Главную часть этой книги составляют двадцать эссе из труда всей жизни Догэна — «Сёбогэндзо», или «Сокровищница Глаза Истинной Дхармы». В нее включены также четыре важных текста, первоначально написанные в виде самостоятельных трудов, а также избранные стихотворения Догэна.
Выдающийся религиозный мыслитель и прозаик Японии, Догэн обладал уникальным и зачастую парадоксальным стилем. Для того чтобы уяснить последовательность мыслей и предметов, каждое эссе разделено на нумерованные части. Эссе сгруппированы в разделы по следующим значениям: 1. Практические указания; 2. Работы, представляющие философский интерес; 3. Труды, богатые поэтическими образами и 4. Труды, рассматривающие передачу учения.
За «Приложением» следует словарь понятий, имен и символики. Поскольку Догэн, по всей вероятности, был наиболее систематичным истолкователем традиции дзэн, такой словарь может оказаться полезным при чтении других буддийских текстов.
https://www.youtube.com/watch?v=s6zLfcl7nAc&t=3s
https://knigavuhe.org/author/dogehn/1/
https://akniga.org/dogen-luna-v-kaple-rosy

ДОГЭН - Луна в капле росы. (Избранные произведения мастера дзэн Догэна).
УЧЕНИЕ ДОГЭНА УЧЕНИЕ ДОГЭНА
Сосредоточенность безмятежности:
как вся луна отражена в капле росы, человеческому существу можно пережить полное пробуждение истины.
Медитация дзэн - ее называют внимательностью или сосредоточенной безмятежностью - выполняется с выпрямленной спиной. практика, называемая дзадзэн, - не просто метод, при помощи которого достигают пробуждения, но само пробуждение. Такое просветление символизирует полная луна, озаряющая всю вселенную.
«Луна,
Пребывающая в самой середине
Безмятежного ума.
Волны
Рассыпаются светом».
Свет луны кажется спокойным, сверкает на волнах океана, которые разбиваются о скалы и рассыпаются на капельки. Миллионы частиц света разбиваются, рассеиваются и сливаются одна с другой. Для Догэна практика дзадзэн подразумевает этот вид взаимного проникновения между индивидуальным «светом» и деятельностью всех вещей.
Дзадзэн представляет собой источник творческой связи с жизнью. В то время как жизнь рассматривается как возобновление рождения от мгновенья к мгновенью, дзадзэн есть тотальное переживание такого «рождения» в каждый момент. человек более не переживает какое-то мгновенье как сегмент жизни, не принимает жизнь пассивно, а оказывается целиком и полностью связан с деятельным и творческим путем.
Догэн - “Рождение подобно плаванью на лодке:
Поднимаете паруса, гребете веслами...
Плывете в лодке, и ваше плаванье делает лодку лодкой»
Мгновенье - вне времени:
Осознавание каждого мгновенья необходимо для пути внимательности, потому что практика бывает полной лишь тогда, когда человек сосредоточивает внимание на настоящем моменте - на данном моменте своего существования. Согласно Догэну, время переживается от мгновенья к мгновенью; действительное переживание происходит только в настоящем. Время идет, и вещи не остаются неизменными. Какое-то мгновенье кажется чрезвычайно малым сегментом длительного промежутка времени. Однако прошлое вспоминается как прошлое в настоящем моменте, и будущее ожидается как будущее тоже в настоящем моменте. Каждое мгновенье несет с собой все время. Таким образом, мгновенья обладают аспектом непреходящего. В этом отношении «теперь» оказывается вечным. Это вневременное мгновенье иллюстрируется упоминанием весны и лета. Обычно считают, что весна отмечает начало лета и медленно превращается в него. Но для того, кто пробужден, весна - это просто весна; не нужно ожидать, что она превратится во что-нибудь другое.
«Весна со всеми ее многочисленными аспектами называется
потоком. Когда протекает весна, нет ничего вне весны. Изучайте это подробно».
«Весна неизменно протекает внутри весны. Хотя само это течение не есть весна, течение происходит через всю весну. Таким образом, течение завершено именно в данном моменте весны».
