Путь с сердцем

Модератор: просто Соня

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9303
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Путь с сердцем

Сообщение 13 мар 2019, 10:39

Свобода
Человек не приходит в этот мир свободным; свободным он должен уйти из него.
Самым драгоценным для человека является свобода. Каждый мечтает быть свободными от кармических долгов и обязанностей, от болезней и страха, от боли и разочарования. Люди хотят освободиться от страха смерти и жить сколь угодно долго. Насколько всё это достижимо? Чогьял Намкай Норбу: «Мы покупаем землю не для того, чтобы выращивать картофель. Мы покупаем ее для того, чтобы получить возможность обрести радужное тело».

Центр мира

«Воистину Я высший Брахман, неуничтожимый, известный как Васудева», — кто с уверенностью так размышляет, тот свободным станет. Другой же в цепях незнанья пребудет.
О, разум! Медитируй с убеждением: "Я воистину высший Брахман, ибо сущность Моя — чистое сознание, и нет для Меня привязанностей, ибо никакие усилия не могут ограничить Меня или уничтожить».
Шанкара


Я ─ центр мира и источник всего. По Моей воле восходит и заходит солнце, рождаются и умирают люди, вращаются бесчисленные вселенные. Я создал это тело и всё остальное по своей собственной святой воле. Я абсолютно свободен. Ничто не может Мне помешать, Меня обеспокоить или нарушить закон, который Я создал. Это закон свободы. Всё происходит так, как Я хочу, и ничто никогда это не изменит.
Для Меня нет ни смерти, ни рождения. Только Я был, есть и буду всегда. Люди называют меня Богом, но Я ─ такой же, как и каждый из них. Я ─ это ты. Каждый человек ─ это Я, знает он об этом или нет.
Когда все люди очнутся и осознают себя так, как осознаю себя Я, на Землю придут мир, покой и великая радость. Я люблю каждого человека и веду его к этой заветной цели. Я хочу, чтобы каждый человек пробудился и осознал себя бессмертным, сияющим и бесконечно счастливым.
Я буду излучать мою любовь и посылать мою поддержку всем, кто хочет проснуться и увидеть всё таким же, как это вижу Я. Я никогда не оставлю стремящихся к свободе. Я дам им всё, о чём они меня просят, и бесконечно больше. Я наполню их сердца отвагой и мудростью. Я сделаю их глаза зоркими, а слух чутким. Я сделаю их тела бессмертными, сотканными из нитей золотого света. Они будут жить, не зная болезней, старости и смерти. Я подарю им великое счастье.
Всё, что я говорю, ─ абсолютная истина. Имеющий уши, да услышит! Имеющий, глаза, да прозреет! Имеющий разум, да поймёт! Имеющий сердце, да придёт!

Снежная лавина
Они ушли туда, откуда нет возврата. Они ушли в Свет.

В практике существует момент, когда она становится необратимой. Мы достигаем точки невозвращения, по прохождении которой процесс изменений нарастает лавинообразно. Мы не знаем, сможем ли мы дойти до конца, но у нас нет сомнений в том, что мы никогда не вернёмся назад. Мы никогда больше не сможем … Мы не сможем больше этого делать, потому что всё это стало нам неинтересно. Мы изжили человеческое, выросли из него. Соответственно, мы умираем для мира, в котором живёт большинство людей.
Обвал привычной реальности отпугивает многих. Почувствовав приближение точки невозврата, многие поворачивают назад.
Для тех, кто проходит точку невозвращения, наступает эффект снежной лавины. Набранная сила инерции практики теперь несёт садхака сама. Куда бы он ни пошёл и что бы он ни делал, всё теперь становится для него воротами Освобождения.
Чем дальше уносит эта лавина, тем меньше остаётся сожалений и воспоминаний о прошлой жизни. Прошлое теряет свою власть над человеком. Оно становится подобным старому фильму, который мы смотрели в детстве. Всё начинается с чистого листа.
Чем дальше продвигаемся мы по пути садханы, тем яснее становится, что этим и только этим нужно заниматься, что большинство людей тратит время своей драгоценной жизни на охоту за призраками.
Наша практика всё более и более сливается с жизнью. Каждое наше дыхание, каждое движение становятся более не нашими. Они принадлежат общему потоку жизни, который дышит и движется в каждой травинке, в каждой улыбке, в каждом сердце и в каждом солнечном луче.
Общий план и замысел происходящего становится нашим планом и образом нашей жизни. Всё, что встречается нам на Пути, становится нашим другом, помощником и выражением божественной милости и любви. Эта милость и любовь разлиты повсюду, они дышат и пульсируют непрерывно в каждом атоме этой волшебной Вселенной, в которой нам выпало великое счастье жить.

Золотой остров
В единообразном космическом сознании никогда не возникает ничего, что отличалось бы по сути от него самого. Когда приходит осознание этой истины, двойственность заканчивается. Сознание никогда не превращается в неосознанность. Если происходят какие-то изменения, то это тоже сознание. Поэтому что бы ни происходило и какую бы форму оно ни принимало ─ всё это Брахман. Единое космическое сознание всегда содержит в себе возможность любых изменений. При этом его природа остаётся неизменной.
Риши Васиштха


Признаком достижения состояния единства является то, что дзогченовские мастера называют «один вкус». Это почти физическое ощущение того, что абсолютно всё имеет один вкус, запах и цвет, что всё пронизано и наполнено одной неуловимой субстанцией. Все совершенно одинаково, едино и цельно, как если бы вся Вселенная и ты сам состояли из одного вещества. Путь на этом, однако, не заканчивается. Он уходит в бесконечность. Следующая остановка – золотой остров.
Дзогчен сравнивает состояние полной Реализации с прибытием на золотой остров. На этом острове всё состоит из золота ─ деревья, птицы, животные, земля под ногами, небо ─ одно золото и ничего больше! В этом образе есть большой смысл. Аура освобождённого человека имеет золотистый оттенок, нежно-золотого цвета и нисходящий поток. В этом символика золотых будд, куполов, алтарей и праздничного одеяния священников. Золото ─ символ духовной сокровищницы.
Царская золотая корона с её зубчиками-лепестками символизирует раскрытую Сахасрара чакру – тысячелепестковый лотос, находящийся на макушке головы, куда входит нисходящий Поток. Это память о тех далёких временах, когда народами правили просветлённые правители, подобные Раме. Учитель Рамы риши Васиштха до сих пор пребывает в теле света в Гималаях. В это трудно поверить, но я знаю в Индии человека, который встречался с ним.
Достижение золотого острова ─ завершение эволюции в человеческом теле. Человеку, достигшему этого уровня, на Земле больше делать нечего. Его ждут световые формы жизни. Он остаётся на нашем плане только в том случае, если такова воля Бога.

Начало
Жизнь начинается заново каждый день и каждую секунду. И она не заканчивается никогда. В её потоке заключена неисчерпаемая сила самообновления и самоочищения. Великая сила жизни ─ единственный бог, которому имеет смысл молиться, следовать его указаниям, почитать и прославлять. Сила жизни ─ это разлитая во Вселенной сила огромной любви. Все наши романы и страсти — только приготовление к встрече с самым главным — с открытием Любви, которую Источник всего испытывает к своим творениям.
Это ─ действительно единственная, первая и последняя любовь в человеческой жизни. Эта любовь не изменяет и не проходит. Она ничего не требует и принимает каждое своё дитя именно таким, как оно есть. Символом этой любви для людей является Солнце. Отдавая себя каждую секунду, Солнце дарит жизнь. Его суть ─ сгорая, сиять.
Каждый человек по своей внутренней природе подобен Солнцу. Душа начинает жить лишь тогда, когда она начинает светить. И в каждом её луче ─ начало.


