7 Йога, цигун и ТОПрактики (ТО - телесно ориентированные)

Модератор: просто Соня

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9967
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 7 Йога, цигун и ТОПрактики (ТО - телесно ориентированны

Сообщение 16 апр 2025, 04:23

Б. Стадии практики шести йог Наропы

Внутреннее условие: йога туммо, или внутреннего огня
Представь, что в пространстве перед тобой мгновенно появляется твой коренной Учитель . Мысленно поднеси все сокровища вселенной. Затем обратись к ним с почтительной просьбой о благословении твоей реализации: «Пусть радостно поют ветры в моих каналах. Пусть сами каналы будут тонкими и гибкими. Пусть с лёгкостью раскроется во мне несравненное постижение великого блаженства и мудрости шуньяты!»
Представляя себя в образе йидама, выпрями спину. Шея слегка согнута вперёд, взгляд прикрытых глаз направлен на кончик носа. Язык чуть касается нёба, зубы и губы в естественном для закрытого рта положении. Плечи расправлены, грудь вперёд, не горбись. Важно держать тело и ум не расслабленными, а слегка напряжёнными. Руки сложены ладонями кверху одна на другой под пупом в мудре медитации.
Теперь визуализируй три энергетических канала. Центральный канал, известный как авадхути, начинается в районе поясницы на уровне четырёх пальцев ниже пупа и проходит вверх внутри тела прямо перед позвоночным столбом. Справа от него находится канал расана, а слева — лалана. Все три главных канала поднимаются через всё тело до самой головы подобно стволу, на котором находятся четыре чакры — места ответвления вторичных каналов. Нижние концы двух боковых каналов, изогнувшись в форме буквы «и», входят снизу в основание авадхути.
Переходим к созерцанию четырёх чакр. Первая находится в районе пупа и называется «нирманачакра». Очертанием она напоминает горизонтально лежащий треугольник вроде санскритского слога ЭХ. От неё отходят шестьдесят четыре изогнутых вверх канала-ответвления красного цвета, которые похожи на спицы перевёрнутого зонтика.
Сердечная чакра называется «дхармачакра». Она белая, имеет форму шара и похожа на санскритский слог БАМ. От неё отходит восемь каналов, свисающих вниз, как спицы зонта.
В горле находится красная «самбхогачакра». Она тоже круглая, вроде слога БАМ, и имеет шестнадцать красных спиц-ответвлений, загнутых вверх.
В темени располагается головная чакра, «махасукхачакра». Она треугольная, как слог ЭХ, и от неё отходят тридцать две разноцветные спицы, которые изгибаются книзу.
В начале созерцания просто разглядывай внутренним взором эти три канала и четыре чакры. Какое-то время уделяй равное внимание каждой из чакр, верхних и нижних, а потом полностью сконцентрируйся на нирманачакре. С этого момента созерцай одну только эту чакру, расположенную на четыре пальца ниже пупа вплотную к позвоночнику прямо перед ним. Она находится внутри авадхути — в точке соединения всех трёх каналов.
Далее следует визуализация мантрических слогов.
Созерцание начинают с созерцания пупочной нирманачакры. Она расположена внутри центрального канала на четыре пальца ниже пупа точно перед позвоночником. В центре чакры на крошечном лунном диске стоит санскритский мантрический слог атунг. Он красного цвета, а размером с горчичное зёрнышко.
Сердечная чакра, или дхармачакра, имеет восемь спиц и расположена в центре авадхути прямо перед позвоночником на уровне сосков. В самой её середине на крошечном лунном диске стоит синий перевёрнутый слог ХУМ размером с горчичное зёрнышко. Созерцай, что он наполнен бодхичиттой, которая готова истекать из него каплями, как вода из весеннего тающего снега.
Самбхогачакра имеет шестнадцать спиц и находится в центре авадхути в области горла прямо перед позвоночным столбом. В середине на маленьком лунном диске стоит крошечный красный слог ОМ размером с горчичное зёрнышко.
Головная чакра, или махасукхачакра, имеет тридцать две спицы и расположена в центре авадхути в темени. В ее центре на крошечном лунном диске стоит белый перевернутый слог ХАМ размером опять-таки с горчичное зёрнышко.
Все четыре мантрических слога очень яркие а сверху украшены полумесяцем, солнцем и завитушкой нада. Представляй, что слоги обладают чудесным свойством плавить бодхичитту, они истекают сочатся каплями бодхичитты, как листва — утренней росой. Такое созерцание усилит переживание внутреннего блаженства. Кроме того, визуализация ярких сияющих букв предотвращает умственную вялость и сонливость, помогая достичь ясной концентрации.
При визуализации этих мантрических слогов не смотри на них откуда-то со стороны, а полностью концентрируйся на них: пусть слог и твой ум сольются, станут одним целым.
Дальше объединяют созерцание внутреннего огня с техникой дыхания сосуда. в этот метод входит четыре части: втягивание воздуха; наполнение живота как пустого сосуда; сжимание воздуха; выдох, подобный выпусканию стрелы.
На вдохе следи за тем, чтобы воздух не шел через рот, а входил только через ноздри. Сделай сильный глубокий вдох, а затем удерживай его внутри, не позволяя воздуху улетучиваться. Мышцами пресса сожми воздух вниз, представляя, что он наполняет два боковых канала, лалану и расану, а те раздуваются, как кишки.
После того как боковые каналы таким образом наполнятся, представь, что воздух из обоих каналов перетекает в авадхути. Беззвучно проглоти слюну, закрывая задержку.
Когда не останется сил удерживать дыхание, медленно и плавно выпусти воздух через ноздри. Выдыхая носом, представляй, что воздух поднимается по центральному каналу.
Просто концентрируйся на удержании ветров в поцелуе вокруг атунга, пока можешь это делать без чрезмерных усилий.
Задача состоит в том, чтобы естественно и плавно развивать своё умение удерживать воздух.
Когда обретёшь достаточный опыт в технике дыхания сосуда, соедини этот метод с визуализацией четырёх мантрических слогов в центрах пупочной, сердечной, горловой и головной чакр: АМ5, ХУМ, ОМ и ХАМ соответственно. Пребывающие в тайной чакре энергии раздувают в нирманачакре атунг, природа которого — внутренний огонь, и тот разгорается ярким светом и сильным жаром.
Этот жар поднимается по центральному каналу и плавит три верхних слога — ХАМ, ОМ и ХУМ в темени, горле и сердце соответственно. Они тают, стекают вниз и сливаются со слогом АМ в нирманачакре — все четыре становятся едины по своей природе.
В этот момент полностью сосредоточь свой ум на пупочном атунге, природа которого — вместерождённая радость, и созерцай его нераздельность с умом. Наконец от усиления внутреннего огня вспыхивает тончайший язычок пламени, поднимается по авадхути и плавит белую бодхичитту, пребывающую внутри верхних чакр. Подобно каплям нектара бодхичитта стекает вниз и попадает в атунг в нирманачакре. Продолжай однонаправленное созерцание атунга, пока не появятся признаки достижения.
Со временем устойчивость созерцания возрастает. Знаком успешного развития практики является то, что лучи света туммо преображают не только твоё тело внутри и снаружи, но и твою комнату, весь дом и так далее: кажется, что всё это приобретает особый сияющий блеск и начинает просвечивать на свету.
Во время медитации необходимо удерживать ум в созерцании ослепительного тончайшего пламени. Это придаёт концентрации ещё большую остроту, значительно ускоряет и облегчает обретение и развитие медитативных способностей.

