Ученик: Мой коан - My.
Роси: Для того, чтобы понять дух Му, вы должны, не переходя на другой путь, двигаться по железным рельсам, уходящим в бесконечность. Одна остановка, не говоря уже о множестве, отсрочит просветление. Малейшее отклонение от Му становится отклонением на мили. Поэтому будьте бдительны! Не расставайтесь с My даже на мгновение и когда сидите, и когда стоите, ходите, едите или работаете.
Чтобы прийти к Самоосознанию вам необходимо непосредственно ощутить себя и вселенную как единое целое.
Вы осознаете свою Истинную природу только после того, как ваше сознание станет настолько очищенным от мыслей, насколько лист чистой белой бумаги лишен пятен. Все дело в том, чтобы погрузить себя в My настолько полно, чтобы не осталось ни малейшего места для мыслей любого рода, включая само My.
Не ослабляйте свое внимание даже не мгновение. Если вы внимательны, пока сидите в дзадзен, но позволяете своим глазам и сознанию блуждать, когда вы поднимаетесь, вы сводите на нет сосредоточенность своего сознания.
Расслабиться даже на секунду значит отделить себя от Му. Даже когда вы ложитесь спать, продолжайте погружение в Mv, а когда вы просыпаетесь, просыпайтесь с сознанием сфокусированным на Му. В каждый момент времени все ваше внимание должно быть сосредоточено на проникновении в My – настолько, что вы становитесь одержимым, как влюблённый. Только тогда вы сожжете пробудиться.
Корни усиливающих эго представлений сидят глубоко в подсознании, вне пределов досягаемости обычного восприятия, поэтому их очень трудно уничтожить. Для того чтобы избавиться от них, вам нужно стать абсолютно единым с My, когда вы ходите, едите, работаете, спите, испражняетесь. Вы должны не только сосредотачивать свое сознание, но контролировать также и свои глаза, ибо если глаза не опущены, появляются мысли, сознание возбуждается, и, до того как вы это поняли, вы отделились от My. Вы станете просветлённым только после того, как направите все силы своего существа на единение с Му.
* * *
Роси: Я вижу, вы всё ещё не проникли в My... Почему?.. Вы начинаете, напряженно сосредотачиваясь, а затем ослабляете усилия. Некоторое время вы держитесь за My вот так, как я держусь за свою палку [крепко сжимает палку обеими руками]. Так не пойдёт! Когда вы идёте, идёт только Му, работает только Му, и когда вы приходите ко мне, появляется только Му. Когда вы падаете ниц, падает именно Му. Когда вы разговариваете, разговаривает Му. Когда вы ложитесь спать, спит Му и Му же просыпается. Достигая момента, когда ваше зрение, ваш слух, ваше осязание, ваше обоняние, ваш вкус и ваше мышление – не что иное, как Му, внезапно вы непосредственно постигаете Му.
* * *
Роси: Для того чтобы прийти к осознанию My, вы должны войти в состояние влюбленного, чье сознание занято только его возлюбленной. Обыкновенный человек озабочен случайными мыслями, проникающими в его сознание. Но влюбленный, сознание которого направлено целиком на свою возлюбленную, находится в состоянии, подобном трансу. Он напоминает простака тем, что его сознание сосредоточенно лишь в одном направлении. Вы обязательно станете просветленным, как только вы добьетесь такой целенаправленности сознания в отношении My.
Я скажу вам следующее, если вы будете спокойно сидёть лишь бы прошло время, вы никогда не придёте к Самоосознанию. Ради просветления вам придётся проникать в My, затрачивая для этого всю свою энергию до последней капли; ваше погружение должно быть полным и решительным.
Понятие «я и другие» - очень сильно в глубине нашего подсознания. Мы думаем: «я» - здесь; то, что «не-я» - там, снаружи. Это - иллюзия, изначально не существует такой двойственности. Конечно, вы все это знаете теоретически, но это «я» так сильно укоренилось, что его нельзя вырвать с помощью рассудка. Если погружение в Му продолжается непрерывно, то «ячество» умирает в подсознании. Внезапный щелчок - и больше нет двойственности. Ощутить это непосредственно – и есть кэнсё.
Роси: Когда вы умираете, все вещи умирают с вами, потому что вы более не сознаете их; они существуют в связи с вами
Ученик: Мне кажется, что я все время сам себе противодействую
Роси: Прекратите размышлять об этом! Просто станьте полностью единым с My, и вы обязательно придёте к Самоосознанию.
В сущности, нет никакого себя, чтобы ему противодействовать, My - это все, My - это Ничто. Пока вы сознательно или бессознательно думаете, что вы - это вы, а все остальное - отлично от вас, вы никогда не проникнете в My. Вы - близки к кэнсё. Только ещё один шаг! Будьте настороже! Не отделяйте себя от My даже на толщину тонкого листа бумаги!
То, что я сейчас вам скажу - очень важно для вас, так что слушайте внимательно. Ваше сознание, подобно зеркалу, отражает все: этот стол, этот мат - все, что вы видите. Если вы и не воспринимаете все, зеркало отражает само. Но сознание каждого - своеобразно. То, как моё сознание отражает объекты, отлично от того, как это делает ваше. Чем бы ни было заполнено ваше сознание - это отражение вашего сознания, поэтому это и есть вы. Так что, когда вы воспринимаете этот мат или этот стол, вы воспринимаете себя. И опять же, когда ваше сознание избавлено от всех представлений - мнений, идей, точек зрения, оценок, понятий, предположений, - ваше сознание отражает себя.
