7 Йога, цигун и ТОПрактики (ТО - телесно ориентированные)

Модератор: просто Соня

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9967
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 7 Йога, цигун и ТОПрактики (ТО - телесно ориентированны

Сообщение 21 фев 2025, 01:52

Танцующий феникс. Тайны внутренних школ ушу

Первая в мире книга подобного рода, которая столь полно и достоверно освещает традиции и тайные методы внутренних школ китайского ушу. Эта книга - шаг из царства мифов в мир истинных ценностей и восточных реалий, которая удовлетворит самые взыскательные требования тех, кто интересуется духовной традицией, историей и тайнами боевых искусств.Зачем следует заниматься изучением внутренних стилей ушу? Как древнейшие принципы трансформаций реализуются в боевой практике? Почему методам психических и энергетических способностей человека уделяется основное внимание во внутренних школах ушу? Как развивают мастерство проникать в мысли противника и выигрывать поединок еще до его начала? Что такое «искусство отравленного взгляда»? Как выполнять полноценный выброс внутреннего усилия при ударе и научиться понимать символическое значение каждого приема?


Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9967
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 7 Йога, цигун и ТОПрактики (ТО - телесно ориентированны

Сообщение 21 фев 2025, 01:56

Ушу. Традиции духовного и физического воспитания Китая

В книге в популярной форме рассказывается о китайских боевых искусствах ушу как о пути физического и духовно-нравственного совершенства, об истории, традиции, философии и технике ушу, а также приводится одни из древних комплексов, развивающих физические и психические возможности человека.


Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9967
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 7 Йога, цигун и ТОПрактики (ТО - телесно ориентированны

Сообщение 21 фев 2025, 01:59

Школа ниндзя. Тайны воинов тьмы

Сколько разнообразных легенд и историй ходит о великих шпионах и лазутчиках японского средневековья - ниндзя.
Это - люди-невидимки, способные в мгновение ока исчезать из виду, убивать своего соперника легким нажатием пальцев или даже взглядом. Это - кланы воинов-убийц, в которых с детства воспитываются удивительные бойцы; каждый из них может справиться с несколькими подготовленными самураями. Сегодня о них сняты десятки фильмов, написаны романы.Но каковы же настоящие ниндзя?


Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9967
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 7 Йога, цигун и ТОПрактики (ТО - телесно ориентированны

Сообщение 23 фев 2025, 11:40

Мантэк Чиа, Ци-самомассаж, даосский путь омоложения
Полностью - тут:
https://www.klex.ru/36d

Изображение

Изображение


https://www.youtube.com/watch?v=tTcpkRXVNYU&t=1s
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9967
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 7 Йога, цигун и ТОПрактики (ТО - телесно ориентированны

Сообщение 10 мар 2025, 08:28

Янтра-йога. Тибетская йога движения - Норбу Намкай
Безупречное драгоценное зеркало
Комментарий на текст Вайрочаны
«Янтра единства солнца и луны»


Янтра-йога — это древняя система тибетской йоги, включающая в себя движения тела, дыхательные упражнения и визуализации. Янтру “Единство солнца и луны”» в VIII веке великий учитель Падмасамбхава устно передал Вайрочане, тибетскому переводчику и учителю Дзогчена.

Янтра-йога — это древняя система тибетской йоги, включающая в себя движения тела, дыхательные упражнения и визуализации. "Янтру "Единство солнца и луны" в VIII веке великий учитель Падмасамбхава устно передал Вайрочане, тибетскому переводчику и учителю Дзогчена. Исключительные наставления, содержащиеся в этой книге, будут полезны для всех западных практиков.
"Восемь движений янтра-йоги" - практическое и простое руководство для изучения и освоения на практике этой древней тибетской практики. С помощью восьми движений янтра-йоги эффективным способом балансируется и увеличивается энергия. Эти восемь янтр работают на физическом уровне (физические движения) и на тонком уровне – через координацию движений с дыханием.


Янтра йога – Тибетская йога движения. Уровень 1
https://vk.com/video-44674375_169037340 ... AzNzM0MD8-
Янтра йога – Тибетская йога движения. Уровень 2
https://dzen.ru/video/watch/66dd2d10fe2ded6f9b21001b
https://www.dailymotion.com/video/x559ng7
https://yandex.ru/video/preview/7422440283094179768
https://www.youtube.com/watch?v=uHGoH4DvgCw

Изображение

Янтра-йога — система практики, включающая физические движения, дыхательные упражнения и методы сосредоточения. Ее можно считать эквивалентом Хатха-йоги в рамках буддийской традиции.
Вероятно, Янтра-йога имеет тот же источник, что и буддийские ануттаратантры или высшие тантры, которые в большинстве своем были принесены в Индию, начиная примерно с 4 века н.э. Система Янтры, носящая название «Янтра единства солнца и луны» изначально была передана махасиддхой Хумкарой великому учителю Падмасамбхаве, который затем передал ее в 8-м веке в Тибете Вайрочане. Вайрочана, впервые принесший священные тексты учения Дзогчен в Тибет, записал наставления, содержащиеся в этом тексте по Янтра-йоге.
Янтра — слово, которое может означать геометрическую форму, такую как мандала; но также означает «движение тела».Движение может дать начало множеству форм: отсюда и происходит значение Янтра-йоги. В сущности, движение служит для координации и управления праной, или жизненной энергией.
Поскольку все эти тантрические циклы держались в тайне от непосвященных, связанные с ними Янтры, изначально предназначенные для развития практики туммо,
относящейся к стадии завершения или дзогрим, также хранились в тайне.

