Стивен Волински - Я есть то, что я есть ...«Слово „то“ в приведенном утверждении относится ко всему, что есть в тотальности».
Нисаргадатта «Нектар стоп Господа»
ПОСВЯЩАЕТСЯ
Авадхуту Нитьянанде
Памяти Шри Нисаргадатты Махараджа
Авадхут Нитьянанда явился ко «мне» в середине семидесятых и посвятил меня. В 1996 г. Александр Смит, ученик Нисаргадатты, передал мне свой разговор с Махараджем о Нитьянанде:
Александр Смит – Нисаргадатте: «Встречались ли вы когда-либо с Нитьянандой?»
Нисаргадатта: «Да».
Александр Смит: «И что вы подумали о нем?»
Нисаргадатта: «Не проходит ни одного дня, чтобы я о нем не подумал».
...Таким образом, Нитьянанда привел меня к Нисаргадатте Махараджу, и именно благодаря ему мне была предоставлена возможность бесплатно жить в Индии с одним из главных учеников Нитьянанды, Бабой Муктанандой, жившим всего в трех часах езды.
Данное подношение Шри Махараджу представляет плод того посвящения.
«Поиск реальности – наиболее опасное из всех предприятий, поскольку он разрушает мир, в котором вы живете».
Нисаргадатта Махарадж «Я есть То»
Поиск реальности разрушает даже более этого. Ведь в ходе его разрушаются тот смысл, который мир для «вас» приобрел, и иллюзорные цели, с ним связанные. И даже более, этот поиск разрушает все взаимосвязанные образы, линзы и рамки. Одним словом, он разрушает все, что вы считаете или мните собой.
ПРОЛОГ
Как я начал писать подобное подношение? Проведя порядка шести лет в Индии и повстречавшись с пятью-десятью-шестьюдесятью наставниками, гуру и учителями медитации, «я» могу прямо сказать, что никто из них не мог сравниться с Шри Нисаргадаттой. Почему? Потому что есть те, кто имеет доступ к ТОМУ или «реализовался», и те, кто способен учить. Сочетание же реализации ТОГО и способности учить – редко и уникально. «Я» увидел его только в Шри Нисаргадатте. Я не хочу никого принизить, просто следует понимать, что реализация не означает способности учить. Нисаргадатта Маха-радж обладал и тем, и другим – и без компромиссов, без желания получить что-либо от кого-либо, без попыток создать организацию, не создавая иллюзию миссии, без стремления к имени и славе, не пытаясь выиграть соревнования по популярности, без желания быть кем-либо или чем-либо, без стремления учить и быть учителем, без потребности быть центром внимания – и он излечился от болезни стремления быть гуру. Он никогда не называл себя Махатмой, Бхагаваном или же Парамахамсой, не основал никакой школы и не создал какой-либо философии. Он всего лишь говорил о том, что «он сам» «пережил» – не попадая ни в какие духовные ловушки и не отвлекаясь ни на какие игры. Вместо этого он был достаточно мужествен, чтобы в своих попытках протолкнуть нас через концепции за их пределы наступать на любые идеи, что мы почитаем родными и священными.
«Если мои слова, как знание, будут посеяны в вас, они искоренят все прочие слова, все концепции». /«Абсолютное лекарство»/
Недавно «я» сказал своему другу, что когда «я» смотрю на фотографию Нисаргадатты в «Я есть То», то ощущаю смирение – и меня до такой степени переполняют благоговение и признательность, что слова как таковые утрачивают значение, не достигая глубины «моего» чувства.
Впервые книга «Я есть То» попалась мне во время моего прибытия в Индию где-то в январе 1977 г. Несмотря на то что совершенная ясность книги (изданной тогда в двух томах) произвела на «меня» глубокое впечатление, «я» тогда предпринял лишь слабую и не увенчавшуюся успехом попытку встретиться с Нисаргадаттой.
