ВОЗВРАЩЕНИЕ К КОРНЯМ
Я знаю, что есть вьетнамцы, которые очень страдали в своей стране. Он страдали из-за своей семьи, правительства, разделения и войны. Они ненавидели все, что называлось вьетнамским. Они ненавидели свои семьи, предков, общество, свое правительство, свою культуру, потому что так сильно страдали. Когда они уезжали в Европу или Америку, то хотели стать европейцами и американцами, оставив позади все, что называлось вьетнамским. Они решили больше не быть вьетнамцами и полностью забыть о своих корнях.
Вы можете спросить, удалось ли им это. Возможно ли забыть о своих корнях, чтобы стать кем-то совершенно другим? Ответ — нет. Я встречал некоторых из них после многолетних попыток стать кем-то другим. Им это не удалось, и я хочу, чтобы они вернулись к своим корням.
Я тридцать лет передавал Дхарму на Западе, и у меня была возможность встречаться с европейцами и американцами, у которых были такие же обиды и желания. Они сильно страдали, поэтому не хотели иметь ничего общего со своей семьей, церковью, обществом и культурой. Они хотят стать кем-то другим, они хотят быть индийцами, китайцами, они хотят стать вьетнамцами. Они хотят стать буддистами, потому что ненавидят все, что связано с их корнями. Удалось ли им оставить позади всё, чтобы стать кем-то другим? Ответ — нет.
Когда эти люди приезжают, например, в Плам-Виллидж, я сразу их узнаю. Я вижу их как блуждающие или голодные души. Да, они очень голодны. Они жаждут чего-то прекрасного и хорошего, во что могли бы верить. Они хотят оставить позади все, что относится к их обществу и культуре.
Истинная любовь нуждается в терпении. Если вы действительно хотите помочь, вы должны быть терпеливы. Я знаю: чтобы помочь этим людям, мы должны быть очень терпеливы. Обычно я говорю им, что человек, у которого нет корней, не может быть счастлив. Вы должны вернуться к своим корням. Вы должны вернуться к своей семье. Вы должны вернуться к своей культуре. Вы должны вернуться в свою церковь.
Но это именно то, чего они не хотят делать, и их очень злит, когда я пытаюсь им об этом сказать.
Дерево не может жить без корней. Точно так же и человек не может жить без корней. Поэтому я должен быть очень терпелив. Я говорю: «Добро пожаловать! Практикуйте сидячую медитацию. Практикуйте медитацию во время ходьбы. У вас есть право любить Будду, любить вьетнамскую культуру».
И мы пытаемся предложить им в качестве дома Сангху, сообщество. Мы пытаемся включить их в нашу практику осознавания — подобно тому как влажная почва принимает отрезанную часть растения, давая ей возможность пустить несколько крошечных корней. Мало-помалу к ним возвращается их вера, их доверие, их способность принимать любовь.
Чтобы помочь голодной душе, мы должны прежде всего завоевать ее доверие, ведь голодные души очень подозрительны. Они не видели ничего действительно прекрасного, хорошего и истинного. И они не доверяют вам и тому, что вы хотите им предложить. Они голодны, но не могут принимать и поглощать пищу, даже если вы можете им ее предложить, даже если вы можете предложить им что-то по-настоящему прекрасное и хорошее.
В Азии у нас есть традиция подносить блуждающим душам пищу и питье в день полнолуния седьмого лунного месяца. У блуждающих душ нет дома, куда бы они могли вернуться. В каждом доме есть алтарь предков. У наших предков есть дом, куда они могут вернуться, у голодных духов (прет) — нет. Поэтому мы делаем им подношение, оставляя его перед домом. Голодных духов описывают как существ, чей желудок велик, как барабан, а глотки — крошечные, как игольное ушко. Поэтому их способность принимать пищу или помощь очень ограничена. Даже если люди по-настоящему их понимают и хотят подарить им свою любовь, те не перестают их подозревать. Вот почему вы должны быть терпеливы. Вот почему в начале церемонии подношения вы должны читать строки из учения Будды, чтобы блуждающие души могли прикоснуться к состраданию и пониманию будд и бодхисаттв и чтобы у них появился шанс переродиться в Чистой Земле.
В наше время общество устроено таким образом, что на свет каждый день рождаются тысячи голодных духов. В большинстве своем это совсем молодые люди. Посмотрите вокруг. Их так много. У них нет корней. Они так голодны.