Приложение

Сутра дождя

1. Пристальный взгляд в Мою сторону приносит всё.
2. Искать Меня бесполезно, нашедший Меня ликует.
3. Переставая отождествлять Меня с чем бы то ни было, приближаешься.
4. Действие, совершаемое в забвении Меня, называется беспамятством.
5. В радости знаешь, что делать; Имя Моё повторяй в смятении.
6. Не важно что, но как.
7. Воля моя выражается посредством знаков; умение читать их называется проницательностью, умение действовать согласно с ними называется искусством жить. Можно не читать моих знаков – так поступают незнающие Меня или Познавшие; для идущего же эта ступень неизбежна.
8. Страсть приводит к смятению, любовь дарует спокойствие.
9. Желание Меня есть жажда; утоляет её указующий путь к источнику, избавляет от неё указующий путь к океану.
10. Не беги от людей и не стремись к ним – Я посылаю, чтобы ты будил их и не уснул сам.
11. Найди солнце по его лучам.
12. Моменты вспоминания обо Мне – единственная возможность свободы, всё остальное – рабство прошлого.
13. Ты – это Я, осознавший себя как отдельное.
14. Лишь стремящийся постигает, что некому стремиться, некуда и незачем.
15. Даю не желающему, а делающему желаемое.
16. Какая-то часть тебя всегда знает, что делать. Это и есть Я.
17. Твой путь не есть что-то отличное от того, что ты хочешь.
18. Доверяясь Мне, избавляешься от забот.
19. Если смотришь на Меня, мир, воспринимаемый боковым зрением, кажется Моим отражением или тенью.
20. Воля Моя не в том, что тебе кажется, а в том, что видишь перед собой.
21. Прихожу на помощь решившемся действовать; не действие важно, но решимость.
22. Думая, что нужно что-то делать, ошибаешься. Думая, что можно ничего не делать, ошибаешься также. Вот, перед тобой!
23. Каждая ситуация – для твоего развития. В этом смысл справедливости.
24. Если ты ищешь Освобождения, все цели должны быть оставлены.
25. Привязанность к любой цели губительна. Привязанность ко Мне как к цели ведёт к безумию.
26. Размышляя «как», никогда не сделаешь. Просто делай.
27. Меня нет.
28. Сведи все мысли к одной, потом оставь и её.
29. Ты был свободен, ты будешь свободен, ты свободен.
30. Нет дороги, которая бы не вела ко Мне; нет дороги, которая бы от Меня не уводила.
31. Прими всё так, как есть.
32. Истинное принятие – это жертва. Принимая всё так, как есть, ты жертвуешь всем, что имеешь. Принимая – отдавай. Отдавай все не задумываясь, не выбирая, не колеблясь. Отдав всё своё, получишь всё Моё.
33. Найди опору в отсутствии её.
34. Стань как рыба в воде.
35. Прими то, что есть, и не желай ничего иного.
36. Открой Мне дверь и не бойся.
37. Много имен у Меня; медитируй на Моей сущности.
38. Всегда быть довольным и ни в чем не сомневаться – удел усвоившего предыдущее.
39. Смотри в Мои глаза – это конец Пути.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9303
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Путь с сердцем

Сообщение 05 сен 2021, 12:45

Кабат-Зинн Джон — «Куда бы ты ни шел - ты уже там» (аудиокнига)


https://knigavuhe.org/book/kuda-by-ty-n ... -uzhe-tam/


https://audiobook-mp3.com/audio-32703-k ... y-uzhe-tam
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9303
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Путь с сердцем

Сообщение 29 мар 2023, 05:20

Пема Чодрон - Приветствуя трудности. Как жить полноценной жизнью в несовершенном мире

Полностью - тут:
http://loveread.ec/read_book.php?id=86334&p=1

Изображение

Путь не-отвергания
Только научившись полностью принимать каждый аспект самих себя – даже самые негативные грани своего ума и сердца, – мы научимся полностью принимать других. Только открыв изначальную доброту и в лотосе, и в грязи, мы сможем увидеть изначальную доброту всех живых существ.

...Но есть и третий путь, который заключается в том, что мы просто чувствуем то, что чувствуем. Мы принимаем свою ранимость и уязвимость. Когда мы сопротивляемся или пытаемся избежать того, «что есть», это обычно находит физическое выражение – в напряжении какой-либо области тела. Заметив этот знак сопротивления, попробуйте на мгновение принять это ощущение дискомфорта, просто чтобы ваша нервная система начала привыкать к нему.
Трунгпа Ринпоче однажды сказал, что мы не способны вытерпеть неприятные ощущения даже в течение трех минут. Услышав это, я подумала: «Три минуты! Да за это полагается суперприз!» Большинство из нас не готовы потерпеть дискомфорт даже в течение трех секунд! Но о каком бы количестве времени ни шла речь, смысл в том, чтобы постепенно увеличивать его, двигаясь в своем собственном темпе. Просто тренируйтесь каждый раз пребывать в этом состоянии чуть дольше. Они постоянно видоизменяются. И хотя они мучают вас и вообще кажутся грозными, вы не обнаружите в них ничего основательного, если пристально всмотритесь в них.
Эго хочет определенности, хочет контролировать непостоянство, хочет надежности – чего-то, за что можно держаться. Оно замораживает то, что по своей сути текуче, хватается за то, что движется, пытается избежать прекрасной реальности живой природы всего. В результате мы чувствуем неудовлетворенность, тревогу и угрозу. Мы проводим большую часть времени в клетке, созданной нашим страхом дискомфорта.
Но у этого сопротивления есть альтернатива. Можно учиться принимать ранимость своего сердца. Благодаря этой практике можно приучить свою нервную систему спокойно воспринимать истину о непостоянстве, о неконтролируемой природе всего. Можно постепенно развивать свою способность открываться, а не сжиматься, отпускать, а не цепляться.
Каждый раз, когда мы стараемся принимать эту ранимость, мы чуть глубже проникаем в суть вещей. Мы непосредственно познаем: ничто не остается неизменным, даже на мгновение. Как бы мы ни старались, у нас не получится остановить течение жизни. То, что мы видим, слышим, ощущаем, осязаем и о чем думаем, постоянно меняется. Даже самые неприятные, болезненные эмоции не имеют под собой никакой прочной основы.
Как сказал Трунгпа Ринпоче: «Есть звуки, которых вы не слышали, запахи, которых вы никогда не ощущали, виды, которых вы никогда не видели, мысли, которые вы никогда не думали. Мир изумительно богат, и вы можете открывать его для себя дальше, дальше и дальше, переживая его все полнее, полнее и полнее». Когда мы научимся принимать свою ранимость, то осознаем, что наш ум и сердце безграничны, как вселенная.


Так, как есть
Чудесная ирония этого духовного путешествия заключается в том, что оно приводит нас к тому, кто мы есть. Возвышенное состояние просветления – не более чем полное познание себя и этого мира.

У каждого из нас бывают мгновения признательности за то, что мы видим, ощущаем или чувствуем. Мы расслаблены и вдруг целиком принимаем свой опыт, не желая ничего изменить. Мы ощущаем, по крайней мере в этот самый момент, полноту жизни. Когда наш ум открыт и свеж, мы видим красоту во всем, включая и самих себя. Мы смакуем неповторимость каждого мгновения. Ничто никогда не было таким, как сейчас. И ничто никогда не будет таким снова. Мы находимся в согласии с движением мира, с его сладкой горечью и неизмеримым богатством. Мысль о том, что надо ценить все, как оно есть, проста и доступна каждому, но при этом очень глубока. В ней содержится ключ к переживанию теплоты и любви по отношению к другим и к себе. Эта способность открыться, смотреть на все свежим взглядом всегда присутствует в нашем уме, пусть даже мы и не всегда ощущаем ее. Вопрос только в том, как нам раскрыть эту способность, как соприкоснуться с ней, как развивать ее. Как научиться проводить все больше и больше времени в этом состоянии ума? Как научиться принимать и ценить все таким, «какое оно есть»?
Для начала важно осознавать то, на что направлен наш ум. Мы можем обнаружить, что у нас есть привычка сосредотачиваться на несовершенстве. С таким настроем мы всегда будем чувствовать неудовлетворенность.

Мы можем почувствовать такое принятие и по отношению к тому, что расстраивает нас. Плохие привычки, страхи, неотвязные мысли о том, что с нами что-то изначально не так, – через какие бы временные или хронические неврозы мы ни проходили, все это просто часть того, кто мы есть, по крайней мере в этот момент. Мы можем найти пространство для этих неприятных мыслей и эмоций, не отвергая их, но и не поддаваясь им. Благодаря такому безоценочному отношению мы научимся по-настоящему принимать себя такими, какие мы есть. Это позволит нам узнать и поверить в собственную изначальную доброту, которая совершенна и не требует изменений.

Говоря о том, чтобы ценить мир «как он есть» и самих себя «как мы есть», мы, по сути, говорим о пути не-отвергания. Вступив на этот путь, мы можем применять такие практики, как принятие и отправление. Но в другой раз можно попробовать более простой подход: сидеть в медитации – со всеми своими мыслями, чувствами, ощущениями – и позволять всему просто быть.
В своем учении про лотос и грязь Анам Тубтен говорит: «Все недостатки – часть нас. Они исправляются сами собой, когда мы принимаем их такими, какие они есть. Они служат удобрением для нашего внутреннего роста. Распознавать их, не отрицая и не уклоняясь от них, – вот в чем секрет». В некотором смысле практика, когда мы все принимаем и позволяем всему быть, даже более радикальна, чем тонглен. Неужели это правда, что наши невротичные привычки и нездоровые шаблоны будут исправляться сами собой просто потому, что мы наблюдаем за ними, вместо того чтобы потворствовать или убегать от них? Вот о чем стоит задуматься и постараться применить на практике.
такое смелое признание собственных «недостатков» не значит, что мы погружаемся в чувство стыда или вины. Это просто значит, что мы «ничего не скрываем от собственного осознавания». Вместо того чтобы реагировать тем или иным образом, можно просто ничего не прятать от собственного ума. Мы рассматриваем все происходящее как созревание кармических семян. Что бы ни возникало в нашем уме и сердце – это просто наш нынешний опыт, не более и не менее. Даже наши плохие и хорошие качества – нечто непостоянное и неосновательное, они не могут служить доказательством нашей значимости или ничтожности. Они – не какая-то неотъемлемая часть нашей изначальной природы, они просто то, что есть. Если мы научимся работать со своими переживаниями таким образом, то, вместо того чтобы поддаваться старым привычкам, сможем наблюдать за ними, пока они не изменятся сами по себе.
Когда вы чувствуете, что закрываетесь, сжимаетесь, ожесточаетесь против этого драгоценного мира или своего доброго старого «я», используйте метод «просто так, как есть» в качестве противоядия. Это мантра, которую вы можете применять в любой момент, когда в этом есть необходимость. Просто скажите: «Это переживание совершенно, как оно есть» или «Я совершенен такой, как есть», как только поймаете себя на том, что начинаете разделять свой опыт – на «это против того» или «я против тебя». Так вы ловите себя в момент возникновения двойственного восприятия, которое неизбежно приводит к страданию и неудовлетворенности.
Трунгпа Ринпоче называл изначальную доброту «неукротимым сиянием». Это значит, что рано или поздно, какими бы упрямыми или ленивыми мы ни были, уверенность в собственной изначальной доброте и изначальной доброте всего мира зародится в нас. Мы разовьем полное доверие в переживание всего, «как оно есть». Это неизбежно.
Чудесная ирония этого духовного путешествия заключается в том, что оно приводит нас к тому, кто мы есть. Возвышенное состояние просветления – не более чем полное познание себя и этого мира. Другими словами, абсолютный плод этого пути – просто быть человеком, полностью принимая этот опыт. И абсолютное благо, которое мы можем принести другим, это помочь им осознать их человеческую природу, узнать себя такими, какие они есть.

