1.
Хету-паччайа, условие корняhttps://www.koob.ru/sayado_ledi/Что является условием корня? Жадность – это условие корня . Злоба, заблуждение, не-жадность, не-злоба, не-заблуждение ) тоже являются условиями корня . Каковы феномены , обусловленные корнем? К обусловленным корнем феноменам , т. е . к феноменам , возникшим на основании условия корня , относятся сознания, ментальные факторы и материальные скопления, появившиеся совместно с жадностью; а также те, что появились совместно со злобой , заблуждением , не-жадностью, не-злобой и не-заблуждением .
Под «совместно появившимися материальными скоплениями» подразумеваются порождённые каммой материальные феномены в момент обусловленного корнем перерождения , а также материальные феномены , порождаемые обусловленным корнем сознанием во время жизни . Здесь под «моментом перерождения» имеется в виду момент возникновения сознания перерождения, а «временем жизни» называется период от момента устойчивости сознания перерождения до смерти .
В каком смысле «корень»? В каком смысле «условие»? Хету следует понимать как «корень», а «условие» следует понимать как то, что способствует возникновению или существованию другого. Здесь корнем называется природа корня у всех феноменов-корней, таких как жадность и т. п.
Другой пример: ум мужчины увлечён женщиной . Пока он не очистит ум , его поступки , слова и мысли по отношению к этой женщине будут на протяжении долгого времени появляться совместно с жадностью и от жадности будет происходить порождённая умом материя . Все ментальные и материальные феномены будут укоренены в жадности-вожделении к женщине . Эта жадность – корень в том смысле, что она является корнем феноменов , и условие в том смысле, что способствует возникновению феноменов . Поэтому её можно назвать условием корня (или условием-корнем). Этот метод объяснения применим в случае жадности , возникающей из-за вожделения по отношению к остальным желаемым объектам , в случае злобы , возникающей из- за враждебности по отношению к нежелаемым объектам , и в случае заблуждения , возникающего из-за притуплённости ума по отношению к объектам .
Здесь как в примере с деревом: благодаря корням , которые, прочно укрепившись в земле, вбирают сок почвы и сок влаги и разносят его по всему дереву, вплоть до самой кроны , дерево продолжает расти в течение долгого времени . Точно так же и жадность , прочно укрепившись в том или ином объекте посредством вожделения , вбирает сок привлекательного и приятного объекта и разносит его по сопряжённым феноменам , пока не возникнут проступки на уровне тела и речи , т. е . она приводит к нарушению нравственных норм на уровне тела и речи . То же можно сказать и о злобе: она посредством враждебности вбирает сок непривлекательного и неприятного объекта; а заблуждение посредством притуплённости увеличивает сок бесцельного размышления о различных объектах .
Переносящие таким образом сок три дхаммы (жадность, злоба и заблуждение) определяют сопряжённые с ними феномены , как будто делая их «радостными» и «наслаждающимися» в отношении приятных и других соответствующих объектов . Сопряжённые феномены возникают в соответствии с оказываемым воздействием; так же ведут себя и материальные скопления , появившиеся совместно с возникающими таким образом сопряжёнными феноменами . Здесь слова «разносит по сопряжённым феноменам» следует понимать так: жадность доставляет сопряжённым феноменам два вида сока: сок привлекательного и сок приятного объекта .
С другой стороны , когда мужчина видит опасность в чувственных удовольствиях , он очищает ум , и у него по отношению к женщине рождается не-жадность . Если раньше появлялись укоренённые в жадности нечистые поступки , слова и мысли , то теперь появляются чистые поступки , слова и мысли , укоренённые в нежадности . Появляется сдерживание нравственностью отрёкшегося от мира , либо сознание подготовки к джхaне, либо джхaна-поглощённость . Не-жадность для этих дхамм является корнем , а также условием , так как она способствует их возникновению . Поэтому не-жадность – это условие корня . Такой метод объяснения применим к остальным проявлениям нежадности , которая есть противоположность жадности, а также к не-злобе, противоположности злобы , и к не-заблуждению, противоположности заблуждения .