Йога — переводится на тибетский язык как налджор. Изначально йога означает «единство», но налджор означает знание истинного состояния: нал буквально означает «истинный» или «подлинный», джор — «обнаружить» это состояние или «овладеть» им. Таким образом, подлинное значение слова «налджор» — обнаружение нашего истинного состояния. В практике Янтра-йоги мы используем тело, речь и ум. С помощью тела мы выполняем движения и принимаем различные позы; с помощью речи или энергии мы применяем дыхательные техники, называемые пранаямами; с помощью ума мы выполняем сосредоточение или визуализацию, чтобы выйти за пределы рассудочной мысли и суждений. Так, работая одновременно с телом, речью и умом, мы можем обрести истинное знание — понимание нашего истинного состояния. Таков истинный смысл слова йога в терминах Янтра-йоги.
Когда мы говорим о теле, речи и уме, мы должны понимать, что легче всего работать с телом, потому что оно связано с материальным уровнем. ум зависит от энергии, а энергия — от тела. Йога приводит в равновесие эти три аспекта, прежде всего работая на уровне тела с помощью поз и движений, которые служат для координации и гармонизации энергии. В Янтра-йоге поза — не главное; что важно, так это последовательность связанных с дыханием движений, выполняемых, чтобы принять позу.

Визуализацию всегда выполняют в особых точках, так как прана или жизненная энергия сосредоточивается там, где сосредоточивается ум. Мы сосредоточиваемся на цветных сферах, представляющих энергию пяти элементов, в разных чакрах. В одних случаях формы и цвета визуализируют в разных чакрах, в других — только в главной чакре в пупке.
Медитация или созерцание означает знание природы ума за пределами двойственности. Это состояние олицетворяет центральный канал, тогда как правый и левый каналы символизируют двойственность и кармическое дыхание. Мы всегда живем во времени, обусловленные двойственным видением, суждениями, мыслями и идеями. Поскольку центральный канал символизирует природу ума, окончательная цель Янтра-йоги — заключить кармическую прану в центральном канале.
Если мы хотим стать хозяевами самим себе и своему уму и больше не отвлекаться, прежде всего, мы должны научиться контролировать кармическое дыхание. Главный метод достижения этого называется «заключением кармической праны в центральном канале» с помощью практики кумбхаки, которая заключается во вдыхании воздуха через два канала и направлении энергии праны в центральный канал. Таким образом поток воздуха в двух кармических каналах исчерпывается и объединяется в центральном канале.
В заключение, контроль праны очень важен, чтобы прийти к знанию природы ума, нашей истинной потенциальности. Если нам удается получить опыт этой потенциальности и овладеть им, мы — на пути и можем обрести реализацию.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9967
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 7 Йога, цигун и ТОПрактики (ТО - телесно ориентированны

Сообщение 16 апр 2025, 01:39

Хрестоматия по Шести йогам Наропы - Муллин
Книга посвящена описанию Шести йог Наропы, знаменитых тантрических практик буддизма. Наропа, выдающийся индийский наставник XI в., сыграл исключительно важную роль в истории тибетского буддизма. В настоящее издание включены шесть наиболее известных текстов по Шести йогам Наропы, в том числе самого Наропы, его учителя Тилопы и Цонкапы Великого. Тексты переведены специалистом по литературе буддийской Тантры Тленном Муллиным, более двенадцати лет прожившим в Гималаях в постоянном духовном общении с тибетскими учителями.

https://www.youtube.com/watch?v=Y6_DI_t0_7I

Все шесть доктрин, составляющих Шесть йог Наропы, почерпнуты из четвёртой категории, маха-ануттарайогатантры.

НАРОПА
В тибетской литературе Наропу обычно называют mahäsiddha. Санскритское слово маха означает «великий», а сиддха применяется к человеку, который обрёл сверхъестественные способности, или сиддхи. Сиддхи бывают двух видов: обычные и высшие, относящиеся к ступеням достижения полного Пробуждения. Можно сказать, что первые есть побочные эффекты, результат обретения вторых.
Тибетские исторические и религиозные хроники перечисляют имена сотен индийских махасиддхов, живших в ваджраянский период индийского буддизма. Восемьдесят четыре из них особенно дороги тибетцам, и имеется множество их совместных иконографических изображений. Наропа входит в это число. Цонкапа во многих своих текстах часто цитирует оригинальные тантры и трактаты махасиддхов.

Глава 1
Тилопа
Устные наставления по Шести йогам
выжми всю пользу из своего рождения человеком

ЙОГА ВНУТРЕННЕГО ОГНЯ
Жизненные энергии-ветры втягиваются,
Заполняют, удерживаются и растворяются.
В теле два боковых канала: лапана и расана,
Центральный канал авадхути и четыре чакры.
Языки пламени вспыхивают от огня чандали в пупе.
Поток нектара стекает вниз из слога ХАМ в темени,
Порождая четыре восторга.
Четыре результата подобны четырём причинам,
А шесть упражнений усиливают их.

ЙОГА ИЛЛЮЗОРНОГО ТЕЛА
Все явления трёх миров
Подобны иллюзии, образам сновидения и т. п.
Так и воспринимай их,
Когда ходишь, сидишь, ешь или спишь, -
И в движении, и в покос.
Созерцай иллюзорное божество отраженным в зеркале;
Возьми нарисованное изображение Ваджрасаттвы и разглядывай
Отчетливое появление отражённого образа.
Подобно тому, как этот образ есть только видимость,
Все прочие вещи и явления также иллюзорны.
Так йогин созерцает двенадцать подобий*
И постигает иллюзорность:
Истинное знание того, что все вещи нереальны.
Это наставление Нагарджуны7.

Распознай сновидения как сновидения
И постоянно созерцай смысл этого.

ЙОГА ЯСНОГО СВЕТА
Йогин, созерцающий центральный канал,
Помещает в него свой ум
И сосредотачивается на капле в сердце.
Возникающие видения похожи на огни, лучи света, радугу,
Солнечный и лунный свет на закате,
Солнце, луну и, наконец,
Образы божеств и формы.
Таким путём очищаются мириады миров.
Путь этой изумительной йоги
Есть наставление Нагарджуны

Глава 2
ВАДЖРНЫЕ СТРОФЫ КАРНАТАНТРЫ
Автор: индийский махасиддха Наропа (1016-1100)
Наропа - Ваджрные строфы карнатантры

ЙОГА ВНУТРЕННЕГО ОГНЯ
Краеугольным камнем этого пути является
Саморазгорающийся внутренний огонь, полный блаженства.
Приняв семичленную позу, созерцай себя в форме божества-йидама
С телом в виде пустой оболочки, внутри которого
Визуализируй центральный канал авадхути,
Боковые каналы лалану и расану,
Четыре чакры и слоги АХ и ХАМ,
Горение внутреннего огня и стекание бодхичитты,
А также втягивание внутрь авадхути ветров — носителя жизни и нисходящего.
Медитируй на ваджрной рецитации (ваджраджапе) с пятью основными ветрами.
Удержи и успокой ветры и вызови переживание мудрости.
Возбуди четыре восторга и смешай основные ветры с каплями-бинду.
Ветры и сознание входят в центральный канал авадхути;
Возникает ум, свободный от умствования, сами собой угасают клеши,
Изливается нескончаемый поток сияющего блаженства.

