Основные черты большинства медитативных практик

Модератор: просто Соня

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9808
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Основные черты большинства медитативных практик

Сообщение 19 фев 2025, 06:51

Медитация. Книги

Книга Дата Отзывы Автор
Сон наяву. Размышления, притчи, медитации Де Мелло Энтони
Сила в спокойствии. Достижение гармонии с помощью трансцендентальной медитации Рот Боб
18 практических медитаций Васюков Артур
Медитация. Буддийский путь покоя и прозрения Камалашила
Учебник медитации Азими К.Ш.
Лунные медитации. Практическое руководство Кришнамачарья Эккирала Кулапати
Медитация без гуру: Путь к сердцу практики Стрэнд Кларк
Трансцендентальная Медитация Махариши Махеш Йоги Ротх Роберт
Трансцендентальная Медитация: Выпуск первый Йоги Махариши Махеш
Наука бытия и искусство жизни Йоги Махариши Махеш
Медитация в ванне Танака Элиза
Путь к безграничной мудрости. Практическое руководство по освоению джханы и випассаны Катрин Шайла
Осознанность и плюшевый мишка. Вопросы и ответы по укрощению твоего дикого ума Брахм Аджан
Бесстрашный львиный рык Ньошул Кхенпо Джамьянг Дордже
Слияние Восьми Психических Каналов. Открытие и Запечатывание Психических Каналов Мантек Чиа
Алхимия «Вселенского Дао» Мантек Чиа
Сатипаттхана. Опыт внимательности Шэтток Ирвин
Янтра. Энергетические символы медитации Кханна Мадху
Медитация. Основы теории и практики Ардха Андрей
Японский секрет спокойствия Хейт Ричард Л.
Справочник медитатора. Как развязывать узлы Коллектив авторов
Тибетская медицина. Сборник Кхандро Ринпоче
Дизайн безоблачной жизни. Большая книга практик и медитаций для всего и от всего Маршенкулова М.Б.
Практика медитации Запорожцев Вадим, Бегунова Виктория
Медитация випассаны: Искусство жить осознанно 1 Гунаратана Хенепола
Три шага к пробуждению. Практика внимательности в повседневной жизни Розенберг Ларри
Медитация и Библия Каплан Эриэн
Мир энергий Груичич Зоран
Медитация в любое время, в любом месте Винугопалан Р.
Древние ведические практики. Книга 1. Праджня-янтра. Нада-янтра. Джьоти-янтра Вишну Дэв Свами
Даосские психотехники. Методы активной медитации Чугунов Сергей
Медитации, мантры, руны и мудры на привлечение денег Романова О. Н
Знание о медитации Зегерс Манфред
Источник амриты: Наставления для трех типов личностей, вступающих на путь Дхармы. Руководство по семи пунктам тренировки ума Махаяны Таранатха
Атлас янтр и мантр для практической работы в творческой медитации Никифорова Л.Г. (Отила)
Путь пробуждения: Руководство по медитации Дасс Рам
Осознанный разум Игнатов Алексей
Освещенный разум. Полное руководство по медитации: сочетание буддийской мудрости и наук о мозге 3 Куладаса, Иммергут Мэтью
Психология духовного развития. Практическое пособие по медитации Сафронов А.Г.
Сила Шаолиня. Даосские психотехники. Методы активной медитации И-Шен
Слияние Пяти Элементов. Формирование Багуа и Жемчужины Мантек Чиа
Самоочищение и овладение внутренними силами Мантек Чиа
Книга ленивого гуру. Поток. Результаты. Без усилий Шортер Лоуренс
Йога Матери Земли: следуй за Солнцем Кривошеев А.В.
Медитация. Двенадцать писем о самовоспитании Риттельмейер Фридрих
Миссия Майтрейи. Том 2 Крем Бенджамин
Основы медитации. Вводный практический курс 2 Каптен Ю.Л.
Как медитировать. Подружитесь со своим умом Чодрон Пема
Путь Белой Лебедицы. Искусство саморегуляции народов Внутренней Азии и Саяно-Алтая. Ознакомительный фрагмент Абаев Н.В.
Измененные черты характера Дэвидсон Ричард
Тратака (более 55 видов тратак) Дорошенко И.В.
Пригоршня тишины. Счастье в четырех камешках Хан Тит Нат
Исцеляющая сила медитации Фрэзер Энди
Концентрация и медитация. Жест равновесия Хамфриз Кристмас
Избранные упражнения и медитации Ниши Кацудзо
Осознанная медитация. Практическое пособие по снятию боли и стресса 1 Пенман Денни
Указывая великий путь. Махамудра: этапы медитации Браун Дэниел П.
Анапанасати Сутта Вималарамси Бханте
Буддийская практика для мирян Кхантипалло Бхикку
Спокойствие и прозрение Кхантипалло Бхикку
Медитации - пища для души Чинмой Шри
Путь медитации Кхема Айя
Памятование о дыхании и уроки самадхи Дхаммадхаро Ачана Ли
Система медитации на дыхании Бхикку Тханиссаро
Донести учение живым Тартанг Тулку
Медитации на каждый день. Раскрытие внутренних способностей Доля Роман
Медитации для осознания души Суи Чоа Кук
Тайны лотоса. Введение в буддийскую медитацию Свэрер Доналд
Секреты китайской медитации Лю Гуань Юй
Техника и практика медитаций Доля Роман
Афоризмы и тайные речения Бодхидхармы Маслов А.А.
Руководство по медитации при ходьбе Хан Тит Нат
О любви. Настоящее мгновение прекрасно Хан Тит Нат
Медицина и сострадание Ринпоче Чоки Нима
Чудесная внимательность. Руководство по медитации 1 Хан Тит Нат
Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации Дейви Х.И.
Естественное избавление от боли Янг Шинзен
Мантра-йога и медитация Неаполитанский С.М.
Утешитель Сидоров В.М.
Медитация и мантры Вишнудевананда Свами
Ускоренная техника освоения альфа-медитации Кампф Харолд
Даосские медитации. Способы совершенствования тела и духа 1 Клири Томас
Утренние и вечерние медитации Ошо
Трансмиссия. Медитация Новой Эры Крем Бенджамин
Медитация для чайников Бодиан Стивен
Медитации у Ганга Соловьев С.В.
Духовные практики и медитации 5 Новых Анастасия
Медитация Сатипаттхана Випассана Махаси Саядо
Очищение души: уроки медитации Ниши Кацудзо
Медитация и многомерное сознание Говинда Лама Анагарика
Поговорим о медитации Пант Атул
Стадии медитации. Советы царю Камалашила
Визуальные медитации Россбах Габриэль
Медитация. Буддийский путь покоя и прозрения Маттьюз Энтони
Последовательные стадии медитации на пустотность Кхенпо Цультрим Гьямцо Ринпоче
Медитация в действии Трунгпа Чогьям Ринпоче
Опыт прозрения. Руководство к буддийской медитации 2 Голдстейн Джозеф
Медитация, которая действительно работает Дхиравамса
Книга судьбы: ежедневные медитации с Конфуцием Маслов А.А.
Чудеса практической медитации 1 Андреев Ю.А.
Чувственная Медитация Раэль
Дао медитации, или Пылающие сердца 2 Волински Стефен
Концентрация и медитация 6 Шивананда Свами
Медитация на порождение равностности Тинлей Геше Джампа
Учимся читать очень быстро с применением НЛП, медитации, психоанализа 3 Кир Геннадий
Медитации для детей 1 Лама Тенчой
Путь к самопознанию человека в восьми медитациях Штейнер Рудольф
Путь без иллюзий. Том 2. Теория и практика медитации 4 Каргополов Владимир
Медитация 3 Лесняк Л.Ф.
Новая книга по медитации Пирсон Дж.
Медитация - мистика или психотехника? Каганов Л.С.
Буддийская медитация 1 Конзе Эберхард
Медитации на Таро Томберг В.А.
Медитация всемирной связи Мантек Чиа
Живая философия и медитация тибетского буддизма 1 Тинлей Геше Джампа
Миф свободы и путь медитации 4 Трунгпа Чогьям Ринпоче
Письма об оккультной медитации 8 Бейли Алиса Анн
Джапа-йога. Медитация на Ом 3 Шивананда Свами
Методика Солнечная медитация 2 Михайлов Елисей
Книга жизни. Ежедневные медитации с Кришнамурти 7 Кришнамурти Джидду
Медитация 10 Чинмой Шри
Медитация - путь к себе 7 Каганов Л.С.
Внутренний наркотик или целительная медитация 7 Левшинов А.А.
Медитация. Практическое руководство. Трифонов Алексей
Свобода и любовь. Сборник рассказов-медитаций 1 Де Мелло Энтони
Медитация: Искусство внутреннего экстаза Ошо
Медитация. Первая и последняя свобода 5 Ошо
Жизнь Без Границ. Концентрация и Медитация 1 Жикаренцев Владимир
Дхйана Вахини. О медитации
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9808
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Основные черты большинства медитативных практик

Сообщение 24 фев 2025, 01:56

Медитация - путь к себе - Каганов

Практическое пособие по овладению навыками медитации. Содержит так же разделы, посвященные истории и теории медитации. Автор открывает дверь в мир особых душевных состояний. Раскрыты секреты методик. Приводится комплекс различных упражнений.