Здесь , подобно корням дерева , не-жадность , устраняя жадность по отношению к желаемым объектам , увеличивает сок удовольствия, происходящего из отделённости от жадности . С помощью этого удовольствия нежадность как буд-то делает сопряжённые феномены «радостными» и «наслаждающимися» и способствует их возвышению до уровня удовольствия достижения джхaны или до уровня удовольствия Пути и Плода . О не-злобе и не-заблуждении точно так же можно сказать , что они соответственно увеличивают сок удовольствия , происходящего из отделённости от злобы к нежелаемым объектам , и сок удовольствия , происходящего из отделённости от заблуждения в отношении тусклых объектов . Оказывающие такое возвышающее воздействие три дхаммы (нежадность, не-злоба и не-заблуждение) в течение долгого времени продолжают определять сопряжённые феномены , словно делая их «радостными» и «наслаждающимися» в отношении благих дхамм . Сопряжённые возникают в соответствии с оказываемым воздействием; так же ведут себя и материальные скопления , появившиеся совместно с возникающими таким образом сопряжёнными феноменами .
Здесь «сок удовольствия , происходящего из отделённости жадности» объясняется следующим образом. Отделённость (вивека) – это отделение, исчезновение . Лобхавивека – это отделённость жадности . Лобхавивекасукха – это удовольствие от отделённости жадности , то есть удовольствие, возникающее по причине отделённости жадности . А сок , или вкус , этого обозначается сложным словом лобхави-векасукхараса.
Если обратиться к методу Суттанты, то два фактора заблуждение и жадность , называемые неведением и жаждой соответственно, являются корнями всех страданий круга перерож- дений. Что касается злобы , то она , проистекая из жадности , является корнем злодеяния . Два качества не-заблуждение и не-жадность, которые в Суттанте названы соответственно знанием и элементом отречения, являются корнями дхамм , ведущих к выходу из (или свёртыванию) круга перерождений . Что касается не-злобы, она , проистекая из не-жадности , является корнем добродетели . Таким образом , шесть корней становятся причинами всех появившихся как совместно, так и не совместно с ними ментальных и материальных феноменов .
2. Āраммаа-паччайа, условие объекта
Что является условием объекта? Условием объекта являются все сознания ( читты), все ментальные факторы, все материальные феномены , Ниббaна и все понятия. В действительности , нет ни одного феномена , который не мог бы стать объектом сознания и ментальных факторов . Вкратце объект бывает шести видов: видимый объект, объект-звук, объект-запах, объект-вкус, осязательный объект и объект-дхамма.
Каковы феномены , обусловленные объектом? Объектом обусловлены все сознания и ментальные факторы. Нет ни одного класса сознания , который мог бы возникнуть без существующего или несуществующего объекта .
Здесь существующий в настоящем видимый объект является условием объекта для двух классов сознания глаза (благого и неблагого). Точно так же существующий в настоящем объект-звук обуславливает два класса сознания уха; существующий в настоящем объект-запах обуславливает два класса сознания носа; существующий в настоящем объект-вкус обуславливает два класса сознания языка; существующие в настоящем три класса осязательных объектов обуславливают два класса сознания тела . Эти пять объектов , существующие в настоящем , обуславливают тройной элемент ума. Все эти пять объектов в настоящем , прошлом и будущем , а также все объекты-дхаммы, относящиеся к трём временам или находящиеся вне времени , выступают условием объекта и независимо друг от друга обуславливают семьдесят шесть классов сознания ума. В каком смысле «объект» и в каком смысле «условие»? «Объект» следует понимать как то, на что должны опереться сознание и ментальные факторы. «Условие» следует понимать как то, что способствует или помогает.
«На что должны опереться»: здесь действие опоры – это действие схватывания , присваивания объекта сознанием и ментальными факторами. Например, в мире существует особый тип металла, который из-за страсти и вожделения к железу получил название «вожделеющий железо», т. е . магнит. Когда магнит оказывается рядом с куском железа, он либо начинает дрожать , как будто испытывает к железу страсть и вожделение, и придвигается к железу сам . Либо он притягивает железо к себе – тогда железо дрожит и придвигается к магниту. Это – действие магнита в качестве опоры. Точно так же следует рассматривать действие опоры в объектах сознания и ментальных факторов .
Объекты не просто являются опорой. Ещё, сознания и ментальные факторы , возникая в последовательности существа, возникают мгновение за мгновением, пока объекты входят в поле шести дверей. А, возникнув , они мгновение за мгновением исчезают. Это подобно тому, как звуки барабана , появляясь , делают это мгновение за мгновением , пока по поверхности барабана стучат рукой, и, появившись, они мгновение за мгновение исчезают. Звуки скрипки появляются мгновение за мгновением, пока по струнам ударяют смычком, и, появившись, они мгновение за мгновением исчезают.