Как не опускать руки

По мере того как наша способность сохранять осознанность и не падать духом будет расти, мы сможем оставаться сильными даже в сложных условиях и на протяжении длительного времени. На это способен каждый из нас.
Когда мы висим на крючке эмоций – когда по-настоящему злы, обижены, испуганы или эгоистичны, – мы словно впадаем в некое бессознательное состояние. Мы утрачиваем пайю – осознавание своих действий, слов и мыслей. В этом состоянии очень легко погрузиться в отчаяние. Первое, что нужно сделать, чтобы остановить это падение, – заметить и признать, что мы утратили осознавание. Как можно что-то изменить, если вы не осознаете, что происходит?
Когда мы впадаем в уныние из-за какой-то жизненной ситуации, лучший способ справиться с ним – поместить все в более широкий контекст.
Первый шаг – заглянуть внутрь себя. Для этого требуется мужество, позволяющее увидеть наши неврозы: мы должны посидеть спокойно, вместо того чтобы бежать или прятаться.

Выйти из зоны комфорта
чем больше вы готовы выйти из зоны комфорта, тем спокойнее и увереннее чувствуете себя в повседневной жизни. Но если вы постоянно пребываете в зоне комфорта, она начинает сужаться.

Единственный способ освободиться из сансары – пробудиться к безграничности подлинной природы всего. Для этого необходимо выйти в зону обучения, где мы столкнемся с состоянием полного отсутствия опоры. Трунгпа Ринпоче приравнивает это состояние к открытому пространству нашей изначальной доброты. Это свежий воздух нашей самой глубокой разумности. Но поскольку в этом пространстве нам не за что держаться, оно кажется нам опасным. И мы зацикливаемся на себе.
Если мы хотим изменить свое отношение к комфорту, тогда тонглен – одна из самых эффективных для этого практик. Вместо того чтобы следовать своей привычке избегать дискомфорта, мы вдыхаем в себя то, что находим неприятным или угрожающим. Делая во всех этих ситуациях выбор в пользу тонглена вместо того, чтобы предаваться унынию или выходить из себя, вы покидаете зону комфорта. Вы знакомитесь со своей болью и начинаете принимать ее, углубляя тем самым свое понимание общих свойств человеческого существования. Работая с незначительным страданием, вы обретаете силу и способность справиться с чем-то большим. Продолжая практиковать таким образом, вы обнаружите, что даже в самых сложных ситуациях эта сила будет вам доступна.
Теперь важно уравновесить вдох с выдохом. если ты вдыхаешь боль, то должен выдыхать любовь. Тогда возникает чувство связи и с красотой, и с трагедией.
Попытки удержать все так как есть не полезны для духовного роста, для этого короткого промежутка между рождением и смертью. Гораздо более достойный способ провести жизнь – постоянно расширять способность комфортно себя чувствовать в собственной жизни и мире.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9303
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Путь с сердцем

Сообщение 30 мар 2023, 12:56

Пема Чодрон - Как медитировать. Подружитесь со своим умом. Аудиокнига

https://yandex.ru/video/preview/8532326900060510827

Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9303
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Путь с сердцем

Сообщение 03 апр 2023, 09:23

Изображение

Глава 9
Исходите из общности человеческой природы

Такова речь бодхисаттвы: в ней чувствуется уважение к себе и другим, и в ней нет неуважения, агрессии и противопоставления. Слова бодхисаттвы исходят из самого сердца и обращаются к сердцу.
Шантидева советует нам воздерживаться от раздувания эмоций и «оставаться как бревно». Он перечисляет множество провокационных ситуаций и рекомендует нам сохранять молчание, если они случаются.
считают этот совет некой формой подавления. Но смысл в том, что если мы подобны бревну, то это прерывает поток наших привычных реакций, которые обычно только усугубляют ситуацию. Вместо того чтобы реагировать, мы покоимся в интенсивности возникшей энергии. Мы просто позволяем себе переживать то, что переживаем. Это замедляет процесс, и благодаря этому возникает пространство. Так мы способны осознать то, что происходит внутри нас, и воздержаться от привычной реакции.
На пути бодхисаттвы есть ступень, когда вы полностью распознаете истинную природу реальности – безграничное, свободное, необусловленное измерение нашего существования. Как только у вас появилось это осознавание, вы уже не можете утратить его, пути назад нет. Эта стадия понимания известна как первая бхуми, или ступень бодхисаттвы.

Глава 10
Как вы обозначаете явления, такими они и предстают

Не стоит недооценивать силу ума. Если вы работаете со своими мыслями и чувствами, это действительно меняет то, каким все кажется. Работа с внутренним преображает внешнее.
ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПРОБУДИТЬСЯ, НУЖНО ПЕРЕСТАТЬ БОРОТЬСЯ С РЕАЛЬНОСТЬЮ. НУЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ ЭГО, КОТОРОЕ СОПРОТИВЛЯЕТСЯ ТОМУ, ЧТО ЕСТЬ.
Понимание того, что от наших обозначений зависит видимый результат, не значит, что мы перестаем работать с внешними обстоятельствами.
Если ваша цель – внутреннее преображение, то почему бы не рассматривать все, что помогает вам расти, каким бы неприятным это ни казалось на первый взгляд, как своего учителя? Почему бы не видеть своих «врагов» как «духовных друзей»?
зацикливаясь на ярлыках, мы забываем о том, что природа всего – открытая, подвижная, изменчивая, и она подвержена интерпретациям.
Чем больше мы экспериментируем с ярлыками, тем легче нам видеть, что за ними скрывается. Мы и дальше будем использовать ярлыки, чтобы думать и общаться, но уже не относясь к ним с такой серьезностью. Трунгпа Ринпоче однажды он сидел в саду с Дилго Кхьенце Ринпоче. Они молчали и просто наслаждались присутствием друг друга. Потом Кхьенце Ринпоче указал пальцем на дерево и сказал: «Они называют это деревом», и оба покатились со смеху. Я считаю, это прекрасная иллюстрация свободы и радости, которые ждут нас, как только мы перестанем относиться к ярлыкам с ужасающей серьезностью. Два просветленных учителя посчитали забавной бессмыслицей то, что это сложное, постоянно меняющееся явление, со всеми его листьями, корой и ароматом можно считать просто «деревом». Немного ослабив хватку своих ярлыков, мы станем воспринимать мир более легким и магическим образом.

Глава 11
Практика открытого осознавания

Практика открытого осознавания – это постепенный процесс. Он постоянно возвращает нас к тому, чтобы видеть то, что мы видим, ощущать то, что ощущаем, переживать то, что переживаем.
В «Тридцати семи практиках бодхисаттвы» есть строфа, о которой я люблю размышлять:
Всё, что возникает, – это твой собственный ум.
Ум как таковой изначально свободен от любых концептуальных ограничений.
Знай это и не вовлекайся в цепляние за субъект и объект.
Такова практика бодхисаттвы.
Первая строка строфы обозначает нашу склонность путать ярлыки, которые мы присваиваем всему, с истинной природой явлений. Сем, «ум», означает концептуальный ум – тот, что навешивает ярлыки: мы не переживаем ничего непосредственно. Сем – это ум, который все воспринимает очень серьезно и основательно. Он зацикливается на противопоставлении «я» и «ты», «мы» и «они», «это» и «то». Все наши эмоциональные реакции, привычки, карма обусловлены этим умом. Можно сказать, что сем создает целый мир. В реальности любой наш опыт – ни плохой, ни хороший, ни правильный, ни неправильный. Но все же мы тратим столько энергии и так сильно страдаем, потому что верим во все эти концепции.
Следующая строка – «ум как таковой изначально свободен от любых концептуальных ограничений». Под «умом как таковым» строка говорит о чем-то более глубоком, чем наш обозначающий и конкретизирующий ум. Это ум открытого осознавания. Соединяясь с ним, мы переживаем свободную от ярлыков природу явлений.
«Знай это и не вовлекайся в цепляние за субъект и объект». Что такое цепляние за «субъект и объект»? Если вы пробуете шоколадное мороженое, то у вас есть чувство «я», которое пробует. Субъект (я) и объект (мороженое) – отдельны друг от друга. Но такого разделения не существует в прямом переживании чувствования вкуса мороженого. В нем нет «меня» или «его». Есть просто вкус. Разделение на субъект и объект – это тонкая форма присваивания ярлыков, еще одно проявление работы сем.
Финальная часть стиха такова: «Это и есть практика бодхисаттвы». Выйти за пределы зациклившегося ума и соединиться с нашей истинной природой – или же выйти за пределы сем и соединиться с «умом как таковым» – вот что нужно практиковать. Знакомиться с этим открытым состоянием осознавания – одна из самых важных практик на пути бодхисаттвы, поскольку именно наши концепции и навязчивое мышление приводят к разделению и противопоставлению. Расслабляясь и позволяя уму пребывать в состоянии открытого осознавания, мы становимся едины с нашей изначальной добротой.

