до данной стадии, на которой они могут начать относиться к людям с позиций равенства, это хорошо; недостижение же этой стадии целостности, а следовательно – неспособность относиться ко всем людям справедливо, это плохо, неправильно, хуже, чем могло бы быть. Это истина, верная для всего спектра развития сознания, – а именно: каждый уровень адекватен и хорош для своих собственных обстоятельств, однако каждый более высокий уровень «более адекватен», а следовательно, в каких-то смыслах и «более хорош». Каждый более высокий уровень всё более и более всевключающий, более всеохватывающий, более целостный, более сострадательный, более нравственный и любящий.
Более высокие стадии развития не являются «в равной степени столь же хорошими», – они лучше: они имеют большую целостность, они более всевключающи, а следовательно – и более моральны, более заботливы, более любящи, более ценны (и являются менее притесняющими и менее доминирующими). Вот такое суждение является и истинным, и хорошим, и приносящим благо, и всё больше людей должны начать думать подобным образом, ведь чем больше в мире мышления такого уровня, тем лучше будут относиться друг к другу люди.

всё вышесказанное указывает на ещё один важный факт, который упускается из виду постмодернистским плюрализмом: существует два типа иерархий, а не один. Есть иерархии доминирования и иерархии роста. Иерархии доминирования и вправду являются чем-то притесняющим. Однако иерархии роста есть нечто прямо противоположное: чем выше уровень, на котором вы находитесь, тем более всевключающим, заботливым, любящим и объемлющим вы являетесь (то есть менее доминирующим и притесняющим).
Все модели развития сознания, которые мы здесь обсуждаем, – в том числе и общие 6–8 стадий взросления – это иерархии роста. На самом деле в природе большинство иерархий являются иерархиями роста, как в случае с последовательностью от атомов к молекулам, клеткам и организмам. Каждый из этих уровней «превосходит и включает» предыдущий, так что он становится всё более и более цельным, всё более и более всевключающим, всё более и более всеобъемлющим. И более высокие уровни не притесняют более низкие уровни, – они их объемлют и любят. Молекулы не ненавидят атомы, не подавляют их и не доминируют над ними. Они их включают и обнимают.

Стало быть, если вы обнаруживаете в себе скрытую карту стадии 6, тогда имеет смысл направить на неё яркий луч осознанности и испепелить её лазером своего осознавания. На что вам следует направить своё осознавание и к чему приложить свою осознанность, так это на простую установку на вынесение оценочного суждения – будь то отрицательной или положительной оценки. Смысл же в том, чтобы просто записывать на внутреннюю видеокамеру само действие по вынесению суждения, само чувство этого, сам акт мышления или чувствования, что вот это лучше, чем вот то.
Итак, мы уже подчёркивали, что в некоторых случаях, по крайней мере в относительном мире явлений, встречаются ситуации, когда что-то одно лучше, чем что-то другое, и это вполне нормально. Но в контексте практики интегральной осознанности наша цель – «трансцендировать и включить» сам процесс вынесения суждения. Это значит, что в аспекте «трансцендирования» мы хотим отпустить саму активность по вынесению суждений как таковую («включая» её путём простого непосредственного осознавания), без какого-либо отождествления с нею, осуждения, отрицания или оправдания. Вам просто нужно снимать эту активность на внутреннюю видеокамеру, – просто охватывать чувствующим сознаванием саму деятельность по вынесению суждений как таковую. «Вот это ЛУЧШЕ, чем то…» – как это вами ощущается? Где расположено чувство, соответствующее процессу вынесения суждения? Какого оно цвета, какой формы, как выглядит, какой запах имеет, какие ощущения вызывает? Надёжно удерживайте в осознавании процесс вынесения суждения, просто записывая его на внутреннее видео – всецело, полностью и со всей тщательностью. Общим эффектом данной процедуры будет реальное выполнение того, о чём плюрализм лишь заявляет: вы отпустите сам процесс вынесения суждений как таковой.
Когда мы прикладывали непосредственное чувствующее сознавание к тому или иному качеству, свойству, такая практика осознанности и вправду способствует превращению субъекта в объект. если ранее мы были отождествлены с тем или иным аспектом – он был частью нашего субъекта, нашей текущей самости, – практика осознанности поможет нам разотождествиться с ней, отпустить, трансцендировать её, или превзойти, и открыть нам следующий, ещё более высокий – и более целостный, более всевключающий, более совершенный – аспект. И здесь важно, что независимо от того, каким именно является новый аспект, ваша система уже его знает: он уже присутствует; ждёт момента, когда он сможет эмерджентно возникнуть; поджидает, когда же вы отпустите свою теперешнюю идентичность и откроетесь для следующей, более высокой.
Когда приходит подобная открытость, трансценденция, отпускание, тогда природа, если так можно выразиться, берёт своё и продолжает следовать по своей естественной траектории. И следующий, более высокий аспект возникнет, естественно и спонтанно выйдет на передний план, и вы отождествитесь с этой новой характеристикой. Она-то и станет частью вашего нового субъекта, вашей новой самости, вашего более всевключающего, любящего и сознательного «я».