Полностью - тут:
https://www.koob.ru/kaganov/kaganov_meditation_selfway

Изображение

определение медитации: это метод саморегулирования, основывающийся на управлении вниманием для изменения психических процессов с конечной целью улучшения самочувствия и здоровья, расширения возможностей по управлению сознанием, развития личности.
Приняв, что в основе медитации лежит управление вниманием, мы сможем понять, почему этим термином — медитация — охватывается такой широкий круг не похожих, казалось бы, друг на друга упражнений.
В основе многих упражнений в йоге и дзэне лежит концентрация внимания на каком-нибудь одном объекте или процессе. Это может быть наблюдение за "собственным дыханием, рассматрива¬ние различных предметов, изображений, рисунков («янтры» в йоге), движения, многократное повторение вслух или про себя слов или звукосочетаний («мантры»).
Во всех этих случаях внимание на Протяжении сеанса медитации бывает направлено на единственный, неменяющийся источник стимуляции (предмет, звук, процесс).
Во всех этих случаях внимание на протяжении сеанса медитации бывает направлено на единственный, неменяющийся источник стимуляции (предмет, звук, процесс).
Таков первый тип медитационных упражнений, предусматривающий прекращение на определенный период времени обработки всей поступающей в сознание информации за исключением заранее выбранной, на которой и концентрируется все внимание. Вот почему такую стратегию медитации называют «концентрированной» или же сосредоточением.
Ей диаметрально противоположна, на первый взгляд, другая стратегия, используемая, в одной из школ дзэна («сото») и называется «шикан-таза», что в переводе с японского означает «просто сидеть». Здесь занимающийся старается охватить своим вниманием, воспринять все без исключения испытываемые ощущения. Вторую стратегию медитации называют «рецептивно» от слова «рецепция» — восприятие. При использовании второй стратегии сознание медитирующего лишено поддержки в виде подсчета дыхания, изображения и т. п., а потому легко отвлечься, начать блуждать, возвращаться к прошлому, забегать в будущее. Поэтому здесь задача, стоящая перед вниманием, особенно сложна. Оно должно быть устойчивым, неподвижным, словно скала, но в то же время чутким, гибким, готовым уловить любую деталь происходящего, каждый нюанс. Так что «шикан-таза» представляет собой, в сущности, высшую форму сосредоточения, исключающую как напряженность, так и, разумеется, всякую несобранность, вялость. Обращение ко второй стратегии медитации рекомендуется после того, как занимающийся овладеет методами первой группы, например концентрацией внимания на дыхании.
В большинстве школ медитации используются обе стратегии («концентративная» и «рецептивная»), а также их сочетание, когда внимание медитирующего переключается с определенных объектов или процессов (предмет, дыхание и т. д.) на чуткое, ничем не ограниченное восприятие всего происходящего, затем вновь возвращается к объекту и т. д.

Медитация в повседневной жизни

заключается во внимательном отношении ко всему, чем вы занимаетесь, Вы должны полностью осознать, что вы делаете в каждый данный момент. Говоря другими словами, вы должны жить в настоящем времени..
В дзэне считается, что нет такого занятия, какое человек не мог бы использовать для воздействия на свое сознание. Просто следует относиться с полным вниманием к тому, что делаешь. Каждая деятельность одинаково хороша в качества основы для медитации».
В ходе занятий медитацией вы научитесь концентрировать свое внимание на одном предмете или процессе, избегая при этом критического или оценочного отношения. По мере того как навык концентрации внимания на чем-то одном будет распространяться на другие области вашей жизни, вы обнаружите, что становитесь способны распознавать те привычные схемы восприятия, мысли и чувства, которые прежде оказывали громадное влияние на вашу жизнь, оставаясь в то же время вне пределов досягаемости вашего сознания.

Три стадии процесса медитации
Процесс медитации включает три стадии:
— расслабление,
— сосредоточение,
— собственно медитационное состояние,

Расслабление. Устранение нервно-мышечного на¬пряжения (релаксация) является непременным условием начала медитации. Но развиваясь и переходя в сосредоточение, процесс медитации способствует дальнейшему расслаблению, здесь действует механизм положительной обратной связи. В любом случае голова, шея и туловище должны находиться на прямой линии. Можно заниматься медитацией и сидя в кресле или на стуле, но и здесь туловище следует держать прямо.

Сосредоточение.
Чтобы отключиться от мыслей, необходимо создать нейтральный фокус внимания. Таким фокусом может стать дыхание медитирующего, вновь и вновь повторяемые им слова или сочетания звуков, геометрические фигуры, рисунки.
Концентрация на выбранном объекте — дело для начинающего не простое: внимание неизбежно будет рассредотачиваться, появятся блуждающие мысли. Не следует бороться с ними, гнать их прочь. Важный принцип медитации — пассивность отношения, «пусть это произойдет само собой». Пусть мысли приходят и уходят, не старайтесь активно отделаться от них. Мягко вернитесь к объекту внимания, не заботясь о том, сколько раз приходится направлять сознание к выбранному объекту фиксации.

Собственно медитационное состояние.
В дзэне медитирующим ставится задача: полностью сохраняя сознание остановить всю умозрительную деятельность.
процесс медитации можно в опреде¬ленной степени сравнить с отпуском. Возвращаясь к внешнему миру после кратковременной «отлучки», мы находим его «новым», «другим». Устраняется автоматизм сознания. Вос¬приятие окружающего мира становится более глубоким и ясным. Освободившись от цензуры логики мы освобождаем путь интуиции и иногда вдруг мгновенно получаем ответ на самые трудные вопросы. Мы пробиваемся к сокровенной глубине своего существования, открываем свое подлинное «я». Сознание проясняется, а ведь это и есть пробуждение.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9808
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Основные черты большинства медитативных практик

Сообщение 24 фев 2025, 02:11

Изображение

Часть II
ПРАКТИКА МЕДИТАЦИИ

Возможные реакции

Самым важным условием достижения расслабления, без кото-рого невозможна медитация, является пассивное отношение. На какое-то время следует освободиться от всех дум и забот. Сделать это трудно: мысли неизбежно будут возвращаться. Не старайтесь бороться с ними, не испытывайте в этой связи беспокойства. Отметьте их появление и возвратите внимание к объекту его концентрации, тогда ненужные сейчас мысли уйдут.
Мысли будут возвращаться раз за разом, пусть это вас не смущает, точно так же, раз за разом возвращайтесь к «здесь и теперь», будьте в настоящем времени.
(Выбран вариант медитации с концентрацией на дыхании).
Расслабление вызывает приятные ощущения в теле. Медитирующие сообщают, что испытывают «вибрацию» тела или прохождение через него «волн». В других случаях тело ощущается «легким» или «парящим». Если медитация проходит по такому типу, то концентрация внимания бывает более устойчивой.

Тип 4. Отличительная черта — дыхание воспринимается очень отчетливо. Часто медитирующий хорошо чувствует движения живота или ощущает себя «наполненным возду¬хом». В сеансах этого типа концентрация происходит как бы сама собой, без малейших усилий.
Тип 5. Состояние, дающее большое удовлетворение. Наступает без каких-либо усилий. Очень яркие впечатления. Медитирующий способен спокойно, как бы со стороны воспринимать любую мысль, любое чувство. Концентрация дается легко и бывает совершенно полной. Часто происходит потеря чувства тела. ;

Поза

В медитации поза должна быть удобной, но в то же время оказывать на упражняющегося определенный мобилизующий эффект. Почти все восточные школы медитации придают большое значение прямому держанию туловища. каждый, кто меди¬тирует, рано или поздно сам приходит к выводу, что успех медитации во многом зависит от позы. Если я внешне держусь прямо, то и внутренне скорее буду собранным, внимательным, в то время как небрежная поза предрасполагает к внутренней лености, вялости.

Лежа на спине можно хорошо расслабиться, но эта поза располагает ко сну. Она хорошо подходит больным, а также пожилым людям, которые могут заниматься медитацией в постели в часы без сна.