Большая часть произошедших тогда между нами диалогов, бесед и споров была приведена в предыдущих работах. Махарадж предложил мне остаться на восемь дней, чтобы усвоить учение. На восьмой день его слова дали мне все, что мне когда-либо могло быть нужно знать. Он начал расхаживать взад и вперед, после чего повернулся ко мне и свирепо прокричал:
«Ты уже здесь достаточно долго,
к этому времени ты должен знать,
нет никакого рождения,
нет никакой смерти,
нет никакой личности.
Все это – концепции, все это иллюзия!
И вот теперь ты знаешь Ничто,
и поэтому сейчас можешь уйти!»
Прошло почти двадцать лет с его смерти, и я постоянно переполнен благодарностью ему и смирением, поскольку «я» осознал истинность его слов: «Оно ближе к тебе, чем твое следующее дыхание».
«Слова реализованного человека никогда не упускают своей цели. Они ждут соответствующих условий для своего проявления, что может занять некоторое время, и это естественно – ибо есть время сеять, и есть время пожинать урожай. Но слово гуру – это семя, которое не может погибнуть». /Нисаргадатта «Я есть То»/
«Чтобы узнать, кто вы есть, для начала необходимо выяснить, кем вы не являетесь». /Нисаргадатта/
...еще более поразительно то, что все произошло в точности так, как он говорил: «Это происходит само по себе – нет никакого деятеля». Как только это усвоено полностью..
Из всех, кого я когда-либо встречал, никто кроме Махараджа не мог посеять в «вас» семени реализации – семени, что в ходе своего роста разрушало все прочие концепции. Никто иной не был способен столь же искусно, с тотальной силой и энергией противостоять вам и, ничуть не жалея ваши верования, заставлять вас обращать внимание на свои концепции, ставить их под сомнение и избавляться от них. «Я желаю уничтожить все концепции и утвердить вас в не-концептуальном состоянии». /Нисаргадатта/
Поскольку, несмотря на то что казалось, что прямое противостояние приходит извне, в действительности оно приходило «изнутри», так как Нисаргадатта Махарадж был внутренней сущностью и Тем.
«Садхана – это работа внутренней сущности над внешней». /Нисаргадатта/
Итак, «я» понял, что создание, поддержание и разрушение «меня» и иллюзии квантовой психологии имели место ради ликвидации Стивена Волински; и если это случайно помогло кому-то еще, замечательно. Ибо квантовая психология связана с противостоянием по отношению к «я», которое воображает, что оно есть, так чтобы его реальность или ложность стала очевидной, была увидена как есть, и «я» могло бы без следа исчезнуть. Результат этого процесса хотя и болезнен, но неизбежен.
«Любой приходящий сюда будет ликвидирован». /«Абсолютное лекарство»/
Ко мне пришло понимание, что концепция индивидуального «я» и то, во что это «я» верит, – на самом деле одно и то же. Другими словами, «я» и концепции, что по вашему представлению вы имеете, – одно и то же. Для иллюстрации этого приведем следующий пример: допустим, существует концепция «я – плохой», и «я» представляется отдельным от этой концепции «я – плохой»; однако, на самом деле, то «я», что воображает себя отдельным от концепции, фактически находится внутри ее самой. Иначе говоря, «я – плохой» будто бы предполагает, что существует отдельное «я», обладающее концепцией «я – плохой». Но, в действительности, «я» заключено внутри концепции «я – плохой» и является ее составной частью. Вследствие этого, при разрушении концепции противостоянием ей и ее исследованием, «я», которым человек себя представляет, также уничтожается.
«Это – место, где интеллект оказывается уничтоженным… И испытывающий опыт, и сам опыт, оба должны исчезнуть». /Махарадж/
Можно задать вопрос, почему столь сильный акцент ставится на противостояние? Ответ следующий: по той причине, что лишь через непосредственное противостояние концепции «я» могут быть выявлены, выведены на поверхность, подвергнуты сомнению и превзойдены. Если «учитель» начинает подыгрывать кому-то или позволяет оставаться со своими неосознаваемыми самообманами, ученик, как это ни прискорбно, «никуда не продвигается». Без непосредственного и интенсивного противостояния ученики могут и будут всего лишь продолжать «претворять в жизнь» собственную психологию. Почему? Потому что это единственное, что они способны делать.