То же самое справедливо и для процесса вынесения суждений. Считаете ли вы любые оценочные суждения чем-то плохим или же выносите веские суждения о каком-то явлении, это, в каком-то смысле, не имеет особого значения. Через превращение вашего текущего субъекта в объект – чем бы он ни был – естественным образом будет возникать новый, следующий по очереди и более высокий, более всевключающий и более сознательный субъект, равно как и соответствующая ему самость. Если ваши текущие суждения о том или ином предмете в какой-то мере истинны, универсальны и действительно несут благо, они никуда не исчезнут: вы будете их осознавать во всё большей степени, однако фундаментальным образом это их не изменит. Если же есть какие-то более высокие типы суждений в вашей системе (заложенные в ней миллионами лет эволюции всего человеческого вида), тогда это позволит вам с ними отождествиться, – они станут частью ваших новых, более высоких, более всевключающих, более целостных и более сознательных самости и субъекта.
И знаете что? Всё это ведёт прямиком к Богу!
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 8948
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Дневники Кена Уилбера "Один Вкус" и Ошо

Сообщение 26 сен 2021, 22:46

Уровень 7: (бирюзовый) интегральный

Ранее я говорил, что зелёный постмодернистский уровень сознания, или уровень 6, вплоть до сегодняшнего момента был последним из основных уровней, которые возникли в истории или человеческой эволюции. И если брать широкие масштабы, это действительно так. Однако несколько десятилетий назад исследователи развития стали замечать редкие случаи возникновения совершенно иного типа стадии или уровня, который фундаментально и в значительной степени отличается от всего, что до сих пор успело возникнуть во всей человеческой истории. Все предыдущие уровни – вплоть до зелёного постмодернистского плюрализма включительно – верят, что их истина и ценности являются единственно истинными и ценными во всём мире; все другие ошибаются, заблуждаются, являются инфантильными или попросту неверными.
Однако для этого вновь возникшего уровня характерно понимание, что каждому предыдущему уровню сознания (без исключения) присуща какая-то своя значимость. И уж как минимум, каждая из этих стадий является ступенью к дальнейшему росту и развитию. Без этих ступеней вообще не было бы никаких роста и развития как таковых. Подобно тому, как нельзя продвинуться от атомов к клеткам и организмам, пропустив молекулы, так же невозможно пропустить и какую-либо из стадий развития: все они необычайно важны и значимы, и новой стадии развития это оказалось интуитивно понятным. Клэр Грейвз назвал это «судьбоносным скачком», благодаря которому «преодолевается смысловая пропасть невероятной глубины». Он указал, что ничего даже отдалённо похожего никогда не существовало в человеческой истории.
Возникновение этой стадии, судя по всему, и вправду имеет судьбоносное значение, меняющее курс истории. Оно действительно произошло лишь недавно, но в перспективе может оказаться единственной важнейшей и глубочайшей трансформацией во всей истории человечества. Давайте вкратце рассмотрим его, ведь, скорее всего, оно укажет вам и на ваше собственное более возвышенное будущее.
Важно подчеркнуть глубокую разницу между этим новым уровнем и всеми предыдущими уровнями (инфракрасным архаическим, пурпурным импульсивным, красным уровнем власти, янтарным конформистским уровнем, оранжевым рациональным и зелёным плюралистическим). Эти первые шесть уровней получили название уровней «первого порядка», а новые уровни (оказалось, что у вновь возникшего сознания есть несколько подстадий) были названы уровнями «второго порядка». То же самое деление проводил и Маслоу, акцентировавший различие между «дефицитарными потребностями» (первый порядок) и «бытийными потребностями» (второй порядок). Уровням первого порядка свойственны частичность, узость, исключение, отделение и мотивированность восполнением нехватки чего-либо; уровням второго порядка свойственны всевключение, всеохватность, объятие всего, целостность, интегральность, а мотивированы они изобилием.
Итак, впервые в истории в сколь-нибудь значимой степени возник подобный уровень сознания. Он всё ещё довольно редок: сегодня лишь около 5 % населения мира находится в той или иной мере на интегральных уровнях сознания. Но данные уровни меняют всё: они буквально трансформируют наши воззрения практически на всё, с чем взаимодействуют. Сама интегральная теория как таковая мотивируется именно этими уровнями – или, по крайней мере, стремится к этому.

