Глава 3
Вы отсекаете корень.
Истина - это ваша субъективность, ведь это как раз тот, кто ищет. Истина не искомое, но сам искатель. Истина - это ваша скрытая реальность. Вы часть ее, она часть вас. Не существует разделения между вами и истиной. Первую дверь следует открыть внутри вас, тогда откроются все двери. Бог - это внутренний мир всего сущего. Но для того чтобы попасть в него, необходимо войти в собственную дверь.
«Истина заключена в нас самих. Она не исходит из внешних явлений, не взирая ни на какие ваши верования. Во всех нас имеется сокровенный центр, в котором во всей своей полноте обитает истина...»
«... (там) во всей своей полноте обитает истина...» Вы рождаетесь совершенными, так как появляетесь из совершенства. Вы совершенны, потому что в вас дышит, живет, совершенное.
Истина - это не то объект, а ясность мировосприятия. ясность вашего мировосприятия и есть истина. Все объекты исчезают, все содержание пропадает, и остается только ясность. Все становится прозрачным: вы можете видеть, вы способны воспринимать мир в полном объеме. И ничто не скрыто от вас. Такое мировосприятие и есть истина. Истина - это не объект, а ваше пробуждение.. Это ваше пробуждение, ваша осознанность. Это разум, действующий на 100 % своих способностей. Истина ваш внутренний глаз, ваше внутреннее мировосприятие. Быть бодрствующим и бдительным, значит быть истинным. Неистинное - это бессознательность, а истинное - это сознательность. Неистинный человек живет как лунатик, а истинный человек живет как Будда, он бдителен и созерцателен, это свидетель.
Великолепие существует в вас. Это как родник, скрытый за камнем, из-за камня он не может пробиться на поверхность. Отодвиньте камень, и родник начнет бить. Не существует никаких камней, а есть только один камень, и этот камень называется бессознательностью. по сути, он есть лишь одно, а именно забывчивость, бессознательность.
«Познание истины состоит в открытии способа бегства этой великолепной пленницы, нежели в сооружении входа для света». Последние слова Будды: «Будьте светом в себе. Будьте светильником в себе». Не ищите свет где-то еще, так как свет уже здесь, огонь уже здесь. Просто изучайте свое существо еще глубже, исследуйте его. Может быть, вокруг пламени набралось много пепла... просто тщательно исследуйте свой внутренний мир, и вы снова найдете искру. Когда вы найдете в себе одну единственную искру, вы скоро станете пламенем, станете огнем. Этот огонь очищает, преображает, перерождает вас и дает вам новое бытие.
Именно поэтому Хайдеггер пользуется словом «освобождение» вместо слова «просветление». Происходит и в самом деле освобождение, ведь что-то уже есть здесь, и это нужно просто высвободить. Как пробивается на поверхность семя, становясь большим деревом, а потом приходит весна... возникает радость, и деревья распускаются тысячей цветов. Но все они были скрыты в семени, маленьком семени. Семя содержит в себе цвет, форму и запах - все это скрыто в семени. Дерево - это не что-то новое. Семя было не проявленным деревом, а дерево - это проявленное семя. Это освобождение.. Это освобождение, просветление есть освобождение.
Вы уже то, чем должны быть. Вы никогда не отличались от своего нынешнего вида. все время напоминайте себе, что вам нужно заставлять себя быть осознанным. Используйте все возможности жизни как моменты, запускающие процесс осознанности, как благоприятные случаи, чтобы вы могли становиться бдительными и осознавать, кто вы есть. как говорил Рамана Ма-харши: «Просветление должно просто довести до вас понимание того, что вы уже просветлены». Рамана утверждает простой факт: вы просто осознаете свое просветление. Вы просветлены, вы состоите из просветления. Вы сотканы из света. Свет - это вещество, из которого вы созданы. Стоит вам осознать факт своего просветления, и вы обретаете все на свете.
Вы похожи на императора, который уснул и видит сны о том, что он стал нищим. Во сне у него есть чаша для милостыни. Вы не можете осознать свое просветление, потому что в таком случае уже не сможете позволять себе быть несчастными. Вы слишком сильно привязались к своему несчастью. Еще только один шаг... но потом вас охватывает страх, и вы пугаетесь.
Вы непосредственно отсекаете корень...
Вот суть медитации: вы становитесь необычно сознательными, продвигаетесь все глубже в суть вещей, и вас не обманывает внешний вид, то есть «ветки и листья». Вы смотрите все глубже и глубже, вы идете все дальше и дальше. Вы как будто очищаете луковицу. В конечном итоге вы найдете только один вопрос, а именно: как вспомнить. Будда называет это правильным вниманием, Гурджиев - самовспоминанием, а Кришнамурти - осознанностью. Единственный вопрос в том, как начать светиться в самом центре своего существа, стать бдительными, осознанными в полной мере, без намека на сон, начать лучиться осознанностью. Корень -это осознанность. Отсеките корень, и вы освободитесь. Вы можете освободиться в этот самый миг.
Вы непосредственно отсекаете корень... Слово «непосредственно» очень важно. Это значит, что вы делаете это сразу же, прямо сейчас, без всякого промедления, не привнося время.Это трудно сейчас, а завтра все станет еще более трудным, и так далее и тому подобное. Если вы видите суть, тогда делайте это сейчас. Отсеките корень! Не откладывайте, не привносите время.
Что такое психологическое время? Это промежуток между вами в вашем истинном виде и теми вами, которыми вы стремитесь стать. У вас много идеалов, ведь вы хотите быть другими, и эти идеалы мешают вам быть такими, какие вы есть. Всякие долженствования - вот психологическое время, всякие обязательства - вот психологическое время.