Они страдают. Мы должны быть осторожны в нашей повседневной жизни, пытаясь не помогать создавать еще больше голодных духов. Мы должны играть свою роль родителей, учителей, друзей и священников с состраданием и пониманием. Мы должны помочь голодным духам быть менее голодными, вернуться к своей семье и традиции и снова обрести целостность.
Выбрав правильное время, когда они могут улыбаться и прощать, мы говорим им: «Возвращайтесь к своей культуре, возвращайтесь к своей семье, возвращайтесь в свою церковь. Они нуждаются в вас. Они нуждаются в вас, чтобы обновиться и больше не отталкивать от себя молодежь. Сделайте это не только для вашего собственного, но и для будущих поколений».
ПОЕДАНИЕ ДРУГ ДРУГА
Дорогие друзья, я бы хотел поговорить с вами немного о счастье. Я очень счастлив всякий раз, когда могу прикоснуться к красоте окружающей жизни. Иногда я чувствую себя глубоко взволнованным, ведь во мне самом и вокруг меня есть столько прекрасного. Иногда деревья так прекрасны, а небо так ясно. Иногда так великолепна река, а также восход, закат, птицы, лань, белки, дети. Есть люди, способные прощать, любить и заботиться о других. Я видел людей, способных любить других людей и заботиться о животных, деревьях, воде, воздухе и минералах. Я восхищен окружающей меня красотой и способностью любить.
Это не означает, что я не страдаю. Я хотел бы немного рассказать вам о своем страдании. Я очень страдаю, когда вижу, что нам приходится поедать друг друга, чтобы остаться в живых. Животные должны поедать друг друга, чтобы остаться в живых. И это очень печальный факт. Конечно, я наблюдал за природой. Я видел фильмы о природе. Я видел, что лев должен убивать антилоп и других животных, чтобы накормить себя и своих детенышей. Вы знаете, что крупная рыба питается мелкой. Птицы едят рыбу.
Зимой повсюду появляются охотники. В далеком прошлом люди вынуждены были охотиться, чтобы добыть себе пропитание и выжить. Но сейчас я не думаю, чтобы мы настолько голодали. Нам больше не нужно идти и охотиться. Но все равно повсюду столько охотников. Каждое воскресенье они наводят ужас на меньших существ.
Если существует любовь, должны существовать и другие вещи. Это невежество, насилие и страсть. Человечество страдает, ибо многие из нас заставляют страдать других людей. Мы воевали везде, где только могли. Мы хотим, чтобы у нас было много еды, и поэтому становимся причиной страдания друг для друга. Для многих из нас — честь быть вегетарианцем. Я знаю, что овощи — это тоже живые существа и они тоже страдают, когда мы их съедаем. Но их страдание нельзя сравнить со страданием других живых существ. Оно не такое сильное.
В прошлое воскресенье я обедал в Аппер-Хэмлет вместе с монахами, монахинями и мирянами. Я очень осознанно ел свой обед и очень внимательно рассмотрел рис, бобы и тофу, которые я ел. Я заметил столько всего в пище, которую я ем! Я видел почву, воду, минералы, удобрение. Я видел сгнившие кости маленьких живых существ. Все эти составляющие были необходимы, чтобы могли вырасти рис и овощи. Когда я ел рис, бобы, тофу и помидоры, я очень ясно видел составляющие риса, бобов и тофу. Я видел все это очень глубоко, и пища по-прежнему была вкусной.
Меня окружали братья и сестры, входящие в Сангху. Я осознавал, как это прекрасно — есть обед в присутствии практикующего сообщества. Вы должны есть таким образом, чтобы позволить проявиться в себе любви и покою и чтобы вы сами стали опорой для окружающих. Мы должны есть так, чтобы в нашем сердце росло сострадание. Мы практикуем любовь и сострадание во время ходьбы, сидения и еды.
Позвольте мне пригласить колокол к звуку, и мы вместе будем практиковать дыхание в течение одной минуты, прежде чем я продолжу. Сядьте удобно и слушайте звук колокола. Пусть в каждом из нас родится энергия покоя.
Слушай, слушай, звук колокола возвращает меня в мой истинный дом.
