22 апр 2023, 00:35
2.1.2. Практика добродетели: поддержание реализации
Практики добродетели предварительных этапов, например, моральная дисциплина и концентрация, теперь считаются менее значительными, поскольку они связаны с искусственной активностью. Искусственная активность несовместима с прямым опытом переживания изначально присутствующего пробуждённого ума. Практики добродетели предыдущих этапов не являются ошибочными сами по себе, они просто предназначены для достижения определённой цели. Любое представление о цели или любая искусственная активность, направленная на её достижение, становятся препятствием на данном этапе практики. Когда начинает возникать пробуждённая мудрость, нет необходимости делать что-либо, кроме как ясно видеть, что она собой представляет, и не мешать её созреванию.
Тилопа: «Истина, обретённая путём размышлений, и истина, обретённая путём деяний, не ведут к истине, которая находится за пределами размышлений и деяний.»
Атиша: «Когда твой ум твёрд, сконцентрируй его однонаправленно на том, что является наивысшим, но не выполняй [обычные] практики добродетели, связанные с телом и речью».
Миларепа: «Когда в уме установится неусложнение, не прибегай к словам. Не прилагай усилия к практике обычных добродетелей тела и речи. Твёрдо придерживайся естественной позиции, свободной от искусственных построений».
Изречения Атиши и Миларепы представляют новую идею практики добродетели, а именно: твёрдо и непрерывно поддерживать прямую реализацию присутствующего изначально вместерождённого ума. Использование оборота «естественная позиция» вместо термина «практика» указывает, что для того, чтобы поддерживать эту реализацию, или, лучше сказать, быть этой реализацией, не нужно вообще ничего предпринимать и что любая активность, направленная на поддерживание реализации, ведёт к её потере. Истинная практика добродетели не сопряжена с искусственной активностью; это состояние, в котором пребываешь, состояние, которое укрепляется лишь за счёт того, что продолжаешь в нём пребывать.
Истинная практика добродетели – аналог практики сохранения: не прерываемое отвлечениями памятование о том, как пребывает реализованный ум. Практикующие не делают ничего, кроме того, что твёрдо поддерживают эту позицию, как находясь в состоянии самадхи, так и по выходу из него.
/Самадхи; состояние после самадхи. Первый термин обозначает непосредственно само медитативное состояние самадхи. Чем дальше продвигаются по духовному пути практикующие, тем больше отличается медитативный опыт от обычного опыта восприятия. Таким образом, опыт, получаемый в состоянии формальной медитации, начинает оказывать существенное влияние на опыт восприятия после выхода из этого состояния. Это называется состояние «после самадхи» или «постмедитативное состояние». Практикующим нужно приложить дополнительные усилия для того, чтобы поддерживать проникающее видение, находясь в состоянии после самадхи, и не возвращаться к обычному воззрению на окружающий мир./
Им нужно возвращаться в состояние особого самадхи снова и снова, многократно:
«Теперь выполняй подобную медитацию на [естественном] уме, на [реализованной] истине непрерывно.»
Когда термин «памятование» использовался на этапе предварительных практик и практики пребывания/успокоения, он означал «не терять из внимания выбранный объект». В рамках особых практик выбранный объект не является каким-то определённым ментальным образом – это, скорее, определённое воззрение, которое подразумевает, что ум сам в себе и сам по себе является как наиболее выигрышной позицией для медитации, так и выбранным объектом этой медитации, оставаясь при этом недвойственным.