Расслабление в позе для медитации

Успешной медитация может быть только тогда, когда в принятой позе мы бываем совершенно расслаблены. Начинать расслабление лучше всего с лица. Улыбнитесь, тогда все мышцы лица расслабятся сами по себе. В любом случае глаза не должны быть напряжены. Взгляд не фиксируется жестко, а как бы покоится в выбранном месте. Тогда глаза действительно отдыхают.
У многих всегда бывают напряжены мышцы плечевого пояса. Любой стресс или неприятности неизбежно ведут к напряжению, «зажатости» мышц плечевого пояса. Плечи непроизвольно поднимаются, голова втягивается в них, как бы защищаясь от предстоящего удара. В конце-концов в этой области возникает хроническое напряжение мышц, Поднимите плечи, ощущая при этом неприятное напряжение, а затем «бросьте» их. Зафиксируйте возникшее ощущение и постарайтесь сохранить его в памяти.
Полезным может быть и такой образ. При расслаблении плеч представьте длинные ветви дерева, сгибающиеся под тяжестью обрушившегося на них снега. Ветви медленно все больше и больше сгибаются и, наконец, снег соскальзывает с них, освобождая дерево от своего гнета. «Бросая» плечи, давая им «упасть», мы сбрасываем с себя все, что нас тяготит, освобождаемся от бремени забот.

Для расслабления груди, диафрагмы и живота сделайте несколько глубоких дыхательных движений, медленно вдыхая и выдыхая и с каждым выдохом все более расслабляясь. Проследите, нет ли остаточного напряжения в этой области. Затем приходит черед нижней части туловища. Обратите внимание, не скована ли поясница, и если заметите следы напряжения, избавьтесь от него. Проследите, нет ли напряжения в тазовой области, ягодицах.
Затем проконтролируйте состояние бедер, мышц голени и стоп. Несколько раз согните и выпрямите пальцы стоп, сделайте вращательные движения стопами, а затем расслабьте их. В заключение мысленным взором еще раз пройдитесь по всему телу от головы до стоп, контролируя его расслабление.

Внутренняя настройка на медитацию и возможные феномены

Сейчас пора медитации. Все, что было, уходит на задний план, становится неважным. То, что будет потом, нас не интересует. Единственное,— настоящий момент.
Внутренняя позиция «невовлеченности» необходима для борьбы с помехами, неизбежно возникающими во время сеанса. Появление отвлекающих мыслей неизбежно. Они не должны раздражать нас. В медитации нет места оценкам и суждениям, мы находимся в некотором первоначальном состоянии по ту сторону добра и зла.
Мысли не следует подавлять, но и не надлежит их анализировать.

Медитация никогда не бывает непрерывной устойчивой концентрацией на объекте внимания: на дыхании, мантре. Неизбежно приходят мысли и образы, которые воспринимаются нами как «помехи». Мы отвлекаемся от объекта внимания. Точно так же бывают моменты, когда мы приближаемся ко сну, начинаем дремать. Как относиться к такого рода помехам? Принять их. Сказать себе, что они нормальный компонент процесса. Медитация без возникающих мыслей и образов была бы столь неестественна, как сон без сновидений.
Медитацию можно сравнить с удивительным путешествием в неведомую страну, расположенную между сном и повседневным сознанием. Дыхание или мантра — тот экипаж, в котором мы совершаем поездку. Сталкиваясь по дороге с мыслью или усталостью, мы не защищаемся от них, а просто отмечаем их появление и продолжаем наше путешествие, возвращаясь к дыханию, мантре или изображению.
После того, как концентрация будет достигнута и процесс войдет в третью стадию, то есть стадию собственно медитации, мы бываем уже не столь привязаны к ритму дыхания или мантре, а оказываемся подхвачены потоком происходящего, который несет нас и нам остается лишь следовать вместе с ним.
Измененное состояние сознания наступает далеко не в каждом сеансе. Его трудно выразить словами, оно может ощущаться как «падение в ничто» или как чувство необыкновенной легкости тела, даже избавления от действия силы земного притяжения. На себя, на происходящие в собственном теле процессы медитирующий смотрит как бы со стороны.
Для того, чтобы процесс медитации развернулся, необходимо определенное время, поэтому сеансы не должны быть короче тех, которые рекомендуются.

Подобно любому упражнению медитация оказывается эффективной лишь при том условии, что проводится регулярно. Несколько месяцев, а то и год-другой понадобятся для того, чтобы с помощью медитации добиваться полного расслабления, слушать и исследовать себя. Важно научиться работать целенаправленно и систематически.

ПРОГРАММА 1
Медитация с концентрацией на дыхании

1. Проконтролируйте состояние мышц, избавьтесь от напряжения. Глаза закройте или смотрите перед собой Дышите через нос: вдох, выдох, пауза. Дыхание должно быть легким, естественным. Ощутите свое дыхание.
2. Каждый раз на выдохе скажите про себя: «раз».
3. Когда появятся мысли, отвлекающие от дыхания, мягко, но быстро верните внимание к дыханию, продолжая произносить про себя на выдохе: «раз». Продолжайте 10—20 минут.
Возможные варианты упражнения: На вдохе скажите про себя «вдох», а на выдохе — «выдох»;
в. Наблюдайте за дыханием без его подсчета и без фиксации в мыслях «вдох» — «выдох».
Не беспокойтесь относительно того, насколько успешно вы медитируете. Такое беспокойство противоречит принципу пассивного отношения, позволяющему расслаблению развиваться естественными темпами.

ПРОГРАММА 2
Медитация с использованием мантры

1. Мантра выступает как объект концентрации внимания, позволяющей развернуться процессу медитации.
ряд исследований показал, что не имеющие смысла слова, выбранные случайно и повторяемые многократно, столь же эффективны, как «специальная» мантра. Практика убеждает, что в качестве специальной мантры мож¬но использовать любое слово, которое привлекает человека, например, «мир», «любовь», «покой», «гармония», «тишина». Типичные восточные мантры: «Ом» или в другом варианте «Аум» («я есть»), «Со—хам» («я—он»), «Са—хам» («я—она»).
Выберите в качестве мантры слово, привлекающее вас.
2. В спокойном месте, выбранном вами для медитации, примите соответствующую позу и проконтролируйте расслабление мышц, уделив особое внимание мышцам груди и шеи.
Если нет возможности произносить мантру вслух, делайте это про себя. Когда приходят мысли, верните внимание к мантре. Со временем вы установите оптимальный для себя ритм произнесения мантры, который будет способствовать глубокому расслаблению.
4. Спустя примерно 5 минут после начала медитации переключитесь на произнесение мантры шепотом. Продолжая медитацию, вы под воздействием ритма мантры будете расслабляться все больше и больше.
5. Выполняйте это упражнение 15 минут в день, 5—7 раз в неделю на протяжении двух недель, после чего вы, возможно, пожелаете увеличить продолжительность сеансов до 30 минут. Уже в конце первой недели, если все будет хорошо, вы сможете на короткое время исключить из поля своего сознания все, кроме мантры.
6. Хорошо научившись выполнять медитацию с концентрацией на дыхании и медитацию с концентрацией на мантре, вы можете объединить оба эти упражнения. Приняв позу, начните с наблюдения за дыханием: вот вдох, вот выдох, вот пауза. Продолжайте так некоторое время, не пытаясь как-то изменить ритм дыхания. Когда почувствуете, что процесс дыхания протекает естественно, добавьте произнесение мантры. Делайте это на выдохе.

ПРОГРАММА 3
«Я осознаю»

Эта программа позволит вам научиться отдавать себе отчет в испытываемых ощущениях, прослеживать появление мыслей, быть бесстрастным их наблюдателем.
1 переключите внимание на окружающие вас звуки. Уделяйте одинаковое внимание каждому из них.
Скажите себе: «Я ощущаю все окружающие меня звуки».
2. Когда в поле сознания начнут появляться мысли — прислушивайтесь к ним. Уделяйте внимание всему, что появляется в поле вашего сознания: звукам, чувствам, запахам, настроению, ощущениям тела, воспоминаниям и т. д. Пусть ваши мысли блуждают без помех. Не принуждайте их, не анализируйте, не давайтеим оценки и не «зацикливайтесь» на какой-либо одной из них. Уделяйте каждой из них одинаковое внимание.
3. Обратите внимание на то, что ваш разум является источни-ком всех ваших мыслей, а также (что очень важно!) на то, что вы способны отделить себя от своих мыслей и стать объективным их наблюдателем, не испытывая их влияния.
4. Продолжайте такое беспристрастное осознание своих мыс-лей и ощущений в течение 10 минут, а затем сделайте для себя выводы из полученного опыта. У вас была возможность убедиться, что вы — нечто большее, чем мысли и ощущения. Вы — это тот, кто переживает их, оставаясь спокойным, расслабленным, бес-пристрастным, внимательным. Именно цри этом условии вы смо-жете более полно понять и принять себя.
Программа «Я осознаю» основывается на одной из самых древних форм медитации, пришедшей из Индии, где она называется випассана.
«Випассана» позволяет занимающемуся вырваться из плена слепых схем реакции. Что-то, допустим, произошло вовне. Вы наблюдаете за собой: какое это вызывает чувство? Вроде бы, приятное. Но оно непостоянно, вот оно проходит. Оно не имеет зна-чения. Нет места ни страстному желанию, ни отвращению. Когда разум остается спокойным, невозмутимым, то любое предпринимаемое вами действие позитивно.
Випассана: вместо подавления и выражения — наблюдение. И тогда вы обнаружите, что ваш разум справился с ситуацией, что он спокоен».