ЙОГА ИЛЛЮЗОРНОГО ТЕЛА
Относись ко всем вещам-явлениям сансары и нирваны как к иллюзиям;
Поскольку за их обманчивой внешностью — шуньята, значит, по существу, они нереальны.
Рассматривай же любую форму как пустую видимость, вроде эха в горах.
Овладев таким пониманием, превращаешь все свои действия в не-деяние
И прямой дорогой двигаешься к обретению радужного тела и дхармакайи.

ЙОГА ЯСНОГО СВЕТА
Чтобы, отделить ясный свет от тьмы неведения,
Развивай методы йоги и углубляй четыре самадхи;
Смотри! Священное бинду вырвалось из ядовитого плена трех клеш.
Возникает невыразимый, непрерывный и беспрепятственный опыт ясного света, -
Свободная врождённая мудрость, не привязанная ни к пустоте, ни к лучезарности.
Развивай этот неумствующий ум и так созерцай саму махамудру.

ЙОГА ОБРЕТЕНИЯ ВОЗЗРЕНИЯ
Чтобы разжечь сияние мудрости махамудры,
Запри три двери на замок и посади пять чувств на привязь.
Гляди, не глазами глядя, а в природу ума всмотрись.
Верни ум на его собственное место –
В несотворённое безобъектное состояние.
Не глядя наружу, познай изначально спонтанную,
В основе своей несотворённую природу ума.
Не сделав ни единого движения, он узрит беспредельный простор
Свободного от рождения и смерти тела дхармакайи.
Теперь взгляни наружу: всё множество явлений
Только кажется внешними объектами,
На деле ж они — есть твой собственный ум,
А другого бытия у них нет,
Лишь только понял это — глядь: все эти вещи исчезают сами собой.
Суть ума — нерождённость, пустотность, дхармакайя.
Непрестанно возникающее ясное присутствие есть нирманакайя.
Нигде не пребывающее великое блаженство слияния — есть самбхогакайя.
Два омрачения освобождаются сами по себе; нет больше разделения на субъект и объект.
Различающий ум и все вещи-явления сансары и нирваны исчезают.
Знание само по себе до предела наполняется всеми наилучшими качествами,
И ты становишься саморождённым буддой за пределами мыслей и слов.

ЙОГА ТРЁХ БАРДО
Это сияющий ум пустотного самоосознания,
Пребывающий за пределами понятий и свободный от всех клеш;
Великое блаженство, сфера реальности, абсолютно чистая мудрость,
По природе нераздельно проявляющаяся как три каи. Смотри!
Когда белая и красная бодхичитта и сам ум собрались в лотосе,
Взгляни в лицо ясного света; созерцай слияние «матери» и «сына» в единое целое.

Колофон: Закончены «Ваджрные строфы: наставления Джнянадакине». Эта карнатантра прозвучала из уст индийского мудреца махапандита Наропы, а перевёл её на тибетский язык и выправил переводчик Марпа Чокьи Лодро в священном городе Пушпахари.


Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9967
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 7 Йога, цигун и ТОПрактики (ТО - телесно ориентированны

Сообщение 16 апр 2025, 04:01

Глава 3
ЗАМЕТКИ О «КНИГЕ ТРЁХ ВОЗЗРЕНИЙ»
Автор: Дже Шераб Гьяцо (1803-1875)
Предисловие переводчика
Более пространный из двух трактатов ламы Цонкапы по Шести йогам Наропы — «Книга трёх воззрений»— является самым известным учебником для широкого изучения наследия Наропы. Он затрагивает все вопросы, с которыми может встретиться практик, решивший заниматься Шестью йогами: описывает как основные предварительные практики, приводит перечень и обосновывает необходимость особых тантрических посвящений, знакомит с начальными методами йоги стадии зарождения и, наконец, рассматривает различные приёмы, непосредственно относящиеся к Шести йогам Наропы.
Дже Шераб Гьяцо описывает свойства особого подхода к созерцанию шуньяты, связанные с традицией Шести йог.

Дже Шераб Гьяцо
Заметки о «Книге трёх воззрений»

Развивай в себе ум, который воспринимает всё как иллюзию
И применяй противоядие к источнику страдания.
Лучше развивай уже вселенскую бодхичитту —
Великое сострадание и материнскую заботу о всех и каждом.
Я научился воспринимать всё, что появляется, как простую иллюзию,

В методе созерцания Ваджрасаттвы и начитывания его мантры Ваджрасаттва воспринимается как воплощение всех объектов Прибежища. Это общий подход для всех тантрических практик созерцания йидама. В данном случае энергия созерцания направлена на очищение неблагой кармы и омрачений ума, отсюда преобладание в визуализации белого цвета.
В созерцании гуру-йоги Учитель появляется в пространстве перед йогином в форме Будды Ваджрадхары, И не важно, кьерим какого йидама практикуешь, главное — всегда созерцать, что божества мандалы имеют природу твоего Учителя. Это приводит к быстрому обретению сил и возможностей, которые дарует благословение. Доброта и защита твоего Учителя больше, чем забота всех будд и бодхисаттв, вместе взятых, потому что именно с ним тебя соединяет кармическая связь, именно его ты можешь слышать и видеть наяву. Мы можем запросто общаться с Гуру, напрямую, как со своими собственными родителями. В процессе порождения тела йидама, владыки мандалы, надо представлять, что твоё тело имеет единую неделимую природу с телом Учителя и именно такое тело возникает в форме йидама. Точно так же твоя речь едина с речью Учителя и возникает как средство общения божеств мандалы. А ещё природа твоего ума тождественна природе ума Учителя, и именно такой ум возникает в мандате как ум йидама. И наконец, природа таковости йидама проявляется в мандале как нераздельность твоей и учительской таковости.

