В. Результат: определение ясности
Мысли всё так же возникают, но теперь практикующие «больше не вовлекаются в активность [ложной] концептуализации, которая приводит к восприятию феноменов как чего-то реально существующего». Любые помехи в понимании того, как возникают явления, устранены. То, что проявляется, не отличается от того, что наблюдает за проявлением:
«Поскольку твой ум больше не цепляется за [реальное существование внешних] объектов, то они самоосвобождаются. Задача аналитического исследования прежде всего заключается в определении того, что является источником проявления.
В соответствии с наставлениями исследуй ум с позиции ясности и пустотности, и тогда, несмотря на то что ментальные образы продолжают возникать, он станет ясным и придёт в состояние покоя. Войди в состояние самадхи, успокой ум и не позволяй ему цепляться за привычные [ложные] концепции.
Затем тебе надлежит исследовать проявление. Когда проявляются различные ментальные образы, тебе необходимо анализировать каждый из них таким образом, чтобы не перепутать само проявление и то, что является его источником. Говоря кратко, во время непрерывного проявления разнообразных ментальных образов сам ум, который и является источником этого проявления, предстаёт как пустотность, свободная от [ложной] природы. Это и есть отсутствие цепляния.»
Таши советует получше освоиться с новым воззрением, выполняя эту медитацию снова и снова. Также необходимо применить эту технику к звукам, вкусам, запахам и тактильным ощущениям, чтобы перестать цепляться за их ложное существование и, так же как и в случае со зрительными образами, прийти к окончательному выводу об их пустотности.
1.2. Обретение воззрения при помощи краткого наставления
Таши даёт серию подробных систематизированных наставлений о том, как поэтапно получить прямой опыт переживания пустотности – начиная с пустотности собственного «я» и заканчивая пустотностью феноменов. Оба этапа медитации ведут к фундаментальной реорганизации потока ума. В коренных текстах обретение воззрения редко представлено как поэтапная медитация. В них медитация на пустотности собственного «я» и пустотности феноменов объединяется в единую практику.
Далее приведены два примера подобных наставлений.
Когда происходит пребывание, что именно пребывает?
Как оно пребывает?
Как оно начинает движение?
Когда оно движется, отвлеклось ли оно от пребывания или движется, всё ещё пребывая?
То, что движется, отличается от того, что пребывает, или нет?
Что именно движется?
И, наконец, как движение становится пребыванием?
Теперь, поскольку мы обнаружили, что движение – это не что иное, как пребывание, а пребывание – это не что иное, как движение, нам не найти ничего, что пребывало бы или двигалось. Если посмотреть на это через призму сознавания-как-такового, то не найдёшь ничего реально существующего, и тогда приходит понимание, что наблюдаемое и наблюдатель нераздельны. Поскольку ты не можешь найти ничего, что бы реально существовало, это воззрение простирается за пределы любых идей и философских рассуждений.
Владыка Победоносных сказал:
«Любое воззрение, которое основано на услышанном, каким бы возвышенным оно ни было, устранено.
Но это воззрение лежит за пределами идей, и ему нельзя присвоить обозначения.
Эта истина обнаруживается, когда наблюдаемое и наблюдатель становятся нераздельны».
Шантидева так описывает методы, необходимые для проведения такого исследования:
«Пребывая в стабильном состоянии самадхи,
Не отвлекаясь ни на мгновение,
Исследуй свой собственный ум.
Исследуй каждый отдельный момент ума».
После ознакомления с предлагаемыми Таши Намгьялом четырьмя этапами медитации на пустотности собственного «я» и пустотности феноменов читателям становится ясно, что эти коренные наставления являются прямыми наставлениями. Они связаны с медитацией самадхи того уровня, на котором отсутствуют концепции. Если говорить кратко, то, согласно наставлениям, практикующим необходимо обнаружить, что в пребывании и движении есть что-то, что обладает независимым существованием,
/ То есть что-то, что пребывает или находится в движении, – наблюдатель и наблюдаемое. /
причём это необходимо сделать одновременно с обеих присутствующих позиций – с позиции ментальных событий и с позиции ума. Ничего такого, что обладало бы независимым существованием, найти невозможно. Двойственность устраняется. Наблюдаемое и наблюдатель становятся едины.
естественное состояние ума – сознавание-как-оно-есть – появляется сразу же после того, как устранены ложные представления:
Рассуждая об этом, Арьядева говорит следующее: «Если хочешь знать то, что приносит блаженство, [спроси себя] – что же такое сознавание? В самом деле, сознавание появляется из ума, но при этом не может возникнуть загрязнений [разделения] на познающего и познаваемое, потому что [сознавание] не обладает ложной природой»
Можно также сказать, что результат определяется как очищение ложных концептуальных построений. Они приходят в состояние относительного покоя:
«Посредством проникающего видения ты очищаешь все нагромождения [ложных] концептуальных построений, цепляние за двойственность и обретаешь уверенность.»
Четвёртый этап практики:
«Тилопа сказал:
«Узри! Невыразимая словами пробуждённая мудрость сознавания-как-такового не вовлечена в какую-либо активность, и обучить ей не может даже Тилопа».