Этот общий уровень – интегральный уровень 7 (обозначенный бирюзовым цветом) – также известен как «интегрированный», «холистический», «стадия стратега», «системный» и т. д., причём все эти названия указывают на его всеобъемлющую природу.
Интегральный уровень является самым всевключающим, самым утончённым, самым сложным, самым осознающим, самым всеобъемлющим и включающим наибольшее количество перспектив из всех уровней, которые до сих пор возникли в истории. Это и вправду «судьбоносный скачок в осмыслении». Это первый уровень во всей человеческой эволюции, который убеждён в том, что все остальные уровни в какой-то степени важны, тогда как сами эти уровни верят лишь в то, что важны только они. Это по-настоящему целостный, всевключающий, всеобъемлющий и всеохватывающий уровень.
Если в вас в достаточной мере присутствует этот общий интегральный уровень, тогда движущей вами силой, в первую очередь, будет стремление к целостности. Вы, как правило, будете стремиться к «большим картинам». Вы будете преисполнены желания узнать, как всё согласуется со всем остальным и каким образом каждое из наблюдаемых явлений занимает своё уникальное место в этом удивительном Космосе. В любом споре вы будете склонны видеть не то, что какая-то одна сторона всецело права, а другая неправа, но то, что у обеих сторон в распоряжении есть какая-то своя значимая доля истины, а стало быть – можно прийти к более объёмному видению, которое охватывало бы и ту, и другую стороны истины. Вы будете повсюду распознавать взаимосвязи, будучи уверенными, что всё имеет отношение ко всему остальному и взаимосвязано со всем каким-то глубинным образом. Для вас знание не будет подразделено на десятки различных раздробленных, обособленных и изолированных дисциплин; в вас будет крепнуть уверенность, что каким-то образом всё знание сплетено в едином целостном динамическом «гобелене». Вы станете видеть отношения между явлениями там, где ранее видели лишь обособленные вещи, и повсюду вам в глаза будут бросаться сетевые взаимосвязи. Но посреди всего этого будет звучать единство-в-многообразии, взывающее к вам напрямую.

Если в вас присутствует значительная доля этой стадии, вы будете ценить целостность превыше практически всех остальных качеств. Стало быть, что касается практики осознанности, просто сфокусируйте своё осознавание на этом чувстве или идее целостности. Как ощущается целостность во всех тех сферах, в которых вы её распознаёте? Сосредоточьтесь на самом чувстве целостности как таковом, как бы оно ни проявлялось. И вновь наблюдайте, как оно выглядит, как ощущается, какой запах имеет; какого оно размера, какой формы, какого цвета; где оно расположено? Запишите на внутреннюю видеокамеру это ощущение, идею, чувство целостности со всех возможных ракурсов. По-настоящему привнесите его в своё осознавание в качестве объекта, извлеките его из своей субъективной идентичности, или отождествленности, и откройте сознавание для даже ещё более высоких эмерджентных качеств! У вас всегда будет доступ к осознаванию целостности, – просто вы более не будете исключительно отождествляться с этим чувством. Вы трансцендируете и включите его в следующем более высоком уровне, в котором вы однажды поселитесь и обживётесь, каким бы он ни был.
Пока же этот интегральный уровень воспринимается и понимается как самый передний край эволюции как таковой. Поскольку эволюция не прекращается, в будущем всегда будут появляться ещё более высокие уровни целостности, осознавания и всевключения, в практических целях предлагаю пока что ограничиться пониманием, что на сегодняшний день бирюзовый интегральный уровень является наивысшим из тех, развития до которых можно ожидать от человека. Ещё более высокие уровни, которые возможно достичь, представлены менее чем одной десятой процента населения Земли. Вскоре мы их упомянем – попросту потому, что если вы достигли интегрального уровня сознания, вы становитесь открыты для того, чтобы перейти к ещё более высокому уровню, который мы будем обобщённо называть «сверхинтегральным», или уровнем «третьего порядка». Пока же данный бирюзовый уровень будем называть просто «интегральным уровнем».
И, поскольку вы дочитали до этой страницы, очень вероятно, что вы – да, вы! – тоже находитесь на этом переднем краю. Если дело так и обстоит, вы в особенности будете жаждать целостности. Вы будете хотеть видеть, как всё взаимосвязано со всем; у вас будет желание находить и видеть связующие узоры – паттерны, которые всё соединяют; вы будете томиться в стремлении обнаружить, каким образом ваша жизнь исконно едина со всей Жизнью, едина со всем Космосом, изначально цельная и единая в самом своём существе. Позвольте этой жажде целостности полностью проникнуть в ваше осознавание; смотрите на неё, чувствуйте её, воспринимайте, осознавайте. Позвольте этой жажде целостности – и чувству целостности как таковому – заполнить ваше осознавание, затопить ваше сознание. Записывайте на внутреннее видео целостность вдоль и поперёк, от начала и до конца, со всех ракурсов. Сделав присутствующее в вас состояние целостности объектом осознавания, вы попросту создаёте просвет или открытость для того, чтобы ещё более высокие формы целостности возникли и каскадом низверглись в ваше бытие. Превращая присутствующую сейчас целостность в объект осознавания, вы попросту открываетесь для ещё более величественных форм целостности, ожидающих вас в будущем.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 8948
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Дневники Кена Уилбера "Один Вкус" и Ошо

