Сжатая форма указующих наставлений
«после того как определено, что все явления являются естественной, вместерождённой дхармакаей, возникает опыт переживания йоги немедитации. Избавившись от страдания, ты избавляешься и от необходимости применять методы для его устранения. И тогда путь приходит к завершению.
Наропа цитирует Тилопу: «Что ж, это и есть сознавание-само-по-себе, невыразимая пробуждённая мудрость, которая нигде не пребывает.
/Дословно «эпицентр активности». в отличие от индивидуального сознания, которое, как кажется, находится и пребывает во времени и пространстве, пробуждённая мудрость не обладает определённой центральной позицией или сферой [активности]./
Тилопе нечего о ней сказать. Её характеристики самоочевидны… Пребывай в ней, не вспоминая, не размышляя, не предвкушая, не медитируя, не анализируя, [а лишь] оставаясь как есть». истина заключается именно в этом.
термины, используемые для обозначения приведения к совершенству каждой из двух истин, – это «великое прекращение») и «великое постижение». Великое прекращение означает «освобождение». Второй термин связан с абсолютной истиной, то есть с пробуждённой мудростью.
Фундаментальная, необратимая реорганизация, которая происходит в момент просветления, значительно отличается от обнаружения вместерождённого ума во время практики йоги единого вкуса. Поэтому ей присвоено новое обозначение. Её называют «вместерождённость перехода», поскольку пробуждённая мудрость пронизывает всю сансару и с абсолютной точки зрения выходит за пределы алгоритма понимания, доступного обычному уму.
йога немедитации приводит к совершенству как относительной, так и абсолютной бодхичитты. Мудрость и сострадание формируют недвойственное единство. Поэтому реализацию пробуждённой мудрости также называют реализацией сильного сострадания: «
Священное древо недвойственного ума [абсолютной истины] заполняет все три мира. Сохраняй плод каждого из этих миров с помощью цветка сострадания [относительной истины]. Второе приносит больше пользы, чем первое. И священное древо пустотности, и цветок [сострадания] находятся в процессе развития. Нектар цветка сострадания можно обнаружить в характеристиках восприятия. Его изысканный плод – спонтанное присутствие. Блаженство – это не что иное как ум.
Спонтанное присутствие обычного потока ума становится опорой непрерывного присутствия сострадания.
Автор называет эту медитацию «медитация без причины», которая «не требует приложения усилий». Опыт переживания просветления называется «нирвана непребывания», поскольку во время него происходит проявление обеих истин – относительной и абсолютной – в качестве вместерождённого единства. Относительные события происходят беспрепятственно.
Практика сохранения, применяемая для исправления ошибок, препятствующих просветлению
Естественной диспозицией ума является пустотность / ясный свет.
безупречное понимание пустотности – это понимание, что пустотность и сострадание – это одно и то же. Когда не знаешь, что пустотность и сострадание нераздельны, появляется привязанность к пустотности.
Когда практикующие не обладают способностью «опечатывать» пустотностью все явления, они упускают самое главное и поэтому думают, что просветление каким-то образом отличается от того, что уже реализовано.
«Познай естественность, махамудру, спонтанное самопронизывание всех явлений … Тогда поймёшь, почему нельзя отказываться от пустотности. Поэтому не теряй способность накладывать печать. [Но и] не совершай этого, руководствуясь концептуальными идеями о пустотности, как делал раньше.»
Третьей ошибкой утраты воззрения является потеря средства или противоядия (gnyen po). Этот вид полной утраты воззрения происходит, когда практикующие полагают, что пустотность служит противоядием от всех тревожащих ум эмоциональных состояний и потому устанавливают ложное двойственное различие между пустотностью и тревожащими состояниями.
«Если не можешь понять на интеллектуальном уровне, что по своей истинной природе тревожащих ум эмоциональных состояний я нераздельны, то может возникнуть привязанность [к идее о том], что тревожащие эмоциональные состояния, которые должны быть преодолены, и пробуждённая мудрость, которая является противоядием к ним, каким-то образом отличаются друг от друга. В таком случае ты, вероятно, будешь пытаться предотвратить тревожащие эмоциональные состояния и прилагать усилия, чтобы поддерживать пробуждённую мудрость.» В данном случае практикующие не могут понять, что и кажущиеся тревожащие эмоции, и их потенциальное противоядие недвойственны. Как только установлено верное воззрение, нет необходимости делать что-то для освобождения эмоциональных страданий. Тревожащие эмоциональные состояния самоосвобождаются одновременно со своим возникновением. Когда возникают эмоции, сознавание-как-таковое проясняет их как недвойственные относительные проявления пробуждённой мудрости.
