15 окт 2025, 04:08
Намкай Норбу - Сущностная тантра 6-и освобождений
“Всё, что вы видите, слышите или ощущаете - просто проявление вашего ума”. кармическое видение - это проявление ума. проявление и проявляющееся - просто различные аспекты одного процесса.
В зеркале могут возникать все типы отражений, хорошие или плохие, прекрасные или отвратительные. Но отражения не создаются зеркалом. Подобным образом, кармическое видение не создаётся умом. Если перед зеркалом нет никакого объекта, отражения в нём не возникнут. если бы зеркало само было создателем отражений, то не зависело бы от наличия объектов, которые оно отражает. Зеркало само могло бы создавать отражения по своему усмотрению.
кармическое видение проявляется таким же образом, что и отражения в зеркале, но все дхармы, все бесконечные явления, которые могут когда-нибудь проявиться, в действительности не более реальны, чем отражения. Все проявления, все явления - недействительны, пусты.
В зеркале может быть отражено что угодно, потому что у зеркала есть, как его внутренне присущее качество, потенциальность отражать. Зеркало, по определению, обладает этой потенциальностью. Но чтобы зеркало что-то отражало, необходимы вторичные причины, объекты перед зеркалом, которые будут отражаться.
То же верно и для ума; проявления ума возникают таким же образом. Если мы внимательно изучим и понаблюдаем, что же в действительности отражено в зеркале, то мы не обнаружим ничего конкретного, потому что отражение - это отражение, а не что-то материальное. Все знают, что отражение нереально. Называя явления и умопостроения пустыми, мы говорим именно о том, что, хотя явления и умопостроения проявляются, они нереальны, как отражения в зеркале. Из этого объяснения можно понять, что в действительности подразумевается под термином “пустота”.
То, что предстает как кармическое видение, проявляется умом. Проявления ума подобны проявлению цветов радуги в небе: у цветов радуги нет конкретного существования. Радуга проявляется, а затем исчезает в том же небе, из которого возникла. Точно также сотни тысяч мыслей появляются и растворяются в уме.
Когда мы смотрим на безоблачное небо, то можем заметить, как в нем внезапно появляются облака. Тогда, на некоторое время, небо заполняется облаками. Но через некоторое время облака начинают двигаться, постепенно исчезают, и небо снова становится чистым. Точно также и мысли появляются и исчезают в уме. Проблема в том, что наша обусловленность заставляет нас верить в реальность того, что возникает.
Когда мы видим отражение в зеркале, мы так или иначе понимаем, что оно нереально. Но когда мы смотрим на сам объект, который отражается в зеркале, то делаем заключение, что действительный объект - это что-то конкретное. Но природа самого материального объекта так же пуста и нереальна, как и отражение объекта в зеркале.
Но далее развив понимание пустоты объектов на материальном уровне, мы всё ещё имеем столь сильную веру в реальность объективного измерения, что в тот момент, когда мы воспринимаем проявление нашей собственной энергии, мы тут же заключаем его в жесткие рамки нашего иллюзорного кармического видения. Вследствие этого наше видение становится все более плотным, материальным, и мы, например, чувствуем очень сильный голод, если не едим два или три дня. Мы можем понять, что голод нереален, но для нас недостаточно просто поверхностно знать, что он нереален. Потому что глубоко в душе мы полностью уверены, что он реален. Мы верим тому, что наши желудки говорят нам! Когда наш желудок пуст, мы чувствуем голод. Пусть даже желудок абсолютно нереален, чувство голода всё же возникает.
Мы сами создали эту ситуацию для себя, воздвигая нашу веру в реальность того, что нереально, и день за днем мы развиваем великую привязанность. Эта привязанность делает нашу веру в реальность того, что нереально, все сильнее и сильнее. Так мы и создаем свое двойственное видение. Более всего усиливается наша вера в отдельность нашего “я”, или “это”, и мы углубляем и развиваем свои привязанности через наши ошибочные представления о “я” и “мое”. Но мы можем обнаружить, что идея “я” нереальна, а благодаря практике, знание иллюзорной природы “эго” может заменить наше предыдущее ошибочное видение реальности.
наша энергия подобна потенциальности зеркала отражать то, что перед ним. Итак, благодаря совместному появлению кармических семян и потенциальности нашей энергии, наше полностью нереальное видение проявляется для нас. Помните, что семя нашей собственной кармы, потенциальность нашей собственной энергии, и кармическое видение возникающее для нас, - это часть единого процесса проявления. кармическое видение -проявление нашего ума, нежели его создание.