Сообщение 01 окт 2021, 05:16

Уровень 8: (белый) третьепорядковый сверхинтегральный


Имеются серьёзные доказательства того, что мы можем постулировать существование до четырёх основных третьепорядковых стадий, которые я обозначаю следующим образом, соотнося с цветовыми обозначениями: индиго – пара-ум[37]; фиолетовый – мета-ум[38]; ультрафиолетовый – надразум; белый – сверхразум.
Я хочу здесь подчеркнуть, что сегодня общая сумма индивидуумов, находящихся на какой-либо из этих структур-стадий третьего порядка, составляет, по моим оценкам, намного меньше одной десятой процента мирового населения. Если вы находитесь на «интегральной стадии», то, в прагматическом смысле, вы находитесь на переднем краю. Однако стоит отметить, что на настоящий момент у вас в распоряжении уже имеется всё, что вам прагматически может понадобиться для обеспечения своего роста и развития. если эти высшие стадии и вправду существуют, они сами будут знать, что делать, когда для них придёт время в вас проявиться, ведь они будут возникать естественным и спонтанным образом. Весь смысл этих стадий заключается в том, что они – действительные уровни подлинной реальности. Поэтому, пребывая на передовом краю бирюзовой интегральной волны просто практикуйте интегральную осознанность и сохраняйте открытость по отношению к потенциально возможным дальнейшим формам развития. Причём весь этот процесс будет ускорен практикой пробуждения, рассмотрением которой мы займёмся в следующей главе.

Смысл же в том, что творческая новизна встроена в саму ткань вселенной. И эта творческая новизна есть то, что, в предельном смысле, выступает в качестве движущей силы эволюции (эта творческая движущая сила известна под разными названиями, такими как «самоорганизация», «Эрос», «Любовь» или «Дух-в-действии»). эволюция представляет собой «Дух-в-действии». В любом случае, Эрос, или творчество, или эволюция действовали во вселенной с самого начала, иначе никогда ничего не возникло бы вообще.)

Но обратите внимание, что всему этому процессу эволюционного развёртывания свойственен ключевой принцип, вновь и вновь встречаемый нами повсюду: субъект настоящего мгновения становится объектом субъекта следующего мгновения. Это единственный способ, каким одно мгновение может согласоваться со следующим.
Это означает, что, по мере того как вы практикуете интегральную осознанность – вы сонастраиваете себя с этим побуждающим влечением, движущей силой или эволюционным процессом. И если вы желаете видеть эволюцию как «Дух-в-действии», тогда вы сонастраиваете себя с волей Бога, действуя по образу и подобию Божьему, уподобляя свои действия тому, как Он действует в этой явленной вселенной из мгновения в мгновение.

Буквально ваше место в истории

Всякий раз, когда вы обдумываете интегральную идею; всякий раз, когда ваш пульс ускоряется при мысли о более прекрасном мире будущего; всякий раз, когда вы читаете, изучаете, создаёте или записываете интегральные концепции; даже всякий раз, когда вы спрашиваете себя «что я могу сделать, чтобы ускорить процесс интегральной эволюции?»; всякий раз, когда вы грезите о более гармоничном будущем, о духовности, которая соприкасается с Богом в каждом существе и предоставляет Богу воплощённую обитель в вашем собственном бытии;
всякий раз, когда вы задумываетесь на мгновение о целостности, которая немного больше, чем предыдущая,- вы сами напрямую, непосредственно и необратимо выстраиваете внутренние интегральные объекты, которые моментально записываются в памяти реального Космоса, добавляя ещё несколько сантиметров к высоте того цунами, которое движется в нашем направлении прямо сейчас. Вот почему я сказал: «Добро пожаловать в своё место в истории!» Вы буквально будете частью мыслей и действий всех людей, которые родятся в дальнейшем – отныне и до скончания мира!