Есть много способов практиковать открытое осознавание, но суть каждого из них в том, чтобы полностью принимать свою жизнь – с открытым восприятием, умом и сердцем – и позволить себе быть настолько свободным от концептуальных ограничений, насколько возможно. Другими словами, позвольте себе быть свободным от ярлыков «плохой» и «хороший», «я» и «другие» и остальных. Старайтесь как можно дольше пребывать в таком состоянии, в соответствии с вашим текущим уровнем понимания.
Вы можете использовать метод «пребывания посреди того, что происходит». Каждый раз, когда у вас возникают гневные мысли, не подавляйте их, но просто прервите их течение и вернитесь к открытому осознаванию. В то же самое время вы можете создать пространство для своей эмоции, чтобы пребывание в этом состоянии не привело к клаустрофобии. Вы можете ощущать это пространство во всем своем теле, от макушки головы до подошв ступней. Вы даже можете пойти еще дальше, предоставив этому чувству всю комнату или даже всю вселенную.
Рано или поздно вы еще раз обнаружите, что спрашиваете себя, куда ушло это чувство? Проходя через такие циклы, вы начнете понимать, что ваша жизнь наполнена драмами, каждая из которых кажется центром вашего мира. Но если вы продолжите просто пребывать посреди происходящего, то будете переживать его как поток. Все эти эмоции не будут казаться такими уж основательными. Все непостоянно, и это хорошая новость.

Этот подход похож на практику переживания всего таким, какое оно есть. Но открытое осознавание предполагает дополнительный уровень прозрения, которое со временем углубляется. Начиная замечать, как постоянно присваиваем всему ярлыки, мы постепенно осознаем, до какой степени сами создаем всю реальность. И это прозрение часто просто поразительно.
Этот процесс сотворения начинается на самом базовом уровне. У каждого из нас есть глубокая, часто неосознанная склонность машинально все оценивать как приятное, неприятное или нейтральное. Противоядием к такому сотворению реальности служит практика, когда вы пребываете посреди происходящего и практикуете открытое осознавание.
Поскольку в нашем бессознательном хранится множество кармических семян, у нас постоянно возникают беспокоящие мысли и эмоции. Но каждый раз, просто наблюдая за ними и давая им пространство, мы сжигаем эти кармические семена, не засевая новые. Каждый раз, когда в вашем уме разыгрывается драма, будь то болезненное воспоминание из детства или гнев, вы меняете свои привычные шаблоны, просто пребывая в эпицентре бури и практикуя открытое осознавание. Вам может казаться, что ничего не меняется, но на самом деле происходит медленное возгорание. Оно неочевидно, но ваша практика медленно, но верно сжигает кармические семена. у вас могут возникнуть более глубокие прозрения в суть открытого осознавания.
Практика открытого осознавания – постепенный процесс, в котором мы постоянно возвращаемся к тому, чтобы видеть то, что видим, ощущать то, что ощущаем, переживать то, что переживаем. Что бы ни происходило, мы отпускаем все истории и возвращаемся к тому, что есть. Дождь утром – не плохой и не хороший. Он даже и не «дождь». Он просто то, что есть. Всё просто то, что есть, прекрасное, но абсолютно невыразимое. Если мы продолжим выполнять эту практику, снова и снова, год за годом, в медитации и в своей жизни, то разовьем непоколебимую уверенность, что такое внеконцептуальное существование находится в совершенной гармонии с тем, как всё есть. А это даст нам непоколебимую уверенность в нашей изначальной доброте.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9303
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Путь с сердцем

Сообщение 10 апр 2023, 15:36

Глава 12
Жизнь меняется в одно мгновение

каждый из нас, хотим мы того или нет, живет в пузыре. Это наша версия реальности, созданная нашим эго, которое всегда отворачивается от безграничной природы явлений и пытается удерживать все привычное. Большую часть времени нам это вполне удается. Все в нашем пузыре довольно предсказуемо и осмысленно. Даже сталкиваясь с трудностями, на каком-то уровне мы все равно способны сохранять целостность своей картины мира. Какой бы ни была наша жизнь, у нас есть своя версия пузыря. Такова наша «настройка по умолчанию», и большую часть времени мы даже не осознаем, что используем ее.
... Потом, годы спустя, я получила первое учение по шуньяте. Это санскристское слово чаще всего переводят как пустотность. Как и многие, я сначала неправильно поняла его. Пустотность может звучать как отсутствие, не-существование. Некоторые люди считают, что это звучит так, словно тебя выкинули в открытый космос и ты навечно обречен там барахтаться.
Ничто в нашем концептуальном взгляде на мир не может подготовить нас к тому, что «жизнь, какой ты ее знал, закончилась». То, как наш ум воспринимает и понимает происходящее, больше не работает. Все точки отсчета исчезают, то, как мы обычно представляем себе реальность, больше не соответствует происходящему. Оно знакомо всем, чей мир рушился таким образом.

Когда мы говорим о пустотности, очень важно прояснить, что обозначает слово «пустотно». Слово «дерево» – это просто удобное название для собрания частей – ствол, ветви, листья, – которые постоянно меняются, день за днем, мгновение за мгновением. Мы обозначаем эту совокупность объектов как «дерево», но этот ярлык существует только в нашем уме. В реальности нет ничего, что мы могли бы раз и навсегда зафиксировать своими ограничивающими концепциями. И это верно не только в отношении деревьев, но всей вселенной, включая понятия «ты» и «я». Все пустотно от жестких представлений и ярлыков. Но в то же время дерево не исчезает, когда мы распознаем его пустотность. Мы просто более ясно видим его как оно есть: текучее, ничем не ограниченное и взаимосвязанное со всем, что его окружает.
Еще один способ говорить о пустотности – это сказать, что все «пустотно от приписываемого значения». Вместо того, чтобы просто переживать все, как есть, наш ум приписывает объектам и явлениям дополнительное значение. Это может звучать заумно, но именно так мы все время поступаем.

ПОЗВОЛЬТЕ СЕБЕ БЫТЬ СВОБОДНЫМ ОТ ЯРЛЫКОВ «ПЛОХОЙ» И «ХОРОШИЙ», «Я» И «ДРУГИЕ». СТАРАЙТЕСЬ КАК МОЖНО ДОЛЬШЕ ПРЕБЫВАТЬ В ТАКОМ СОСТОЯНИИ,
Когда ваш пузырь лопается, даже самые обычные вещи в жизни – мебель, сосед, то, как вы гуляете по улицам, – освобождаются от слоев смысла, который им приписывается. Вы оказываетесь в состоянии отсутствия опоры, открытом пространстве. Это ощущение может длиться всего лишь мгновение или, в случае сильного потрясения, гораздо дольше. Если ваш мир перевернулся с ног на голову, у вас может уйти много времени на то, чтобы обрести почву под ногами.
При утрате смысла было переживание, что вы соединены с какой-то мудростью. Вы знаете, что обнаружили истину. Вы смотрите на тот же мир, что и раньше, но у него больше нет этого наносного смысла, который вы ему приписывали. Вы вдруг осознаете, что по-своему сами создали свою реальность. Все просто такое, какое есть, развивается так, как развивается, но ваше эго в непрерывном поиске утверждения и безопасности слой за слоем накладывает на происходящее дополнительный смысл.
С буддийской точки зрения, чем больше мы осваиваемся с ощущением пустотности, тем больше удовольствия получаем. Переживая все, как оно есть, без ярлыков и оценочных суждений, мы открываем для себя радостную свободу от иллюзий. Начиная узнавать и ценить открытое, свободное состояние шуньяты, мы осознаем, насколько оно приятнее выдуманной «реальности», которую мы так пытаемся удержать и исправить. И это осознавание пробуждает в нас сострадание ко всем, кто ведет эту непрерывную борьбу. По этой причине развитие и понимание пустотности – один из самых важных этапов буддийского пути.