хагтонг часто переводят как “прозрение”, но его настоящее значение - это подлинное понимание аспекта движения нашего состояния, понимание чередования покоя и движения, пустоты и проявления, которые на деле неразделимы. Мы можем знать, что отражение в зеркале нереально, но покуда мы имеем только интеллектуальное понимание нереальной природы явлений, наше знание не действует на уровне реальности. Проявление на уровне объектов продолжает оставаться чем-то конкретным. мы можем войти в некий реальный опыт и посредством этого опыта прийти к пониманию того, что всё, что мы называем “движением”, в действительности есть часть нашей собственной энергии, и что сама эта энергия - это мудрость. Это реальное значение лхагтонга.
Термины шинэй и лхагтонг употребляются вместе, аспект шинэй соотносится с нахождением в состоянии покоя без мыслей. после шинэй вы развиваете лхагтонг. Тибетское слово лхагтонг составлено из двух слогов: “лхаг” означает “нечто большее”, “тонг” - “видеть”. вы на собственном опыте развиваете понимание движения мысли. Находясь в шинэй, вы раскрываете состояние покоя без мыслей, но. Наши реальные условия - это не только состояние покоя; есть еще аспект проявления, или движения энергии. Знание и понимание этого движения называется лхагтонг. Ваше присутствие в знании состояния лхагтонг означает вхождение в состояние ригпа. Ригпа - это не столько название состояния, сколько опыт этого состояния. Опыт ригпа может быть обнаружен в обоих состояниях как шинэй (момент покоя, аспект пустоты), так и лхагтонг (аспект движения). В какой бы из этих двух фаз мы ни были, опыт мгновенного присутствия в данный момент называется ригпа.
“Если вы раскрываете собственное единственное состояние, вы освобождаете всё. И именно это называется знанием, или изначальным состоянием. Многое может проявиться просто вследствие поддерживания состояния созерцания. если развилась ваша ясность, знание автоматически возникает из созерцания, и вы постигаете. Вы обнаруживаете, что читая тексты, можете войти в их смысл через понимание соответствия того, что написано, и вашего собственного опыта. Таким образом у практикующего может быть такой опыт. И когда мы обнаруживаем себя в этом состоянии, все явления, или дхармы, находящиеся в двойственном состоянии освобождаются.
Находясь в состоянии знания, вы - за пределами этого. И здесь в тексте говорится о нашем собственном естественном лице, или состоянии. Знание этого вновь пробуждает наше состояние ригпа. Слово, применяемое здесь для нашего изначального состояния, - кунжи. Кун означает “всё”, жи - “основу”. В Сутре кунжи, - первооснова. кунжи означает первичное состояние, основу, как сансары, так и нирваны, нашего опыта освобождения от этих обусловленных существований. И наше двойственное переживание субъекта и объекта, и наше переживание за пределами субъекта и объекта, появляются из одной и той же основы, и это называется кунжи. , это “изначальная первооснова” и в этой основе всё совершенно. Эта основа имеет свои качества, свою потенциальность бесконечной энергии, которая может проявляться как сансара или нирвана, , в соответствии с обстоятельствами.
Мы реально должны объединять все наши переживания, все наши чувства, ощущения и т.д. на этом Пути. Когда мы поём Песню Ваджра, мы находимся более в состоянии Дхармакайи. Когда мы объединяемся со звучанием Песни Ваджра, мы - в состоянии Самбхогакайи. И когда мы завершаем, мы должны полностью объединяться л состоянии Нирманакайи. Продолжать в состоянии созерцания в каждом аспекте вашей жизни - это наиболее важная часть.
Мы реально должны объединять все наши переживания, все наши чувства, ощущения и т.д. на этом Пути. Когда мы поём Песню Ваджра, мы находимся более в состоянии Дхармакайи. Когда мы объединяемся со звучанием Песни Ваджра, мы - в состоянии Самбхогакайи. И когда мы завершаем, мы должны полностью объединяться л состоянии Нирманакайи. Продолжать в состоянии созерцания в каждом аспекте вашей жизни - это наиболее важная часть.
Вообще, думая о кармическом видении, мы считаем его чем-то негативным. Но на самом деле, основа сансары и нирваны одна и та же. Способность зеркала к отражению - показыва, что потенциальность к проявлению - это сущностная часть нашей собственной основы.
Действие основы объясняется через три изначальные мудрости, а именно вот что: сущность основы (первая из трёх изначальных мудростей) - её аспект пустоты. Но эта пустота не может быть просто ничем, потому что у неё бесконечная потенциальность к проявлению. Эта потенциальность к проявлению называется природой (вторая из трёх изначальных мудростей), которая есть ясность. Природа пустоты проявляется как ясность, но под этим подразумевается не просто умственная ясность. это непрерывное возникновение проявлений из пустоты. Эти непрерывные проявления - также то, что мы называем движением. То, что проявляется, называется нашей энергией (третья из мудростей), и это проявление включает чистое и нечистое видение, сансару и нирвану, всё, что проявляется из пустоты.