Как правильно втягивать, удерживать и растворять ветры в центральном канале Сразу после завершения описанного созерцания понаблюдай, как воздух протекает через ноздри во время дыхания. Затем отвлекись, смени положение тела и через какое-то время снова обрати внимание на течение воздуха: сделай несколько вдохов, чтобы выяснить, поровну ли воздуха достаётся каждой ноздре Если воздух естественно, без твоих дополнительных усилий, равно протекает через обе ноздри — это означает, что силой своей йоги ты обрел готовность втянуть ветры в центральный канал.
Итак, самым надёжным признаком такой готовности является то, что при отсутствии иных помех дыханию воздух течёт не через одну, а через обе ноздри сразу, причём сила обоих этих потоков одинакова, а не так, что один сильнее, а другой слабее. Это может считаться верным знаком того, что достигнут уровень, на котором ветры начали входить в авадхути.
Когда ветры вошли в авадхути, продолжай усиленно созерцать. Дыхание будет становиться всё тоньше и легче, пока не заметишь, что оно и вовсе прекратилось.
Некоторым практикам растворение ветров в центральном канале даётся легко, а у других это получается не сразу. И всё-таки если продолжишь упорно практиковать, то, в конце концов, непременно почувствуешь, как солнечное сплетение будто бы наполняется воздухом. Это ощущение вскоре может улетучиться, но, продолжая созерцать, в один прекрасный день почувствуешь, как в пупочной и тайной чакрах — там, где пребывает огонь туммо, — возникает тепло. Полностью сконцентрируйся на тепле. Это приведёт к таянию бодхичитты и связанному с ним переживанию восторга блаженства.