ПРОГРАММА 5
Медитация с концентрацией внимания на предмете

1. Эта форма медитации предполагает разглядывание какого-либо предмета без размышлений о нем в словах.
2. Держите предмет на таком расстоянии, чтобы его удобно было рассматривать. Смотрите на него то приближая, то удаляя.
3. Ваше внимание будет рассеиваться или вы заметите, что облекаете ощущения в слова. Это неизбежно, но каждый раз обнаружив, что ваше внимание блуждает, верните его к рассматриваемому объекту.
не прибегая к словам внимательно рассматривайте предмет, исследуйте его, как будто видите в пер¬вый раз. Почувствовав утомление глаз прекратите упражнение.
7. Один и тот же выбранный вами предмет рассматривайте 5—7 дней в неделю по 10 минут в день. Через 2—3 недели увеличьте продолжительность сеанса до 15 минут, через месяц — 20 минут. Примерно через месяц вы сделаете для себя вывод, прекратить ли занятия такой медитацией или увеличить их продолжительность до 30 минут в день. Состояние свободной от напряжения со¬бранности, являющееся вашей целью, может быть достигнуто при¬мерно за 20 минут.

ПРОГРАММА 6
Медитация с концентрацией внимания на изображении

1. Не следует приступать к освоению этой программы до тех пор, пока вы не освоите Программу 5 (Медитация с концентрацией внимания на предмете).
2. В качестве объекта концентрации можно выбрать какой-либо рисунок, геометрическую фигуру, символ и т. п. Концентрация на изображении помогает избежать навязчивых мыслей и чувства беспокойства.
3. Упражнение выполняется 15 минут в день 5—7 раз в неделю на протяжении двух недель, после чего продолжительность сеансов может быть увеличена до 30 минут.
4. Дополнением к рассматриванию изображения может служить следующее упражнение. Представьте себе, что в верхней части вашей головы имеется свободное пространство. Заполните это пространство придуманным вами изображение Созерцайте это изображение внутренним взором.

ПРОГРАММА 8
Медитация «Взгляд со стороны»

Представьте себя сидящим на дне глубокого бассейна, заполненного водой. Когда у вас возникает мысль, чувство или ощущение, представьте их медленно поднимающимися в пузырьке воздуха к поверхности воды в течение 6—10 секунд. Когда пузырек исчезает, ждите появления следующего.
Третий вариант упражнения. Кое-кому не нравится представлять себя сидящим под водой, а «облачи», выходящее из головы, вызывает чувство дискомфорта. Если вы относитесь к их числу, то вообразите, что вы сидите на берегу реки н наблюдаете за бревном, медленно проплывающим мимо вас по течению. Примерно 6—10 секунд наблюдайте за тем, как на этом бревне уплывает какая-нибудь ваша мысль, какое-нибудь ощущение или чувство, а затем бревно исчезает из вашего поля зрения. Вернитесь к наблюдению за рекой в ожидании появления нового бревна с новой мыслью.
Четвертый вариант упражнения. Представьте свои мысли под-нимающимися в клубах дыма от костра.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9808
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Основные черты большинства медитативных практик

Сообщение 24 фев 2025, 19:29

Путеводитель по глубоким медитативным состояниям
https://www.youtube.com/watch?v=t3ucIr8PW5g

***
Безмолвие ума - Дуджом Лингпа (Ален Уоллес)
(Озвучка: Гарри Узбек)
https://www.youtube.com/watch?v=G_Wm0RTjadU
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9808
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Основные черты большинства медитативных практик

Сообщение 26 фев 2025, 10:50

Голубая книга медитаций: Практическое руководство к медитациям Ошо.
Оранжевые медитации: Упражнения на концентрацию и дыхательные техники

Полностью - тут:
https://naturalworld.guru/kniga_golubaya-kniga-meditaciy-prakticheskoe-rukovodstvo-k.htm

Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9808
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Основные черты большинства медитативных практик

Сообщение 26 фев 2025, 10:52

Жизнь есть экстаз. Практика активных медитаций Ошо
Полностью - тут:
https://naturalworld.guru/kniga_jizn-es ... y-osho.htm

Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9808
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Основные черты большинства медитативных практик

Сообщение 27 фев 2025, 20:55

Ошо – Разум. Творческий отклик на сейчас
Полностью - тут:
https://naturalworld.guru/kniga_razum-t ... eychas.htm

Изображение

Бхагаван Шри Раджниш (Ошо) Разум. Творческий отклик на сейчас
OSHO. Intelligence. The Creative Response to Now. Insights for a new way of living
.

Предисловие. Разум — это не то, что вы думаете

Разум — это рост вашего внутреннего сознания. Он связан с медитативностью. Разумный человек не исходит в своих действиях из прошлого опыта; он опирается на настоящее. Он не реагирует, он откликается. Поэтому он всегда непредсказуем; никогда нельзя знать заранее, что он сделает.
Ума как такового нет, есть только мышление.
Мысли движутся так быстро, что вы не видите промежутка между двумя мыслями. Но промежуток всегда есть. Этот промежуток — и есть вы.
Ум вошёл; теперь начался процесс мышления, снова небо затянуто облаками, голубизна потеряна. Вам больше не видна бесконечная голубизна.
Между двумя мыслями попытайтесь быть бдительным — смотрите в промежуток, в промежуточное пространство. Вы не увидите ума; это и есть ваша природа. Потому что эти мысли приходят и уходят — они случайны — но это внутреннее пространство остаётся всегда. Облака собираются и рассеиваются, уходят — они случайны, но небо остаётся. Вы — это небо.

Ум может существовать, только если ты продолжаешь что-то искать. Почему? Поиск — это желание, поиск — это движение в будущее, поиск создаёт сновидения. Ум может уцепиться за любой объект. Любого предлога достаточно для его существования.

Мастер сказал:
— Никакого состояния ума нет, потому что нет ума. И нет никакой истины; о чём ты говоришь? Не может быть никакого искания. Только не-ищущий ум осознаёт то, что есть. Находясь в поиске, ты упускаешь то, что есть. Искание всегда движется в будущее, искание не может быть здесь и сейчас. Здесь и сейчас можно только быть. Искать значит желать — входит будущее, входит время — а это мгновение, это здесь и сейчас упускается. Истина здесь, сейчас.
Если вы придёте к Будде и спросите: «Есть ли Бог?», он тут же ответит отрицательно: «Бога нет». Если он скажет, что он есть, то создаст искателя; если он скажет, что Бог есть, вы начнёте искать. Как можно сохранять спокойствие, когда есть Бог, которого нужно искать? Куда бежать, чтобы его найти? Это создаёт ещё одну иллюзию.
Если ты не ищешь, тебя нет, потому что именно поиск придаёт тебе эго. Прямо в это мгновение, если вы никого и ничего не ищете, вас нет — толпы нет. Если я ничему не учу — потому что учить нечему, нет истины, чтобы ей учить, — если я ничему не учу, и вы ничему не учитесь, кто здесь есть? Существует пустота, существует блаженство чистой пустоты. Индивидуальности исчезают, и возникает подобное океану сознание.

Если вы не задаётесь вопросом, что это такое, но становитесь молчаливыми, вне ума — то, что есть, раскрывается. Всё доступно, было доступно всегда; вы никогда не были этого лишены. Но из-за самих своих поисков — из-за будущего, из-за цели — вы не можете смотреть. Истина окружает вас, вы существуете в ней. Точно как рыба существует в океане, вы существуете в истине. Божественность — не цель, божественность — здесь и сейчас. Эти деревья, эти веющие ветры, эти плывущие облака, это небо, вы, я — именно это и есть божественность. Это не цель.
Отбросьте и ум, и бога. Бог — это не объект, это слияние.
нет никакого состояния ума, потому что нет ума. Нет никакой истины, поэтому никакой поиск не имеет смысла. Ищи, и потеряешь. Не ищи, и всё — здесь. Беги, и пустишь. Остановись — это было здесь всегда. И не пытайся понять — будь.
Стань невинным, стань подобным ребёнку. Только сердце ребёнка может постучаться в двери запредельного, и только сердце ребёнка будет услышано.