Итак, это наши три изначальные мудрости. Они - характеристики основы. С самого начала мы все наделены этими тремя изначальными мудростями. Мы все обладаем ими, люди и животные. Но у нас нет знания их. Вот почему мы нуждаемся в Учениях. Посредством метода вы можете войти в знание этих трёх изначальных мудростей.
практикуя метод шинэй, мы приходим к пониманию того, что наше изначальное состояние - это пустота. Мы открываем, что состояние пустоты на самом деле существует. Именно это знание называется Дхармакайя, состояние пустоты всех явлений. Но пустота - это также аспект движения, гъюва. Так что мы не только развиваем спокойное состояние. Мы раскрываем, что движение, или гъюва, - это тоже часть покоя. Постигая это, мы понимаем, что такое Самбхогакайя. Самбхога означает что-то типа качества; кайя - измерение. Так проявляются различные качества, чистые и нечистые.
мы открываем то, что было скрыто в нас с самого начала. состояние движения и покоя недвойственно. Мы раскрываем, что само движение - также пустота, и в своем сущностном состоянии пустота - также движение. Это нечто раскрываемое через ваши собственные переживания в практике. Мы раскрываем, что недвойственность пустоты и движения присутствует в нашем истинном состоянии, и что распознавание этой недвойственности пустоты и движения в каждый момент - это ригпа. Переживая это в себе, мы обретаем знание этого, и через понимание этого знания мы достигаем основы всего, кунжи, и вновь пробуждаем наше состояние ригпа.
Если я держу объект перед зеркалом, объект сам по себе не входит в зеркало. Но посредством присущей зеркалу потенциальности, потенциальности зеркала к отражению, мгновенно возникает отражение объекта. божества могут проявляться в нас. Идамы проявляются в нас, как результат применения метода визуализации, тем же способом, каким объект, расположенный перед зеркалом, возникает в нём как отражение.
наша собственная внутренняя потенциальность проявляется в виде божеств, которых мы визуализировали.
Также у нас есть третий уровень нашей энергии, называемый данг. Наша энергия на уровне данг - без формы и цвета, и тем не менее она имеет неограниченную потенциальность к проявлению в любых формах. Если мы не используем метод, эта потенциальность нашей энергии к проявлению всё равно присутствует, как внутренняя потенциальность нашего собственного состояния.
Мы очень хорошо можем понять это, глядя в зеркало. Мы знаем, что зеркало обладает бесконечной потенциальностью (уровень данг нашей энергии) отражать любые формы и какие угодно цвета, но мы также знаем, что зеркало само по себе не меняет формы и цвета, когда отражает что-либо. Именно отражение в зеркале (уровень ролпа нашей энергии) - это то, что изменяет цвет и форму в зависимости от объекта, расположенного перед зеркалом.
Зеркало само по себе имеет это качество, потенциальность отражать. Когда зеркало отражает, оно само не принимает формы и цвета отражения. Формы и цвета зависят от объекта, расположенного перед зеркалом.
У компьютера возможности не бесконечны. А с зеркалом не нужно ничего делать, чтобы оно было зеркалом.
Итак, вот что подразумевается, когда мы говорим, что человек имеет бесконечную потенциальность. То, как именно проявляется потенциальность, зависит от применяемого метода, и само проявление - это наша собственная энергия на уровне ролпа. Ролпа проявляется непрерывно, проявления возникают мгновенно, и всевозможные формы, цвета, размеры и оттенки проявляются непрерывно. Если вы в состоянии знания, тогда ньямжаг и джетоб - недвойственны. Нъямжаг - это название, данное времени от момента начала нашей формальной сессии практики до момента, когда мы подумали, что закончили эту практику. Ньям значит “ревностность”, жаг - “оставить это, как оно есть”, сам термин относится к тому факту, что мы учимся расслабляться в наших собственных условиях с особыми методами практики. Дже “время после”. переводится “время после медитации”. дже - “после”, тоб - “достижение чего-либо”. нужно делать в фазе после медитации, в фазе джетоб. постарайтесь не отвлекаться и продолжать в состоянии присутствия. Но когда у вас реальное знание и вы входите в это состояние, тогда это становится “недвойственность ньямжаг и джетоб”. “всеохватывающее созерцание”. Для практикующего, находящегося в этом всеохватывающем созерцании, нет разницы между медитацией и постмедитацией. Такой практикующий всегда в состоянии полного присутствия. Говорят также “Полное Созерцание”. И если вы достигаете этого переживания, тогда вы в единственном состоянии, состоянии ригпа. Это состояние Самантабхадры, изначальное состояние.Это состояние, самосовершенное изначально, вот что мы подразумеваем под термином Дзогчен. Великое Совершенство, но значение ченпо - это не только “великое”, оно значит “всеохватывающее, полное”. Итак, Дзогчен означает “Полное Совершенство”. Это описывает реальность нашего истинного состояния. Говорим мы Дзогчен или состоянии Полного Совершенства. Дзогчен, на самом деле, - наше собственное состояние. Но пока мы не поняли этого, пока мы не вошли в состояние Полного Совершенства, мы нуждаемся в Учениях Дзогчен, в которых существуют способы, наделяющие нас возможностью раскрыть наше состояние Полного Совершенства. Дзогчен - ничто иное, как мы сами: наше собственное самосовершенное состояние в его полноте. в состоянии Полного Совершенства в этом смысле нечего реализовывать: изначально наше состояние полностью совершенно. То же самое верно и когда мы говорим о “просветлении”: на деле просветлять нечего. в зажженной лампе нечего просветлять, ее природа это уже свет, просветление. Вот каково наше состояние на самом деле - уже просветленное, подобно лампе, зажженной с самого начала. Так что нечего просветлять.
