Неподвижная текущая водаАджан ЧаИсточник:
http://www.vulturepeak.ru/adzhan_cha/ad ... naya_voda/http://www.ajahnchah.org/book/Still_Flowing_Water1.php Все, что содержится в этом скелете называется "тело". "Ум" это то, что знает и думает в этот самый момент. Эти две вещи также называются "nāma" и "rūpa". "nāma" относится к тому, что не имеет "rūpa" или формы. Все мысли и чувства (khandhā) - чувство, восприятие, воля и сознание - это nāma, все они не имеют формы. Когда глаз видит форму, форма называется rūpa, а осознание её называется nāma. Вместе они называются nāma и rūpa, или просто тело и ум.
сидение, ходьба и лежание - все это транспортные средства для практики медитации. Вы можете практиковать в любое время. Samādhi буквально означает "прочно установленный ум". Для того чтобы развить samādhi вам нет необходимости подавлять ум. Практика samādhi существует для развития мудрости и понимания.
Samādhi - это прочный ум, однонаправленный ум. На какой точке он фиксируется? Он фиксируется на точке равновесия. Вот ее суть. Но люди практикуют медитацию пытаясь заставить замолчать свои умы. Они говорят: "Я стараюсь сидеть в медитации, но мой ум не остается в покое ни на минуту. В одно мгновение он улетает в одну сторону, в следующее мгновенье он улетает куда-то еще... Как я могу остановить его?" Вам не нужно его останавливать, суть не в этом. Там, где есть движение, может возникнуть понимание. Люди жалуются: "Он отвлекается, и я возвращаю его обратно, после чего он снова отвлекается, и я снова возвращаю его обратно..". Поэтому они просто сидят отвлекаясь и возвращая ум на место.
Они думают, что их ум повсюду бегает, но на самом деле это только кажется, что ум бегает. Например, посмотрите на этот зал... "О, он такой большой!". Каким бы он ни казался - большим или маленьким - зависит от вашего восприятия. этот зал имеет конкретный размер, ни большой, ни маленький, но люди все время бегают за своими чувствами.
Медитировать чтобы обрести спокойствие... Вы должны понять, что такое спокойствие.
Беспокойство происходит от вашего неведения. ..Теперь, видя ручку, ваше беспокойство успокоено. Такое спокойствие приходит из видения причины проблемы, samudaya, причины страдания. Как только вы вспоминаете, что ручка находится в заднем кармане, возникает nirodha, прекращение страданий.
То, что люди называют спокойствием есть лишь успокоение ума, а не успокоение омрачений. Омрачения лишь временно покорены, подобно траве на которую положили камень. Через три-четыре дня вы убираете камень с травы и вскоре она снова начинает расти. Трава не погибла, её рост лишь задержан. То же самое происходит в сидячей медитации: ум успокоился, но омрачения на самом деле не успокоились. Поэтому samādhi не надежно. Чтобы обрести настоящее спокойствие, необходимо развить мудрость. Спокойствие мудрости похоже на камень, который кладут на траву и не поднимают, оставляя его там где он есть. Трава не может снова вырасти. Это настоящее спокойствие, успокоение омрачений, надежное спокойствие как результат мудрости.
Мы говорим о мудрости (paññā) и samādhi как об отдельных вещах, но по сути они одно и то же. Мудрость - активная функция samādhi; samādhi - это пассивный аспект мудрости. Они возникают из одного и того же места, но выполняют разные функции.
Вы должны всегда начинать с ума. Знаете ли вы этот ум? На что похож ум? Что это? Где он? - никто не знает. Все что мы знаем - это то, что мы хотим этого, и мы хотим того, мы чувствуем себя хорошо или плохо... но узнать сам ум не представляется возможным. Что такое ум? Ум не имеет формы. То, что получает впечатления, как хорошие так и плохие, мы называем "ум". Он похож на владельца дома. Когда в дом приходят посетители, владелец остается дома. Он тот, кто встречает посетителей. Кто получает ощущения? Что же воспринимает? Кто отпускает чувственные впечатления? Это то, что мы называем "ум". Что же получает впечатления? Некоторые впечатления ему нравятся, а другие - нет.... Кто это? Есть ли тот, кто любит и не любит? Конечно, же есть, но вы не можете его увидеть. Это то, что мы называем "ум".