Как найти выключатель

Создайте небольшую дистанцию. Наблюдайте ум, наблюдайте, как он действует, и создайте небольшую дистанцию. Наблюдение автоматически создаёт дистанцию. Поэтому снова и снова будды настаивают — наблюдайте. Наблюдайте днём и ночью. Постепенно вы сможете увидеть, что вы — сознание, а ум — только доступный вам инструмент. Тогда вы можете его использовать, когда он нужен, а когда он не нужен, вы можете его выключать.
Ум нужно не выбросить, ум нужно поставить на место. — и первое действие, первый шаг к этому состоит в том, чтобы отстраниться от ума. Увидьте, что это не вы, создайте дистанцию; чем больше дистанция, тем больше способность его выключить.
Медитативная осознанность узнает этот ключ. Каждый раз, когда она хочет отключить ум, она говорит: «Умолкни», — вот и всё. Ум просто молчит, и внутри царит полное молчание. И ум тоже может в эти моменты отдыхать; иначе он устаёт. Это явление очень деликатно, но мы не умеем им пользоваться. Оно нуждается в отдыхе.
Таким образом, медитативный человек становится более разумным, более здравым. Всё, что он делает, становится искусством. Всё, чего он касается, превращается в золото.
Ум в сочетании с медитацией — это благословение; иначе — проклятие. Добавьте к своему существу медитацию, и проклятье исчезает, и само проклятие становится благословением; это скрытое благословение.

Простота

Простота — это жизнь без идеалов. Идеалы создают сложность; идеалы создают в вас раздвоение, и поэтому возникает сложность. В то мгновение, когда вы пытаетесь кем-то стать, вы становитесь сложными. Быть удовлетворённым самим собой — вот что такое простота. Будущее вносит сложность; когда вы всецело в настоящем, вы просты.
Простота означает — просто быть собой, кем бы вы ни были, в полном принятии, без цели, без идеала. Все идеалы — мусор; выбросите их все.
Тогда внутри вас не будет никакого конфликта, внутри вас не будет никакой расщепленности. Идеал вносит расщепленность. Чем больше идеал, тем больше будет расщепленности. Идеал означает, что где-то в будущем, однажды, может быть, в этой жизни, может быть, в следующей, вы станете великим святым-
Сегодня можно стерпеть. Вы можете его игнорировать, на него можно не обращать внимания, его можно не замечать. Самое главное случится завтра.
Но завтра никогда не приходит. Всегда сегодня... сегодня всегда.
И человек, живущий в идеалах, продолжает упускать реальность, потому что реальность — сейчас, здесь. Быть сейчас и быть здесь значит быть простым: быть как деревья, здесь сейчас, быть как облака, здесь сейчас, быть как птицы, здесь сейчас — быть как будды, здесь сейчас.
Идеал нуждается в будущем. Именно идеал отравляет вас и делает сложными, раздваивает, делает двумя людьми — тем, кто вы такой, и тем, кем вам хочется быть. Теперь в вас продолжается постоянная война, гражданская война.
И когда вы боретесь с самим собой — когда вы постоянно пытаетесь, стараетесь быть кем-то другим, ваша энергия рассеивается в этом конфликте, энергия постоянно утекает. А энергия — это радость. И иметь энергию — значит быть живым, быть свежим, быть юным.
Именно поэтому, когда человек один, сидит в молчании, и с ним никого нет — в абсолютном одиночестве — он снова становится наполненным, обновлённым.
В медитации вы всегда приобретаете. Почему? Что происходит в медитации? В медитации вы становитесь простыми: будущее вас больше не заботит. Именно в этом состоит вся медитация: отбросить озабоченность прошлым и будущим, быть здесь сейчас. Существует только это мгновение. И, когда бы ни случилось, что существует только это мгновение — наблюдая восход солнца, или глядя на белое облако, плывущее по небу, или просто сидя рядом с деревом, в безмолвной общности, или наблюдая парящую птицу — когда бы ни случилось так, что вы забываете о прошлом и будущем, и настоящее мгновение охватывает вас, когда вы полностью захвачены настоящим мгновением, вы почувствуете себя обновлёнными. Почему? Расщепленность исчезает, расщепленность была создана вашими идеалами. В это мгновение вы едины, цельны; вы собраны вместе.
Простота просто значит то, что есть. Усилием вы пытаетесь улучшить существование.
Существование совершенно таким как есть, оно не нуждается в улучшении.

Простота — это состояние без усилия; это скромность. Нет, скромность не противоположна гордости. Скромность — это просто отсутствие гордости. Попытайтесь увидеть суть. Если вам пришлось бороться, чтобы отбросить гордость, эго, высокомерие, тогда всё, что вы сделали, — это подавление. Действительно скромные люди сами не знают, что они скромны; как они могут этим хвалиться? Скромный человек — больше не личность. Скромный человек — это состояние фаны: скромный человек растворился. Теперь он — только присутствие. Скромность — это присутствие, не характеристика личности, не черта характера, но только присутствие.

Простота означает только: жить из мгновения в мгновение, спонтанно, не соответствуя никакой философии. Простота означает: быть в глубокой дружбе с самим собой, жить свою жизнь без вмешательства какой бы то ни было идеи.
Простой человек лишён характера, он ни хороший, ни плохой, но в нём есть красота, которой не может быть ни в хороших, ни в плохих людях. У простого человека нет бессознательного, у простого человека нет снов, но сложному человеку снятся сны.
Слепой просит указания: «Где дверь? В каком направлении мне двигаться? Где мне повернуть?» Только слепой готовится, прежде чем начать двигаться. Человек, у которого есть глаза, просто движется, потому что он может видеть. Когда перед ним дверь, он знает. Он доверяет своим глазам. И то же самое верно относительно внутреннего мира.

Ни в коем случае нельзя совершать ничего неправильного Почему нет? Человек, который никогда не совершает ничего неправильного, никогда не растёт. Для роста требуется, чтобы иногда вы сбивались с пути, вы должны прийти к правильному собственными усилиями, в ходе собственного роста; тогда появляется разум.
Наша озабоченность правильностью и боязнь неправильности — не что иное, как страх незащищённости. Правильное делает нас защищёнными, неправильное делает нас незащищёнными, но жизнь — и есть незащищённость.
Жизнь полна незащищённости. кроме глупых людей, никто не страдает иллюзиями защищённости. Чем более вы разумны, тем менее уверенны. Чем более вы разумны, тем более вы колеблетесь — потому что жизнь огромна. Жить в неуверенности, жить в незащищённости — это простота. Живите жизнь без идеалов, без характера, жизнь, не укоренённую в прошлом, не мотивируемую будущим; жизнь, которая предельно здесь и сейчас.

Свет самому себе

Последними словами Гаутамы Будды были слова: Будь светом самому себе. Не следуй другим, не подражай, потому что подражание, следование создаёт глупость. Вы рождаетесь с безмерной возможностью разума. Вы рождаетесь со светом внутри. Слушайте этот негромкий, тихий голос внутри, и он даст вам направление, потому что вы уникальны. Никогда раньше не было никого, в точности похожего на вас, и никогда больше никого в точности похожего на вас не будет. Это ваше великолепие — что вы абсолютно незаменимы, что вы — вы сами и никто другой.
Только ваш внутренний свет может стать рассветом.
Человек должен принять жизнь — со всеми её проблемами. Человек должен пройти по жизни незащищённым; он должен путём исследования найти себе дорогу. Жизнь — это возможность, вызов найти себя. Чтобы возник разум, нужна жизнь, бросающая вызов, жизнь, полная приключений, жизнь, которая умеет рисковать и двигаться в неизвестное. И только разум может вас спасти — никто другой. Ваш собственный разум, ваша собственная осознанность может стать вашей нирваной.
Будьте светом самим себе, и вы будете мудрыми; позвольте другим быть себе вождями, проводниками, и вы будете оставаться глупыми и постоянно упускать все сокровища жизни — которые могли быть вашими.

- В работе я часто боюсь потерять уверенность в себе.