Так что Махарадж, внутренняя Сущность, будет держать зеркало прямо перед вашим лицом, демонстрируя все, на что вы не желали обращать внимания.
«Для того чтобы избавиться от чего-либо, для начала вам нужно знать, что это». /Махарадж/
В отношении подобного противостояния слово «признательность» выглядит глупо. Ведь вместе с исчезновением, испарением совместно возникающих и пропадающих наблюдателя и познающего, открывается Я ЕСТЬ ТО. Итак, я с благоговением и смирением склоняюсь перед Ним.
«Наблюдатель и его наблюдение, равно как и наблюдаемый мир, возникают и исчезают одновременно. За пределами всего этого – Пустота. И эта Пустота едина для всех». /Махарадж «Я есть То»/
Нисаргадатта Махарадж постоянно отмечал, сколь редко кто-либо понимал его учение. Говоримое им было до той степени глубоким, что «я» по сегодняшний день изумляюсь прямоте и силе его слов. Большинство людей не были по-настоящему заинтересованы и определенно не желали платить цену противостояния всему, у них не было решимости не позволять ничему вставать на пути выяснения, кто они есть; или, лучше сказать, обнаружения, чем они не являются. По этой причине, будучи исполненным безудержной энергии, он не играл в социальную игру тактичности, не подвергал свои слова сознательной цензуре с целью, чтобы «другой» мог их воспринять. Он понимал, что подобный тип поведения обусловлен желанием «учителя» выглядеть определенным образом или быть любимым и, следовательно, мотивирован потребностью «учителя», а не ученика. Вместо этого он спонтанно разрушал любую концепцию, встававшую на пути.
«Мои беседы не предназначены для нормальных людей». /«Сознание и Абсолют»/
Подлинное понимание, или постижение, апперцепцию, точнее всего можно описать как осознание, или же восприятие чего-либо без применения перцепционного аппарата.
ВВЕДЕНИЕ
НИСАРГАДАТТА МАХАРАДЖ – ПРИМЕРНЫЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ
Когда я впервые ознакомился с книгой «Я есть То» Я ЕСТЬ представлялось мне неясным, и казалось, что стабилизироваться в нем затруднительно. Нисаргадатта не кормил вас с ложечки, не позволял вести себя по-детски и не нянчил вас. Он не брал вас за ручку и не вел с осторожностью, предписывая определенную садхану или сообщая информацию «приятным» образом. Напротив, он бросал вас в воду которой вы столь долго избегали, – и вы тонули или плыли «сами по себе». Полагаю, для некоторых это было приятно, для «меня» же это было приятно и крайне болезненно и затруднительно одновременно.
И все же я, «увидев» и пройдя через начальный опыт противостояния, не мог, подобно летящему на огонь мотыльку, остановить свой полет в пламя противостояния Махараджа. Подобно Икару в мифе о минотавре, пытавшемуся выбраться из лабиринта (ума), взлетев на восковых крыльях, что растаяли, как только он подлетел к солнцу достаточно близко, в результате чего он низвергся в океан (Той единой Субстанции), «я» также пытался улететь на фальшивых восковых крыльях своих концепций. Однако, по приближении к солнечному огню Махараджа, ложная личность расплавилась и сгорела, и «я» рухнул в океан Той единой Субстанции.
Каково послание Нисаргадатты? «какова была практика, в чем состояла садхана?» И я отвечал: «Оставайтесь в Я ЕСТЬ и отбросьте все прочее. Это Я ЕСТЬ представляет собой врата или портал, ведущий к Тому». В этом заключалась практика; однако что это означает и как зарождается?