Что такое ум? Этот получатель впечатлений приводит нас к радости и страданию, правильному и неправильному. Но у него нет какой-либо формы. Мы предполагаем, что он это наше "я", но на самом деле это лишь nāmadhamma.
Поэтому говорится, что надо начать практику с успокоения ума. Привнесите в ум осознанность. Если ум будет осознанным, он будет спокойным. Если у нас нет "того, кто знает", то что будет основой нашей практики? Для того, чтобы успокоить ум и осознать воспринимающего чувственные впечатления, мы должны за ним наблюдать. Следуйте за тем, "кто знает". Тренируйте ум, пока он не станет чистым. Насколько чистым вы должны его сделать? По настоящему чистый ум должен быть выше добра и зла, даже выше самой чистоты. Он завершен. Вот тогда эта практика закончена. Если возникает опыт должен быть тот, кто его знает, кто смотрит в него, выясняет его и рассматривает его. Только тогда, когда вы сможете превзойти умом и счастье и страдания, вы найдете истинное спокойствие. Это подлинное спокойствие.
Правильный путь тренировки ума - это сделать его ярким, развивать мудрость. Не думайте, что тренировать ум значит просто сидеть в тишине. Samādhi в сидячем положении, при ходьбе, стоящем и лежачем положении. Это все практика.
...Эти так называемые препятствия - вещи, которые следует изучить. Всякий раз, когда мы сидим, ум сразу же начинает убегать. Мы следуем за ним и пытаемся вернуть его обратно и снова наблюдаем его... Затем он снова убегает. Это то, что вы должны изучить. Большинство людей отказываются изучать уроки данные природой.. Они не хотят видеть, что ум меняется. Как вы собираетесь развивать мудрость? Мы должны жить с подобным изменением. Когда мы знаем, что ум является именно таким, постоянно меняется... Когда мы знаем, что это его свойство, мы будем его понимать. Мы должны знать когда ум думает о хорошем и плохом, все время меняется, мы должны знать эти вещи. Если мы поймем это, то даже в то время когда мы думаем, мы сможем находиться в спокойствии.
Если мы понимаем обезьян, то мы не станем обезьянами. Если вы не понимаете обезьян, вы сами можете стать обезьяной! Когда вы видите каковы обезьяны, этого достаточно, вы можете быть спокойными.
Со спокойствием тоже самое. Мы должны знать ощущения. Некоторые ощущения приятны, некоторые - неприятны, но это не важно. Это их дело. Так же как с обезьянами. Мы понимаем ощущения как иногда приятные, иногда нет - это просто их природа. Мы должны хорошо понимать их и знать, как их отпускать. Ощущения неопределенны. Они преходящи, несовершенны и никому не принадлежат. Все, что мы воспринимаем - такое же. Когда глаза, уши, нос, язык, тело и ум получают ощущения, мы знаем их, также как знаем обезьяну. Тогда мы можем быть в спокойствии.
Когда возникают ощущения, знайте их. Почему вы бежите за ними? Ощущения неопределенны. Одну минуту они идут в одну сторону, через минуту - в другую. Они существуют в зависимости от изменений. Ощущения такие же. Они должны быть. Если бы не было ощущений, вы не смогли бы развить мудрость.
Для серьезного ученика, чем больше ощущений, тем лучше. Эти ощущения учат нас. Когда мы знаем ощущения, мы практикуем Дхамму. Спокойствие в ощущениях подобно пониманию того какими являются обезьяны. Когда вы понимаете обезьян, они вас больше не беспокоят.