Большинство людей, которые вдруг обнаруживают, что их вымышленная реальность исчезла, не знают, что делать. Это пространство слишком огромно, и в нем нет ничего знакомого, за что можно было бы схватиться.
К таким переживаниям можно подготовиться, если уже сейчас начать знакомиться с пустотностью. Один из способов сделать это описан в предыдущей главе – вы просто пребываете посреди того, что происходит, и по мере возможностей отпускаете концепции и ярлыки. Если практиковать так регулярно, то у нас время от времени могут возникать яркие переживания свободы всего происходящего от наших укоренившихся представлений и умственных наслоений. Эти переживания могут походить на мгновения, когда «жизнь, какой вы ее знали, заканчивается», но без потрясений и травм. И хотя кажется, что эти моменты прозрения возникают из ниоткуда, на самом деле они происходят в результате нашей практики, готовности наблюдать за тем, как созревают кармические семена. Они – естественный результат нашей открытости и любознательности в отношении того, есть ли какая-либо реальная основа под всеми нашими ярлыками и умственными построениями. Развитие переживания пустотности даст нам контекст для понимания того, что происходит, когда привычный мир рушится. Так мы научимся встречать самые сложные события и в конечном счете собственную смерть без глубокого отчаяния и отрицания. Я бы не сказала, что само переживание «пузырь внезапно лопнул» становится каким-то другим, но если у вас есть контекст и понимание происходящего, этот опыт больше не будет столь ужасающим. У вас не появится почва под ногами или нечто, за что можно схватиться, потому что суть этого переживания – отсутствие опоры. Но знание пустотности позволит вам смело встретить ее. Вы сможете принять и оценить этот опыт как то, что приближает вас к истине.
Когда пузырь лопается, у нас есть возможность распознать, что мы проходим через очень важную дверь. И тогда можно попробовать побыть по ту сторону этой двери и сохранять расслабленность. И в конце концов мы можем влюбиться в пустотность. Мои учителя и те, кто научился жить в этом открытом пространстве, свободном от приписываемого смысла, – самые бесстрашные, сострадательные и радостные люди на свете. Они – живой пример того, к чему может привести такая любовь.

Глава 13
Холодная пустотность

Начиная относиться к пустотности как к переживанию, которое нужно скорее развивать, чем избегать, мы сможем воспользоваться бессчетными возможностями, чтобы больше узнать о ней. Это не обязательно должно быть внезапное потрясение, когда весь наш мир рушится и мы оказываемся в свободном падении. ...Каждый раз, исследуя эти состояния, вместо того чтобы сопротивляться им и убегать, мы разбираем то, как приписываем всему смысл. Если мы будем достаточно долго делать это, наш пузырь эго естественным образом истончится без каких-либо дополнительных усилий с нашей стороны. Подлинная природа всего будет становиться все более и более доступной нам.

Глава 14
Переживание настоящего момента

Если вы воспринимаете пустотность как то, что стоит развивать или даже полюбить, то всегда найдете способ соединиться с ней в повседневной жизни. Простой метод практики пустотности – делать паузы. Вы можете практиковать это каждый раз, как вспомните об этом. Это очень просто. Замедлитесь и внезапно остановитесь. Оглядитесь и соприкоснитесь с настоящим моментом. Поступая так, вы прерываете поток концепций и мысленной болтовни, которые наслаиваются на ваше переживание. Это позволит вам соприкоснуться с безвременьем «здесь и сейчас». Это то, что Трунгпа Ринпоче называл «пребыванием в настоящем моменте».
В жизни каждого из нас есть много таких возможностей. Всякий раз, когда мы находимся между здесь и там, когда что-то одно закончилось и мы ждем, когда начнется что-то другое, каждый раз, когда нам так хочется отвлечься или найти пути побега, можно просто быть открытыми, любопытными, восприимчивыми и ранимыми.
Соединиться с настоящим моментом возможно и тогда, когда мы сбиты с толку и когда теряем равновесие. В эти мгновения вы не уверены, что делать и какие последствия будут у ваших действий. Такое состояние обычно для ситуаций, когда вам предстоит принять важное решение. Во всех этих ситуациях вы хотели бы прийти к какому-то определенному решению, но не можете сделать выбор. Вы чувствуете себя, утратившим опору. Но если вы будете замечать эти ситуации и сохранять в них осознанность, то обнаружите возможность соприкоснуться с мудростью настоящего момента – с безграничностью и непредсказуемостью того, каким все является.

КОГДА МЫ НАЧИНАЕМ ОЩУЩАТЬ БЕССМЫСЛЕННОСТЬ ПРОИСХОДЯЩЕГО, У НАС ЕСТЬ ШАНС ИЗМЕНИТЬ СВОЙ ВЗГЛЯД.
В традиции дзен учителя дают ученикам коаны – вопросы, на которые нет ответа, по меньшей мере, для зациклившегося ума и двойственного мышления. Пожалуй, самый известный дзенский коан звучит так: «Как звучит хлопок одной ладонью?» Все это может казаться какой-то эзотерической практикой, но если мы осознаем, что истинная природа всего свободна от наносных смыслов и ее невозможно описать раз и навсегда, то заметим, что жизнь постоянно преподносит нам коаны.
Вместо того чтобы пытаться тут же найти ответ на открытые вопросы, которые задает нам жизнь, попробуйте расслабиться в этом чувстве неоднозначности хотя бы на мгновение.

есть и другие способы соединиться с пустотностью в повседневности, соединиться с настоящим моментом. Мне особенно нравится практика мысленных мгновенных снимков. Закройте глаза. Поверните голову в любом направлении – вверх, вниз или в стороны. Неважно, куда. Смысл в том, что вы не должны точно знать, что увидите, открыв глаза. Потом резко откройте их и посмотрите на то, что перед вами. Практически сразу же вы начнете присваивать всему ярлыки, но постарайтесь заметить то мгновение, когда этот процесс еще не начался. Сохраняя расслабленность и открытость, попробуйте сделать мысленный снимок этого мгновения, свободного от наносных смыслов.
Практикуйте так в течение дня, где бы вы ни находились. Не обязательно сначала закрывать глаза, но это позволит вам освоить практику. Если вы фотограф или художник, то это не новое для вас переживание, но постарайтесь адаптировать этот метод к практике пустотности, к тому, чтобы это соединяло вас с пребыванием в настоящем моменте. Эту практику также можно выполнять, используя другие органы чувств. Например, вы можете внезапно осознать звуки, которые слышите. Постарайтесь заметить мгновение, предшествующее тому, как вы определили звуки и решили, нравятся ли они вам или нет.
Этот метод мысленных снимков дает нам краткое переживание ума практика, который уже обрел опыт в видении всего таким, какое оно есть. Такой человек постоянно испытывает удивление. Вы удивлены тем, что все не такое, как вы о нем думали, или, если на то пошло, что все именно таково, как вы думали. Это свежее, необусловленное восприятие художника-созерцателя.
Все эти практики повседневной пустотности связаны с новизной и свежестью каждого момента. Маленьким детям эта новизна гораздо понятнее, но доступна она и взрослым. Иногда мы сталкиваемся с ней внезапно, в случае какого-то потрясения. Иногда мы намеренно развиваем это ощущение. В любом случае смысл в том, чтобы ценить эти мгновения как проблески более глубокой истины, которая лежит за пределами привычного присваивания ярлыков. Если мы продолжим искать и использовать эти возможности, наша нервная система научится лучше справляться с неопределенностью, неоднозначностью и неуверенностью. Если мы продолжим делать вылазки из зоны комфорта и развивать приятие таких чувств, наша жизнь изменится. Мы избавимся от желания заковать себя в броню, чтобы защититься, и будем, скорее, воспринимать жизнь как кино. В результате такой практики у нас появится ощущение, что нам нечего терять, и это очень важное изменение.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9303
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Путь с сердцем

Сообщение 22 апр 2023, 02:10

Глава 15
Рождение и смерть в каждом мгновении

Я видела, как умирают люди. Если до этого они выстроили отношения со смертью, то способны отпустить жизнь и совершить этот переход легко. Но если люди боятся смерти, тогда на это тяжело смотреть. В их глазах плещется ужас, словно их заталкивают в глубокую яму. Я совершенно точно знаю, как хотела бы умереть сама. Размышления о смерти стали для меня очень мощным вдохновением. И я стала давать больше учений на тему смерти, потому что не стоит так уж ее бояться.