Техника порождения четырёх восторгов блаженства после втягивания ветров в центральный канал
После того как ветры втянуты в авадхути, наступает черёд применения методов порождения четырёх восторгов. Эта практика состоит из трёх частей: созерцание подтверждающих знаков и разжигание внутреннего огня, порождение четырёх восторгов блаженства с помощью тающей бодхичитты и созерцание вместерождённой мудрости.
Первая из этих трёх стадий, созерцание подтверждающих знаков и разжигание внутреннего огня, начинается с концентрации ума в центре нирманачакры и втягивания жизненных энергий в центральный канал. Это приводит к появлению пяти знаков, подтверждающих успешное введение праны в авадхути.
Сначала угасают махабхуты: первым элемент Земля растворяется в Воде. Это сопровождается видением, подобным миражу — зрелищу водопоя в знойной пустыне. Затем Вода растворяется в Огне, а видение похоже на дым, на синеватую дымку. Потом Огонь растворяется в Воздухе, вызывая видение, похожее на рой светлячков или сноп красных искр в ночи. Наконец ветры, верхом на которых едет оперирующий понятиями ум, растворяются на фоне видения, подобного огню ровно горящего в безветрии масляного светильника. Эта энергия концептуального ума, в свою очередь, угасает за четыре стадии, каждая из которых уподобляется небу соответствующего цвета, а завершается всё переживанием сознания ясного света.
жар может возникнуть в пупочной и тайной чакрах и уже оттуда начать подниматься по авадхути.
«Кармические ветры раздувают
Неистовое пламя мандалы в нирманачакре.
Познай это как достижение высшей энергии.»
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9967
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 7 Йога, цигун и ТОПрактики (ТО - телесно ориентированны

Сообщение 20 апр 2025, 09:08

Порождение четырёх восторгов блаженства посредством плавления капель бодхичитты
Нисходящее блаженство возникает как следствие таяния под воздействием внутреннего огня находящейся в головной чакре бодхичитты. Её капли стекают вниз и, последовательно проходя каждую из четырёх чакр, порождают один из соответствующих четырёх нисходящих восторгов блаженства.
Когда капли стекают в горловую самбхогачакру, возникает «восторг». Покинув самбхогачакру, они попадают в сердечную дхармачакру, вызывая «высший восторг». После сердечной чакры они оказываются в пупочной нирманачакре, возбуждая «особый восторг». Наконец капли покидают нирманачакру и стекают в тайную ратначакру на нижнем конце авадхути, вызывая переживание «великого восторга», который ещё называют «вместерождённым блаженством».
Чтобы теперь испытать восходящие восторги, нужно поднять капли бодхичитты обратно по центральному каналу, заставив их снова пройти сквозь его чакры. Когда они поднимаются из ратначакры в пупочную нирманачакру, возникает «восторг». Когда они втекают из нирманачакры в сердечную дхармачакру, рождается «высший восторг». Они попадают в горловую самбхогачакру, вызывая «особый восторг». Наконец, когда капли поднимаются из самбхогачакры в головную махасукхачакру, возникает «восторг вместерождённого блаженства».
Если таяние бодхичитты возникло на основе угасания ветров в центральном канале, то капли-бинду можно удерживать на конце ратны, пока не возникнет вместерождённое блаженство.

Начиная практиковать таяние бодхичитты, для удержания капель в ратначакре и порождения вместерождённого блаженства, полезно визуализировать, что капли направляются в центральный канал. Развивай способности к управлению энергией постепенно, пока не научишься этому. Не прилагай чрезмерных усилий.
Постепенно ты овладеешь умением поднимать капли бодхичитты обратно в махасукхачакру. Правильное исполнение приёма распространения капель по системе каналов, чакр и спиц поможет тебе достичь уверенности и лёгкости в восходящем процессе и позволит обратить вспять и рассеять по тонкому телу даже буйное таяние бодхичитты.
сконцентрируй ум на неперевернутом мантрическом слоге ХАМ в махасукха чакре и медленно, но гневно произнеси мантрический слог ХУМ двадцать один раз. Представляй, что заставил бинду подниматься назад по центральному каналу перед позвоночником и что оно теперь возвращается в махасукхачакру оттуда, куда до этого стёк. Выполни дыхание сосуда в мягком варианте и слегка встряхни тело, чтобы по нему пробежала дрожь. Созерцай, как капли бодхичитты рассеиваются через спицы верхних чакр авадхути Повтори эту процедуру несколько раз.