термин «памятование» тем не менее сохраняет своё значение «неотвлечение». Однако наставления по особым практикам связаны с иной формой памятования. Оно называется «истинное памятование». Эта форма памятования находится «вне досягаемости речи», и потому ей сложно дать определение. Тем не менее авторы комментариев всё же определяют её как то, что «соответствующим образом оберегает от недобродетельных практик и развивает практики добродетели». Словосочетание «соответствующим образом» указывает на то, что медитирующие твёрдо придерживаются воззрения вместерождённого ума. Истинная практика добродетели является по сути аналогом непрерывного и последовательного сохранения этого воззрения. Истинное памятование называют «фактором просветления»
/«Медитировать следует, не прилагая усилий, используя сознавание, которому сопутствует памятование. Насколько практикующие способны оставаться в этом состоянии, настолько они становятся нераздельны и недвойственны с мудростью дхармакаи всех будд»/
«Сохраняя обретённую реализацию, практикующие тем самым создают условия для достижения просветления. С этой точки зрения истинное памятование можно назвать «особым»»
Практику истинного памятования также обозначают как «приближающее применение памятования», поскольку, как только сознавание-как-оно-есть стабильно установлено в качестве выбранного объекта, памятование тщательно удерживает это воззрение, в идеале никогда не отвлекаясь от него. Истинное памятование также называют «памятование того, как пребывает реализованный ум».
Бдительность тоже теперь определяется в контексте особой практики:
«Бдительность отделяет [совершенное] пребывание от [искусственной активности грубого уровня], направленной на принятие и отвержение… Это позволяет сохранить состояние, в котором пребывает реализованный ум, и ведёт к достижению плода [просветления].»
Здесь бдительность определяется по-новому, в свете полного отсутствия искусственной активности. Когда все события и переживания обладают единым вкусом, а сознавание непрерывно отражает то, как пребывает реализованный ум, – это и есть практика сохранения.
«Ответственность» или «добросовестность» – это дополнительный термин, который используется для обозначения баланса между памятованием и бдительностью. практикующие, которые проявляют ответственность:
«…постоянно следят за умом, отслеживая загрязнённые явления, и наблюдают, как он осуществляет мирское благо и благо, не свойственное мирскому.»
У практикующих, которые обладают истинной ответственностью, соответствующей особому уровню практики:
«…нет предпосылок для неправильного понимания пути и нет предпосылок для неправильного понимания истины как загрязнённой или неблагой.»
В какую бы относительную ментальную активность ни вовлекался ум, какой бы она ни казалось загрязнённой, не происходит ложного разделения этой активности на благую и неблагую. С позиции особого вместерождённого ума весь опыт восприятия представляет собой лишь пустое проявление спонтанной активности ума. Это устранение любого различия между благим и неблагим тем не менее не даёт права на безнравственное поведение. Поэтому Таши Намгьял определяет ответственность как «уважение», «устранение гордыни» и «зарождение сострадания». «Истинная ответственность» – это также одно из обозначений доведённой до совершенства абсолютной бодхичитты. Истинная ответственность «рождает [окончательный] плод медитации», то есть просветление.
Практика сохранения, выполняемая с позиции особого уровня ума, требует, чтобы практикующие в любых обстоятельствах стабильно и непрерывно поддерживали воззрение вместерождённого ума. Памятование является незаменимым аспектом особой практики сохранения. существует четыре типа памятования.
Первый тип памятования подразумевает приложение значительных усилий для того, чтобы привести ум в состояние для зарождения начального проникающего видения пустотности. На втором этапе, после того как практикующие обретают подобное воззрение и привносят его в свой поток ума, им всё ещё нужно прилагать некоторые усилия для того, чтобы «уверенно распознавать пустотность каждой возникающей [мысли] и каждого возникающего [ментального образа], а также поддерживать воззрение уверенного знания [непосредственно] в потоке ума». Третий тип памятования – истинное памятование – связан с йогой единого вкуса:
«После того как реализуешь пробуждённую мудрость, у тебя всё ещё может оставаться некоторое цепляние за уверенное знание. Однако для того, чтобы углубить понимание единства, в таком цеплянии нет необходимости.»
После того как произошла реализация пробуждённой мудрости, памятование, требующее приложения усилий, становится не ненужным. Четвёртый тип памятования – непостижимое памятование – связан с йогой немедитации:
«После того как очистишь все [двойственные] представления (такие как «на чём медитировать» и «кто медитирует»), оставайся в изначально присутствующем естественном состоянии великой равностности. Это непрерывное памятование становится мандалой пробуждённой мудрости.»