У спящего человека тоже, во время течения сознаний жизненного континуума, условием объекта для них является камма, либо образ каммы, либо образ грядущего (т. е. следующей сферы существования), который вошёл в поле шести дверей во время приближения смерти в предыдущей жизни .
3. Адхипати-паччайа, условие доминанты
Условие доминанты бывает двух видов: объект-доминанта и совместно появившаяся доминанта . Из них , что является условием объекта-доминанты? Среди объектов , описанных в разделе об условии объекта, условием объекта-доминанты являются только наиболее желаемые, приятные, привлекательные и ценные. Здесь «наиболее желаемыми» называются объекты , которых больше всего хочет тот или иной человек , при этом по своей природе они могут быть как приятными , так и неприятными. Такими объектами в классификации феноменов-дхамм, однако, могут быть все классы сознания и ментальные факторы чувственной сферы , за исключением двух укоренённых в злобе ментальных состояний, двух укоренённых в заблуждении ментальных состояний и сопровождаемое болью ментальное состояние сознания тела; ими могут быть все классы сознания и ментальные факторы тонкоматериальной и нематериальной сфер, сверхмирские сознания и ментальные факторы , а также все наиболее желаемые материальные феномены . Среди них тоже объекты чувственной сферы будут условием объекта-доминанты только для того, кто их ценит, а для того, кто не ценит, – не будут. Что касается тех , кто обрёл возвышенные джхaны, или в случае Благородных учеников , которые обрели сверхмирские дхаммы, – среди них не бывает таких , кто бы не ценил своих достижений .
Какие феномены обусловлены этим условием? Этим условием обусловлены восемь классов укоренённого в жадности сознания , восемь классов благого сознания чувственной сферы , четыре класса сопряжённого со знанием функционального (кирийа) сознания чувственной сферы и восемь классов сверхмирского сознания .
Здесь мирские объекты шести видов обуславливают укоренённое в жадности сознание . Семнадцать классов мирского благого сознания обуславливают четыре класса благого сознания , не сопряжённого со знанием . Вместе с этими классами мирского благого сознания три низшие пары Путей и Плодов и Ниббaна обуславливают четыре класса сопряжённого со знанием благого сознания чувственной сферы . Путь и Плод арахантства и Ниббaна обуславливают четыре класса сопряжённого со знанием функционального сознания чувственной сферы . Ниббaна обуславливает восемь классов сверхмирского сознания .
В каком смысле «объект» ) и в каком смысле «доминанта? «Объект» следует понимать как то, на что опереться, а «доминанта» – в смысле доминирования . Что такое доминирование? Доминирование – это природа повелителя появляющихся сознаний и мен- тальных факторов , который ценит себя. Феномены , которые являются условием объекта-доминанты, следует рассматривать как господ в человеческом обществе , а обусловленные ими феномены – как слуг.
В джатаке о Сутасоме царь Порисāда, чрезмерно ценивший вкус человеческой плоти , ради человеческой плоти оставил царство и стал жить в лесу. Здесь вкус и запах человеческой плоти являются условиями объекта-доминанты, а укоренённое в жадности сознание царя Порисāды – обусловленным ими феноменом . А вот царь Сутасома , придавая наибольшую значимость правде, ради правды отказался от власти и богатства , от семьи и общества , даже от собственной жизни , и повторно отдался в руки царя Порисāды. В этом случае правда – это условие объекта-доминанты, а благое сознание царя Сутасомы – обусловленный им феномен. Такой метод объяснения применим ко всем ценным объектам .
Что является условием совместно появившейся доминанты? Условием совместно появившейся доминанты являются четыре феномена , наделённые природой доминирования: желание действовать, сознание, усилие и исследование.
Какие феномены обуславливаются этим условием? Этим условием обуславливаются сопряжённые с доминантой сознание и ментальные факторы , а также порождённые умом материальные феномены , произошедшие от доминанты .
В каком смысле «совместно появившаяся» и в каком – «доминанта»? «Совместно появившаяся» следует понимать в смысле совместного возникновения, а «доминанта» – в смысле овладевания. Здесь «совместное возникновение» означает, что один феномен , возникая сам, вместе с собой порождает совместно появившиеся феномены .
«Овладевание» следует понимать как подчинение себе . Подобно тому, как царь-миродержец с помощью силы или заслуг овладевает, подчиняет себе население целого континента и управляет им по собственной воле, а население всего континента живёт согласно его воле – так и каждый из этих четырёх феноменов , наделённых природой доминирования , овладевает, подчиняет себе совместно появившиеся феномены в соответствующей предметной области и управляет ими по собственной воле, а совместно появившиеся феномены ведут себя согласно воле доминанты .