Созерцание вместерождённой мудрости
Эта практика состоит из двух частей: одна — для применения во время созерцания, а другая — в перерывах между созерцаниями.
Вот что нужно делать во время созерцания. Пребывая в состоянии вместерождённого блаженства, возникшего от нисходящего или восходящего потока капель бодхичитты, соедини это состояние с созерцанием пустоты. Другими словами, в этот момент тебе надо вызвать в памяти свой предыдущий опыт переживания пустоты, каким бы он ни был, и направить на него вместерождённое блаженство. Однонаправленно сконцентрируй свой ум, переживающий вместерождённое блаженство, на отсутствии самобытия собственного «я» и явлений и так созерцай, пребывая в этой сфере единства блаженства и пустоты. Йогинам с небогатым опытом постижения пустоты следует попросту отбросить рассуждения и подольше оставаться в переживании блаженства за пределами понятий. Одного этого будет достаточно.
В завершение созерцания ты покидаешь состояние вместерождённого блаженства. В периоды между медитациями необходимо специально вырабатывать осознанное переживание единства блаженства и пустоты. Созерцай все появляющиеся объекты и происходящие события как отмеченные печатью блаженства и пустоты. Вот так обе части этой практики — во время созерцания и в перерывах между ними — дополняют и поддерживают друг друга.
Коротко говоря, в практике йоги внутреннего огня ты объединяешь жизненные ветры-энергии и порождаешь четыре восторга блаженства. Это нужно соединить с методом созерцания вместерождённого блаженства, сконцентрированного на мудрости пустоты.

Иллюзорное тело и ясный свет

пока жизненные ветры-энергии не втянуты в центральный канал, нет никакой возможности породить три самадхи (самадхи трёх видений: возникновения, увеличения и близкого достижения). После того как это произошло, сознание ясного света выступает как сопровождающее условие, а поддерживающие жизнь тела ветры-энергии, на которых «едет» сознание ясного света, действуют как основная причина. Так изначальное грубое тело преображается в иллюзорное тело, форму божества.Достигший такого иллюзорного тела непременно достигает и полного Пробуждения — совершенного состояния будды — уже в этой жизни; он овладел великим сокровищем, подобным безграничному пространству, и обрёл неизмеримое тело-основу.
«Тот кто овладеет такой преобразующей силой,
Войдет в резонанс с самим состоянием будды
И, без сомнения, достигнет ещё в этой жизни
Окончательного Пробуждения.»
Практикуй три слияния в бардо.
Практикуй три слияния в смертный час.
Практикуй три слияния в новом рождении.

Все явления иллюзорны
Практикуй трёхшаговое воззрение: во-первых, научись воспринимать все формы как проявления божества; во-вторых, поскольку такие проявления напрочь лишены самобытия, рассматривай их как игру иллюзий; а, в-третьих, иллюзии эти считай великим блаженством.

Иллюзорная природа бардо

В процессе умирания проявляются особые внешние и внутренние знаки, сопровождающие последовательное угасание энергий. Сначала угасают первоэлементы: Земля растворяется в Воде. Внешний знак этого — утрата способности двигаться или управлять телом — выглядит как полная расслабленность. Ощущение такое, как будто тело тонет в земле. Внутренний знак — видение, подобное миражу. Затем Вода растворяется в Огне. Внешним знаком является сухость во рту и носоглотке и усыхание языка, а внутренним — видение дыма. Огонь, в свою очередь, растворяется в Воздухе. Внешний знак проявляется в том, что тело начинает покрываться испариной и остывать от конечностей к сердцу. Внутренний знак — сноп искр или рой светлячков.
Потом элемент Огонь, последняя концептуальная мысль, растворяется в уме. То есть жизненные ветры-энергии, бывшие опорой концептуального мышления, угасают в сознании. Внешним признаком этого является долгий выдох и невозможность вдохнуть. Если даже вдох удаётся, то он неглубокий и сдавленный. Внутренний знак — видение света, напоминающего пламя масляного светильника, которое не колеблется ветром.
После этого приходит черёд появления первой пустоты, которая так и называется «пустота». А само переживание этого видения известно как появление (белого сияния). Внутренний знак — лунный свет в безоблачном небе. Затем сознание появления растворяется во второй пустоте, которая называется «полная пустота». Это переживание видения увеличения выглядит как желтовато-красный свет, разливающийся по небу на закате солнца. Оно, в свою очередь, растворяется в третьей «великой пустоте», которая связана с переживанием сознания близкого достижения. Это третье видение сопровождается восприятием абсолютно непроглядной темноты, подобной той, что заполняет ночное беззвёздное небо. Умирающий впадает в обморочное состояние и теряет сознание. Очнувшись, он покидает черноту и оказывается в переживании «абсолютной пустоты», ещё называемой ясным светом. Видение окрашено смешанным светом солнца и луны в чистом безоблачном небе на раннем рассвете, когда от ночной темноты не остаётся и следа. Это тот ясный свет, который и является истинной основой.
Ясный свет смерти — это дхармакайя; только так и нужно воспринимать его.