НАЙТИ СЕМЬЮ
Согласно традиции, на Рождество вы должны вернуться к своей семье. Когда я думаю о Рождестве, я понимаю, что Рождество очень близко по духу к вьетнамскому Новому году, ведь и в нашей традиции, прежде чем наступит Новый год, вы должны вернуться домой, к своей семье.
Когда мы собираемся все вместе как семья, у нас есть шанс глубоко прикоснуться к своим корням. Мы должны научиться использовать эту возможность, чтобы по-настоящему присутствовать друг с другом и примириться друг с другом, ведь это лучший способ прикосновения к нашим предкам. Человек не может быть счастлив, если у него нет корней. Рождество — это для нас возможность сесть, внимательно рассмотреть и осознать свои корни. У нас будет больше покоя и радости, если мы осознаем корни, тесно связывающие нас с нашими предками и культурой.
Вы снова должны стать семьей. Вы должны снова прикоснуться к своим корням, а это легче сделать, если в сборе все члены семьи. Вот чем еще хорошо Рождество — на Рождество все спешат вернуться в свою семью. Я надеюсь, что эта практика знакома вам давным-давно.
ПРИЯТИЕ НАШИХ ДУХОВНЫХ ПРЕДКОВ
У нас есть кровные предки, но у нас есть также и духовные предки. Если вы родились на Западе, вы с большей вероятностью можете считать себя ребенком Иисуса, и Иисус может быть вашим предком. Вы можете не считать себя христианином, но это не значит, что Иисус не может быть одним из ваших духовных предков, поскольку ваш прапрадед мог быть добрым христианином. Он передал вам семя, энергию, любовь и прозрение Иисуса. Если вы все делаете правильно, вы можете помочь этой энергии проявиться в вас.
Некоторые люди считают, что у них нет ничего общего с христианством. Им кажется, что они ненавидят христианство. Они хотят уйти от христианства, тем не менее присутствие Иисуса в теле и духе этих людей может быть очень сильным и реальным. В них могут скрываться энергия, прозрение и любовь Иисуса. Это подобно колокольному звону. Когда вы слышите звук церковного колокола или звук колокола в буддийском храме, вы можете ничего не почувствовать и решить, что звук колокола не имеет к вам никакого отношения. Но в один прекрасный день все может очень сильно измениться.
Буддист — тот, кто считает Будду одним из своих духовных предков. Вы можете сказать, что Будда — это просветленный, великий бодхисаттва, учитель, основатель буддизма. Вы можете сказать, что Будда является вашим духовным предком. Что касается меня, то для меня Будда абсолютно реален. Я могу прикоснуться к нему в любое время, когда пожелаю. Я могу получить пользу от его энергии и прозрения в любое время, когда пожелаю. Это очень реально. Он в каждой клетке моего тела. Каждый раз, когда он мне необходим, я знаю, как ощутить его и сделать так, чтобы его энергия проявилась.
То же самое с моим отцом. Я знаю, что мой отец — во мне. Мой отец — в каждой клетке моего тела. Во мне есть много здоровых клеток моего отца. Он прожил больше девяноста лет. Каждый раз, когда он мне нужен, я могу обратиться к нему за помощью. Я получаю его энергию от каждой клетки своего собственного тела.
Я живу в постоянном соприкосновении со своими предками — будь то предки кровные или духовные. Если вы буддист, вашим предком является Будда. Энергию, прозрение и любовь
Будды передал вам ваш учитель, а также многие поколения учителей. Вы знаете, как прикоснуться к этим клеткам в вашем теле и вашей душе; вы знаете, как сделать так, чтобы проявилась энергия Будды. Вам нужна энергия Будды.
ПРИЯТИЕ НЕГАТИВНОЙ ЭНЕРГИИ
Иногда нами овладевает энергия ненависти, гнева и отчаяния. Мы забываем, что в нас есть и другие виды энергии, которые также могут проявляться. Если мы знаем, как практиковать, мы можем вызвать энергию прозрения, любви и надежды, чтобы принять энергию страха, отчаяния и гнева. Наши предки могут помочь нам свести на нет негативные энергии — то, что христиане называют злым духом, — призвать присутствие Святого Духа, чтобы исцелить нас и вернуть нам здоровье, радость и жизненную силу.
В буддизме мы также говорим об этих видах энергии — об энергии негативной и позитивной. Хотя есть небольшое отличие. В буддизме мы не должны изгонять злого духа; фактически, мы принимаем злого духа, энергию гнева, энергию отчаяния, энергию ненависти, любые негативные энергии. И они преображаются, когда мы принимаем их с помощью энергии осознавания. Нам не нужно их изгонять.