«То, что вы здесь узнали, станет семенем. Может показаться, что вы забудете обо этом. Но в должное время это семя прорастет, из него вырастет дерево и принесет цветы и плоды. Все будет происходить само по себе». /«Я есть То»/
Учение Нисаргадатты и адвайта-веданта в простом изложении
АДВАЙТА
Существует лишь Та единственная Субстанция, а не две или более субстанций.
ВЕДАНТА
Нети-Нети («Не это, не это»)
Краткое изложение нисарга-йоги («естественной йоги»):
1. Есть только Одна Субстанция.
2. Все, что вы о себе знаете, пришло извне, посему отбросьте это.
3. Все ставьте под сомнение, ничему не верьте.
4. Чтобы узнать, кто вы есть, для начала необходимо выяснить, кем вы не являетесь.
5. Для того чтобы избавиться от чего-либо, для начала вам нужно знать, что это.
6. Испытывающий опыт является частью самого опыта.
7. Все, чем вы себя представляете, НЕ есть вы.
8. Придерживайтесь Я ЕСТЬ, оставьте все прочее.
9. Вы не можете быть ничем из того, что вам известно.
Однажды Нисаргадатта спросил: «Кто тебе сказал, что ты существуешь?» После некоторого молчания Махарадж сказал: «Сознание говорит тебе, что ты существуешь, и ты веришь этому. Если ты поймешь только лишь это – этого будет достаточно». Если вы понимаете это, вам не нужно читать дальше. Ибо, по словам Махараджа, «понимание – это все, что может быть дано».
Глава первая
Я ЕСТЬ
Присущий твоей природе принцип «Ты есть», свободный от слов, – именно им ты являешься. /«Абсолютное лекарство»/
«Я ЕСТЬ» В ПРОСТОМ ИЗЛОЖЕНИИ
Тот, кто совершенно лишен собственной концепции «Я есть», – совершенно свободен. /«Семена Сознания»/
Что такое «Я ЕСТЬ»? Для начала, Я ЕСТЬ имеет два уровня. Первый из них – вербальное «Я есть».
ВЕРБАЛЬНОЕ «Я ЕСТЬ»
Вербальное «Я есть» – это все, что вы можете сказать вслед за Я ЕСТЬ. Все остальное после этого вербального «Я есть» должно быть отброшено. Наблюдая за «своим» «внутренним» диалогом, обратите внимание – вербальное «Я есть» предшествует любым утверждениям, что вы делаете относительно себя. Все остальное – следующее за этим вербальным «Я есть» – не может быть истинным, и, соответственно, его следует отбросить.
Существуют две причины, почему все, что можно подумать или сказать про себя вслед за Я ЕСТЬ или про другого вслед за ТЫ ЕСТЬ, неистинно. Давайте рассмотрим их. Во-первых, существует квантовый уровень, не видимый для нервной системы. Аналогично, микроскопический уровень также для нее не видим. Ощущение регистрируется нервной системой и мозгом прежде мысли Я ЕСТЬ (то или иное) или ТЫ ЕСТЬ (то или иное). Все, что вы говорите о себе или другом, появляется в коре головного мозга после того, как ваша нервная система отбросила миллиарды стимулов, выбрав лишь некоторую их часть, дабы post factum сделать вывод – «я есть то или иное» либо «ты есть то или иное». Эти заключения о себе или другом делаются через значительное время после того, как опыт имел место, и, таким образом, исключают большую часть информации о том, что есть.
Во-вторых, Я ЕСТЬ – это сгущение или изначальная вибрация недифференцированного Сознания, и, будучи таковым, Я ЕСТЬ – хотя и остается недифференцированным Сознанием – не видит его своим истоком, равно как и не может воспринимать квантовый уровень. С этой точки зрения Нисаргадатта называл Я ЕСТЬ и его отраженный мир «мелкой неприятностью».