Вспомогательные методы — йоги переноса ума
Представляй себя в виде йидама мандалы и созерцай «поцелуй» энергий в тайном месте или в пупочной чакре. Визуализируй красный атунг в нирманачакре, тёмно-синий ХУМ в сердечной чакре и белый КША в темени.
Теперь хорошенько поддай нижними ветрами по атунгу в нирманачакре. Он подскочит и ударит слог ХУМ в сердце. Тот, в свою очередь, стукнет по слогу КША в темени.
Затем наблюдай обратный процесс. Опусти ХУМ обратно в сердечную чакру и атунг обратно в нирманачакру.
Упражняйся в этой практике, пока не появятся признаки достижения результата. К ним относятся небольшой волдырь на темени, ощущение там зуда или пульсации, и так далее.

Визуализируй коренного Учителя в форме своего медитативного божества. Он появляется в пространстве у тебя над головой на расстоянии вытянутой руки или даже ближе. Горячо и искренне молись ему.
Затем визуализируй три мантрических слога: красный атунг в нирманачакре, синий ХУМ в сердечной чакре и белый КША в темени. С силой ударь нижними ветрами по атунгу, чтобы подбросить его из нирманачакры вверх по центральному каналу. Он влетает в сердце и растворяется в сердечном ХУМ — твоём сознании. Начитывай мантру АХ-ХИК, созерцая, как слог ХУМ поднимается из сердца по авадхути: на счёт двадцать один он окажется в горловой самбхогачакре.
Пребывая в слоге ХУМ, переведи свой взгляд на слог КША в устье отверстия Брахмы в темени. Оно отчётливо выделяется на фоне белого света, как рама чердачного окна на фоне неба в ясный день. Громко произнеси АХ-ХИК пять раз, созерцая как слог ХУМ выстреливает через отверстие Брахмы и, влетев в сердце Учителя, неотделимого от твоего йидама, растворяется в нём. Там и оставайся, погрузив свой ум в состояние покоя за пределами понятий.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9967
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 7 Йога, цигун и ТОПрактики (ТО - телесно ориентированны

Сообщение 20 апр 2025, 15:42

Глава 6
«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧ»: ГЛУБОКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ШЕСТИ ЙОГАМ НАРОПЫ
Автор: Первый Панчен-лама Лобсанг Чокьи Гьялцен (1568-1662)
Панчен Лобсанг Чокьи Гьялцен
«Золотой ключ» — глубокое руководство по Шести йогам Наропы

ОСНОВНАЯ ПРАКТИКА

Чтобы постичь природу ума,
Надо созерцать принцип шуньяты;
Чтобы познать природу тела,
Надо созерцать такую мандалу:
Все внешние и внутренние иллюзии
Возникают как иллюзорное тело йидама;
Внутри тела три канала и четыре чакры;
Снизу — атунг, полыхающий внутренним жаром чандали,
А сверху, в темени, — слог ХАМ.
Огонь полыхает, бодхичитта капает,
Затягивая ветры сверху и снизу как водоворотом.
Между слогами сияют блаженство и шуньята.
Имя этой практики — йога внутреннего огня.