Или как в каменной колонне – элемент земли , в массе воды – элемент воды , в массе огня – элемент огня и в массе воздуха – элемент ветра: в каждом случае доминанта овладевает, подчиняет себе совместно появившиеся три элемента и направляет их согласно собственному назначению, а совместно появившиеся элементы следуют назначению доминанты. Так следует понимать «овладевание» совместно появившимися феноменами .
Здесь кто-то может сказать: «Если основанием для включения в категорию условия доминанты считать способность овладевать совместно появившимися феноменами и при этом относить к доминантам желание действовать, то жадность тоже нужно называть доминантой , ведь она , будучи ещё сильнее, чем желание действовать , овладевает совместно появившимися феноменами» . Говорят, что у глупых заурядных людей жадность действительно сильнее желания действовать , но у мудрецов желание действовать , будучи сильнее жадности , овладевает совместно появившимися феноменами . Если бы жадность была сильнее желания действовать , тогда как бы могли находящиеся во власти жадности существа отказаться от наслаждения жизнью, богатством и удовольствиями , как бы могли они развить элемент отречения и выйти из круга страданий? Но так как желание действовать на самом деле сильнее жадности , то именно оно, а не жадность , является доминантой . Этот метод объяснения применим к злобе и т.д . Следовательно, эти четыре феномена способствуют выполнению сложнейших больших задач, с которыми сталкивается в мире человек. Как?
Многие люди со слабым желанием действовать совсем теряют это желание , столкнувшись с большой и сложной задачей. Они не хотят браться за дело и отворачиваются со словами: «Это мне не под силу» . Однако у обладающего сильным желанием действовать оно лишь усиливается. Такой человек очень хочет взяться за дело и порождает решимость: «Это мне под силу». Одержимый желанием действовать , он не может остановиться , пока дело не будет сделано . И благодаря этому, даже самая сложная задача рано или поздно будет выполнена .
Многие люди со слабой энергией, столкнувшись с такой задачей, совсем теряют эту энергию . Они отступают со словами: «В процессе работы у меня будет много телесных и ментальных трудностей». У обладающего сильной энергией, однако, она лишь прибывает; такой человек хочет немедленно взяться за дело . Несмотря на долгий труд , несмотря на множество телесных и ментальных трудностей , он не разочаровывается. Он не может жить без усилий. Лишь день и ночь прикладывая большие усилия, он обретает покой ума. Благодаря этому, даже самая сложная задача рано или поздно будет выполнена .
Многие люди с вялым сознанием, столкнувшись с такой задачей , отступают. И больше не обращают на эту задачу внимания . У обладающего сильным сознанием, однако, оно лишь крепнет; такой человек не может перестать думать о деле, его ум постоянно на него направлен . Сосредоточившись, он работает в течение долгого времени и превозмогает всевозможные телесные и ментальные трудности .
Закончить объяснение здесь следует так же, как в случае с доминантой желания действовать. Многие люди со слабой способностью понимания (паā), столкнувшись с такой задачей , совсем теряют способность понимать: не знают, ни с чего начать , ни как закончить; ведут себя , как слепые; их ум совсем не склонен к работе . У обладающего сильной способностью понимания , однако, понимание только растёт: он видит, с чего начать и как закончить дело; видит результат и выгоду от выполнения задачи; видит также множество разных способов , как легко достичь цели . Закончить объяснение здесь следует так же, как и в случае с доминантой энергии-усилия , сказав , что такой человек стремится всё тщательно исследовать , работает в течение долгого времени и т.д .
Таким образом, эти четыре феномена способствуют выполнению сложнейших больших задач , с которыми сталкивается в мире человек . Благодаря наличию этих четырёх доминант, в мире появляются выдающиеся личности , такие как всезнающие будды и существа на пути к обретению состояния всезнающего будды , паччека-будды и существа на пути к обретению состояния паччека-будды , главные ученики и существа на пути к обретению состояния ученика . А благодаря таким выдающимся людям , в мире появляются достижения науки и искусства , а также предметы для улучшения быта – ради счастья , пользы и благополучия мира живых существ .
4. Анантара-паччайа, близкое условиеЧто является близким условием? Близким условием является группа сознания и ментальных факторов , исчезнувшая в непосредственно предшествующий момент. Каковы феномены , обусловленные близким условием? Этим условием обусловлена группа сознания и ментальных факторов , возникшая в непосредственно следующий момент.