созерцание гуру-йоги включает в себя подношение вселенной в форме космограммы — её объёмного изображения, которое называется подношением мандалы.
Йогин берёт заготовку мандалы и помешает на неё в качестве подношения весь мир и его обитателей, своё и всех других тело, речь и ум, всю их и свою радость, все богатства и наслаждения отныне и до всеобщего Пробуждения, а также корень всеобщей добродетели трёх времён — прошлого, настоящего и будущего. Всё это подносится в виде мандалы, при этом надо представлять, что она сделана из всевозможных драгоценностей и имеет природу мудрости. Мандала предстает в стиле несравненных подношений Бодхисаттвы Самантабхадры, то есть безграничной и неизмеримой, как неисчерпаемая вселенная.

В основе созерцания стадии зарождения лежит метод «принятия смерти, бардо и нового рождения, как пути Трёх тел будды». Его суть в том, что с помощью йоги къерима созерцающий знакомится с процессом преобразования переживания смерти, бардо и рождения в трикайю, или три кайи, то есть тела Пробуждения: дхармакайю, самбхогакайю и нирманакайю. Такое подготовительное созерцание готовит ум к методам стадии завершения, на которой это преобразование происходит уже по-настоящему.
Процесс созерцания начинается с визуализации себя в роли владыки мандалы, окружённого свитой из божеств. Одновременно с этой практикой совершенствования ясности видения мандалы и её божеств йогин утверждается в гордости божества-йидама, развивая мысль: «Я — Ваджрасаттва!» в зависимости от личного выбора практикующего. Возможно, поначалу эту мысль придётся призывать несколько искусственно, но постепенно она укоренится и начнёт возникать сама по себе.
Итак, на стадии кьерима формируется божественная тантрическая гордость — гордость обладания формой, или телом, йидама. Далее при выполнении йоги ваджрного начитывания — ваджраджапы, обретается божественная тантрическая гордость обладания коммуникативным аспектом, проще говоря, речью йидама. Наконец, божественная тантрическая гордость обладания умом йидама обретается на стадии выполнения методов йоги ясного света.
После уверенного овладения методами стадии кьерима йогин переходит к развитию правильного воззрения в отношении понимания пустотности.

Я Постиг невозникающую природу явлений.
Я голыми руками ухватил природу шуньяты моего ума,
И узрел изначальную сущность за пределами понятий,
Встретился лицом к лицу с матерью Трёх тел
И вырвался из паутины своих заблуждений.
Если хочешь испытать изначальную природу сущности бытия, то есть шуньяту, запомни, что у неё нет ни свойств, ни отсутствия свойств.
никто и ничто —
От мар-препятствий до Будды — не имеет самобытия.
И нет ни созерцающего, ни объектов созерцания,
Ни духовных достижений, ни знаков продвижения по этому пути,
Ни плода совершенствования — трикайи и мудростей, —
А значит, и самой нирваны тоже нет.
Все живые существа и неподвижные элементы трёх миров образуются
Исключительно с помощью приписывания им имён и свойств.
На самом же деле с самою начала они никем не созданы,
Лишены основы и обладают лишь врождённой нерождённостью.
И нет ни кармы, ни созревания результатов действий,
А потому даже такое название, как «сансара», не имеет сути.
Вот в чём смысл высшей истины.

***
Все вещи в сансаре и нирване,
Которые Будда называл «условно реальными»,
Бытие и небытие, появление и исчезновение,
Функционирующая реальность всех и каждого —
Всё это имеет единый вкус с изначальной природой шуньяты.
И осознания нет ни у тебя, ни у кого другого.
Все равно пребывают в открытости великого единства.
Тот мудрец, что постиг эту истину,
Зрит уже не ум-сознание, а ум-мудрость,
Видит не простых существ, а только будд,
Наблюдает уже не явления, а лишь изначальную сущность.

Первая янтра — «дыхание сосуда». Его выделяют в отдельное упражнение, несмотря на то что остальные пять выполняются с использованием этой же дыхательной техники. За упражнениями янтра-йоги следует созерцание тела в виде пустой оболочки. Необходимо добиться того, чтобы видеть своё пустое тело и энергетические каналы сияющими и совершенно прозрачными.

Первая из Шести йог Наропы — это йога внутреннего огня, или туммо, которая выполняется через созерцание в пупочной чакре так называемого атунга — заключительного вертикального штриха тибетского слога АХ. Такое созерцание порождает вместерождённое блаженство.
В самом начале занятий Шестью йогами практика созерцания внутреннего огня и методы кармамудры используются для втягивания тонких физических энергий — ветров — в центральный канал, чтобы породить четыре восторга. Эти четыре восторга, особенно четвёртый — вместерождённое блаженство, — необходимое условие для перехода к практикам йоги иллюзорного тела и йоги ясного света. Таков общий принцип йоги стадии завершения. вероятность нежелательных побочных эффектов сильно уменьшается, если работать с пупочной чакрой,

Чем мельче визуализируемые слоги, тем легче втянуть ветры в центральный канал. Кроме того, их нужно представлять ярко пылающими, поскольку это исключает опасность впасть в умственное оцепенение, препятствующее созерцанию.