Созерцай себя совершенно пустым внутри, совсем как воздушный шар или мыльный пузырь, прозрачным и сияющим, как радуга в небе.
Внутри тела проходят три энергетических канала. Сперва визуализируй центральный канал, известный как авадхути. Он пронизывает тело сверху донизу, прямо перед позвоночником, и напоминает что-то вроде большой полой пшеничной соломины или тростинки. Что касается цвета авадхути, то в «Сампута-тантре» утверждается, что когда разжигают внутренний жар, его нужно представлять цвета пламени светильника, а пока внутренний огонь не горит, канал нужно представлять светло-синим. Справа от него канал расана красного цвета, а слева канал лалана белого цвета. Они начинаются на четыре пальца ниже пупа и поднимаются к темени подобно опорному шесту шатра тела.
У своего основания два боковых канала изгибаются и втекают в центральный канал. В этом месте расположена разноцветная пупочная чакра, которая называется нирманачакра. В сердце боковые каналы образуют узел, и там находится дхармачакра белого цвета с восемью спицами. В горле они снова образует узел, где расположена самбхогачакра красного цвета, имеющая шестнадцать спиц. Наконец в темени они образуют ещё один узел, сжимающий махасукхачакру белого цвета.
Чакры в темени и пупе
Имеют треугольную форму
Чакры в горле и сердце
Расположены между ними.
Они круглой формы,


Все чакры напоминают зонт, причём спицы пупочной нирманачакры обращены кверху, а спицы сердечной дхармачакры изогнуты книзу к ним навстречу, как будто эти чакры тянутся руками-спицами друг к другу, чтобы обняться. Обращённые вверх спицы горловой чакры точно так же тянутся к изогнутым вниз спицам теменной махасукхачакры. С завитков двух перевёрнутых слогов стекают капли бодхичитты, совсем как капли утренней росы или паучки, спускающиеся по паутине. Представляй слоги ослепительно яркими. Твёрдо зафиксируй свой ум в однонаправленном сосредоточении на этих сияющих слогах. на ранних стадиях практики особое внимание следует уделять атунгу в пупочной чакре. Когда освоение этого созерцания придаст твоей практике стабильность, приступай к отработке техники дыхания сосуда. Это делается так.
Сначала направь своё внимание на то место под самой нирманачакрой, где два боковых канала, изогнувшись, входят в авадхути. Затем созерцай верхние отделы каналов: именно там центральный канал выходит наружу между двух внутренних отверстий носоглотки через межбровье, а два боковых канала заканчиваются в ноздрях. Затем выполняй собственно дыхание сосуда, состоящее из четырёх стадий: вдох, наполнение, растворение и выдох, как спуск тетивы. Первый шаг — это вдох через нос: медленно и ровно втяни воздух обеими ноздрями. На втором шаге боковые каналы раздуваются как наполненные воздушные шары. На третьем содержимое обоих боковых каналов перетекает в авадхути. Воздух медленно входит в атунг, подобно тому, как разлитая вода постепенно впитывается в песок, пока боковые каналы не опустеют полностью. Это процесс растворения.
В этот момент надо проглотить слюну — закрыть задержку— и сверху прижать диафрагмой верхние ветры-энергии, одновременно подтягивая снизу нижние энергии мышцами таза. Верхние и нижние энергии растворяются в атунге. Представляй, что ум и ветры становятся с атунгом одним целым.

Ветры-энергии, что дуют вверх и вниз,
Усилием ума сольются в поцелуе.


Удерживай воздух и ветры в нирманачакре, пока это не требует чрезмерных усилий. Затем открой задержку — «спусти тетиву» — и плавно выдохни через ноздри, наблюдая, как ветры, кружась, поднимаются по центральному каналу. Это четвёртый шаг, который называется «выпустить стрелу».
По мере того как эта йога становится стабильной, постепенно разгорается сила внутреннего огня. Слоги в сердце и горле плавятся и выгорают дотла, а слог ХАМ в темени начинает источать капли бодхичитты, которые медленно стекают вниз по авадхути через чакры.
Атунг пылает всё жарче, а ХАМ истекает каплями, порождая четыре восторга в прямом, или нисходящем, а затем и в обратном, или восходящем, порядке, пока наконец не возникает великое блаженство. Затем этот ум великого блаженства однонаправленно концентрируется на созерцании шуньяты. Снова и снова используй этот способ для соединения ума и ветров-энергий и направляй ветры в устье центрального канала, чтобы втянуть, удержать и растворить их в авадхути, в результате чего в конце концов возникнет сознание косвенного ясного света. Йогин пребывает в этом косвенном ясном свете, а когда приходит время покинуть его, принимает решение принять форму Херуки яб-юм. Так он возвращается назад в грубые скандхи, воспринимая их в виде нирманакайи с джнянасаттвой в сердце, и переходит к йоге периода между медитациями.