Что вы делаете, чтобы принять и преобразить их? Вы должны обратиться к самому себе, вы должны помочь проявиться энергии любви, понимания и покоя, чтобы принять эти виды негативной энергии. Один из прекрасных способов породить в себе энергию покоя и осознавания — это слушать колокольный звон. Эти энергии помогут нам справиться с негативными энергиями. Например, если вы разгневаны, вы всегда можете практиковать таким образом:
Вдыхая, я осознаю, что во мне есть энергия гнева.
Выдыхая, я принимаю свой гнев.
Это удивительная практика. Вы просто практикуете вдох и выдох, чтобы осознать, что в вас есть гнев. Вы знаете, что, если вы разгневаны, вам лучше ничего не говорить. Лучше не реагировать и ничего не делать. «Вдыхая и выдыхая, я осознаю, что мне есть гнев» — это лучшее, что вы можете сделать. Если вы знаете, как это делать, энергия гнева не может причинить вреда вам или окружающим вас людям.
Во время выполнения этой практики у вас появляется живая энергия осознавания, и вы продолжаете практиковать осознанный вдох и выдох. Осознанное дыхание помогает вам вызвать к жизни энергию осознавания, что, в свою очередь, позволяет вам принять и осознать энергию гнева. Вы находитесь в очень безопасной ситуации. Вам не нужно избавляться от гнева. Вы позволяете ему быть в вас, вы мягко его принимаете, и тогда гнев утихает, опасность минует. Во время практики вы не боролись с гневом, и он постепенно трансформируется. Эта практика позволит вам осознать ваш гнев с улыбкой.
Когда вы практикуете вдох и выдох, осознавая ваш гнев и улыбаясь ему, внутри у вас присутствует энергия Будды. Будда — в вас, Будда — это предок, который вас защищает. Вы знаете, что Будда — это не идея. Будда — это истинная энергия. Энергия Будды — это энергия осознавания, покоя, сосредоточения и мудрости.
Если вы христианин, вы практикуете точно так же. Если у вас внутри злой дух, дух отчаяния, гнева, насилия и ненависти, вы должны осознать его присутствие. Вы просите Иисуса прийти и проявиться в вас, чтобы вы сумели осознать негативное и принять его. Вы оказываетесь в безопасной ситуации с помощью молитвы, созерцания и чтения Библии. Святой Дух — это энергия, которая необходима, чтобы принять в себе негативную энергию и справиться с ней. Для тех же, кто практикует осознавание, я хочу сказать вот что: мы считаем, что энергия осознавания (которая является энергией Будды) — эквивалент того, что наши друзья-христиане называют Святым Духом.
Святой Дух — это разновидность энергии, способной присутствовать, понимать, любить и исцелять. Если вы согласитесь с тем, что Святой Дух обладает силой присутствия, понимания, исцеления и любви, если вы согласны с этим, вы должны согласиться и с тем, что это то же самое, что и энергия осознавания. Где есть осознавание, там есть истинное присутствие. Где есть осознавание, там есть способность понимать. У вас есть способность принимать, сострадать, любить и потому — прикасаться к энергии осознавания, чтобы она могла проявиться в вас. Будда проявляется в вас как духовный предок. Точно так же вы можете позволить Святому Духу быть в вас, направлять вас, светить вам, подобно светильнику. Тогда в этот самый момент в вас жив Иисус.
Это возможно — знать Будду и в то же самое время знать Иисуса. Есть люди, имеющие корни в буддийской и христианской традиции. В моем доме на алтаре стоят множество статуэток Будды, около десяти или пятнадцати очень маленьких статуэток в сантиметр высотой, а также несколько статуэток побольше. У меня также есть изображение Иисуса как моего предка. Я принял Иисуса в качестве одного из моих духовных предков.
Во время войны во Вьетнаме я усердно работал над тем, чтобы прекратить убийства. Когда я был в Европе и Северной Америке, я встречался с христианами, которые действительно воплощали дух любви, понимания, покоя, Иисуса. Благодаря этим людям я по-настоящему прикоснулся к Иисусу как к духовному учителю и духовному предку.