Это очень простая практика. Вспомните событие или какой-то эпизод из вчерашнего или сегодняшнего дня. Размышляйте о том, что он ушел навсегда, превратился в прошлую жизнь. Просто продолжайте обдумывать это снова и снова. Выполняйте эту практику каждый раз, как вспомните о ней – когда просыпаетесь утром, когда не можете заснуть ночью, просто когда подумаете об этом. Практикуя так регулярно, вы почувствуете, как входите в поток непостоянства. У вас возникнет непосредственное переживание того, что ничто не стоит на месте. Рождение и смерть, рождение и смерть – они продолжаются и продолжаются, непрерывно и вечно.
Осваиваясь в этом потоке, мы начинам смотреть на мир свежим взглядом. Мы замечаем неповторимость каждого мгновения. Скажем, сейчас вы читаете эту книгу. Вас окружают запахи и звуки – какие-то природного происхождения, другие нет. У света и воздуха есть собственные мимолетные и тонкие качества. Ваше тело ощущает тепло, холод, скованность, расслабленность и так далее. Каждое мгновение – это отдельный эпизод, и каждый эпизод растворяется в прошлом и больше не вернется.
Нам кажется, что есть тот, кто переживает все эти ощущения. Это «вы», человек, который носит ваше имя. Но, размышляя о рождении и смерти, которые происходят каждое мгновение, вы понимаете, что за «вы» и «я» не стоят какие-то неизменные личности. Главный герой уходит в одной сцене, а затем его сменяет другой главный герой. В каждом эпизоде это разные «вы». Даже того «вы», который начал читать эту книгу, уже нет. Вы и я постоянно растворяемся и меняемся, постоянно переживаем смерть и рождение.
Тит Нат Хан сравнивает наши тела с рекой. Все клетки подобны каплям воды, которые постоянно бурлят и исчезают. И наши умы, с их эфемерным восприятием, мыслями и чувствами подобны рекам. Нет такого аспекта «меня» или «вас», который бы не участвовал в непрерывном потоке смертей и рождений. И если мы продолжим выполнять эту практику, такое понимание постепенно придет к нам.
Когда вы начнете видеть рождение и смерть в каждом мгновении, то откроете для себя новые преимущества такого подхода. Вы осознаете, что возможности для нового старта бесконечны. В каждое новое мгновение старая жизнь заканчивается и начинается другая. Это значит, что у вас всегда есть еще один шанс. Не может быть такого, что вы застряли в какой-то ситуации раз и навсегда. То мгновение умерло и стало частью прошлой жизни. И так же умер и тот человек, который испытывал это чувство. Теперь у вас есть еще один шанс. Вы можете повторять одно и то же бессчетное число раз, но у вас всегда есть шанс начать сначала. Нет неизменного «вас», обреченного ходить по одной и той же колее вечно. И так смерть, которая происходит каждое мгновение, становится великим благословением.
«Рассматривай все дхармы как сон». «Смотри на все как на уходящее воспоминание». Если мы учимся распознавать смерть и рождение в каждом мгновении, это становится нашим естественным взглядом на мир. Все события нашей жизни не более реальны и основательны, чем уходящее воспоминание. Если мы сможем прийти к такому восприятию, это неизмеримо обогатит нашу жизнь и смерть.

Глава 16
Представьте жизнь без эго

Жизнь за жизнью я рождалась и мне давали имя, и жизнь за жизнью я начинала отождествлять себя с этой личностью. И наконец я поняла, какая это была пустая трата времени – обманывать себя снова и снова, снова и снова упускать возможность переживать глубокое расслабление, которое приходит, когда вы воспринимаете все таким, какое оно есть.
Как и у всех, у меня есть непрерывный поток переживаний. Мои пять чувств воспринимают формы, звуки, запахи, вкусы и тактильные ощущения, а мой ум воспринимает мысли и эмоции. Так и должно быть, быть живым – удивительное и чудесное благословение.
Но проблема в том, что я продолжала отождествлять себя с тем, кто переживает все это. И это превратилось в иллюзию неизменной и отдельной сущности. И из-за этого чувства материального и неизменного субъекта, того, кто воспринимает, я застряла на своем пути.
я спросила себя, что могу сделать по-другому. Как мне развестись с Пемой Чодрон? Вообще, возможно ли это? Каково это – жить и функционировать, но не отождествлять себя с неизменной личностью? Или каково это – жить без эго?
В учениях говорится о преодолении эго и даже достижении необратимого состояния отсутствия эго, но для большинства из нас все это чистая теория. Но преодоление эго – это то, на что способен каждый из нас.
Причина, по которой возможно жить без эго, заключается в том, что эго – это ложная идентичность. Можно выйти за пределы эго, если перестать верить в эти пустотные идентичности.
Даже у просветленных есть ощущение некой личности. У них есть переживание конкретного тела. Но чего у них нет, так это ощущения отождествления себя с этим телом или со своей личностью. Они действуют, не отождествляя себя с деятелем, они переживают без переживающего, и у них есть мысли без того, кто мыслит.
попробуйте поэкспериментировать с таким подходом. Двигаясь, старайтесь делать это без того, кто двигается. Когда вы что-то видите или слышите, спросите себя, как бы это было, если нет того, кто видит или слышит. Медитируя, старайтесь это делать без медитирующего. Чем бы вы ни занимались, постарайтесь ощущать, как явления просто раскрываются без присутствия того, кто реагирует или старается контролировать этот опыт. Это не «вовлекаться в цепляние за субъект и объект». Что бы вы ни делали, пробуйте делать это непосредственно, без разделения на то, кто вы есть и что делаете.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О СМЕРТИ СТАЛИ ДЛЯ МЕНЯ ОЧЕНЬ МОЩНЫМ ВДОХНОВЕНИЕМ. ТЕПЕРЬ, ПОСЛЕ МНОГИХ ЛЕТ ПРАКТИКИ, СМЕРТЬ НЕ КАЖЕТСЯ МНЕ ЧЕМ-ТО ПУГАЮЩИМ.
Разница между жизнью с эго и без него похожа на разницу между статичным и подвижным. Эго склонно сопротивляться безграничной пустотной природе вещей, и, когда оно управляет нашим опытом, наше восприятие становится застывшим и теряет яркость.
Если эго – такая большая проблема, почему бы просто не постараться избавиться от него?
Однако такая мысль – ошибка, которую совершают многие, даже опытные буддийские практики. Представление о том, что надо избавиться от чего-то в себе, разжигает борьбу внутри нас и усиливает склонность быть недружелюбными по отношению к самим себе. Вместо этого Будда учил пути не-отвергания.
Вместо того чтобы избавляться от эго, лучше в полной мере осознавать, как оно работает. Только очень близко узнав его, мы сможем освободиться от его власти. Эго проявляется всеми этими бесчисленными способами, которыми мы сопротивляемся тому, что есть. Суть практики в том, чтобы замечать все, пребывая в настоящем и при этом не пытаясь что-либо удержать или изменить. Что бы ни возникало, старайтесь принимать это с легкостью, любопытством и открытостью. Старайтесь замечать и переживать активность своего ума, не внося в его работу никаких изменений.
Наше путешествие к жизни без эго заключается в том, что мы учимся отпускать, расслабляться, пользоваться возможностями, ждать и видеть и стараемся отказаться от восприятия себя как неизменной личности. Это путь, по которому мы можем продвигаться каждый день, в доступном нам темпе.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9303
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Путь с сердцем

Сообщение 18 июл 2023, 02:52

Наша мудрость меняет мир

Наша изначальная добрая природа никуда не исчезает, и ее не нужно создавать. Достаточно просто применять эффективные методы, чтобы ее раскрыть.
В этом поможет практика намеренного соединения со своей изначальной добротой. Ее смысл в том, чтобы помочь вам соединиться с ясным открытым пространством, которое всегда доступно нам. Но в то же самое время, эта практика помогает нам ясно видеть, что мешает соединиться с нашей изначальной природой. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на солнце, мы осознаем облака, которые скрывают его. Если мы будем пытаться сосредоточиться на своей изначальной доброте, при этом ощущая, что с нами что-то в корне не так, то практика будет неэффективной и не даст результата. Это то же самое, что проснуться в пасмурный день, когда небо затянуто тучами, и сказать, что солнце не светит. Но, конечно же, оно светит всегда. Оно никогда не исчезает. Нам нужно узнать облака, и, если мы по-настоящему близко познакомимся с ними, то поймем, насколько они эфемерны. Их плотность и вещественность распадается, и мы видим: солнце мудрости никогда не переставало сиять. Ясность и теплота доступны нам всегда.
Ощущение, что «со мной что-то изначально не так», – одно из самых важных облаков, с которыми надо познакомиться. Вот как это можно сделать. Закройте глаза и попробуйте соединиться с этим переживанием собственной несостоятельности. Иногда для этого полезно вспомнить то мгновение, когда это чувство было особенно сильно. Что-то случилось или какие-то слова запустили в вас эту привычку чувствовать себя плохим. Такое воспоминание поможет соединиться с этим чувством.
Теперь задайте себе пару вопросов. Первый: «Зависит ли это чувство от внутреннего диалога, от той истории, которую вы себе рассказываете?» Другими словами, если вы заглянете за слова истории, обнаружите ли там это чувство? И второй вопрос: «Что значит лично для меня принять это чувство с добротой? Что для меня значит просто позволить ему быть?»
Первый вопрос важен, потому что если мы не попробуем заглянуть глубже слов, то этот внутренний диалог будет продолжаться дальше, усугубляя наше ощущение собственной неполноценности. Мы же просто стараемся прийти к простоте этого чувства, не разжигая огонь, который распалит эту историю дальше.

Как только вы соприкоснетесь с этой невербальной энергией или чувством, вам надо просто наблюдать за ним и принимать его с нежностью. Мне нравится формулировка: «Что значит лично для вас полностью принять это чувство, не отвергать, но дружелюбно отнестись к нему?» Ответ на этот вопрос нам надо найти самим. Учитель или книга могут посоветовать вам принять что-то или позволить чему-то быть, и на интеллектуальном уровне вы понимаете, о чем идет речь, но как сделать это на самом деле? подход принятия хорошо выражает следующее высказывание: «Помести испуганный ум в колыбель любящей доброты». Другими словами, будьте добры по отношению к себе.
Нельзя относиться к себе с добротой и в то же время осуждать себя.
Постепенно мы можем научиться относиться к себе и своим неприятным чувствам с дружелюбием. Тогда мы будем переживать их, не отвергая, достаточно долго, и это позволит нам хорошо узнать их. Невербальная энергия может сохраняться, но мы будем по-другому относиться к ней. Она уже не будет автоматически превращаться в ощущение «со мной что-то не так» и последующий внутренний диалог.