Стой на распутье, думай, медитируй, но как только ты решил, забудь обо всех других альтернативах — двигайся. Как только ты решил двигаться, вся твоя энергия нужна в движении. Не будь расщепленным и не позволяй половине своего ума раздумывать о других возможностях. Именно так человек должен использовать колебание.
И нет уверенности в том, что ты обязательно всегда окажешься правым. Этого я не говорю. Нет способа быть уверенным. Ты можешь быть не прав, но нет другого способа это узнать, кроме как пройти по дороге, до самого конца, до упора. Рост даёт тебе само мышление. Ты движешься по дороге — правильно или неправильно, неважно. Само движение приносит тебе рост. Для меня вопрос не в том, куда ты движешься. Для меня самое главное то, что ты движешься, что ты не застаиваешься.
Даже если эта дорога заходит в тупик и никуда не ведёт, и ты возвращаешься, не стоит об этом беспокоиться. Хорошо, что ты по ней прошёл. Само движение дало тебе много опыта. Ты узнал неправильную дорогу. Теперь ты знаком с неправильным лучше, чем раньше. Теперь ты знаешь, что ложно; это поможет тебе найти истину.
Узнать, что ложное ложно — большой опыт, потому что это единственный путь, на котором человек мало-помалу узнает, что такое истина. Путь к знанию, что истинное истинно, идёт через опыт знания, что ложное ложно. И человеку приходится пройти многими неправильными дорогами, прежде чем прийти к правильной.
Таким образом, что касается меня, даже если ты движешься в ад, я тебя благословляю, потому что нет другого способа узнать ад. А если ты не знаешь ада, ты никогда не сможешь и узнать, что такое рай. Иди в темноту, потому что это путь к тому, чтобы узнать свет. Иди в смерть, потому что это путь к тому, чтобы узнать жизнь.

- Я вижу,что мой ум по-прежнему инфантилен. Что я могу сделать?

Есть вещи, которые нужно просто осознавать. Сама осознанность приносит трансформацию; она не работает так, что ты что-то осознаешь, и после этого должен что-то сделать, чтобы произвести перемену.
Видя, что твой ум инфантилен, ты также можешь увидеть, что ты не ум — кто иначе видит, что ум инфантилен? Есть что-то за пределами ума — наблюдатель на холмах.
Ты только смотришь на ум. Ты совершенно забыл, кто на него смотрит. Наблюдай ум, но не забывай наблюдателя — потому что твоя реальность центрирована в наблюдателе, не в уме. И наблюдатель — это всегда полностью взрослое, зрелое, центрированное сознание. Он не нуждается в росте.
И как только ты осознаешь, что ум — только инструмент в руках твоей свидетельствующей души, нет никакой проблемы; ум можно использовать правильным образом. Теперь хозяин пробужден, и слуге можно приказать делать всё, что необходимо.
Обычно хозяин спит. Мы забыли наблюдателя, и слуга стал мастером. А слуга есть слуга — безусловно, он не слишком разумен. Я должен напомнить тебе важный факт: разум принадлежит наблюдающему сознанию; память относится к уму.
Напряжённый ум сужается. Расслабленный ум расширяется — сквозь него может течь больше памяти. Напряжённый ум становится таким узким, что сквозь него может пройти лишь небольшое количество памяти.

- Как я могу поддержать рост своего разума?

Во-первых, старайся быть более и более бдительным в небольших вещах. Это тяжело, это, безусловно, трудно, но не невозможно. Мало-помалу пыль будет исчезать, и твоё подобное зеркалу сознание откроется; ты будешь становиться более разумным.
И человек должен быть очень внимательным и наблюдательным, потому что прошедшее мгновение ушло навсегда. Оно никогда не вернётся. Поэтому, если вы тратите его впустую на глупость, вы теряете огромную возможность. Живите каждое мгновение так тотально, так полностью осознанно, чтобы никогда впоследствии не раскаиваться в том, что его не прожили, что могли бы прожить больше, что могли бы наслаждаться больше. Именно это и есть разум: жить жизнь так тотально, чтобы не было никакого раскаяния, — никогда. Тогда человек всегда удовлетворён. Он знает, что прожил жизнь сполна.

Послесловие. Возрождение разума в медитации

В уме есть переключатель. Название этого переключателя — наблюдательность, осознанность, свидетельствование. Если вы начинаете свидетельствовать ум, он начинает останавливаться. Чем более растёт свидетельствование, тем более и более вы осознаёте тот секретный ключ, что ум можно легко остановить. И это мгновение великого освобождения — когда вы можете отключить ум на несколько часов. И когда он возвращается, когда вы зовёте его обратно, он возвращается обновлённым, свежим.

медитация не достижение — она уже есть, она в вашей природе... Она — не для достижения; её нужно только узнать, её нужно только вспомнить. Она вас ждёт — лишь поворот вовнутрь, и она доступна. Вы носили её с собой всегда и всюду. Медитация — ваше внутреннее естественное свойство; это вы, ваше существо, и она не имеет ничего общего с вашими действиями. Вы не можете её иметь, не можете её не иметь; ею нельзя владеть. Это вы. Это ваше существо. Как только вы понимаете, что такое медитация, всё становится совершенно ясно. Медитация — это состояние ясности, не состояние ума. Ум — это замешательство. Мысли создают вокруг вас облака — это тонкие облака. Они сгущают туман, и ясность теряется. Когда мысли исчезают, когда вокруг вас больше нет никаких облаков, когда вы — в чистой бытийности, случается ясность. Тогда вы видите далеко; тогда ваш взгляд простирается до самого края существования; тогда ваш взгляд становится проницательным — пронзает существо до самого ядра.

Медитация — это ясность, абсолютная ясность видения. Нельзя о ней думать. Вам придётся отбросить мышление. «Отбросьте мышление» просто означает: ничего не делайте. Сидите. Пусть мысли стихнут сами. Пусть ум отпадёт сам собой. Просто сидите, глядя на стену, в тихом уголке, вообще ничего не делая. В расслаблении. Свободно. Без усилия. Не двигаясь — никуда. Вы словно засыпаете наяву — вы бодрствуете в расслаблении, но всё тело засыпает. Вы остаетесь бдительными внутри, но всё тело движется в глубокое расслабление.
Мысли стихают сами собой, вам не нужно через них перепрыгивать, не нужно пытаться поставить их на место. Словно ручей замутился... что вы сделаете? Прыгнете ли в него и начнёте помогать ручью стать чистым? Вы только сделаете его ещё более мутным. Вы просто садитесь на берегу. Вы ждёте. Ничего сделать нельзя. Потому что любое ваше вмешательство сделает ручей ещё более мутным. Если кто-то перешёл ручей, и сухие листья всплыли на поверхность, и поднялась тина, нужно только терпение. Вы просто сидите на берегу. Наблюдайте — бесстрастно. И по мере того как ручей продолжает течь, сухие листья унесёт течением, и тина начнёт оседать, потому что не может плавать вечно.
Через некоторое время внезапно вы осознаёте — ручей стал снова кристально чистым.
Каждый раз, когда ваш ум пересекает желание, ручей становится мутным. Поэтому — просто сидите. Ничего не делайте. В Японии это «просто сидение» называется Дзад-зэн; просто сидение и ничего-не-делание. И однажды случается медитация. Не вы её себе приносите; она приходит к вам. И когда она приходит, вы тут же её узнаете; она была всегда, но вы не смотрели в правильном направлении. Сокровище было с вами, но вас занимало что-то другое: мысль, желание, тысяча и одна вещь. Вас не интересовало только одно... и это было ваше собственное существо.
Помните, медитация будет приносить вам больше и больше разума, бесконечный разум, сияющий разум. Медитация сделает вас более живыми и чувствительными; ваша жизнь будет становиться богаче.
Вы можете войти в медитацию, просто сидя, но тогда только сидите; ничего больше не делайте. Если вы можете просто сидеть, это становится медитацией. Войдите полностью в сидение; не-движение должно быть вашим единственным движением. Фактически, слово дзэн происходит от слова дзадзэн — что означает: просто сидеть, ничего не делать. Если вы можете просто сидеть, ничего не делая телом, ничего не делая умом, это становится медитацией; но это трудно.
Вы можете сидеть очень легко, когда делаете что-то другое, но в то мгновение, когда вы просто сидите и ничего не делаете, возникают проблемы. Каждый фибр вашего тела начинает двигаться внутри; каждая вена, каждая мышца начинает двигаться. Вы начинаете чувствовать тонкую дрожь; вы осознаёте многие точки тела, которых никогда не осознавали раньше. И чем более вы пытаетесь просто сидеть, тем больше движения почувствуете внутри. Поэтому сидение можно использовать, только если сначала сделать другие вещи.
Вы можете просто идти, это легче. Вы можете просто танцевать, это ещё легче. И после того, как вы сделали другие вещи, которые были легче, — тогда вы можете сидеть. Сидеть в позе Будды — это, на самом деле, последнее, что нужно делать; этого никогда не следует делать с самого начала. Только после того, как вы начали чувствовать тотальную отождествлённость с движением, вы можете начать чувствовать тотальную отождествлённость с неподвижностью.
Чем более вы пытаетесь сидеть, тем острее будете ощущать беспокойство; вы осознаёте только свой безумный ум и ничего больше. Это создаст подавленность, вы почувствуете разочарование. Вы не испытаете блаженства; вместо этого вы начнёте ощущать собственное безумие.