ВСТРЕЧА ДВУХ БРАТЬЕВ
Кинорежиссер, живущий в Швеции, пришел и задал мне вопрос: «Если бы сегодня встретились Будда и Иисус, как вы думаете, что бы Они сказали друг другу?» Я собираюсь дать вам свой ответ на этот вопрос.
Они встречались не только сегодня, они встречались вчера, прошлой ночью, и они встретятся завтра. Они всегда во мне, они так спокойны в единении друг с другом. Во мне нет никакого противоречия между Буддой и Иисусом Христом. Они — настоящие братья и настоящие сестры во мне. Это — часть ответа.
Христианин — дитя Иисуса, для которого Иисус является родителем и предком. Поскольку мы — дети наших предков, мы — продолжение наших предков. Христианин — продолжение Иисуса Христа: он — это Иисус Христос и она — это Иисус Христос. Так я смотрю на вещи, и такими я вижу людей. Буддист — это дитя Будды, он и она — это продолжение Будды. Она — это Будда, он — это Будда. Вы — ребенок вашей матери. Вы продолжение вашей матери. Вы — ваша мать, ваша мать — это вы. Вы — дитя вашего отца. Это означает, что вы продолжение вашего отца. Вы — ваш отец, нравится вам это или нет. Вы лишь продолжение вашей матери и отца.
Поэтому мы будем правы, если скажем, что, когда буддист встречает христианина, Будда встречает Иисуса. Это происходит каждый день. В Европе, Америке и Азии Будда и Иисус Христос встречаются каждый день. Что они говорят друг другу? Представьте себе, что триста лет назад Иисус пришел во Вьетнам. Думаете, Будда спросил бы: «Кто Ты? Зачем Ты здесь? У вьетнамского народа уже есть духовная традиция. Хочешь ли Ты, чтобы вьетнамцы отвергли буддизм и приняли другую веру?»
Можете ли вы представить, как Иисус отвечает Будде: «Вьетнамский народ, вы следуете неправильному духовному пути. Вы должны отказаться от всего и вступить на новый духовный путь, который Я собираюсь вам предложить. Это — единственный путь, который приносит спасение».
Если вы историк, если вы изучали историю религии, вы знаете, что бы сказал Будда Иисусу триста лет назад. Представьте эту же встречу сегодня, в Европе и Америке. Но вам не нужно всё это представлять, ведь всё это и так происходит каждый день. Будда каждый день приходит в Европу и Америку. Будда говорит Иисусу: «Я впервые на этой земле. Как Ты думаешь, мне можно остаться или я должен вернуться в Азию?»
Здесь очень много эмигрантов из Индокитая. Люди приезжают также из Таиланда, Бирмы и Тибета. Они привозят с собой в Европу и Америку свои религиозные взгляды. Есть ли у них право продолжать свою практику здесь, на Западе? Есть ли у них право говорить о своих взглядах и практиках с не-буддистами? Можете ли вы представить, что Иисус говорит им: «Нет, в Европе у нас уже есть христианство, нехорошо распространять на этой земле новую веру»?
*
Однажды я был в Лилле, городе на севере Франции. Во время лекции, которую я читал на французском языке, я сказал, что могу представить, как Будда и Иисус сидят вместе и пьют чай. Потом Будда поворачивается к Иисусу и говорит: «Мой дорогой брат, не слишком ли сложно стало продолжать в наше время? Не сложнее ли, чем раньше, быть честным, бесстрашным, помогать людям понимать и любить?» Вот вопрос, который Будда мог задать Иисусу.
Когда-то давно Иисус был очень бесстрашным и открытым человеком. Он был Учителем, обладающим огромной способностью любить, исцелять и прощать. Первым вопросом, который мог задать Ему Будда, могло быть: «Мой дорогой брат Иисус, намного ли сложнее стало в наше время?» Будда бы продолжил: «Брат мой, что я могу сделать, чтобы помочь Тебе?» Как нам нужно практиковать, чтобы это было понятно, приемлемо и эффективно, чтобы заново построить то, что было разрушено, и восстановить то, что было утрачено: веру, отвагу и любовь?
Иисус — это все мы в православной, католической, протестантской и англиканской церкви, — все, кто пытаются помочь людям понять, принять, жить и практиковать таким образом, чтобы снова стали возможными любовь и приятие. Иисус — это все люди, которые заботятся о том, чтобы сегодня можно было легко получить и понять христианское послание.
Вопрос, который Будда задает Иисусу, — очень практический.