Пусть долженствования исчезнут. Пусть обязательства исчезнут. Забудьте об идеалах. Вы не обязаны быть кем-то другим. Вы и не в силах быть кем-то другим. Вы уже тот, кем можете стать. Осознавать этот факт - значит отсечь корень. Тогда вы ничего не откладываете, и вы не можете сказать: «Я сделаю это завтра...» Вы или понимаете, или не понимаете. Если вы понимаете, тогда делайте это прямо сейчас. Если же не понимаете, тогда просто признайте: «Я не понимаю» . Это просто трюк, ведь вы притворяетесь, будто понимаете.
Двигаться постепенно, значит двигаться не непосредственно. Двигаться урывками, неожиданно, согласно сиюминутному импульсу, значит двигаться непосредственно. Корни можно отсечь только сразу. Корни первичны. Если вы отсечете корни, умрет все дерево. Корни пребывают в истоке. психологическое время должно исчезнуть. Именно вы породили его. Когда пропадает внутреннее время, у вас нет ни прошлого, ни будущего. Тогда этот миг и есть все на свете. А когда этот миг представляет собой все на свете, вы непосредственны. Вот что люди дзен называют преображением одним взмахом.
Попытайтесь понять этот психологический промежуток. Он находится между тем, что есть, и тем, что должно быть. Понимание приходит тотчас же, оно не от времени. Тогда неожиданно во всей своей полноте проявляется истина. Истина возникает как меч и проникает в саму вашу суть. Вы узрите истину неожиданно. Но вы, конечно же, можете попытаться забыть истину из-за того, что вы вложили в жизнь. Вы не радуетесь нынешнему дню, вы по-прежнему несчастны.. Завтра никогда не наступает. Если вы привнесли в свою жизнь завтра, значит, вы уже упустили суть.
Отрицательный ум должен прийти к тому, чтобы стать никем. Вы просто пустота. Вы пусты, а это значит, что в вас нет ничего из того, что влили в вас извне. Вы выбросили все это из себя, вы чистая грифельная доска. Вы чистое зеркало, на котором нет ни единой крупицы пыли. В этот миг отсечен корень. В этот миг выкован меч.
Как вы можете оставаться непросветленными в такой миг, когда ваши глаза абсолютно чисты?
Эта чистота, эта кристальная чистота, эта высшая чистота мировосприятия и миропонимания и есть истина. Она выковывает меч отрицательного мышления. Отрицательное мышление - это высший тип мышления, величайший тип. Высочайший ум устремляется к вершинам отрицательности. Человек сбрасывает весь свой груз, он просто становится безмятежным. И эта безмятежность есть свобода, освобождение. Когда прекращается мышление, возникает благодарность.
Отрицательное мышление синонимично ожиданию, потому что вам нечего делать. У вас нет никаких умозаключений. В состоянии отрицательности вы ничего не знаете, поэтому не можете ничего предпринять. Можно только ждать, всего лишь ждать.
Когда ничего не остается, кроме вас, когда нет даже представления о каком-то «я», а есть лишь суть «я», это и есть тада, ведь остается только сознание, а все содержание отбрасывается. Остается бессодержательное сознание. И эта чистота ожидания безгранична. Вот величайшее благословение, которое может снизойти к человеку. Вот ярчайшая радость, которую можно познать, потому что все происходит в этом ожидании. Это не поиск, а ожидание.
Ожидание позволяет всему сущему овладеть вами. Вы исчезаете, и появляется целое. Возникает пустота, полое пространство, которое свободно от всего, что известно вам, что вы пережили, во что поверили. А потом из ниоткуда, или отовсюду у вас возникает ощущение, словно вы поднимаетесь. Естественным образом, спонтанно, возникает благодарность, как будто мы получаем дар любви. Мышление прекращается, и появляется благодарность. Это и есть молитва. Молитва - это когда вы неустанно ждете, когда вы пусты. Вам нечего делать, и вы не в силах ничего делать. Когда вы просто безмолвны, абсолютно безмолвны, то есть отсутствуете, тогда вы поднимаетесь. Целое овладевает вами. В таком возвышении возникают благодарность и молитва.
Как может буддист молиться? Его молитва - это чистое ощущение благодарности. Все сущее вобрало его в себя и овладело им. Целое вошло в него, устремилось в него со всех сторон, отовсюду и ниоткуда. Человек уже не прежний, он соткан из света, он полностью свободен, он есть любовь. Как вы можете остаться неблагодарными? Буддист просто кланяется. Его поклон чист, это ни к кому не обращенный жест. Он просто благодарит, выражает признательность всему существованию.
Просветление не нужно активно искать и вызывать, потому что оно уже есть. Нужно всего лишь ожидание, только ожидание, тада , причем без всякого объекта. Ожидание есть просто ожидание, а вовсе не ожидание кого-то конкретного, не ожидание грядущего события. Все, что должно произойти согласно вашему мнению, вовсе не произойдет, потому что предмет вашего ожидания берет начало в прошлом, а ваше прошлое - это не что иное, как тьма. Отрицательно мыслящий ум не может ничего подумать, даже о том, что произойдет. Такое состояние, такая тишина, такая полная чистота и есть смерть и воскрешение. У ожидания нет объекта, в этом суть медитации. Медитация - это ожидание ради самого ожидания. Истина всегда здесь, она пульсирует в сути бытия. Ожидание позволяет бытию расцвести. Ожидание помогает сокровенному выразить себя. Ожидание освобождает празднование, которое и есть вы. Создайте отрицательное мышление, породите отрицательный ум. Такой ум отрицает все на свете, причем в полной мере, ничего не оставляя в себе и держа вас абсолютно пустыми. Это и есть меч, отсекающий корни. В этом отрицательном состоянии появляется самовспоминание. Оно просто изливается на вас, и вы полны им, вы и есть оно. Ждите. ждите ради самого ожидания.