2. Пробуждение: шаги к просветлению

Применив предложенный интегральный обзор, вы затем сможете использовать практику осознанности для того, чтобы сделать данный уровень объектом сосредоточения и полностью его осознать, увидеть его как объект – посмотреть на него и, тем самым, перестать использовать его как то, через что вы смотрите на мир. Вы станете смотреть на него, но не через него. Просто удерживайте его в уме и рассматривайте со всех возможных точек зрения: как он выглядит? какого он размера? какого цвета? где он расположен в теле? как он ощущается? на что он похож, если посмотреть со стороны, сбоку, спереди, сверху, снизу? какие вещи его инициируют? в течение какого времени вы находитесь на этой стадии? какие аспекты вашей жизни были сформированы данной конкретной стадией? Общая цель - в трансформации ко всё более и более высоким уровням сознания.

Однако есть ещё один путь развития. эта ось развития – путь пробуждения. Модели взросления создают карты того, что мы называем структурами сознания. Всем структурам сознания характерно то, что они удерживаются индивидами преимущественно бессознательно, – они и вправду являются скрытыми картами, ведь даже тогда, когда мы вовсю пользуемся одной из этих карт, мы и понятия не имеем о том, что это делаем. Вновь можно подчеркнуть, что они подобны скрытым правилам грамматики, которым мы послушно следуем изо дня в день, даже не подозревая об этом. Вот почему эти скрытые карты были открыты лишь примерно сто лет назад, с появлением такой дисциплины как современная психология развития.
Итак, отчего же стадии пробуждения не включены во все эти карты взросления? Подобно стадиям взросления, стадии пробуждения тоже сокрыты. Но они сокрыты по совершенно другой причине и совершенно иным образом. Они сокрыты не потому, что их невозможно увидеть, просто обратив взор внутрь (как в случае со структурами); они сокрыты потому, что способы их достижения – пути, которые необходимо пройти, чтобы их обрести, – очень редки, а когда вы предпринимаете попытку по ним пойти, то для этого требуется значительное количество времени, усилий и энергии. Однако, как только вы начинаете следовать тому или иному пути и проходите через одну из его стадий (одну из стадий пробуждения), сама эта стадия с лёгкостью может быть непосредственно наблюдаема. Когда вы находитесь в каком-то из таких состояний, вы точно знаете об этом. (Если вы будете испытывать переживание вселенской любви и единства со всей вселенной, вы, совершенно точно, будете об этом знать!)

Подобные стадии пробуждения радикально отличаются от стадий взросления. Последние не требуют следовать какому-то особому пути, чтобы достичь их: просто продолжайте развиваться, и естественным образом вы пройдёте через все восемь стадий, не прилагая к этому каких-либо особых усилий. Однако, даже когда вы находитесь на определённой стадии взросления и полностью ею пользуетесь, у вас не будет ни малейшего представления, что вы это делаете.
Стадии же пробуждения, – как только вы их достигаете, – становятся совершенно очевидными. Они менее распространены лишь потому, что пути, ведущие к их достижению, не имеют такого широкого распространения. Пути эти менее распространены потому, что они достаточно трудны, требуют усердной работы, приверженности, и, обычно, нескольких лет практики, прежде чем вы достигнете значительных результатов.
Стало быть, когда западные учёные начали исследовать различные стадии развития, они редко находили (если вообще находили) кого-либо находящегося на высокой стадии пробуждения, поскольку данные стадии обычно не являются частью типичного процесса роста и развития человеческого организма – в том смысле, в каком стадии взросления таковыми являются. Напротив, развитие стадий пробуждения требует совершения дополнительного шага и осознанного выбора в жизни, и если вы не занимаетесь соответствующей практикой сознательно и целенаправленно, то вряд ли когда-либо их достигнете. Они просто не разворачиваются в ходе нормального развития, в отличие от стадий взросления.
С другой стороны, пути пробуждения хотя и развили множество очень эффективных методов продвижения через стадии пробуждения, всё же не открыли существование каких-либо стадий взросления, даже несмотря на то что их представители через них проходили (подобно любому человеку). Это, опять-таки, связано с тем, что данные стадии невозможно увидеть простым внутренним созерцанием.
Так что крайне странным фактом оказалось то, что ни одна из западных моделей развития не включает в себя стадии пробуждения и ни одна из медитативных систем, будь то восточных или западных, не включает в себя стадии взросления. Эти два необычайно важных и глубинных потока развития никогда не были объединены и совместно не практиковались – вплоть до недавнего времени (когда такие подходы, как интегральная теория, наконец-то начали это делать).
Однако теперь мы имеем возможность объединить оба этих пути и придать им равную значимость.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 8948
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Дневники Кена Уилбера "Один Вкус" и Ошо