Принимать чувство, которое мы ассоциируем с дискомфортом, не значит, что мы начинаем наслаждаться им. Это значит, что мы принимаем его как часть человеческого существования. Это значит, что мы понимаем: если хотим достигнуть просветления, нужно научиться принимать любой опыт.
я взяла на себя обязательство менять то, как я отношусь к себе. Для начала я соприкасаюсь с ощущением «со мной что-то не так» и потом намеренно стараюсь ослабить это чувство, направляя на него свою нежность. В конце концов я научилась просто позволять ему быть. Если каждый из нас может изменить то, как он смотрит на себя, это станет основой для формирования общества, члены которого не отказываются ни от себя, ни от других.
то, как мы думаем о себе сейчас, определяет будущее мира. Будут ли преобладать отвлечения и агрессия, или же будут расти спокойствие и гармония – во многом зависит от того, как мы, граждане мира, ощущаем себя.

Приветствуя трудности с юмором

У всех моих учителей было прекрасное чувство юмора, и все они считали юмор важной частью духовного пути. Без него невозможно быть дружелюбным по отношению к себе. Многие из нас целыми днями терзаются мыслями о собственном несовершенстве. Но, когда мы смеемся над собой, все наши недостатки перестают быть такими уж серьезными и основательными. Но если бы мы воспринимали себя не столь серьезно, то могли бы относиться ко всем этим умственным продуктам как к старым друзьям. И тогда, вдруг обнаружив, что одержимы поиском бутылки для воды, вы бы подумали: «О, вот и ты, мой старый добрый друг, невротичное беспокойство».
Способность смеяться над собой соединяет нас с нашей человечностью, что, в свою очередь, помогает соединиться с другими людьми и относиться к ним с эмпатией. Мы понимаем, что на основополагающем уровне все равны. Каждому из нас присуща изначальная доброта, а также множество утомительных и невротических привычек. Если мы ругаем и критикуем себя за слабость, то неизбежно будем ругать и критиковать других. Но если мы будем ценить себя такими, какие мы есть, без осуждения, нам будет гораздо проще так же относиться к другим. И тогда мы естественно будем желать остальным всего самого лучшего и стремиться к пробуждению ради их блага. По этой причине чувство юмора считается обязательным качеством для духовного развития. Оно делает продвижение по пути более легким и не дает ему превратиться в тягостную обязанность. Чувство юмора предполагает, что вы открыты тому, как все спонтанно происходит. У вас нет жестких представлений о том, как все должно быть и как вы должны действовать.

«Когда ваш ум становится обширным, мысли подобны комарам, жужжащим вокруг, но им некуда сесть».

Миссия невыполнима

Вместо того чтобы считать все тщетным и расстраиваться, старайтесь воспринимать бескрайность работы как источник вдохновения.
... Если вы умираете от жажды, то вряд ли будете думать: «Было бы неплохо выпить стакан воды». Нет, все ваши мысли будут только о том, как ее найти.

знакомясь со своим раненым сердцем, мы постепенно осознаем, что наши уязвимость, дискомфорт и запутанность – это те же уязвимость, дискомфорт и запутанность, которые испытывает каждый. И тогда в нас рождается сильное желание пробудиться. В конце концов пробуждение становится главной целью нашей жизни. каждая ситуация превращается в возможность для пробуждения.

Поначалу для того, чтобы идти по пути пробуждения, требуется много усилий. Большая часть из них уходит на то, чтобы замечать, когда вас что-то расстраивает или задевает, и делать нечто отличное от вашей обычной реакции. Например, кто-то посмотрел на вас так, что вы снова почувствовали себя уязвленным или ничтожным. попробуйте пойти наперекор своим привычкам и подумайте: «Пусть я и все другие, кто испытывают это чувство, будут свободны от него».
По мере того как вы укрепляете мышцы бодхичитты, ваше отношение к трудностям меняется. Когда происходит что-то неприятное или нежелательное, вам по-прежнему может это не нравиться, но теперь вы рассматриваете все как возможность что-то изменить в своем уме и сердце. И это меняет вашу жизнь. Это происходит не мгновенно и не в конкретный момент времени. Это постепенный процесс преображения.
учения о карме говорят, что будущее не предопределено. То, что мы делаем сейчас, имеет значение не только для нас, но для всех в этом мире. Простая улыбка может запустить невероятную цепную реакцию, которая будет продолжаться и продолжаться. И подумайте, как сильно мы можем повлиять на мир, день за днем стараясь открывать свое сердце и ум.

Практики для принятия трудностей
Простая сидячая медитация


Техника сидячей медитации под названием шаматха-випашьяна (спокойствие – прозрение) подобна золотому ключу. В медитации шаматхи-випашьяны мы просто осознаем свое дыхание. Очень важно сосредотачиваться на каждом вдохе и выдохе, в то же время сохраняя расслабленность. «Наблюдай за дыханием» – это то же самое, что «полностью присутствуй в настоящем моменте».
Просто наблюдайте и принимайте все, что происходит. Осознавая дыхание, мы также можем осознавать и многое другое. Все это может немного отвлекать наше внимание, но не должно полностью захватывать его. Мы продолжаем сидеть, полностью присутствуя в настоящем и наблюдая за вдохом и выдохом.

Но это только часть медитации. Мысли, которые постоянно проносятся в нашем уме, – другая часть. Мы сидим и говорим сами с собой. Когда вы осознаете, что думаете, то просто помечаете этот процесс как «мысли». Когда ваш ум начинает блуждать, вы говорите себе: «Это мысли». Неважно, какие у вас возникают мысли – какие бы они ни были, без осуждения и критики просто пометьте их как «мысли» и сделайте это с честностью и мягкостью.

На дыхание направлено примерно двадцать пять процентов осознавания. Вы не фиксируетесь на нем и не цепляетесь за него. Вы открываетесь, позволяя дыханию смешиваться с пространством комнаты, позволяя дыханию просто вылетать в пространство. Потом возникает что-то вроде паузы, разрыва перед началом следующего цикла. Пока вы вдыхаете, у вас может быть ощущение раскрытия и ожидания. Вы словно позвонили в дверной звонок и ждете, что вам откроют. Потом вы снова нажимаете на звонок и снова ждете, что вам откроют.
Потом, вероятно, ваш ум начинает блуждать, и вы осознаете, что снова думаете, – в этот момент используйте метод присваивания ярлыков.

Обратите внимание на свой тон, когда присваиваете ярлыки, и если вы обнаружите, что раздражены, что критикуете себя, снова скажите «мысли» и расслабьтесь. Сохраняйте мягкость и спокойствие. Используйте присваивание ярлыков как возможность для развития мягкости и сострадания по отношению к себе.

Все, что возникает в медитации, нормально. Суть в том, что мы можем трезво оценить и принять этот факт. И хотя эти возникшие чувства могут быть болезненными или неудобными, когда вы перестаете прятаться от самого себя – это исцеляет. Вы можете принять все это с чувством юмора и добротой. Познав себя, вы познаете и все человечество в целом. В каждом из нас это есть, и каждый из нас сталкивается с этим в других. Когда вы осознаете, что говорите с собой, пометьте этот процесс как «мысли» и обратите внимание на тон своего голоса. Пусть он будет сострадательным, мягким и шутливым. Так вы сможете изменить укоренившиеся шаблоны, свойственные всем людям. Сострадание к другим начинается с доброты к себе.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9303
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Путь с сердцем

Сообщение 08 авг 2023, 10:18

Практика тонглен

Практика тонглен – это метод соединения со страданием – своим собственным и тем, что окружает насЭто метод для преодоления страха страдания и смягчения наших сердец. В первую очередь это метод для пробуждения сострадания, присущего всем нам.
Мы начинаем практику с того, что принимаем страдание знакомого нам человека, желая ему помочь. делаем вдох с намерением забрать всю его боль и страх. Потом, выдыхая, мы посылаем ему счастье, радость и все, что облегчит его жизнь. Это суть практики: вдыхать боль других, чтобы они хорошо себя чувствовали и чтобы у них возникло пространство для того расслабления и открытости, и выдыхать, отправляя им расслабление или то, что, по нашему мнению, принесет им облегчение и счастье.
мы можем сместить фокус и начать выполнять тонглен для самих себя и миллионов других людей, которые прямо сейчас столкнулись с той же запутанностью, что и мы. Иногда мы можем точно назвать те чувства, которые испытываем. Мы ясно распознаем их как ужас, отвращение, гнев или жажду мести. Мы делаем вдох за всех тех людей, которые попали в плен такой же эмоции, и посылаем освобождение или то, что открывает пространство для нас самих и всех бесчисленных других. Иногда мы не можем назвать то, что чувствуем. Но мы все равно это чувствуем – напряжение в животе, тягостный мрак, что угодно. Мы просто соединяемся с этим ощущением и вдыхаем его, принимаем его за всех нас – и посылаем всем нам облегчение.
эта практика устраняет зацикленность и цепляние эго. В процессе мы освобождаемся от самых укорененных шаблонов эгоистичного поведения. Мы начинаем любить себя и других, начинаем заботиться о себе и других. Тонглен пробуждает наше сострадание и знакомит нас с гораздо более широким взглядом на реальность. Мы соединяемся с открытым измерением нашего существования. Благодаря практике мы знакомимся с безграничным пространством шуньяты.
... В такой ситуации можно делать тонглен для всех людей, которые подобны нам. Вместо того чтобы осуждать себя, используйте личную запутанность как трамплин для понимания того, с чем сталкиваются люди по всему миру. Вдыхайте за всех нас и выдыхайте за всех нас. Используйте то, что выглядит ядом, как лекарство. Используйте собственное страдание как путь к состраданию ко всем существам.
Когда вы делаете тонглен здесь и сейчас, просто вдыхайте и выдыхайте, принимая боль и посылая ощущение пространства и облегчение.