осознание непостоянства неотделимо от признания вневременного характера мгновенья:
Догэн: тот, кто сможет «поместиться» во вневременном состоянии всех мгновений, также откроет покой всех мгновений.
«Спокойно подумайте о том, нераздельны или нет все вещи, которые возникают вместе с рождением. Нет ни одного мгновенья, ни одной вещи, отдельной от рождения. Нет ни одного объекта, ни одного ума, отдельных от рождения».
В этой сфере недвойственности все вещи обладают природой будды. вещи суть природа будды. Таким же образом все вещи суть буддхадхарма; все будды суть постижение.
Истина, постигаемая пробужденными, называется дхармой или буддхадхармой; она описывается как «бесконечное, непрестанное, немыслимое, неназываемое». Переживание этой недвойственности выражается парами отрицательных утверждений:
«Место, путь не обширны и не малы; они не ваши и не чужие.
Место, путь не перенесены из прошлого и не просто возникают сейчас».
Общепринятая различающая структура ума оказывается преградой для вхождения в эту сферу.
Анатомия недвойственности:
согласно традиционному учению буддизма, нет «я» как неизменного существа. Это учение «нет «я» лежит в основе фразы «Проявления изначальной сути»: «Поскольку мириады предметов лишены постоянного «я», нет ни заблуждения, ни постижения, нет ни будд, ни живых существ, нет рождения и смерти».
Иронично то, что только когда изучающий целиком и полностью отказался от себя, он по-настоящему находит себя. «Я» немедленно раскрывается в полное отсутствие «я». Это отсутствие «я» называется «истинным «я» или «первоначальным лицом»; оно также описывается как «нечто близкое» или «самое сокровенное». Это осознание взаимозависимости всех вещей • реальность вещей, каковы они есть. Поэтому третья фраза гласит: «Путь будды в глубинной основе являет собой прыжок за пределы многих и одного, заблуждения и постижения, живых существ и будд».
Это тройственное прояснение фундаментальной перспективы буддизма - не так, как у Гегеля - тезис, антитезис и синтез; здесь нет развития от низшего уровня к высшему; скорее, каждой ступени придается абсолютная ценность, и каждая ступень включает в себя Другие.
Освобождение - постижение: Произведения Догэн повторно подчеркивает взаимопроникновение практики и просветления. Здесь «практика» означает продолжающуюся повседневную деятельность, сосредоточенную на дзадзэн. «Просветление» - это проявление природы будды через практику.
Существует тенденция рассматривать просветление как состояние, отдельное от практики, и искать какое-то блистательное прозрение, являющееся целью практики дзэн. Догэн учит - это иллюзия. Нужно вполне понять целостность практики и просветления. Догэн описывает это понимание как освоение буддизма, или «глаз истинной дхармы». Это свобода от двойственной системы ума. Но такое понимание не является конечной целью; этой конечной целью оказывается непрерывная повседневная практика.
«Путь будды - под пятой у каждого человека. Погрузившись в Путь, ясно поймите то, что находится именно на этом месте. Погрузившись в просветление, вы сами обладаете полнотой, поэтому хотя бы вы даже и пришли к полному пониманию, это все еще только часть просветления. Именно так обстоит дело с практикой на протяжении всего Пути».
Такова практика непривязанности, практика свободы от какой
бы то ни было цели, включая и «просветление».