Я начинаю с вашего безумия, не с позы сидения; я позволяю безумие. Если вы входите в безумие в танце, с вами происходит противоположное. В сумасшедшем танце вы начинаете осознавать внутри себя безмолвную точку; сидя в безмолвии, вы начинаете осознавать безумие. Противоположное всегда становится фокусом осознанности. В безумном, хаотическом танце, в крике, в хаотическом дыхании я позволяю безумие. Тогда вы начинаете осознавать тонкую точку, глубокую точку внутри, которая безмолвна и спокойна, по контрасту с безумием на периферии. Вы почувствуете себя очень блаженно; в центре вас есть безмолвное пространство. Но если вы просто сидите, тогда внутри оказывается сумасшедший; вы безмолвны только снаружи, но внутри вы безумны.
Если вы начнёте с чего-то активного — с чего-то позитивного, живого, подвижного — будет лучше; тогда вы начнёте чувствовать рост внутренней тишины. Чем более она растёт, тем более будет возможно использовать позу сидения или лежания — тем более будет возможна молчаливая медитация. Но к тому времени всё будет по-другому, совершенно по-другому.
Медитационная техника, которая начинается с движения, действия, помогает вам и во внутреннем смысле. Она становится катарсисом. Когда вы просто сидите, вы разочарованы; ваш ум хочет двигаться, а вы просто сидите. Каждая мышца вздрагивает, каждый нерв вздрагивает. Вы пытаетесь принудить себя к чему-то такому, что для вас неестественно; тогда вы разделяете себя на того, кто принуждает, и принуждаемого. И на самом деле та часть, которая подвергается принуждению и подавлению, — более подлинная часть; подавляемая часть ума гораздо больше, чем подавляющая, и большая часть ума обязательно победит.
То, что вы подавляете, на самом деле нужно выбросить, не подавить. Это стало внутри вас накоплением, потому что вы постоянно подавляли.

Если я не могу быть любящим, когда я один, если я могу быть любящим только с кем-то, кого я люблю, значит, на самом деле, я ещё не зрел. Если я один в комнате и совсем не чувствую любви, значит, это любящее качество не вошло глубоко; оно не стало частью моего существа.
Вы становитесь тем более зрелыми, чем менее вы зависимы. Если в одиночестве вы можете быть гневными, вы более зрелы. Вам не нужен объект, чтобы испытывать гнев. Поэтому я делаю катарсис в начале обязательным. Вы должны выбросить всё в небо, в открытое пространство, не осознавая никакого объекта.
Будьте в гневе без человека, на которого вам хочется испытывать гнев. Плачьте, не находя никакой причины; смейтесь, просто смейтесь, даже если смеяться не над чем. Тогда вы можете выбросить всё накопленное — вы можете просто выбросить это. И однажды узнав этот способ, вы освободите себя от всего бремени прошлого.
За считанные мгновения вы можете освободиться от бремени целой жизни — или даже многих жизней. Если вы готовы выбросить всё, если вы можете позволить своему безумию выйти наружу, за считанные мгновения происходит глубокое очищение. Теперь вы очищены: свежий, невинный — вы снова ребёнок. Теперь, в этой невинности, можно делать медитацию сидения — просто сидя, или просто лёжа, или как угодно — потому что теперь внутри нет сумасшедшего, чтобы потревожить сидение.
Очищение — катарсис — должно быть первым, иначе, делая дыхательные упражнения, просто сидя, просто практикуя асаны, позы йоги, вы только что-то подавляете.
Когда молчание приходит к вам, когда оно вас орошает, оно не фальшиво. Вы не вырабатывали его; оно к вам пришло; оно с вами случилось. Вы начинаете чувствовать, как оно растёт у вас внутри, точно как начинает чувствовать мать, как внутри растёт ребёнок. Глубокое молчание растёт у вас внутри; вы им беременеете. Только тогда происходит трансформация.
Разум можно открыть заново. Единственный метод возрождения разума — медитация. Медитация делает только одно, разрушает все преграды, созданные обществом, чтобы помешать вам быть разумными. Она просто удаляет препятствия. Её функция негативна: она удаляет камни, мешающие течь вашим водам, вашим потокам жизни.
Разум можно заново открыть в медитации, потому что все эти тюрьмы существуют у вас в уме. Они не могут загрязнить окутать ваш ум.
И когда вы вне ума, наблюдая его, осознавая его, просто оставаясь свидетелем, — вы разумны. Ваш разум возрождён. Фактически, впервые вы — настоящее человеческое существо, подлинное человеческое существо. Теперь всё небо — ваше.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9808
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Основные черты большинства медитативных практик

Сообщение 21 мар 2025, 04:06

Ошо - Лекарство для души
Здесь вы найдёте более ста различных техник и упражнений, развивающих осознанность, помогающих оставаться в "здесь и сейчас", приводящих вас к большей гармонии, радости и чувствованию собственной внутренней природы.

В этой книге Ошо предлагает нам коллекцию различных методик, комплексов, упражнений и медитаций, с помощью которых можно восстановить свой "болеющий" организм, пробудить душу и просто начать радоваться жизни. Суть основных методик - созерцать происходящее, а не пытаться отвергнуть его. Необходимо учиться принимать в свою жизнь всё, даже негатив - ведь он тоже является частью нашей жизни. Если мы хотим меняться сами - то и жизнь наша изменится только в лучшую сторону. В этой книге каждый найдет ту или иную практику, форму медитации, которая подойдет именно ему в этот период жизни. И, выполняя понравившиеся упражнения, стараясь и работая над собой, есть шанс достичь гармонии тела и духа.

Полностью - тут:
https://naturalworld.guru/kniga_lekarst ... dushi2.htm

Изображение

Умудрены ли вы многолетним опытом медитации, делаете ли первые в ней шаги и ищете руководства, — перед вами «аптечка первой помощи», в равной мере полезная каждому, кто хочет жить без напряжения, в здоровье и спонтанной радости. Здесь вы найдёте более ста различных техник и упражнений, развивающих осознанность, помогающих оставаться в «здесь и сейчас», приводящих вас к большей гармонии, радости и чувствованию собственной внутренней природы. Этот долгожданный, наполненный прозрением, вызовом и возможностями сборник станет верным проводником и поддержкой каждому, кто решился или решится начать путешествие внутрь себя, к самому источнику жизни.

***

«...Всегда смотрите, что происходит, когда вы что-то делаете: если вы становитесь мирными, если вы становитесь спокойными, расслабленными и чувствуете себя как дома, это правильно. Каждому приходится находить это для себя индивидуально, - то, что для вас легко».

Вот как выбирать и по какому критерию: если вы движетесь по какому угодно пути, с какой угодно методологией, и это приносит радость, придаёт вам больше чувствительности, больше способности наблюдать и свидетельствовать, и возникает глубокое ощущение внутреннего благополучия, — вот единственный критерий правильности пути, которому вы следуете.
На правильном пути блаженство будет расти и становиться с каждым днём всё больше и больше. Тогда вы можете продолжать двигаться, без всякого страха заблудиться.
Переживание этого опыта позволит вам всегда оставаться на правильном пути».

***
...Станьте счастливыми, и врач будет не нужен.
Если посмотреть на деревья, на птиц, на звёзды... во всём сияет невероятное счастье. Кажется, блаженство — единственная материя, из которой соткано существование. И только человек несчастен. Человек может быть счастлив — гораздо счастливее птиц, деревьев, звёзд, — потому что у человека есть нечто такое, чего нет у дерева, птицы, звёзды. У человека есть сознание!
Но если у вас есть сознание, возможны две альтернативы: быть или несчастным, или счастливым.
Это ваш выбор!
Деревья счастливы просто потому, что не могут быть несчастными. Их счастье — не свобода; они должны быть счастливыми. Они не умеют быть несчастными; альтернативы нет. Человек может быть безмерно счастлив и безмерно несчастен - и он волен выбирать.
...Ваш единственный долг — быть счастливыми. Сделайте это религией: быть счастливыми....Счастье — единственный критерий, который есть у человека.

1. ЕСТЕСТВЕННОСТЬ
Искусство двигаться из напряжения в расслабление.

ДИАГНОЗ

...Сознание не может быть против тела; ваше сознание обитает в теле, поэтому сознание и тело не могут быть друг другу врагами. Они поддерживают друг друга, как только возможно. Я вам что-то говорю, и моя рука совершает жест; мне не нужно даже ничего говорить руке. Между мной и рукой существует глубокая синхронность.
Вы ходите, вы едите, вы пьёте, и всё это показывает, что вы — тело и сознание, находящиеся в органической целостности. Тело следует любить. Вы должны быть ему лучшим другом. Тело — ваш дом, и вы должны очищать его от всякого мусора, помнить, что тело служит вам безотказно, изо дня в день. Тело делает всё для вашего выживания, для вашей жизни, хотя вы так неблагодарны, что никогда даже не говорили ему «спасибо».
Тело — величайшая тайна во всём существовании. Его тайна требует любви; его загадки, его жизнедействие — пристального исследования...
Он найдёт величайшую из тайн внутри себя, а внутри тайны тела — сам алтарь своего сознания.
Как только человек осознаёт собственное сознание, собственное существо, — нет никакого Бога выше него.