в состоянии Полного Совершенства в этом смысле нечего реализовывать: изначально наше состояние полностью совершенно. То же самое верно и когда мы говорим о “просветлении”: на деле просветлять нечего. в зажженной лампе нечего просветлять, ее природа это уже свет, просветление. Вот каково наше состояние на самом деле - уже просветленное, подобно лампе, зажженной с самого начала. Так что нечего просветлять. Вместо понимания нашего подлинного недвойственного состояния мы интерпретируем реальность как разделенную на субъект и объект. Мы создаем всё больше маригпа - больше фундаментальных заблуждений восприятия реальности. Мы всегда движемся в этом направлении, утеряв знание нашего истинного состояния. Учения существуют для того, чтобы сделать нас способными обратить вспять это продолжающееся нисхождение всё дальше и дальше в неведение. Благодаря Учениям, мы обращаем нашу ситуацию в другую сторону. И путь, что он обращает эту ситуацию вспять, называется Рулог - это когда вы идёте в каком-то направлении, а затем поворачиваете обратно. Повернув обратно, вы в конце концов находите источник, и этот источник - состояние жи, изначальной основы. Вы обращаете ваше сансарическое видение и оказываетесь в состоянии основы. Процесс очищения и удаления всего маригпа, что мы накопили, может быть назван “самореализацией”, или “просветлением”, но истина в том, что ничего вообще не менялось с самого начала в нашей истинной природе, в нашем изначальном состоянии. Вот что понимается под тем, что в Дзогчен называется изначальным совершенством нашего истинного состояния. Когда мы действительно оказываемся в этом состоянии, то не полагаемся на усилие. Практикующий в момент практики не обусловлен двойственным видением. Его видение основывается на его опыте. Некоторые практикующие могут развить опыт благодаря методу или практике, и поэтому их видение отличается от кармического видения обычных существ. видение полностью реализованных существ. - “неограниченное чистое видение”. просветлённые существа могут входить в него, но они не обусловлены этим видением. Дхармакайя, Самбхогакайя и Нирманакайя, не производны от чего-либо. Они являются самосущим состоянием Ати, изначального, подлинного состояния, существующего изначально. полное освобождение, пронизывающее всё. три А, представляющие Дхармакайю, Самбхогакайю и Нирманакайю. Дхармакайю это наше собственное состояние пустоты. Самбхогакайя относится к способу, которым из этого состояния пустоты могут возникать бесчисленные проявления, подобные отражениям в зеркале. возникающие проявления - не что-то отдельное или отличное от нашего собственного присутствия и недвойственного состояния ригпа. Последнее А представляет Нирманакайю. на Пути Нирманакайя - это то, что мы должны объединять. Нирманакайя включает все наши видения, чистое и нечистое, и в практике Дзогчен мы не отрекаемся или не отвергаем нечистое видение и не принимаем чистое видение. Понимание - это то, что у всех проявлений и чистого, и нечистого, видения, одна и та же основа, так как они оба - качества нашего собственного изначального состояния. Так мы остаемся объединенными в состоянии, включающем чистое и нечистое видение. Из трех кай с ней работать труднее всего, но это - наиболее важный аспект Пути. Вот что в принципе обозначено тремя А в тексте. Мы реально должны объединять все наши переживания, все наши чувства, ощущения и т.д. на этом Пути. Когда мы поём Песню Ваджра, мы находимся более в состоянии Дхармакайи. Когда мы объединяемся со звучанием Песни Ваджра, мы - в состоянии Самбхогакайи. И когда мы завершаем, мы должны полностью объединяться л состоянии Нирманакайи. Продолжать в состоянии созерцания в каждом аспекте вашей жизни - это наиболее важная часть.
Не важно, что написано. Важно, как понято.