В одной жизни сознание перерождения является близким условием для первого сознания жизненного континуума (бхаван̇га), а это первое сознание является близким условием для второго сознания жизненного континуума и так далее .
Когда же у существа возникает сопровождаемое жаждой сознание , развивающее привязанность к новому существованию и выражающееся в представлении «это моё, это я , это моя самость» по отношению к нему (о чём в «Дхаммайамаке» сказано: «когда у существ в Чистой обители возникает второе, неблагое сознание»), – тогда сначала дважды вибрирует жизненный континуум , затем возникает сознание, направляющее к двери ума, за ним – семь импульсов-джаван, развивающих привязанность к новому существованию, после чего вновь начинает течь жизненный континуум .
Это существо ещё ничего не знает о начавшейся новой жизни – оно вспоминает объект, испытанный в предыдущем рождении . Однако, по причине слабости базы ума , этот объект не может осознаваться ясно . А при таком неясном объекте возникают, в основном , сопровождаемые беспокойством сознания .
По прошествии двух месяцев постепенного развития , у эмбриона окончательно сформировываются управляю- щие способности глаза и т. д . Но несмотря на это, четыре сознания , начиная с сознания глаза , не возникают – по причине отсутствия света и прочих условий в лоне матери . Возникают только сознание тела и сознание ума. Существо испытывает много боли и недовольства при каждом изменении положения тела матери и т. д . Однако ещё больше боли оно претерпевает во время родов . Даже после рождения ему приходится немощным лежать на спине, пока материальные базы его чувств не окрепнут и не достигнут зрелости . Он не может распознавать объекты настоящего, и его сознание в основном обращено к прошлому существованию . Если он пришёл после пребывания в аду, у него большую часть времени уродливое выражение лица: кажется, будто он непрерывно корчится , реагируя на прошлые объекты из ада. Если он пришёл из мира богов , у него большую часть времени умиротворённое лицо: кажется , будто он непрерывно улыбается , реагируя на божественные объекты.
Когда же материальные базы окрепнут, достигнут зрелости и начнут возникать очень ясные сознания органов чувств, тогда избавившись от беспомощности, ребёнок станет забавляться и играть , радоваться и наслаждаться . Он уже распознаёт объекты настоящего, распознаёт речь матери . Теперь его сознание в основном обращено к миру. Он забывает о предыдущем рождении .
Все ли живые существа забывают о предыдущем рождении именно в этот период? Нет, не все . Некоторые, измученные болью от пребывания в утробе, забывают о нём ещё в утробе; некоторые – во время родов; некоторые – в данный период . А некоторые помнят даже в юности и забывают лишь в старости . Некоторые не забывают на протяжении всей жизни . И существуют даже такие, кто помнит два-три предыдущих существования . Их называют помнящими рождения существами.
В нашем описании, хотя ментальные процессы шести дверей возникают сразу после рождения ребёнка, они начинают функционировать в полной мере, только когда появляется распознавание объектов настоящего . Но каждое предшествующее, только что (т. е . без промежутка – анантара) исчезнувшее , сознание всё время выступает близким условием для каждого последующего, сразу же (без промежутка) возникшего, сознания . Именно это близкое условие и обеспечивает преемственность для конкретного существа в круге перерождений. Эта преемственность обрывается только тогда , когда существо обретает Путь арахантства и достигает окончательного угасания совокупностей.
В каком смысле «близкое» и в каком смысле «условие»? «Близкое» следует понимать в отношении порождения схожего с собой другого феномена без промежутка от себя , а «условие» – как то, что способствует. Здесь под «схожим с собой» имеется в виду, схожая с собственной , природа обладания объектом . Под «природой обладания объектом» подразумевается: когда феномен не возникает без объекта, он называется «обладающим объектом», отсюда «природа обладания объектом». Выражение «порождение другого феномена » означает: хотя предшествующее сознание исчезает, сила его познающей функции не исчезает – она исчезает, только когда произведёт последующее сознание Таким образом происходит порождение последующего другого феномена .
Здесь череду близких условий следует рассматривать как череду «предшествующих» матерей. А череду обусловленных ими феноменов следует рассматривать как череду «последующих» дочерей . Если это так , то последнее сознание париниббaны у араханта тоже должно снова породить сознание перерождения? Нет, не должно . Почему? Потому что в этот момент его сознание достигает окончательного предельного успокоения по причине полного ослабления сил загрязнений и каммы.