Если йогин не способен достичь полного завершения всех стадий пути, ведущего к Пробуждению в течение этой жизни, то для подготовки к процессу умирания он должен визуализировать во сне сердечный слог ХУМ, однонаправленно созерцая ясный свет сна и иллюзорную природу сновидений. Такая практика известна как «слияние опыта сна с опытом умирания».
Практикуя таким способом, созерцай слияние с тремя кайями как наяву, так и во сне.

Самадхи, само подобное иллюзии,
Постигает всё как иллюзию.
Промежуток между сном и сновидениями —
Есть забытьё, по природе своей — дхармакайя.
Нужно овладеть этим опытом переживания
Невыразимой непридуманной шуньяты.
И тогда все проявления возникают как блаженство.
Такова несозданная изначальная природа бытия,
Называемая «наставления по ясному свету».


Из незагрязнённой праны и чистого сознания, на которые опирается этот ум прямого ясного света, возникает ваджрное тело великого единения, на основе которого достигается плод — состояние будды в форме Ваджрадхары, наделённое семью наборами совершенств.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

в наши дни важнее всего освоить йогу переноса ума, или пхову.
Надо запереть восемь нежелательных выходов,
А девятый открыть нараспашку.
Сознание становится стрелой, а энергия — луком.
Вылетая под напором мантры ХИ-КА,
Ум растворяется в сфере таковости
И осуществляет путь дхармакайи.
Это наставления о технике, имя которой — пхова;

Теперь приступай к созерцанию самой садханы. Как обычно, начни с мантры шуньяты — «моя сущность есть нерушимое единство мудрости и пустоты».
Атунг испускает красные лучи, которые наполняют твоё тело от макушки до пят и, возвращаясь обратно, увлекают за собой все жизненные ветры-энергии, подобно тому, как сквозняк вытягивает дым воскурений. Ветры растворяются в атунге в пупочной чакре.
Затем выполни дыхание сосуда и установи контроль над умом и праной.
Эта практика выполняется в течение жизни и предназначена для подготовки к вознесению сознания в смертный час.

Представь, что твой коренной Учитель, неотделимый от йидама, появляется в небе перед тобой или прямо у тебя над головой — как тебе больше нравится. обратись к Учителю с молитвой, прося, чтобы тебя отправили в Чистые земли дакинь.
Ум и прана в виде букета из семи слогов, визуализируемого в сердце, как ракета влетают в сердце главного божества мандалы, нераздельного с Учителем.
Говорят, что этот метод вознесения сознания превосходит все остальные.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9967
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 7 Йога, цигун и ТОПрактики (ТО - телесно ориентированны

Сообщение 29 апр 2025, 15:29

Введение в природу ума

Всё многообразие объектов восприятия
Подобно отражению луны на водной глади.
В реальности они не истинны, в реальности не ложны.
Тот, кто это понимает, не утратил правильного воззрения.

Введение в природу тела
Начинай созерцание, как и раньше, с визуализации себя в образе центрального божества мандалы, но теперь особо концентрируйся на том, что все твое тело абсолютно лишено материального наполнения, как будто это прозрачный пустой воздушный шар, наполненный светом.

Йога внутреннего огня

Назначение доктрины внутреннего огня состоит в том, чтобы втянуть энергии в сердечную чакру центрального канала, расплавить бинду и породить особое тантрическое переживание изначального блаженства. Затем это блаженство используется совершенно необычным способом. практика порождения внутреннего огня включает в себя три основных элемента: 1) созерцание каналов, 2) созерцание мантрических слогов и 3) медитацию в сочетании с техникой дыхания сосуда.
На первом шаге этой практики визуализируются три энергетических канала, которые вертикально проходят по центру тела, и четыре верхние чакры: в темени, в горле, в сердце и под самым пупом. Кроме того, можно созерцать и четыре нижние чакры, расположенные от пупа и ниже, до кончика «драгоценности».
На слогах верхних трех чакр нужно концентрироваться совсем недолго, посвящая большую часть времени созерцанию атунга в пупочной чакре.

Такое применение йоги внутреннего огня имеет своей целью порождение четырёх восторгов. Чтобы достичь этого, сначала нужно расплавить бодхичитту в каналах и втянуть её вместе с жизненными энергиями в теменную чакру. Это порождает первый восторг блаженства, который так и называется «восторг». Снова текут субстанции в каналах и теперь собираются в горловой чакре; возникает второй восторг блаженства, который называется «высший восторг». Опять текут субстанции, на этот раз собираясь в сердечной чакре, вызывая третий восторг, известный под названием «особый восторг». Наконец энергии собираются в пупочной чакре; четвёртый восторг называется «врождённый восторг», или «врождённое блаженство». А потом предупреждает: Нужно расплавить ту бодхичитту, которая находится в верхней чакре, дать ей стечь в каждую из четырёх чакр и попридержать её там. Пока не научишься в течение продолжительного времени удерживать её в чакрах, не сможешь опознать каждый из четырёх восторгов блаженства по отдельности. А хуже всего то, что не сумеешь различить четвёртый восторг — врождённое блаженство.