Сообщение 08 окт 2021, 15:44

Состояния сознания

основные пути пробуждения, как правило, фокусируются вокруг четырех-пяти основных естественных состояний сознания. Эти естественные состояния, – когда мы в них входим сознательным образом, – становятся общими стадиями на пути к пробуждению. Мы называем их «состояниями-стадиями», чтобы отличать их от «структур-стадий» взросления. они включают в себя состояние бодрствования, состояние сновидения, состояние глубокого сна без сновидений, состояние пустотного свидетельствования и чистое недвойственное состояние, или состояние единства. В стадиях медитации, они называются, соответственно, физическим («грубым»), тонким, очень тонким, или причинным, турийей, или состоянием свидетельствования, и турийятитой, или недвойственным состоянием, состоянием единства, или состоянием просветления (вариант, распространённый в школах индуизма веданты, кашмирского шиваизма и буддизма ваджраяны, однако вариации на эти состояния встречаются также и в западных школах, таких как неоплатонизм, суфизм и каббала).
Так, Эвелин Андерхилл в своём классическом исследовании «Мистицизм»[42], утверждает, что все западные мистики проходят, по сути, через всё те же четыре-пять основных стадий развёртывания: вначале человек, как правило, переживает предварительный опыт пробуждения, затем продвигается через стадию грубого очищения, тонкого озарения, тёмной ночи, или бесконечной бездны, приходя, наконец, к сознанию единства. В восточной системе буддийской махамудры основные стадии иногда описываются следующим образом: «распознаём своё грубое состояние, затем непосредственно постигаем это состояние; распознаём своё тонкое состояние, затем непосредственно постигаем это состояние; распознаём своё очень тонкое (или причинное) состояние, затем непосредственно постигаем это состояние», причём основой всех этих состояний является непреходящее пробуждённое недвойственное сознавание, –
то есть мы снова встречаемся с последовательностью, разворачивающейся от грубого состояния к тонкому и причинному, а затем и состоянию недвойственного единства.
Дэниел Браун в работе над книгой «Трансформации сознания», начал своё исследование стадий медитации, рассмотрев четырнадцать коренных текстов одной из школ тибетского буддизма. После того как он обнаружил шесть основных стадий во всех этих текстах, он сопоставил их с буддийской системой «Абхидхармы», «Йога-сутрами» Патанджали и текстами нескольких китайских и западных школ, обнаружив, в сущности, всё тот же паттерн из шести основных стадий пробуждения[43].
Также в «Трансформации сознания» включено исследование житий полудюжины раннехристианских отцов-пустынников. Все они прошли через пять-шесть созерцательных стадий, которые в значительной степени сходны с предложенной Брауном (а также Андерхилл и другими авторами) общей картографией стадий пробуждения.

В качестве последней краткой иллюстрации, взятой из множества примеров, которые можно было бы привести, упомянем постсовременного американского адепта Ади Да. Он утверждал следующее: «Чтобы постичь самое совершенное божественное просветление, эго должно быть превзойдено за три отчётливо отличающиеся друг от друга фазы: сначала на [грубом] физическом уровне , затем на тонком уровне (уровне внутренних видений, звучаний и всевозможных мистических переживаний) и, наконец, на причинном уровне (корневом уровне сознательного существования, на котором чувство „я“ и „другого“, или субъектно-объектная дихотомия, воспринимается как нечто, возникающее в Сознании)»[44].
Четвёртая фаза, по Ади Да, это постижение «всегда уже присутствующей истины» – непреходящей и всегда присутствующей недвойственной Цели, Основы и Условия всего бытия, возвышенного или низменного, сакрального или профанного, явленного или неявленного.
Вновь получаем грубое, тонкое, причинное (неявное корневое свидетельствование) и недвойственное. Всё те же четыре-пять основных состояний сознания вновь и вновь проявляются во всех медитативных системах, какие бы из них мы ни рассмотрели, возникавших по всему миру и на протяжении человеческой истории.