Непостижимое памятование невозможно повредить двойственными концепциями или искусственной активностью. Непостижимое памятование невозможно остановить. Поддержание подобного спонтанного памятования во взаимодействии с абсолютной бодхичиттой
/«абсолютная бодхичитта свободна от всех усложнений, выходит за пределы всех крайностей» и «достигается посредством постоянной и тщательной тренировки в медитации пребывания в покое и проникающего видения в течение долгого времени»/
закладывает основу для совершенного просветления.
Пожалуй, самым сбивающим с толку наставлением о достижении просветления является совет «не делать» для этого ничего. Привычную склонность что-либо делать во время медитации сложно преодолеть. Более того, весь путь медитации, который привёл практикующих к йоге немедитации, был связан с выполнением упражнений и следованием предписанному образу действий, что усиливало кармическую склонность прилагать усилия для того, чтобы что-то происходило. Теперь, когда просветление «близко», лишь соблюдение условия «не делать ничего, кроме как ничего не делать» может обеспечить его достижение.
Немедитация буквально означает: «положить конец любой искусственной активности, которую можно было бы считать медитацией». С позиции особого ума сама концепция медитации является искусственным построением, таким же, каким была и практика добродетели. следует отказаться от идеи «выполнения медитации на пустотности» или «представлять себе» ум определённым образом, в соответствии с предписанной техникой. Для того чтобы установить надлежащие условия для достижения просветления, практикующим нужно прекратить выполнять какую-либо из произвольных техник медитации. Практикующие снова и снова прерывают попытки выполнять какие-либо практики предыдущих этапов и отказываются от намерения что-либо предпринимать. Они лишь сохраняют реализацию, постоянно возвращаясь к особому воззрению.
ученику, находящемуся в состоянии восприимчивости, /состояние самадхи надлежащего уровня/ достаточно получить от мастера лишь два указующих наставления, чтобы быстро достичь просветления. Считается, что мастер мог просто «выжечь глаголом» просветление в уме ученика, даровав ему краткое указующие наставление. Эти два важнейших наставления: 1) памятование без [усилий] и 2) неосмысление (отсутствие вовлечённости в какие-либо ментальные процессы).
эти два наставления стали ключевыми составляющими йоги немедитации, которые даровались практикующим для того, чтобы они могли сохранять состояние особого самадхи. Это два наиболее важных термина во всём массиве специальной терминологии традиции махамудры. /наставление по практике «неосмысления чего бы то ни было» являлось наивысшим наставлением по махамудре, /
Каждый из них предназначен для отрицания любых привычных склонностей к искусственной активности.
Эти термины используются исключительно в тех случаях, когда истинное памятование приближается к стадии, когда созревает в последовательное, непрерывное сохранение реализации присутствующего изначально вместерождённого ума. это происходит:
«…после того, как состояние особого самадхи было доведено до совершенства и применено тщательное памятование.»
Как только непрерывное сознавание вместерождённого ума станет естественным процессом, практикующим будет легче понять наставления по йоге немедитации. Однако если практикующие неверно истолковывают полученный совет и раньше времени – до того момента, как достигнут надлежащего продвинутого уровня, – приходят к выводу, что нужно перестать медитировать, это указывает на то, что они совершенно неправильно поняли указующие наставления.
«Неосмысление означает следующее:
«Не осмысливать означает отбросить [ментальную вовлечённость] в любые характеристики, такие как форма».
Если объяснить смысл этого отрывка с точки зрения проникающего видения, то [ошибочно] полагать, что не осмысливать означает вообще не иметь никаких представлений. В этом отрывке говорится об отказе 1) от движения ума и 2) от ложной концептуализации. Это и есть истинное значение неосмысления. Не осмысливать не означает полностью исключить ментальную активность.
Великий брахман сказал:
«О йогин, однонаправленно пребывай на присутствующем изначально уме».
«Всегда сохраняй реализацию изначально присутствующего ума».
«Нет намерения вовлекаться в активность, направленную на какую-либо характеристику, и вместе с тем нет отвлечения».