НЕВЕРБАЛЬНОЕ «Я ЕСТЬ»
Невербальное «Я есть»: Я ЕСТЬ – основа индивидуальности, изначальная иллюзия, поддерживающая мираж. /Волински/
Невербальное «Я есть» лишено мыслей, памяти, эмоций, ассоциаций, ощущений, внимания и намерений, оно есть врата и пробный камень Ничто. Невербальное Я ЕСТЬ – состояние вне состояний или состояние не-состояния, что предшествует вербальному «Я есть». Оно суть то, что есть, «когда» вы не задействуете свои мышление, память, эмоции, ассоциации, ощущения, внимание и намерения. Это неизвестное состояние не-состояния – невербальное Я ЕСТЬ.
Нисаргадатта говорил: «Держитесь Я ЕСТЬ, отпустите все прочее». Причина в том, что невербальное Я ЕСТЬ – первая эманация Сознания, и когда человек пребывает с ним, оно действует как врата или портал к абсолютному Ничто или чистому недифференцированному Сознанию.
Я ЕСТЬ – портал или врата, которые благодаря пребыванию у них растворяются или исчезают, как только проявляется Великая Пустота или недифференцированное Сознание.
Пребывайте в той бытийности, и тогда она поведает вам, как бытийность обращается не-бытийностью. /«Нектар стоп Господа»/
Посредством пребывания во вратах Я ЕСТЬ, Сознание – из которого образовано Я ЕСТЬ – поглощает последнее, подобно тому как сухая губка впитывает воду.
Я ЕСТЬ – это мир; оно содержит в себе весь мир. /«Абсолютное лекарство»/
Я ЕСТЬ – ЭТО ГУРУ
Я ЕСТЬ – это Гуру, Бог или почитаемое божество. Внешний Гуру или божество – это Я ЕСТЬ. Когда Сознание проецируется вовне посредством Я ЕСТЬ, появляется божество как объект поклонения. На самом деле Сознание через Я ЕСТЬ проецирует Бога, Гуру или божество, решает, что эта проекция отдельна от него, наделяет ее силой и поклоняется ей. Как это соотносится с бхакти-йогой (йогой преданности)? Какова цель бхакти-йоги? Она в том, чтобы любящий и возлюбленная (объект почитания) были едины. Таким образом, цель бхакти-йоги достигается, когда вы пребываете и являетесь Я ЕСТЬ, которое суть линза, [создающая] почитаемое божество.
Я ЕСТЬ ОБРАЗОВАНО ИЗ СОЗНАНИЯ
Я ЕСТЬ образовано из Сознания, равно как и всё вообще. Посредством пребывания в Я ЕСТЬ раскрывается его сущностная природа – Сознание.
Я ЕСТЬ – это первое преобразование и проявление недифференцированного Сознания. Таким образом, Я ЕСТЬ – это клей, что держит этот мираж мира. Иными словами, нет Я ЕСТЬ, нет тебя, нет вас, нет вашего мира.
Я ЕСТЬ В СВОЕЙ СУТИ. Я ЕСТЬ КАК ПРОЕКТОР-ПРОЕКЦИЯ
Я ЕСТЬ, будучи сгущенным Сознанием, действует как линза, через которую Сознание проецируется. Я ЕСТЬ подобно увеличительному стеклу, а солнце, или Сознание, проецирует свой свет через это стекло сгущенного Сознания, называемое Я ЕСТЬ. Эта проекция Сознания через Я ЕСТЬ благодаря отождествлению с ней образует «я» и мир, в котором мы живем. Я ЕСТЬ со своими отражениями создает иллюзию, что существуют две или более субстанции, отдельные от Я ЕСТЬ и Сознания. Таким образом, Сознание проецирует посредством Я ЕСТЬ мысли и прочее и действует подобно клеевой основе, поддерживающей весь иллюзорный мир. Проекции Сознания через Я ЕСТЬ – после отождествления с ними – становятся главной завесой, что скрывает чистое (свободное от дуализма субъекта-объекта) Я ЕСТЬ и само Сознание, из которого Я ЕСТЬ образовано. Если пребывать с Я ЕСТЬ или повернуть его на само себя, оно исчезает – и его больше нет. Тогда остается лишь чистое Сознание и Абсолют.