Последняя разновидность утраты воззрения – это потеря пути (lam).
Не осознавая, что истина четырёх путей, /Четыре пути – это однонаправленность, неусложнение, единый вкус и немедитация./
... плодом является спонтанное присутствие. Никакое усилие не поможет обрести его. Практикующие полностью отклоняются от пути, «когда желают достичь чего-то, что отличается от этого плода» ... «пробуждённая мудрость и искусные средства являются нераздельными».
практикующие «достигают верхнего предела понимания, когда постигают, что проявление ума – это три измерения будды» и что «основа, путь и плод нераздельны».
три типа особого блаженства тела: 1. Твоё тело наполняется блаженством. 2. Блаженство возникает от любого [кажущегося внешним] ощущения. 3. Ты полностью перестаёшь чувствовать своё тело, и возникает блаженство отсутствия телесных ощущений.
Существует также три формы особого ментального блаженства: 1. Радость распространяется в уме, как лесной пожар. 2. И днём и ночью возникают лишь радостные мыли. 3. Поскольку всё предстаёт как невещественное, блаженство распространяется повсюду.
Эти яркие переживания возникают в силу фундаментальной реорганизации взаимосвязи между телом, потоками энергии и умом.
о покое, свободном от концепций:
может возникнуть то, что ты можешь принять за пустотность, – что-то похожее на обширное и чистое пространство, какое обычно остаётся после того, как растворятся даже когнитивные процессы тонкого уровня.
если правильно воспринимать эти состояния, то они могут послужить фундаментом для пробуждённой мудрости. Эти состояния являются лишь проявлением изменений, которые иногда сопутствуют практике особого самадхи. ошибка происходит, когда практикующие, пытаясь вызвать одно из них, начинают его намеренно себе представлять.
К возникновению ошибки приводят: 1) привязанность к одному из этих состояний, 2) стремление вызвать одно из этих состояний, представляя его. Первая ошибка связана с попытками удержать переживание самадхи, а вторая – с «вынашиванием идей о состоянии самадхи». Если недостаточно точно следуют указующим наставлениям, то они рискуют «проглядеть» момент реализации пробуждённой мудрости или перепутать его с утончёнными переживаниями медитативных состояний. Практикующие «больше не видят, как пребывает реализованный ум».
Такие всё время заняты поисками некоего совершенного состояния тела и ума.
«С точки зрения всегда присутствующего ума три переживания – блаженство, ясность и покой, свободный от концепций, – сами становятся уверенным знанием».
Если безошибочно реализуют пустотность, изначально присущую этим особым состояниям, то у них не возникнет привязанности ни к одному из этих необычных переживаний.
1. Появляется ясность, которой не мешают возникающие препятствия.
2. Эта ясность сохраняется без малейшего отвлечения. Она остаётся очень стабильной.
Если правильно воспринимать вялость и возбуждение, то они проявляются как характеристики вместерождённого ума, чья светоносность направлена сама на себя, а не как препятствия непрерывному присутствию просветления.
Препятствие, заключающееся в том, что восприятие становится врагом, можно устранить с помощью знания, что восприятие – это только ум.
Вовлечённость в восемь мирских дхарм усиливает вероятность потери непрерывного присутствия просветления. Восемь мирских дхарм – это: радость от приобретения и горе от утраты, радость от удовольствия и горе из-за боли, радость от похвалы и горе из-за критики, радость от славы и горе от бесславия.
«в качестве противоядия примени знание, что воспринимаемое является объективацией ума». мысли суть наивысшая пробуждённая мудрость, которая нераздельна с самой дхармакаей.
«…знание, что любая идея, имеющая отношение к опыту восприятия, есть не что иное, как сам ум, и понимание, что этот ум пуст».
Тщательное сохранение опыта переживания просветления усиливает его устойчивость к остаточным эффектам созревания предыдущих кармических склонностей.