Созерцательный приём, известный как «дыхание сосуда», используется для того, чтобы втянуть эти ветры-энергии в пупочную чакру. сначала втягивают ветры сверху, а потом снизу. «дыхание сосуда» — это самый совершенный метод укрепления здоровья и продления жизни. Лучше практиковать его, созерцая пупочную чакру.
Ветры-энергии, что протекают вверху и внизу,
Усилием ума сольются в поцелуе.
Здесь слово «поцелуй» относится к растворению энергий в нада — завитке, венчающем атунг в пупочной чакре.
Йогин соединяет мудрость шуньяты с великим блаженством, порождённым от втягивания энергий в центральный канал и последующего управляемого движения бинду сквозь чакры.
Когда начинается процесс умирания, ... Под конец возникает последний внутренний знак — ясный свет смерти. Это заключительная стадия, после которой сознание покидает физическое тело.
«Когда появляется видение ясного света смерти, успокаивается ум двойственности и возникает ум абсолютной простоты, подобный несозданному пространству. Такой ум и есть настоящее осознание мудрости шуньяты, хотя неподготовленные существа этого в нём не увидят. Для опытного практика тантрической йоги ум ясного света смерти становится опытом переживания ума, постигающего пустоту. Однако если йогин ранее не достиг реализации пустоты, то и в этот момент не достигнет.»
ум ясного света смерти - «сознание, которое проявляется, но не опознаётся переживающим его».
Важной составной частью практики бардо является мудрость тождества блаженства и пустоты, где под блаженством понимается блаженство, которое порождается от втягивания жизненных энергий в центральный канал и управляемого движения бинду сквозь чакры.
Приняв лежачую позу «спящего льва» с головой на север, а спиной на восток, йогин созерцает мантрический слог, расположенный в центральном канале. Он наблюдает естественное растворение первоэлементов в процессе умирания и сопутствующие видения: мираж, дым, огоньки и тому подобное. Когда появится ясный свет смерти, нужно концентрироваться на нём, одновременно применяя технику узнавания мудрости пустоты. Однако если заранее в созерцательной практике вы не реализовали самадхи, то распознать ясный свет смерти будет затруднительно.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9967
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 7 Йога, цигун и ТОПрактики (ТО - телесно ориентированны

Сообщение 16 апр 2025, 04:05

Глава 4
ИСТОЧНИК ВСЕХ РЕАЛИЗАЦИЙ: ЧЁТКИЙ ОТТИСК ГЛУБОКОГО ПУТИ ШЕСТИ ЙОГ НАРОПЫ
Автор: Гьялва Энсапа Лобсанг Дондруп (1505-1566)

для быстрого достижения плода — Пробуждения — можно взять некую составляющую этого будущего плода, внести его «здесь-и-сейчас» нашего непросветлённого состояния и таким вот образом вызвать полное внутреннее преображение. Пробуждение никогда не бывает вдали от нас; абсолютная и относительная реальность у нас всегда под рукой, равно как и возможность обрести Три тела. Мы попросту не умеем толком всем этим воспользоваться.

Процесс трёх слияний, говоря вкратце, состоит в следующем.
1.Наяву мы обычно переживаем ясный свет естественным образом во время оргазма, но этого переживания можно добиться и методами йоги. Кроме того, ясный свет неизменно сопровождает процессы засыпания и умирания. Суть заключается в том, что восприятие ума ясного света во всех трёх случаях (наяву, во сне и в момент смерти) является высшим состоянием нашего сознания, опытом пребывания в недвойственности, полной блаженства и свободной от формы. Это высшее состояние сознания сходно с мудростью дхармакайи будды. Вот почему, оказавшись в переживании ума ясного света одного из трёх бардо, следует практиковать слияние этого ума с дхармакайей. Такова первая тройка слияний.
Основной принцип, лежащий в основе этих трёх слияний, состоит в том, что уменьшенную картину происходящего с нами во время умирания можно наблюдать в момент засыпания, а наяву намеренно вызывать посредством йоги внутреннего огня.
Цонкапа приводит краткое описание переживания в процессе умирания в своём «Практическом руководстве по Шести йогам»:

«В процессе умирания проявляются особые внешние и внутренние знаки, сопровождающие последовательное угасание энергий. Сначала угасают первоэлементы (махабхуты): Земля растворяется в Воде. Внешний знак этого — утрата способности двигаться или управлять телом, что переживается как полное расслабление. Ощущение такое, как будто тело тонет в земле. Внутренний знак — видение, подобное миражу. Затем Вода растворяется в Огне. Внешним знаком является сухость во рту и носоглотке и усыхание языка, а внутренним — видение дыма. Элемент Огонь, в свою очередь, растворяется в элементе Воздух. Внешний знак проявляется в том, что тело начинает покрываться испариной и остывать от конечностей к сердцу. Внутренний знак — искорки, или роящиеся светлячки.
Потом Воздух, последняя опора концептуального мышления, растворяется в Пространстве ума. То есть жизненные ветры-энергии, являющиеся опорой рассудка, угасают в сознании. Внешним признаком этого является долгий выдох и невозможность вдохнуть. Если даже вдох удаётся, он неглубокий и сдавленный. Внутренний знак — видение света, напоминающего пламя масляного светильника, которое не колеблется ветром.
После этого приходит черёд появления первой шуньяты, которая так и называется «шуньята». А само переживание этого видения известно как появление [ум белого проявления]. Внутренний знак — белый лунный свет в безоблачном небе. Затем сознание возникновения растворяется во второй шуньяте, которая называется «полная шуньята». Это переживание видения увеличения [ум красного увеличения] выглядит как желтовато-красный свет, разливающийся по небу на закате солнца. Оно, в свою очередь, растворяется в третьей «великой шуньяте», которая связана с переживанием близкого достижения [ум чёрного близкого достижения]. Это третье видение сопровождается переживанием непроглядной темноты, подобной той, что заполняет ночное безлунное небо. Умирающий впадает в обморочное состояние и теряет сознание. Очнувшись, он покидает черноту и оказывается в переживании «абсолютной шуньяты», называемой также «ясным светом». Видение здесь подобно смешанному свету солнца и луны в чистом безоблачном небе на раннем рассвете, когда от ночной темноты не остаётся и следа. Это тот ясный свет, который и является истинной основой.