Часто возникает вопрос: почему Я ЕСТЬ столь трудно, или почему столь трудно всего лишь пребывать в Я ЕСТЬ или просто быть тем, Кто Ты Есть?
Это лучше всего описать следующим образом: Сознание – посредством Я ЕСТЬ с его механизмом проектора-проекции и отождествления – создает видимость того, что «у вас» есть мысль, называемая «я ненавижу себя» или «я люблю себя». Оно создает видимость того, будто возникла мысль и она отдельна от Я ЕСТЬ и Сознания.
В действительности, Сознание посредством Я ЕСТЬ спроецировало мысль, называемую «я ненавижу себя», после чего отождествило себя с этой мыслью, утратив, таким образом, осознание Я ЕСТЬ и Сознания (то есть себя). Данный процесс подобен следующему: если вы отождествитесь с изображением на экране, создаваемым кинопроектором, примете это изображение за «себя» и «свою жизнь», то «утратите» Я ЕСТЬ и тот свет – или Сознание, – из которого создан этот фильм.
Следует глубоко понять это – Сознание вместе с Я ЕСТЬ в качестве своего проводника и его автоматическая проекция, отражение и отождествление делают сложным простое пребывание в Я ЕСТЬ вместо отождествления себя как отражения Сознания и Я ЕСТЬ.
Этот проявленный мир создан этим принципом «Я ЕСТЬ». Окончательным достижением для вас будет превзойти это «Я ЕСТЬ» и утвердиться в Абсолютном. /«Семена Сознания»/
Что поддерживает этот мираж? – процесс проекции и отождествления Я ЕСТЬ, в ходе которого проекция (личность) воображает себя отдельной от Я ЕСТЬ и Сознания. Пока Я ЕСТЬ, со своим механизмом проекции, отождествлено с «я», мираж остается плотностью.
ИЛЛЮЗИЯ Я ЕСТЬ
Сознание посредством Я ЕСТЬ действует подобно кинопроектору, отображающему мир фильма с его персонажами; он являет огромную силу иллюзии, мгновенно заставляющую вас поверить, что я отделен и существую, вы отделены и существуете, в то время как вы не существуете.
Это лучше всего проиллюстрировать следующим образом: Сознание через кинопроектор Я ЕСТЬ (т. е. ужатое сознание) проецирует мысль, заключающую в себе «я», которое считает себя реальным, а не просто проецируемым отражением. Это подобно тому, как если бы отражение в зеркале мнило себя отдельным, живым и существующим независимо от вас. Аналогичным образом, отражения – мысли, верования, образы и т. д. – считают себя реальными и отдельными от Я ЕСТЬ, не сознавая, что Я ЕСТЬ и Сознание являются их источником, и без Я ЕСТЬ они бы исчезли.
Данный механизм Сознания-Я ЕСТЬ, проектор, создающий отражение и отождествление, – действует практически мгновенно.
Когда вы находитесь в Я ЕСТЬ, его отражения и концепции воспринимаются такими, какие они есть, и поглощаются их источником, Я ЕСТЬ и Сознанием.
В качестве иллюстрации, представьте – вы смотритесь в зеркало и внезапно начинаете думать, что вы есть отражение в нем. «Вас» (как субъекта, Я ЕСТЬ, смотрящего в зеркало) больше нет, вместо этого есть отождествление с отражением в зеркале, называемым теперь «я» – его вы теперь зовете собой. Когда это происходит, осознание Я ЕСТЬ (вашей внутренней сущности) пропадает.
Если рассмотреть это еще глубже, не существует никого отдельного, кто думает, чувствует или ощущает. Думающий, чувствующий и ощущающий заключены в самих мысли, чувстве и ощущении и являются проекциями Сознания через его проводник Я ЕСТЬ (также образованный Сознанием).
Не важно, что написано. Важно, как понято.