Причина, по которой между этими путями пробуждения существует столь много сходств, может быть связана с тем фактом, что многие из естественных состояний сознания, в которые можно проникать своим чистым сознаванием, имеют непосредственные корни в биологических паттернах мозговых волн. Эти паттерны сходны во всех людях: все люди бодрствуют, видят сновидения и спят глубоким сном, и эти паттерны универсально сходны. Стало быть, полностью осознанное вхождение в эти состояния, как ожидается, будет приводить к сходным результатам независимо от того, кто это делает. Это и объясняет кросскультурно сходные грубое, тонкое и причинное состояния-стадии, встречаемые во всех путях пробуждения.
(Более того, все они конечно же утверждают, что каждое из этих состояний укоренено в недвойственном бытии, или «безосновной Основе» непреходящего и всегда присутствующего сознания единства, которое, следовательно, тоже, скорее всего, будет в своих глубинных свойствах сходно проявляться по всему миру, даже если в некоторых случаях и будут различия в поверхностных свойствах, – что и обнаруживается на практике. Так, например, глубинные свойства паттернов мозговых волн в состоянии сновидения сходны для всех людей на планете, однако содержания самих сновидений отличаются от культуры к культуре и от индивида к индивиду.)

В дополнение к росту в структурах сознания (взросление) в нас заложен потенциал к развитию через состояния сознания (пробуждение). И это означает, что у нас в распоряжении есть два основных, но весьма различных типа духовного роста и развития: рост через структуры-стадии (духовное взросление, движение по духовной линии развития через 6–8 основных уровней) и рост через состояния-стадии (развитие сознания через пять или около того основных состояний сознавания – грубое/бодрствование, тонкое/сновидение, причинное/глубокий сон, пустотное свидетельствование и чистое недвойственное «единство»).
И всё это было заложено непреклонным и неумолимым стремлением к трансценденции и включению. Все эти глубинные свойства, как правило, одинаковы во всех культурах, где бы мы их ни обнаруживали, но проявления их поверхностных свойств различны от культуры к культуре и, зачастую, от индивида к индивиду.

Сфокусируемся на двух наивысших состояниях в этой общей последовательности – пустотном свидетеле и чистом недвойственном единстве. И пусть в одном специфическом смысле эти два наивысших состояния «непреходящи и всегда присутствуют», люди их не осознают. И всё же они являются, по своей сути, двумя важнейшими состояниями, поскольку они ответственны за все известные формы «просветления», или «пробуждения». Эти два состояния завершают собой последовательности переживаний, ведущих к пробуждению.
Также мы увидим, насколько радикально эти состояния отличаются от любых уровней взросления, которые мы обсуждали ранее. Названия стадий в этих двух последовательностях развёртывания даже звучат по-разному: архаическая, магическая, мифическая, рациональная, плюралистическая и интегральная стадии совсем непохожи на состояния грубого бодрствования, тонкого сновидения, причинного глубокого сна, чистого свидетельствования и недвойственного единства. Так и есть, они не сходны, а представляют собой весьма отличные друг от друга последовательности прохождения через существенно различающиеся области. Вы можете быть хорошо развиты в одной из данных областей, но отставать в другой. Идеальная же цель интегрального подхода состоит в том, чтобы полностью развиться в обеих областях.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 8948
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Дневники Кена Уилбера "Один Вкус" и Ошо

Сообщение 24 окт 2021, 21:52

Грубое, тонкое и причинное состояния

Многие люди, в особенности это касается культур, где всё ещё присутствуют досовременные духовные традиции, могут достигать высших состояний духовного развития (пробуждённого недвойственного «единства»), при этом всё ещё оставаясь, скажем, на этноцентрическом янтарном уровне в последовательности стадий пробуждения (мы уже упоминали, что некоторые учителя медитации могут быть сильно развиты в плане состояний и плохо развиты в плане структур сознания).