Если вы выполняете тонглен как формальную практику медитации, тогда следуйте четырем шагам:
• Во-первых, покойтесь в состоянии открытости и спокойствия. Эта стадия называется «зарождение абсолютной бодхичитты», пребывание в безграничном пространстве ясности и осознавания. Это переживание свободы от зациклившегося ума – полностью открытое, свежее мгновение, предшествующее возникновению мыслей.
попробуйте вспомнить о переживании чего-то бескрайнего в своей жизни. смотрите на океан , высоко в горах под безграничным небом. Или можно ударить в гонг и слушать его звук, соприкасаясь так со свежим, спокойным и свободным умом. В любом случае смысл в том, чтобы соединиться с открытым умом и открытым сердцем, и это переживание должно стать фоном для всей остальной практики.
• Во-вторых, работайте с ощущениями. Вдыхайте ощущение горячего, темного и тяжелого – это качества склонного к клаустрофобии, напряженного и ограниченного ума. Представляйте, что принимаете эти болезненные ощущения. Вдыхайте их полностью, всеми порами своего тела. Традиционные наставления рекомендуют представлять, что вы вдыхаете черный дым. Некоторые вдыхают красный, потому что он горячий, другие видят эти качества как зеленую слизь. Выберите то, что даст вам переживание принятия этих некомфортных чувств, которых вы обычно стараетесь избежать.
Затем выдыхайте чувство прохладного, яркого, воздушного и легкого – ощущение свежести. И опять же используйте те образы, которые работают для вас, такие как прохлада голубого, яркость белого. Излучайте эту свежесть через все поры вашего тела и во всех направлениях. Пусть это будет насыщенное и полное переживание. Вдыхайте и выдыхайте эти ощущения в течение какого-то времени. Продолжайте, пока не почувствуете, что они синхронизировались с вашим дыханием.
• На третьей стадии соединитесь с личной болезненной ситуацией. ...вдыхайте боль вместе с желанием, чтобы она освободилась от нее. Выдыхая, посылайте счастье, облегчение. ...выдыхая, представляйте, что оно свободно и счастливо.
выполняйте практику для самих себя, используя ту боль, которую испытываете, и одновременно для всех тех, кто чувствует то же, что и вы. Например, если вы ощущаете свою несостоятельность, вдыхайте это чувство за себя и за всех тех, кто чувствует себя так же, и посылайте уверенность или облегчение в любой форме, которую пожелаете.
• Наконец, на четвертом шаге мы расширяем конкретную ситуацию и делаем принятие и отсылание более общим.
Если вы начали с собственного страдания, такого как чувство неполноценности, продолжайте выполнять практику для всех близких, которые тоже ощущают себя несостоятельными. Затем расширяйте этот круг, делая это чувство все более универсальным. Когда вы начнете слишком отстраняться от него, вернитесь к собственному ощущению неполноценности. По-настоящему проживите его – и снова вернитесь к обобщению.
Наконец, расширяйте свою практику все дальше, пусть она охватывает все пространство. Выполняйте тонглен, потом расширяйте круги, пока не начнете принимать и отдавать для всей планеты. Попробуйте сделать свое сердце настолько большим, чтобы выполнять тонглен для всей планеты – для всей воды, воздуха, земли, которым причиняют вред. Делайте его так, словно вы на Луне и смотрите оттуда на Землю. Выполняйте тонглен для всей планеты и всех существ, живущих на ней, – с пожеланием, чтобы все они могли выйти за пределы зациклившегося ума, склонного к противопоставлению «мы» и «они», чтобы все считали друг друга одной семьей и жили в полной гармонии и согласии. вы можете выполнять тонглен для всех существ во вселенной.
Тонглен можно расширять безгранично. Постепенно ваше сострадание естественным образом становится более глубоким и всеобъемлющим, и вы начинаете осознавать, что все явления не столь реальны, как вы привыкли о них думать.

Найди. Прими. Отпусти. Пребывай

1. Найди. Исследуйте, где в вашем теле присутствует болезненное чувство, скованность и зажим, и соединитесь с этим ощущением.

2. Прими. Примите это ощущение скованности и зажима: любым болезненным, цепким, пугающим чувствам посылайте свою необусловленную теплоту. Это можно сравнивать с тем, как вы успокаиваете ребенка, который впал в истерику. Суть в том, что мы полностью меняем извечную человеческую склонность избегать боли и отвергать ее. Вместо этого идите ей навстречу с открытым сердцем.

3. Отпусти историю. Отпустите, прервите или прямо взгляните на свои мысли и истории. Смысл не в том, чтобы полностью остановить процесс мышления, что невозможно, но в том, чтобы увидеть лежащее в основе этих мыслей ощущение того, что мы попались на крючок. Соединившись с этим болезненным чувством хотя бы раз, вы будете способны прерывать свои истории и возвращаться к этому переживанию снова и снова. На этом шаге вам очень поможет регулярная практика медитации.

4. Пребывай. Покойтесь в этом чувстве, пока оно не изменится, или пока этот опыт не станет слишком интенсивным для вас. Не ждите, пока оно полностью захватит и подавит вас. Это не тест на выносливость. Просто покойтесь в чувстве, направляя на него свою доброту и нежность. Часто в этот момент вы обнаруживаете, насколько оно на самом деле мучительно, и понимаете, что больше не хотите так с собой поступать. Этот опыт смягчит вас и позволит возникнуть вашей естественной разумности и открытости.

Освоившись с этими четырьмя шагами, вы сможете добавить пятый. И здесь есть два варианта.
Первый я называю «переживанием пустотности чувства». в основе страдания лежит не чувство как таковое, а ощущение, что есть тот, кто страдает. Например, когда вы покоитесь в самом чувстве, отбросив историю, которую создаете вокруг него, спросите себя: «Кто чувствует это?» Сделайте паузу. Потом снова спросите: «Кто чувствует это?» Вы можете пройти через несколько таких циклов.
Но можно подойти к переживанию пустотности чувства и с другой стороны. Размышляйте над следующими вопросами: «Это чувство постоянно? Оно мимолетно? Оно основательное? Оно изменчивое? Оно неизменное? Конечное или бесконечное?» Вы также можете спросить: «Это чувство – я?», «Это чувство – не я?».
Другой вариант пятого шага – попробовать использовать это чувство для пробуждения сострадания. Покоясь в этом болезненном ощущении, размышляйте о том, что бессчетное число людей и животных по всей планете испытывают то же самое. Используйте свое переживание, чтобы обрести прозрение в свое сходство со всеми остальными: «Пусть я и все существа, которые испытывают ту же боль, освободятся от нее. Пусть мы будем свободны от скованности и страха, которые возникают из-за попыток защитить свою собственную территорию». Вы также можете воспользоваться этой возможностью для практики тонглен, вдыхая и открываясь этому общему чувству, и потом выдыхая облегчение всем существам (включая испуганного, скованного вас).
Сначала кажется, что пустотность и сострадание отдельны и отличны друг от друга, но со временем вы начнете переживать их как неразделимые и недвойственные. Метод «Найди, прими, отпусти, пребывай» позволит вам расширить свой взгляд и раскрыть сердце и ум именно в тех ситуациях, в которых мы обычно зажимаемся и закрываемся. Это практика, которую вы можете выполнять всю жизнь, начиная прямо с сегодняшнего дня.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9303
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Путь с сердцем

Сообщение 29 ноя 2024, 07:55

Калу Ринпоче - Краткое описание практики тонг-лен

Низко кланяюсь Вам в пояс,
Да помогут Вам все будды и бодхисттвы на Вашем Пути !
Умоляю Вас практиковать тонг-лен !
Вот краткое описание практики тонг-лен:

Представьте как можно живо и сильно всех живущих существ. Попытайтесь представить многогранно их боль и страдания. Затем, когда вы почувствуете, что ваше сердце открывается в сострадании ко всем живым существам, представьте, что все их страдания проявляются и сливаются в огромную массу горячего, черного и грязного дыма.
Теперь во время вдоха вдыхайте этот дым, зримо представьте, как эта масса черного дыма трансформируется в золотой свет, энергию в вашем сердце, одновременно растворяя ваше я, ваш эгоизм, ваше себялюбие, тем самым этот дым уничтожает ваш эгоизм, цепляние за «я».
Затем во время выдоха представьте, как вы выдыхаете из себя уже этот блистающий, золотой свет мира, радости, счастья и высшего благополучия на всех страдающих живых существ, и что этот свет, эта энергия омывает и очищает живые существа от страданий.
Затем, продолжая нормально дышать, не колеблясь, продолжайте эту практику.


Калу Ринпоче
Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

Пред.След.

Эзотерическая литература