Растворение энергий Земли в энергиях Воды сопровождается знаком, подобным миражу; растворение энергий Воды в энергиях Огня сопровождается знаком дыма; растворение энергий Огня в энергиях Ветра сопровождается видением роя искр, подобного стае мерцающих светлячков. Наконец растворение энергии, лежащей в основе концептуального мышления, вызывает в уме видение, похожее на пламя масляного светильника, не колеблемое ветром. Говорят, что устойчивость переживаний, отмеченных этими знаками, в конце концов, приведет йогина на ступень реализации махамудры.

Йога ясного света

«необычный ясный свет», о котором идёт речь в ануттарайогатантре, относится к аспекту сознания, воспринимающему шуньяту, то есть это «ясный свет как субъект». «Ясный свет как объект» означает саму шуньяту как объект восприятия этого сознания. Цонкапа в «Книге трёх воззрений» указывает, что это «необычное сознание ясного света» — иначе называемое «ясный свет как субъект» — вызывается через практику йоги внутреннего огня, вследствие которой происходит растворение махабхут, порождаются восторги блаженства и, в конце концов, возникает ум ясного света. Йогин опознаёт этот ум ясного света блаженства, удерживает его и направляет на созерцание шуньяты.

Хорошенько сосредоточься... заставляя энергии из боковых каналов расана и лапана войти, остаться и угаснуть в центральном канале, вызывая переживание четырёх шуньят и порождая удивительное сознание ясного света пути. Когда этот произошло, опознай этот ум великого вместерождённого блаженства и удерживай его.

«йога долгого ХУМ» состоит в растворении практикующим йогином мира и его обитателей в свете, а затем — в самаясаттве, то есть в себе самом. Самаясаттва растворяется в мантрическом сердечном слоге ХУМ, который есть джнянасаттва, символ абсолютной природы ума йогина. Слог, в свою очередь, растворяется снизу вверх, после чего остаётся лишь ясный свет. Растворение ХУМ сопровождается процессом угасания и сопутствующими видениями, начиная с миража и кончая ясным светом. Когда возникает переживание великого блаженства ясного света, следует объединить его с созерцанием шуньяты. Как видим, «краткий А» (или атунг) доктрины внутреннего огня и «долгий ХУМ» ясного света в чём-то похожи.

Вообще говоря, бинду, которое вызывает переживание состояния глубокого сна, обычно пребывает в сердечной чакре. Если сосредоточиться на нём, можно вызвать удивительное переживание ясного света сна. Но даже если не созерцать бинду, жизненные энергии сами собой собираются в нём, когда ты засыпаешь. Получается, что если наяву ты развиваешь умение втягивать жизненные энергии в центральный канал, а во время засыпания применяешь вышеописанные медитации, выполняя визуализацию слогов в сердечной чакре, то тебе будет совсем легко втянуть энергии в центральный канал через сердце…

Йога переноса ума


В устной традиции говорится, что сперва надо представлять себя в виде божества мандалы и заставить жизненные энергии слиться в поцелуе либо в тайной, либо в пупочной чакре. Затем представь красный слог атунг в пупочной чакре, тёмно-синий ХУМ — в сердечной чакре, а белый КША — в теменном отверстии.
Затем снизу поддай жизненными энергиями по атунгу в пупочной чакре, как по мячику. Он подскочит и ударит слог ХУМ в сердце. Тот, в свою очередь, ударит по слогу КША в темени. Затем созерцай обратный процесс: ХУМ опускается в сердечную чакру, а атунг занимает своё место в пупочной чакре.
Упражняйся в этой практике, пока не появятся признаки достижения результата. К ним относятся небольшой волдырь или даже гематома на темени, ощущение зуда или пульсации и так далее.
Таким способом раскрывается канал смерти, и, когда наступит «время выполнить вознесение», то есть смертный час, йогин применяет ту же практику, которую использовал при подготовке канала смерти, и сознательно покидает тело.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

Пред.

Эзотерическая литература