после того как четыре махабхуты растворились, угасание концептуального, то есть оперирующего понятиями, ума сопровождается движением тонких капель энергетической субстанции, или бинду. Сперва белая мужская капля стекает из теменной в сердечную чакру, вызывая появление внутреннего видения белого света, «ум белого проявления». Потом красная женская капля поднимается в сердце из пупочной чакры, зажигая красный свет, сопровождающий ум красного увеличения. На третьем этапе два этих бинду соединяются в сердечной чакре, порождая кромешную тьму и ум чёрного близкого достижения. Наконец, бинду временно успокаиваются в сердце, что вызывает вспышку ясного света и восприятие ума ясного света.
Обычные люди могут удержаться в этом осознании не более чем долю секунды, после чего кармически обусловленная предрасположенность и неуравновешенность психики заставляет их покинуть ум ясного света. А вот йогины учатся оставаться в таком состоянии длительное время, выполняя «слияние с дхармакайей».
эти ощущения процесса умирания йогины учатся вызывать в себе с помощью созерцания и использовать их на каждой стадии реализации согласно Шести йогам.

В системе Шести йог растворение первоэлементов имитируется с помощью захвата тонких энергий, называемых «ветрами», перемещения этих ветров из мест их обычного пребывания в теле и втягивания их в центральный канал тонкого ваджрного тела, совсем как во время умирания.
Знаком, указывающим на то, что ветры удалось удержать в центральном канале, является переживание последовательного угасания: сначала растворяются четыре махабхуты, а затем приходят три видения.
Трактат Гьялвы Энсапы состоит из двух основных разделов: в первом описана техника втягивания энергий в центральный канал, а во втором — методы, которые применяются после того, как это выполнено. Другими словами, первая стадия Шести йог связана с тем, как вызвать это «переживание умирания», а вторая — с тем, что нужно выполнять, пребывая в этом переживании посмертного состояния, когда жизненные энергии уже захвачены и втянуты в центральный канал.
Поскольку умение растворять тонкие ветры-энергии в центральном канале и за счёт этого оказаться в состоянии осознания ума ясного света достигается средствами йоги внутреннего огня, её называют «краеугольным камнем системы Шести йог».

Дхармакайя — это не имеющая формы природа будды, а у нас она связана с сознанием ясного света, в котором нет ни двойственности восприятия, ни чувства множественности. В «Гухьясамаджа-тантре» проводится параллель этого состояния с ощущениями на вершине сексуального оргазма, когда мы испытываем только блаженство, сияние и чувство единства со всем миром. Эти три качества сознания спонтанно присутствуют, пусть и в сокращённом виде, во время обычного оргазма, а также во всей полноте разворачиваются в блаженстве, вызванном йогическими методами практики туммо. Такое состояние сознания создаёт совершенные условия для того, чтобы реальность дхармакайи будды стала неотъемлемой частью нашего опыта.
Другими словами, сходство между сексуальным оргазмом и блаженством, необходимым для достижения цели в туммо, означает, что высшие уровни этой йоги лучше практиковать во время секса. Делается это для того, чтобы породить «четыре вида блаженства», или «четыре восторга», упоминание о которых встречается в большинстве текстов по Шести йогам. Суть в том, что после того, как ветры-энергии оказались в центральном канале, йогин протягивает капли-бинду сквозь четыре (или пять) чакр; протекая от одной чакры к другой, эти бинду порождают переживание одного из четырёх видов восторга. Такой восторг похож на сексуальный оргазм, только вот продолжается намного дольше. Самым важным из этих четырёх является четвёртый восторг, который называется врождённое, или вместерождённое блаженство. Когда говорят «вместерождённое», имеют в виду, что такое блаженство неотделимо от мудрости, познающей пустоту, — именно с этой мудростью оно рождено вместе. Это вместерождённое блаженство наиболее сходно с переживанием дхармакайи; в этом состоянии и осуществляется «слияние с дхармакайей». В системе Шести йог такое слияние называют также «созерцанием вместерождённой мудрости».
Итак, применяя йогу внутреннего огня наяву, тантрический практик с её помощью втягивает ветры-энергии в центральный канал, порождая переживание ясного света совсем как во сне или в процессе умирания. Этот ум ясного света, достигнутый средствами йоги, нужно удержать и выполнить его «слияние с дхармакайей». Так выглядит практика слияния наяву.

Начинающий практик сможет наяву пребывать в состоянии дхармакайи ясного света лишь несколько мгновений. После этого инстинкты привычного ума заявят о себе, и йогин впадает в концептуальное мышление. Вот когда он должен выполнить «слияние бардо наяву с самбхогакайей». Точно так же новичок не сумеет долго удерживать ясный свет засыпания; кармические инстинкты, воспоминания, привычки, энергии тела и прочее начнут проявляться всё заметнее, и йогин окажется в сновидениях. Тут уже «бардо сновидений» сливается с самбхогакайей. И наконец, в процессе умирания ясный свет смерти вскоре уступает место проявлениям формы в виде воспоминаний или кармических склонностей, и йогин проваливается из ясного света смерти в бардо посмертных галлюцинаций; в этот момент ему необходимо выполнить слияние этого посмертного бардо с самбхогакайей.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9967
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 7 Йога, цигун и ТОПрактики (ТО - телесно ориентированны

Сообщение 16 апр 2025, 04:15

Гьялва Энсапа Лобсанг Дондруб (1505—1566) 
Источник всех реализаций: чёткий оттиск глубокого пути Шести йог Наропы Часть 2

ЭТАПЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ПО ПУТИ

Методы втягивания жизненных ветров-энергий в центральный канал (авадхути)
Втягивание жизненных энергий в центральный канал начинается с визуализации себя в виде Будды Ваджрадхары яб-юм, а также каналов, чакр и мантрических слогов. После этого выполняют йогу внутреннего огня и расплавление капель. Это заставляет энергии войти, остаться и угаснуть в центральном канале.
Знаком того, что жизненные энергии вошли в центральный канал, будет равномерное движение воздуха через обе ноздри при контрольном вдохе. Знаком, показывающим, что энергии удаётся удержать в центральном канале, будет переживание четырёх растворений первоэлементов и появление трёх видений. Каждое из этих явлений нужно распознать по отдельности.
Сначала Земля растворяется в Воде, что сопровождается видением миража. Затем Вода растворяется в Огне, а сопровождающее видение похоже на дым. Растворение Огня в Воздухе сопровождается видением, похожим на роящихся светлячков. Элемент Воздух, в свою очередь, начинает угасать в особом сознании, известном как Видение пламени масляного светильника. Когда Воздух угасает в этом сознании полностью, приходит сознание белого проявления, или видение ясного зимнего неба, залитого светом полной луны. Затем это видение угасает в сознании красного увеличения, что сопровождается видением красного света, который обычно разливается по небу на закате. Это зарево растворяется в сознании чёрного близкого достижения, напоминающем кромешную тьму перед самым восходом, когда на небе нет ни луны, ни звёзд. Наконец, сознание близкого достижения растворяется в ясном свете и при этом возникает прозрачное сияние, похожее на чистое небо на рассвете, свободное от трёх условий — солнца, луны и темноты. Необходимо отслеживать эти видения по мере их возникновения. Этот процесс называется «слиянием с дхармакайей наяву».