когда вы умираете, с вами умирает и вселенная, то вы и вселенная - не разделены и не обособленны. Просветление - это не более, чем осознание того, что мир
разграничений и мир нераздельности - это не два разных мира. Когда вы непосредственно и определенно ощутите это, вы - просветлены.
Слежение за дыханием выполняется следующим образом: оком сознания вы пытаетесь мысленно представить себе вдох, то есть, стать единым с ним, а затем проделайте то же самоё с выдохом. Вот и все, что требуется.
Аналогично, следите за своим дыханием только в течение того времени, сколько это вам необходимо. После этого переходите к чистому дзадзен. В него не входит ни счёт дыхания, ни слежение за ним - просто естественное дыхание.
вам не обязательно продолжать счёт , если вы можете сосредотачивать свое сознание и без него.
В сикан-тадза вы сидите с уверенностью, что ваша изначальная природа - неотличима от природы Будды, поэтому нет необходимости в целенаправленном стремлении к кэнсё. И все же, вы должны верить, что ваше сидение однажды выльется в пробуждение.
В сикан-тадза ваша сосредоточенность в особенности должна быть абсолютно однонаправленной. Ваше сознание, подобно сознанию человека, целящегося из ружья, должно быть точно сфокусировано, без каких-либо случайных мыслей.
...Выполнять его хорошо значит иметь ясное и четкое впечатление от каждой цифры счёта, когда вы её называете. Это также означает не терять счёт.
Поначалу это трудно, поскольку подмывает выполнять упражнение механически. Вы должны полностью погрузиться в счёт. Если вы отдадитесь энергично и усердно этому упражнению, то постепенно будете способны выполнять его с легкостью.
Вы не должны считать рассеянно, как бы в оцепенении. Вы должны вложить в это всю свою душу. Вы должны ощутить каждую цифру счёта ясно и четко.
Задача счёта дыхания - в том, чтобы успокоить непрестанные волны мыслей, приводимые в движение привычками мышления, которые существовали длительное время. Усмирив их, мы делаем наше сознание однонаправленным, и оно может непосредственно воспринять нашу Неотъемлемую природу. Счёт дыхания является необходимым первым шагом. Другой способ - постоянно вопрошать: «Что такое моя Истинная природа?» или «Где моя Истинная природа?»
Может быть вам будет лучше вместо счёта дыхания и выполнения сикантадза, поразмышлять над таким вопросом как: «Что я такое?» или «Откуда я пришел?», или «Буддизм учит, что мы все - изначально совершенны; в чем моё совершенство? » Специальное дзенское название таких вопросов - Хонрай но мэммоку
Роси: После того как вы закончили счёт дыхания, следующим шагом будет слежение за ним. Здесь вы просто следуете за каждым вдохом своим оком сознания, не позволяя своём у вниманию отвлекаться. Когда выдыхаете, делайте то же самоё. Вот и все. Следовать означает просто ощутить или стать единым с ним.
Не старайтесь управлять своим дыханием; просто сведите свое сознание в район ниже пупка. Когда ваше сознание сосредоточено ниже пупка, ваша жизненная энергия постепенно стабилизируется в этой области. Если ваше сознание сосредоточено в этой зоне длительное время, ваша энергия легко и естественно размещается там, потому что центр тяжести больше не находится рядом с головой и плечами, и вы можете вызвать давление в этой области по своём у желанию. Так как мы как бы привязаны к этому месту,; наши мысли и эмоции находятся под естественным контролем.
Чрезвычайно важно качество вашего сидения. Спина должна быть прямой, а сознание - упругим - постоянно настороженным. Вялое тело порождает и вялое сознание, и наоборот. Сознание должно быть в полной готовности, но не напряженным. Вот какой должна быть настороженность: если вы сидите в одном углу комнаты и делаете сикан-тадза, а в противоположной стороне комнаты тихо отворяется дверь всего на полдюйма, вы мгновенно узнаете об этом.
Сидите все время удобно, с сознанием, глубоко погруженным, но гибким, и без напряжения в области живота. позвольте мне объяснить, что такое кэнсё. Это всматривание в свою Истинную природу и непосредственное осознание того, что вы и вселенная - в основе своей Едины. Как только вы воспримете это, вы поймете всем своим нутром смысл человеческого существования. Дорога к такому знанию лежит через дзадзен,
Вы считали своё дыхание, следили за своим дыханием и выполняли сикан-тадза. К пробуждению можно прийти и с помощью одних этих упражнений, но кратчайший путь – это коан.
Помните, что нельзя понять My путем обычного познания; вы должны охватить его непосредственно всем своим существом. Сначала повторяйте слово My в своём сознании. Сосредоточьтесь на том, чтобы стать с ним единым. Не думайте о его смысле. Я повторяю: просто целенаправленно сосредотачивайтесь на том, чтобы стать единым с Му. Поначалу ваши усилия будут механическими, но это неизбежно. Постепенно, однако, будет задействована каждая частица вас.
После того, как вы будете способны сосредоточиться на Му, спросите себя: «Что такое Му? Чем оно может быть?» Вы должны задавать этот вопрос прямо из своего нутра! Когда вопрошание достигнет такой точки, когда оно охватит вас словно тисками, так что вы не сможете думать ни о чём другом, вы внезапно постигните истинную природу и воскликните: «О, теперь я знаю!» При настоящем просветлении проблема страданий и смерти решена.