Неосмысление происходит в сочетании с другим из пяти ментальных факторов, а именно вниманием (sems pa). Внимание – это направление ума на выбранный объект. Осмысление связано с особой формой активной ментальной вовлечённости и выборочной фиксацией на объекте. Когда осуществляется осмысление какого-либо объекта, то происходит двойственное различение. Осмысление нарушает пребывание естественного состояния ума, избирая и обосабливая тот или иной объект. Направление фокуса внимания на определённый объект нарушает непрерывность знания, охватывающего все явления, и мы отвлекаемся от сознавания их единого вкуса. Это фундаментальное намеренное действие является основой всех форм различения, которые ведут к возникновению ложной концептуализации, а затем к ошибочному воззрению.
Когда ум не движется по направлению к какому-либо кажущемуся проявленному объекту, или, говоря точнее, не вовлекается в его осмысление, исходная основа для формирования различения устраняется, и окончательно выходят за пределы всех ложных концепций. Освоение неосмысления полностью очищает ум от тенденции устремляться к кажущимся объектам или избегать их. В частности, это позволяет устранить любую активность ментального сознания и очистить путь для беспрепятственного сознавания естественного ума.
Когда ментальное сознание находится в состоянии покоя, появляется пробуждённая мудрость. С абсолютной точки зрения «ум» (yid) не существует. Не существует ни основы, ни опоры для какой-либо искусственной активности, кроме спонтанного возникновения относительной активности ума, которое происходит в силу кармических причин и условий. Неосмысление является противопоставлением любой искусственной активности. То как проявляется реализованный ум не связано ни с какой искусственной активностью, включая искусственную активность, присущую каждому моменту обычного восприятия.
Точно так же памятование без усилий (dran med) противопоставляется активности и связано с наивысшим измерением вместерождённого ума. «Памятование без усилий» является условным обозначением последовательного, непрерывного памятования, свободного от какой-либо искусственной активности:
«Памятование без усилий не означает, что можно забыть истину или отклониться в сторону (к примеру, позволить возникнуть омрачениям, потерять сознание или погрузиться в сон).»
Термин «памятование без усилий» не подразумевает отрицание обычного памятования, а лишь обозначает очищенную форму памятования. Точно так же, как и в случае с предыдущими формами памятования, памятование без усилий подразумевает неподверженное отвлечениям сознавание. Специальный термин «памятование без усилий» предназначен для отрицания любой искусственной активности, любого ложного концептуального различения, а также любого избранного объекта, кроме самого естественного ума во всём его многообразии. Истинным объектом является вместерождённый ум в его абсолютном измерении. Ни одна из форм активности, кроме последовательного и непрерывного сознавания-как-такового естественного ума, не в состоянии привести практикующих к просветлению. Форму памятования более низкого уровня иногда называют «памятование, связанное с ложной концептуализацией», поскольку подобная форма памятования подразумевает обособление определённого содержимого, выделение его из целостности вместерождённого ума и присущего ему сознавания.
Истинная практика добродетели – это состояние бытия, а не состояние осуществления активности. Опытные практикующие последовательно и непрерывно поддерживают памятование, чьим объектом является недвойственный, присутствующий изначально вместерождённый ум. Объектом подобного памятования является высшая истина. Истинное памятование присутствует в любое время, вне зависимости от ситуации. Обычно после того, как стабилизируют памятование в состоянии самадхи особого уровня ума, это памятование не прекращается после завершения медитации. Практикующие поддерживают такой же уровень памятования и такую же реализацию вместерождённого ума в процессе обычной повседневной деятельности.
Последствие этой глубокой реализации – то, какое воздействие она оказывает на повседневную жизнь, называют «состояние после самадхи». Опытные практикующие непрерывно и последовательно поддерживают памятование вместерождённого ума. С точки зрения истинного памятования «кажущиеся мысли и ментальные образы не обладают реальным существованием и беспрепятственно возникают как нераздельность проявления и пустотности». смысл практики махамудры в том, чтобы занять позицию, где пребывает реализованный ум, который присутствует во всём, что возникает, не различая: „эта мысль является ложной, а эта нет“, после чего непрерывно поддерживать данную позицию, не вовлекаясь в то, что возникает, и не отстраняясь от него». Истинная практика добродетели осуществляется в любое время и в любых обстоятельствах – до тех пор, пока формальное состояние самадхи и состояние после самадхи не станут нераздельными.
Не важно, что написано. Важно, как понято.