Наблюдайте за собой. Иногда есть счастье, иногда страдание, иногда комфорт, а иногда боль, иногда любовь, иногда ненависть... Это и есть Дхамма. Вы видите ее? Вы должны знать эту Дхамму, вы должны читать свои переживания.
Вы должны знать ощущения, прежде чем сможете отпустить их. Когда вы видите, что ощущения непостоянны, они не беспокоят вас. Как только возникает ощущение, просто скажите себе: "Ммм... это ненадежная вещь". Вы можете быть спокойны с такими вещами, также как видя обезьяну и не беспокоиться из-за нее. Если вы знаете истину ощущений, вы знаете Дхамму. Вы отпускаете ощущения, видя, что все они неизменно неопределенны.
То, что мы называем здесь неопределенностью есть Будда. Будда это Дхамма. Дхамма это характеристика неопределенности. Тот, кто видит неопределенность вещей, тот видит их неизменную реальность. Вот на что похожа Дхамма. И это Будда. Если вы видите Дхамму, вы видите Будду, видя Будду, вы видите Дхамму. Если вы знаете aniccam, неопределенность, вы будете отпускать вещи и не хвататься за на них.
Но обычно люди говорят: "Я так сильно люблю этот стакан, пусть он никогда не разобьется". Позже, когда собака разбивает его... "Я убью эту проклятую собаку!" Вы ненавидите собаку за то что она разбила стакан. Если один из ваших детей разбивает его вы также будете ненавидеть его. Почему? Потому что вы построили плотину, и вода не может течь. Вы построили плотину без водосброса. Единственное, что плотина может сделать, это взорваться, не так ли? Когда вы строите плотину, необходимо сделать также водосброс. Когда вода поднимается слишком высоко, вода благополучно вытекает. Когда она полна до краев вы открываете водосброс. У вас также должен быть предохранительный клапан. Непостоянство это предохранительный клапан Благородных. Если у вас есть этот "предохранительный клапан", вы будете спокойны.
Стоя, при ходьбе, сидя, лежа, постоянно практикуйте, используя sati, наблюдайте и защищайте ум. Это samādhi и мудрость. Оба они одно и то же, но у них разные аспекты.
Как только вы отбросите размышления о скоротечности, несовершенстве и отсутствии владельца, вам придется страдать. Практиковать лишь это уже достаточно, страдания не возникнут, или если они возникнут их можно легко решить, и это будет причиной невозникновения страданий в будущем. Это завершение нашей практики, в том месте, где страдание не возникает. И почему не возникает страдание? Потому что мы выяснили причину страданий (samudaya).
Практикуя таким образом, ваша sati улучшится и станет более последовательной, как капли воды, падающие из чайника. Если наклонить чайник немного, капли падают медленно... кап!... кап!... кап!... Если наклонить чайник немного больше, капли станут капать быстрее... кап, кап, кап!!... Если наклонить чайник еще больше, капли пропадут, и вода потечет устойчивым потоком. Куда уходят капли? Они никуда не уходят, они превращаются в непрерывный поток воды.
Если вы практикуете у вас всегда будет sati, в любых положениях тела. С sati, памятованием, и sampajañña, самоосознанием, вы будете знать правильное. Зная это, вы будете знать, как иметь дело с этим.
Имейте разум, мудрость, осмотрительность. Начните практику для собственного тела и ума, видя их непостоянными. Все остальное - такое же. Практикуйте во всех положениях тела. Сидя, стоя, при ходьбе, лежа... Вы можете испытать гнев в любом положении тела, не так ли? Вы можете испытать желание в любом положении тела. Таким образом, наша практика должна распространяться на все положения тела, стоя,при ходьбе, сидя и лежа. Она должна быть последовательной.
Если вы знаете, что все вещи непостоянны, все ваше мышление постепенно распутается. Если ваш ум спокоен, он будет похож на неподвижно текущую воду.Ваш ум будет как текущая вода, но в то же время останется неподвижным. Это почти как если бы он был неподвижным, и в то же время текущим. Здесь может возникнуть мудрость.

Не важно, что написано. Важно, как понято.