Тебе следует находиться в состоянии, свободном от концепций, и наблюдать с обеих позиций – пребывания и ясности – всё, что возникает само в себе и само по себе. Сконцентрируйся на истине, изложенной в этом отрывке, и затем исследуй шесть структур чувственного восприятия, а также любые усложнения, связанные с ними. Исследование должно проводиться следующим образом:
Откуда берутся [усложнённые] концепции о проявляющихся вовне объектах?
Создаются ли зрительные образы, звуки, вкусы, запахи и тактильные ощущения характеристиками этих объектов?
Может, их рождают глаза, уши, язык, нос или тело?
Если провести подобное аналитическое исследование, то никаких [ложных] концепций об объектах не возникнет.
На основе этого исследования [получишь опыт переживания] ясности, свободы от концептуальных построений и отсутствия реального существования пяти основных структур чувственного восприятия и их объектов.
Теперь исследуй пять сознаний чувственного восприятия – визуальное сознание, воспринимающее форму; аудиальное сознание, воспринимающее звук; густаторное сознание, воспринимающее вкус; обонятельное сознание, воспринимающее запах; осязательное сознание, воспринимающее тактильные ощущения. Когда обнаруживаешь, что все эти виды сознания не опираются на органы чувственного восприятия и соответствующие им объекты, всё, что проявляется даже на мгновение, сопровождается ясностью, отсутствием концепций и не обладает реальным существованием. И тогда ты отсечёшь корень – шестое сознание чувственного восприятия, сам ум.
Чтобы увидеть, что ум, который устремляется к объектам, и пять сознаний чувственного восприятия – это одно и то же, тебе необходимо поддерживать ясность и состояние, свободное от концепций, дольше, чем длится один момент ума.
[Через некоторое время ты] придёшь к окончательному выводу о том, что является истинной сущностью шестого сознания чувственного восприятия [ума]. Момент сознания возникает и после этого прекращается.
И всё же то, что, как кажется, возникает, на самом деле присутствует всегда. Поскольку всё, что проявляется, сопровождается ясностью непосредственно в момент своего возникновения, то не возникает противоречия с относительной истиной. Более того, когда подобная ясность становится формой или цветом, это не происходит искусственным путём, потому что ни одна действующая сила – за счёт которой, как кажется, осуществляется активность, – даже сами органы чувств не существуют сами по себе. Они пусты по своей природе, и благодаря этому не возникает противоречия с абсолютной истиной.
Лучшего всего воспринимать всё, что возникает, как одновременно пустотность и проявление, ибо они нераздельны. То, что проявляется сейчас, и всё, что будет проявляться после, становится колесницей совершенного просветления.
Попытайся понять, о чём говорил Тилопа. Это называется «пробуждённая мудрость». Ведь, поскольку сознавание-как-таковое присутствует как постижение в каждой ошибке, то есть в каждой возникающей [мысли или ментальном образе], это даёт тебе возможность познать естественное состояние реализованного ума, другими словами, – совершенное состояние. Эпицентр активности двойственных мыслей, которые запутывают обычный ум, отсутствует. Этому нельзя научить, если не получил собственный опыт переживания.
«Пусть вода и масло прояснятся сами.
/Речь идёт о метафоре, когда ум сравнивается с какой-либо жидкостью, налитой в ёмкость и содержащей некую загрязняющую субстанцию. Жидкость невозможно очистить, если трясти ёмкость тем или иными «особым способом», но если оставить её в покое, грязь осядет и жидкость автоматически станет чистой/
Нет того, кто принимает и отпускает то, что возникает и проходит.
Да! Это сознавание-как-таковое.
И потому этому не научить, опираясь на понятие о реально существующем.
Не заблуждайся на этот счёт».
«Сознавание-как-таковое, неусложнение.
Пустое, когда проявляется; проявляется, хоть и пустое.
Пустотность и проявление нераздельны,
Как луна, отражающаяся в воде.
Таким образом устанавливается их недвойственность».
в процитированных текстах и многих других подобных источниках ты можешь найти всё, что необходимо для того, чтобы окончательно определить, в чём заключается сущность ума.
Затем используй сознавание-как-оно-есть, чтобы постепенно свыкаться с идеей об иллюзорности его реального существования. Необходимо делать это до тех пор, пока пустотность и проявление не станут нераздельными.
После этого практики пребывания/успокоения и проникающего видения объединятся, и благодаря этому ты устранишь все эмоции грубого уровня и вступишь на истинный путь.
Учителя прошлого [прямо] указывали [на эту истину, говоря так]: «Узри сущность ума». Эта практика состоит из следующих этапов:
«Посредством объединения практики проникающего видения и практики пребывания/успокоения наиболее высокого уровня можно получить опыт полного устранения негативных эмоций.
Сначала необходимо положиться на практику пребывания/успокоения.
Плод практики созреет, если отринешь привязанность к словам [наставлений и вместо этого начнёшь медитировать в соответствии с ними]».
Всё сказанное было для тебя прямым наставлением.»