Когда наступает момент вновь восстать из растворения в ясном свете, необходимо породить мощное намерение отбросить свои прежние скандхи и принять форму Будды Ваджрадхары яб-юм. Вследствие принятия такого решения старые скандхи будут оставлены, а вместо отождествления с ними йогин представит себя в образе Ваджрадхары. Одновременно он использует методы, вызывающие переживание всех стадий растворения-угасания, описанных выше, в обратном порядке. То есть сначала переходит от ясного света к близкому достижению, от него к увеличению и дальше к так называемому проявлению. После этого приходят видения, сопровождающие угасание махабхут и тоже в обратной последовательности: огонь светильника, рой светлячков, дым и, наконец, мираж. Этот процесс известен как «слияние с самбхогакайей наяву».
Йогин последовательно созерцает все стадии превращения, связанные с этой формой самбхогакайи, и концентрируется на своём соединении с ней. Когда же он решает покинуть это соединение, то созерцает своё обычное тело в виде самаясаттвы, в сердце которого пребывает джнянасаттва, в нашем случае — Будда Ваджрадхара яб-юм. Этот процесс носит название «слияние с нирманакайей наяву».
Одновременно с этим воздух снова начинает течь через ноздри, возрождается сознание пяти чувств. Теперь всё возникающее воспринимается как шуньята, шуньята — как блаженство, а блаженство — как мандала йидама и его свиты. Эту практику следует выполнять в периоды между медитациями.
Нечто похожее происходит во время засыпания, когда йогин старается удержаться в ясном свете сна и принимает решение восстать в состоянии сновидений в виде йидама самбхогакайи. Перед отходом ко сну надо созерцать каналы, ветра и чакры, вызывая таяние капель и порождая четыре восторга.
Жизненные энергии входят, пребывают и растворяются внутри центрального канала. Последовательно проявляются все стадии процесса угасания от «Земли в Воде» до «чёрного близкого достижения в ясном свете». В природе четырёх восторгов блаженства проявляются четыре шуньяты. В тот самый момент, когда появляется ясный свет, йогин созерцает блаженство, вместерождённое с мудростью, постигающей пустоту. Этот процесс называется «слияние с дхармакайей во сне без сновидений».
Когда приходит время выйти из ясного света, йогин принимает решение оставить своё прежнее тело скандх и воплотиться в тело сновидений в образе Будды Ваджрадхары яб-юм, после чего сознание покидает ясный свет и проявляет тело сновидений. Важно отметить, что это происходит не с прежним телом йогина; теперь перед умом предстаёт его тело сновидений в виде Ваджрадхары. Этот процесс называется «слияние с самбхогакайей во сне со сновидениями».
Одновременно с этим воздух снова начинает течь через ноздри, возрождается сознание пяти органов чувств. Теперь всё возникающее воспринимается как шуньята, шуньята — как блаженство, а блаженство — как мандала йидама и его окружение. Эту практику следует выполнять в периоды между медитациями.
И когда придёт его смертный час, йогин должен, как и раньше, представлять каналы, энергии, чакры и т. п., созерцая внутренний огонь и таяние капель, чтобы втянуть, удержать и растворить жизненные энергии в центральном канале, так поочерёдно порождая явления угасания, вплоть до появления ясного света. И как только он появляется, йогин сосредотачивается на созерцании пустоты. Этот процесс известен как «слияние с дхармакайей в час смерти».

Методы, применяемые после освоения техники втягивания ветров [в центральный канал]
Усердно практикуя перечисленные методы втягивания жизненных энергий в центральный канал, йогин, в конце концов, достигает подлинного мастерства — овладевает умением быстро и точно выполнять все стадии процесса медитативного погружения. Вскоре появляются знаки приближения того уровня реализации, на котором можно обрести иллюзорное тело. Соитие с кармамудрой, которое является внешним вспомогательным условием, необходимо сочетать с внутренним вспомогательным условием, под которым подразумевается созерцание каналов, чакр и так далее, а также горение внутреннего огня и таяние капель. Это приводит к тому, что ветры-энергии входят, остаются и угасают в центральном канале, последовательно вызывая знаки растворения от миража, дыма и так далее до появления ясного света. Четыре шуньяты возникают как природа четырёх восторгов. Когда возникает вместерождённый ясный свет, необходимо созерцать тождество блаженства и пустоты. Таким методом задействуется косвенный — то есть познаваемый не напрямую, а через пример или метафору — ясный свет, с помощью которого обретается основание иллюзорного тела.
Когда приходит время покинуть ясный свет, йогин порождает намерение отбросить старое тело скандх и принять форму Будды Ваджрадхары яб-юм. И когда он восстаёт из ясного света, энергия пяти излучений, являющаяся жизненной основой вместерождённого косвенного ясного света, выступает в роли главного условия, а ум служит сопутствующим условием. Опираясь на эти условия, йогин оставляет прежние скандхи и принимает форму Будды Ваджрадхары яб-юм, украшенного всеми основными и вторичными знаками совершенства.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9967
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 7 Йога, цигун и ТОПрактики (ТО - телесно ориентированны

Сообщение 16 апр 2025, 04:18

Глава 5
Практическое руководство по Шести йогам Наропы»
Автор: лама Дже Цонкапа (1357-1419)

ОСОБЫЕ ТАНТРИЧЕСКИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ

Поток ослепительно-белого нектара изливается из слогов Сердечной мантры. Он вытекает из тел Ваджрасаттвы и Ваджрабхагавати снизу через их ваджрное соединение и вливается в тебя через отверстие в темени, полностью заполняя твоё тело. Нектар вытесняет наружу всю неблагую карму, омрачения и грехи-скверны, накопленные тобой с безначальных времён через деятельность тела, речи и ума, и они через отверстия и поры тела покидают тебя в виде густой чёрной грязи и смрадного дыма. Ты полностью очищаешься от кармы и клеш. Поток нектара мудрости заполняет твоё тело ослепительно белым сиянием, наделяя тебя всеми видами духовных знаний и умений.