Чем отчётливее вы будете это всё замечать, чем сильнее будет осознавание происходящего, тем более странным будет всё казаться. Вы и вправду будете ощущать, что остаётесь самими собою в состоянии сновидения в той же мере, что и в состоянии бодрствования, но больше между ними не будет ничего сходного. И всё же есть некоего рода сознавание, сознание, бодрствующая осознанность, которая, по сути, остаётся в вас неизменной, не важно, «проснулись» вы или «спите». В обоих случаях вы всё равно ПРОБУЖДЕНЫ. Каким-то образом получается так, что вы всё равно остаётесь всё тем же сознаванием, всё тем же ТЫ, всё тем же Я ЕСТЬ, всё тем же сознанием, которым вы являетесь, когда не спите. В вас есть нечто столь глубинное, на что совершенно не влияет, «бодрствуете» вы или «спите». Это нечто одно, единственное и неизменное. И это чувство самости, это самоосознавание весьма отличается от обычного, пребывающего в состоянии бодрствования и отождествлённого с физическим телом эго. Здесь есть не только оно, но и что-то ещё. Так что же это такое?
А вот что: вы всё ближе и ближе подходите к своему подлинному Я, своему Истинному Я, своему Изначальному лицу – той самости, которая, как считают все основные великие духовные традиции, едина с Духом, с «Наивысшим тождеством». это означает, что ваше Истинное Я вневременно и вечно, не рождается и не умирает; оно никогда не входит в поток времени. Как гласит дзенский коан, – и имеется в виду абсолютно буквальный смысл: «Покажи мне своё Изначальное лицо [своё Истинное Я] – то Лицо, которое было у тебя до того, как родились твои родители». Снова подчеркну: это буквальная просьба, поскольку у вас было это подлинное Я до того, как родились ваши родители, до того, как родилась вся вселенная, до возникновения времени как такового. Просто потому, что оно никогда не входило в поток времени, будучи вневременным Настоящим, вечным Сейчас, изначальным сознаванием. По мере того как центр тяжести вашего состояния всё больше и больше приближается к пустотному Свидетелю (или Истинному Я) и недвойственному сознанию «единства» (единства Истинного Я с самим Духом и всей вселенной), всё более очевидной становится эта вневременная вечность. (И помните о том, что «вечный» или «вневременной» означает не бесконечно длящееся время, а момент вне времени, вневременное Сейчас, или Настоящее. Витгенштейн выразил это следующим образом: «Если понимать под вечностью не бесконечную продолжительность времени, но существование вне времени и независимость от времени, тогда вечность принадлежит тем, кто живёт в настоящем»[46]. И само Истинное Я непосредственно подключено к этому вневременному Настоящему, как мы вскоре увидим.)

Вы сможете непосредственно пережить это на своём опыте и получить реальные доказательства верности этого факта, когда мы доберёмся до упражнений, которые помогут вам напрямую соприкоснуться с наивысшими состояниями сознания.
По мере того как ваша медитативная практика будет продолжать углубляться и вы перейдёте от сновидческого тонкого состояния к следующему, ещё более высокому, состоянию-стадии – состоянию чистого, лишённого сновидений, бесформенного причинного пространства, – продолжит сдвигаться и ваш центр тяжести на оси состояний. Когда вы будете входить в глубокое состояние без сновидений, очень тонкое и безмолвное сознавание всё равно, как правило, будет сохраняться, и вы на очень деликатном уровне обнаружите, что, опять же, хотя фактически ничего в этом состоянии не присутствует, – ведь это состояние «бесформенное и без сновидений», – ВЫ ВСЁ ЕЩЁ ВЫ! Всё ещё будет присутствовать тончайшая степень сознавания, или глубочайшей пробуждённости, или чистого сознания, а вы всё ещё будете ощущать себя собою, всё тем же Я ЕСТЬ, которым вы были, когда ещё присутствовали воспринимаемые объекты.
Это бесформенное состояние без сновидений открывает ощущение Я, которое и вправду не зависит от отождествленности с какими-либо объектами вообще. Вместо этого оно является радикально свободным, освобождённым, высвобожденным и эмансипированным. Именно поэтому я буду писать «Я» с большой буквы, чтобы подчеркнуть всё это. Это Я и вправду очень близко к тому Изначальному лицу, которое было у вас, когда ещё не родились ваши родители, когда ещё не произошёл Большой взрыв, когда ещё не возникло само время. И это Я не связано страданием, тревогой, страхом, цеплянием, вожделением или отвержением. Напротив, оно открыто, чисто, свободно, прозрачно, просторно. Это по-настоящему ваше подлинное Я, единое с Духом, единое с Космосом, единое со Всем.

напрямую перейдём к упражнениям, направленным на переживание двух наивысших состояний, в этих высших состояниях данное предсущее, радикальное, предельное Наивысшее тождество, или Истинное Я, со всей очевидностью доступно прямым и непосредственным образом. Вы увидите, что эти состояния и вправду непреходящи: они в действительности всегда и полностью присутствуют в вас прямо сейчас, в настоящее мгновение, и мне остаётся лишь вам на них указать, чтобы вы сами смогли распознать эту данность и увидеть их.
Разумеется, нет ничего неправильного в том, чтобы заниматься формальной практикой медитации, чтобы непосредственно и полностью пройти через все эти основные состояния-стадии. Более того, в этом есть много правильного. И существуют буквально сотни абсолютно первоклассных книг, посвящённых этой теме во всех основных мировых традициях.
Давайте перейдём непосредственно к заключительной части всего этого процесса и прямо сейчас выполним несколько упражнений, чтобы осознать как Истинное Я, так и Предельное сознавание единства – конечный результат всего процесса пробуждения.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

Пред.След.

Эзотерическая литература