Четвертая фраза в «Проявлении изначальной сути» гласит: «Однако в привязанности опадают цветы, а в отвращении разрастаются сорняки». цветы здесь представляют пробуждение, а сорняки - заблуждение. Догэн называет эту практику непривязанности «освобождением», что означает рыбу, ускользнувшую из сети. Этот аспект ученья связывается с «освобождением» или «оставлением». Нужно оставить все, чтобы открыться конечной истине. «Проявление», «осуществление» или «выявление» - японское слово «гэндзо», означает выявление и завершение, - другой аспект того же учения. Хотя чувство отпадения, совершенно отлично от чувства проявления, оба движения нераздельны. Как только практикующий полностью освобождается от привязанности, он переживает все вещи без каких-либо предвзятых мнений. Это переживание само по себе является постижением. Догэн говорит: «Великий Путь всех будд, тщательно практикуемый, - это освобождение и постижение... Освобождение означает, что в рождении вы освобождены от рождения, в смерти вы освобождены от смерти. Таким образом, налицо независимость от рождения и смерти и проникновение в рождение и смерть. Такова совершенная практика великого Пути. Налицо освобожденность от рождения и смерти и оживотворение рождения и смерти. Такова тщательная практика великого Пути... Постижение есть рождение, рождение есть постижение. Во время постижения нет ничего, кроме целиком проявившегося рождения, ничего, кроме вполне проявившейся смерти».
Необычное выражение:
«Цветы - весной,
Кукушка - летом,
Осенью - луна,
Чистый и холодный снег -
Зимой».
как они похожи на предсмертные стихи монаха Рёкана/1758 - 183 1//:
«После меня что останется?
Цветы - весной,
Луна в капле росы
Кукушка - в горах,
Осенью - листья клена».
В этом стихотворении, как и у Догэна, простейшие образы, обыкновенные слова незамысловато, даже подчеркнуто просто, поставлены рядом, но, чередуясь, они передают сокровенную суть Японии...»
«Сезонные стихи Догэна озаглавлены «Изначальный образ»; Как показывает заглавие стихотворения - «изначальная реальность», или «первоначальное лицо», - Догэн представляет переживание бытия, свободного от общепринятых атрибутов вещей. ...Эти необычные образы опрокидывают общепринятый способ смотреть на вещи и напоминают нам о том, что всегда существуют другие точки зрения, что нет абсолютного стандарта правильного и неправильного взгляда. Далее, исчезают различия между общим и частным, единством и дифференциацией, как это замечает Догэн в своем стихотворении «Сущность дзадзэн»:
«Постижение - не общее и не отдельное -
Это усилие без желания. Чистая вода до самого дна.
Рыба плавает как рыба.
Безбрежное небо прозрачно до самой глубины;
Птица летает как птица».
Догэн также переворачивает обычный смысл слов и нарушает его. Например, он говорит:«Когда вы рассматриваете «внешнее», кожа, мясо, кости и костный мозг - все они оказываются этим внешним... Когда вы рассматриваете «внутреннее», кожа, мясо кости и костный мозг - все они оказываются внутренним».
Придавая существенную и наивысшую ценность в равной мере «коже», «мясу», «костям» и «костному мозгу», Догэн пользуется понятиями «внутреннего» и «внешнего», как если бы каждое из них было целостным и всеобъемлющим, так чтобы и слово не сохраняло своего нормального значения.
В риторике Догэна слова, обычно несущие отрицательные оценки, употребляются в положительном смысле. «Утраченное», «пропущенное» и «мертвое» может означать переживание отсутствия «я». «Заблуждение», «препятствие» и «сплетение», а также слова «слепой» и «тьма», могут означать недвойственность. Таким образом, слова несут как свои обычные значения, так и смысл, противоположный этим значениям.
***
...Каждый из этих мастеров искал и в конечном счете избирал одну-единственную практику, достаточно сильную для того, чтобы обеспечить полное переживание буддизма. Так, Хонэн и Синран избрали в качестве своей целостной практики китайский метод повторения нараспев имени будды Амитабхи; Нитирэн учил повторению титула «Сутры Лотоса», а Догэн ввел беззаветную практику дзадзэн. Догэн не выказывал никакого интереса к компромиссам или к упрощению практики. Догэн заботится исключительно о том, чтобы передать подлинные принципы и практику буддизма, которые он называл «истинной дхармой». Поскольку это переживание осуществляется только в уникальном и творческом выражении, пробужденный человек не может прийти к какому-то устойчивому состоянию сознания и просто «оставаться там». Таким образом, состояние пробужденного человека описывается как состояние «выхода за пределы будды».