*
Будда задает Иисусу вопрос о практике, ибо хочет знать ответ. В наше непростое время для него так же сложно делать то, что он делал в Индии две тысячи пятьсот лет назад. В его собственной традиции люди больше говорят об учении. Люди сбились с пути, слишком много всего изобретая и организуя. Ими была утрачена истинная сущность Дхармы. Они изучают и практикуют архаические формы, которые не могут передать истинное учение новым поколениям.
Когда Будда задает Иисусу этот вопрос, он задает этот же вопрос самому себе: есть ли способ возродить буддизм как духовную традицию? Как буддист может воплощать в себе истинный дух Дхармы? Как мы можем практиковать взращивание истинной энергии любви, сострадания и понимания?
Вопрос, адресованный Иисусу, — это вопрос, который Будда адресовал себе. Будда и Иисус — два брата, которые должны помогать друг другу. Буддизм нуждается в помощи. Христианство нуждается в помощи не ради буддизма и не ради христианства, но ради человечества и ради других биологических видов на Земле. Мы живем во времена, когда господствует индивидуализм. Мы живем во времена, когда господствуют насилие и невежество. Люди больше не способны понимать друг друга, разговаривать и общаться друг с другом. Мы живем во времена, когда повсюду вокруг нас — разрушения и многие люди находятся на грани отчаяния. Вот почему Будде нужно помочь. Вот почему нужно помочь Иисусу.
Так что, вместо того, чтобы препятствовать друг другу, Будда и Иисус должны объединяться каждый день, каждое утро, каждый вечер, чтобы быть истинными братьями. Их встреча — это надежда для всего мира.
Будда и Иисус должны встречаться каждый момент в каждом из нас. Каждому из нас в нашей повседневной практике нужно прикоснуться к духу Будды и к духу Иисуса, чтобы они проявились. Эта энергия очень важна для нас, чтобы принять наши страх, отчаяние и беспокойство.
Согласно Будде и Иисусу, мы можем вернуть себе покой. Мы можем вернуть себе надежду. Эти покой и целостность, эта надежда — для тех, кого мы любим, для тех, кто нас окружает. Каждый шаг, который вы делаете в сторону покоя, каждая ваша улыбка и любящий взгляд помогают окружающим вас людям и вдохновляют их на то, чтобы у них была вера в будущее.
Вот почему Будда должен помочь Иисусу полностью возродиться. Иисус также должен помочь Будде полностью возродиться, ведь Иисус и Будда — не просто концепции, они живы и сейчас рядом с нами. Вы можете прикоснуться к ним в вашей повседневной жизни.
СОЮЗ БУДДЫ И ИИСУСА
Во многих странах, включая Вьетнам, Китай, Корею и Таиланд, молодым людям сложно понять друг друга, если у них различные религиозные взгляды. Если молодой человек-буддист влюбится в девушку-католичку, для них наступят тяжелые времена, обе семьи будут препятствовать тому, чтобы они поженились. Эта трагедия продолжается многие годы. Может потребоваться сто лет, чтобы решить эту проблему и позволить принадлежащим различным духовным традициям молодым людям жениться, не причиняя никому страданий. Но это по-прежнему то, к чему нам нужно стремиться, ведь именно таким образом можно избежать ненужных страданий.
Когда двое людей из различных традиций женятся, молодой человек может взять обет изучать и практиковать духовную традицию жены, а девушка — обет изучать и практиковать духовную традицию мужа. В таком случае у них будут два корня вместо одного, и это их только обогатит. Когда они создадут семью, они будут воспитывать детей таким образом, чтобы те могли ценить лучшее в обеих традициях. Родители должны поддерживать своих детей в том, чтобы у них было два корня и чтобы в их жизни были Будда и Иисус. Почему бы и нет?
Это станет началом новой эпохи, когда люди будут более терпимыми и когда больше людей смогут открыть для себя красоту и ценность других традиций. Это как с приготовлением пищи. Если вы любите французскую кухню, это не означает, что вам запрещено любить китайскую. Если понадобится сто лет, чтобы прийти к такому соглашению, это по-прежнему будет очень своевременно. Если вы сможете прийти к этому заключению, молодые поколения не будут страдать так, как люди моего или предыдущих поколений. Вы любите яблоко; да, вы можете любить яблоко, но никто не запрещает вам также любить манго.