Представь, что Учитель в ответ благосклонно улыбается. Из белого слога ХУМ в его головной чакре исходят лучи белого света и через темя входят в твоё тело. Они наполняют тебя белым сиянием, очищают неблагую карму, собранную телом, даруют тебе посвящение сосуда и закладывают семена достижения ваджрного тела.
Вслед за этим красные лучи исходят из красного слога АХ в его горле и входят в твоё тело через горло. Они наполняют тебя красным сиянием, очищают неблагую карму, собранную речью, даруют тебе тайное посвящение и закладывают семена достижения ваджрной речи.
Потом синие лучи исходят из синего слога ХУМ в его сердце и входят в твоё тело через сердце. Они наполняют тебя синим сиянием, очищают неблагую карму, собранную умом, даруют тебе посвящение мудрости-знания и закладывают семена достижения ваджрного ума.
Наконец разноцветные лучи света выходят из всего тела Учителя и со всех сторон входят в твоё тело. Они очищают тонкую неблагую карму, собранную совместными усилиями всех трёх дверей, даруют тебе четвёртое посвящение и закладывают семена достижения нераздельности трёх ваджров.
После этого Учитель-Ваджрадхара растворяется в свете, который через темя вливается в твоё тело. Твои тело, речь и ум становятся нераздельными с телом, речью и умом Учителя.

ОСНОВНЫЕ ТАНТРИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ

ЙОГА СТАДИИ ЗАВЕРШЕНИЯ (ДЗОГРИМ)
Методы йоги стадии завершения условно подразделяются на три группы: 1)

А. Физические упражнения и созерцание пустого тела
Представляя себя в виде божества мандалы яб-юм, выполняют следующие шесть упражнений.
Первое называется «дыханием сосуда». Его делают сидя на удобной подушке со свободно скрещенными ногами. Спина прямая, руки лежат на коленях.
Начни с девятеричного дыхания. Втянув воздух через правую ноздрю, взгляни налево, а затем медленно и мягко выпусти его через левую ноздрю так, чтобы в лёгких ничего не осталось. Затем втяни воздух через левую ноздрю, взгляни направо и полностью выдохни через правую ноздрю. Теперь вдохнув обеими ноздрями и глядя прямо перед собой, медленно выпусти весь воздух через обе ноздри. Этот цикл следует повторить ещё два раза, что в сумме составит девять циклов очистительного дыхания. Во время вдоха и выдоха не позволяй воздуху идти через рот.
Выпрямись и сожми ладони в ваджрные кулаки (ноготь большого пальца внутри кулака касается основания безымянного). Глубоко и очень медленно вдохни воздух и надави на него сверху, чтобы он опустился ниже пупа. Без звука проглоти слюну и одновременно — сверху диафрагмой, а снизу встречным напряжением мышц тазового дна — сожми комок воздуха так, чтобы он оказался чуть ниже пупа.
Воздух удерживай как можно дольше, но только пока это не требует серьёзных усилий, продолжая сжимать его сверху и снизу. При этом нижние ветры соединяются с верхними, заполняя пупочную чакру как вода — пузатый сосуд, отсюда и название такого метода дыхания.
Представляй, что твоё сознание находится в центре пупочной чакры. За секунду до того, как тебе станет трудно удерживать воздух, медленно выпусти его через ноздри, но ни в коем случае не через рот.
«сгибание крюком». Сжав кисти рук в ваджрные кулаки у сердца, напряги мышцы и вытяни руки вперёд, прямо перед грудью. Затем медленно потяни их влево, не ослабляя напряжение. Когда правый кулак, скользя по левой руке и груди (как бы натягивая лук), дойдёт до правого плеча, звонко шлёпни правым локтем по грудной клетке сбоку. Выполни это упражнение трижды.
Теперь проделай такое же движение трижды в другую сторону. Сжав ладони у сердца в ваджрные кулаки, вытяни руки перед грудью. Делай это медленно, но с напряжением. Затем потяни их вправо, натягивая тетиву в другую сторону. Когда левый кулак, скользя по правой руке и груди, дойдёт до левого плеча, шлёпни левым локтем по грудной клетке сбоку.
Четвёртое упражнение называется «потягивание»; здесь нужно сделать мудру ваджрная связка (сплести пальцы рук), потянуться ими вверх, а потом надавить вниз. Встань на колени, тело прямое. Руки с пальцами, согнутыми в крюк, медленно, с огромным напряжением вытяни над головой. Разверни ладони вниз и так же медленно и тоже с напряжением опусти.
Пятое упражнение называется «кашляющий пёс»; здесь нужно выпрямить тело, чтобы оно стало прямым, как стрела, а затем резко выдохнуть со звуком собачьего кашля.
Шестое упражнение — «растирание». Надо встряхивать головой и всем телом, растирать и разминать суставы. Сидя потяни пальцы обеих рук так, чтобы «прощёлкать» все суставы. Затем, опершись на колени, энергично потряси головой и всем телом, как отряхивающаяся собака. После разотри руки, как будто моешь их.
Все эти физические упражнения требуют умения задерживать дыхание и управлять ветрами. Движения выполняются медленно и плавно, но с напряжением.
Что касается созерцания тела в виде пустой оболочки, то оно заключается в визуализации себя в образе йидама, тело которого с головы до пят совершенно лишено материального наполнения. Оно похоже на воздушный шар, надутый ярко сияющим воздухом. Устойчиво и отчётливо концентрируйся на этом образе.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

Пред.След.

Эзотерическая литература