РЕЦЕПТЫ
ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПАНЦИРЯ

...Вы носите на себе панцирь. Панцирь мертв. Если вы не станете его носить, он просто отпадёт. Но вы не просто его носите, но и постоянно питаете и укрепляете.
вам нужно наблюдать, где именно вы чувствуете скованность в теле.
Сделайте три вещи. Первое: когда вы идёте или сидите — или ничего не делаете — глубоко выдохните. Центром внимания должен быть выдох, не вдох. Итак, выдыхайте глубоко — весь воздух, который вы можете из себя выбросить, выдохните через рот. Выдыхайте медленно, пусть это займёт некоторое время, — чем дольше, тем лучше, — потому что тогда техника пойдёт глубже. Когда весь воздух изнутри тела выброшен, пусть тело сделает вдох; не вдыхайте сами. Выдох должен быть медленным и глубоким, вдох должен быть быстрым. Это смягчит панцирь на груди.
Второе: Когда вы бежите, просто представьте, что тяжесть исчезает из ног, словно спадает. Ноги несут панцирь. Итак, начните бегать, мм? И, пока вы бежите, уделяйте больше внимания выдоху. Как только вы снова почувствуете ноги, почувствуете их текучесть, в вас появится огромный поток энергии.
Третье: вечером, прежде чем заснуть, снимите одежду, и пока вы её снимаете, представляйте себе, что вы снимаете не только одежду, но и панцирь. Делайте это буквально. Снимите одежду и глубоко вздохните — и тогда спите так, словно панциря больше нет, и на теле нет ничего сковывающего.

СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ

...Каждый вечер садитесь в кресло, и пусть голова будет откинута назад, в расслаблении и покое. Вы можете воспользоваться подушкой, чтобы находиться в позе полного покоя, и чтобы в шее не было напряжения. Затем расслабьте нижнюю челюсть — просто расслабьте её, чтобы рот слегка приоткрылся — и начните дышать ртом, не носом. Но дыхание не должно изменяться, оно должно оставаться таким, как есть, — естественным. Первые несколько вдохов и выдохов будут немного лихорадочными. Мало-помалу дыхание установится и станет очень неглубоким. Вдохи и выдохи будут очень лёгкими; именно так и должно быть. Пусть рот остаётся открытым, глаза закрытыми; будьте в покое.
Затем начните чувствовать, что ноги расковываются и словно отделяются от вас, отсоединяются в суставах. Чувствуйте их так, словно они перестали быть частью вас — их отрезали — и начните думать, что вы — только верхняя часть тела. Ног больше нет.
Затем — руки. Представьте, что обе руки расковываются и отделяются. Может быть, вы сможете даже услышать внутри щелчок, словно они отламываются. Руки больше недоступны вашему сознанию, они умерли, их у вас отняли. Теперь остался только торс.
Начните думать о голове — она от вас отделилась. Вы обезглавлены. Голова отломилась. Устранитесь и предоставьте ей полную свободу: куда бы они ни повернулась — вправо или влево, вы ничего не можете сделать. Просто устранитесь и оставьте её в покое; головы у вас больше нет.
Теперь у вас остаётся только торс. Чувствуйте, что у вас ничего больше нет, только эти грудь и живот.
Делайте это, по меньшей мере, двадцать минут, затем усните. Это нужно делать перед самым сном. Продолжайте, по меньшей мере, три недели.

...У вас появится покой. Если вы начнёте воспринимать эти части тела как отдельные, останется только существенная часть, и вся энергия будет двигаться в неё. Эта существенная часть тела расслабится, и энергия снова потечёт в ноги, руки и голову, но теперь — более пропорциональным образом.

РАСКРЕПОЩЕНИЕ ГОРЛА

...Если с самого детства ваша способность к самовыражению была ограничена — вы не могли говорить и делать то, что хотели, — эта невыраженная энергия остаётся пойманной в горле. Горло — центр самовыражения: этот центр ответствен не только за глотание, это также и центр самовыражения. Говорите то, что рождается в вас спонтанно, не сдерживайтесь.

Делайте это каждый вечер: просто сядьте и начните раскачиваться. Раскачиваться нужно таким образом, чтобы, когда вы движетесь в одну сторону, земли или пола касалась одна ягодица, — поэтому сядьте на что-то твёрдое, — а когда вы движетесь в другую сторону, пола касалась другая. Обе ягодицы не должны касаться пола одновременно; пусть при каждом движении пола касается только одна.
Это один из самых древних методов, чтобы всколыхнуть энергию у основания позвоночника.
Если что-то не так в горле, значит, там остаётся какая-то энергия, и вы выработали способность контролировать это количество энергии, поэтому нужен дополнительный приток. Это послужит тому, чтобы контроля с вашей стороны стало меньше, а энергии — больше; вы не сможете её контролировать, и плотину прорвёт. Делайте это пятнадцать-двадцать минут.
И через десять минут этого упражнения просто продолжайте раскачиваться и начните говорить: «Алла... Алла...» Говорите «Алла», когда наклоняетесь в одну сторону, затем — «Алла» — когда наклоняетесь в другую сторону. Мало-помалу вы начнёте чувствовать, что энергии приходит больше, и «Алла» становится громче и громче. Через десять минут наступит момент, когда вы будете почти кричать: «Алла!» Вы вспотеете; энергия потечёт так горячо, и «Алла! Алла!» станет почти сумасшедшим. Это доставит вам удовольствие. Это будет странно, но доставит удовольствие! Тогда вы можете начать делать это дважды — также утром: двадцать минут утром и двадцать минут вечером.

ДЫХАНИЕ ИЗ ЖИВОТА

... возьмите грубое сухое полотенце и помассируйте им живот: втянув мышцы пресса — чтобы массаж достиг внутренней части живота — разотрите его с силой, начиная с правой верхней части и продвигаясь кругообразно вокруг области пупка, — но его не касаясь, — чтобы весь живот получил глубокий массаж. Повторяйте это после каждого опорожнения кишечника — до двух или трёх раз в день.
Далее, днём, от восхода до заката солнца — но никогда не ночью — пусть дыхание остаётся как можно более глубоким и частым. Чем интенсивнее и глубже вы дышите, тем лучше. Но помните главное: дышать нужно животом, не грудью, таким образом, чтобы при вдохе «наполнялся» живот, а не грудь. При вдохе живот наполняется, при выдохе втягивается. Пусть область груди остаётся неподвижной, словно процесс дыхания не имеет к ней никакого отношения. Просто дышите животом, и целый день благодаря этому будет продолжаться тонкий массаж.
Мало-помалу мы теряем контакт с пупком. Энергетически мы оказываемся всё более «подвешенными» в голове, и дыхание становится неглубоким. Поэтому в течение дня, каждый раз, как вы об этом вспомните, дышите как можно глубже, и пусть в дыхании участвует живот. Просто оставайтесь естественным, и дыхание будет глубоким. Глубина дыхания — следствие вашей естественности.

ТАНЦУЯ, КАК ДЕРЕВО

...Если возможно, выйдите на открытый воздух, встаньте среди деревьев и станьте деревом, и пусть ветер колышет ваши ветви.
Чувствуйте себя отождествлённым с деревом — это очень укрепляет и придаёт сил. Человеку легко войти в первобытное сознание; деревья всё ещё в нём живут. Разговаривайте с деревьями, обнимайте их. Если выйти на открытый воздух невозможно, просто встаньте посреди комнаты, представьте, что вы — дерево, — идёт дождь, или дует сильный ветер, — и начните танцевать. Но танцуйте, как дерево, и вы сможете влиться в природный поток. Дело только в том, чтобы научиться искусству, поддерживать энергию в потоке.
Эта техника будет для вас ключом: если энергия оказывается запертой, вы всегда можете её высвободить.

РАССЛАБЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ СВЕРХУСИЛИЕ

...Каждый вечер, прежде чем заснуть, встаньте посредине комнаты — точно посредине — и сделайте тело как можно более твёрдым и напряжённым, почти так, словно вы вот-вот взорвётесь. Делайте это две или три минуты, затем расслабьтесь на две минуты, стоя. Чередуйте такие напряжения и расслабления два или три раза, потом лягте спать.
Но напрягайте всё тело как можно сильнее. И ложитесь спать сразу же. Не делайте потом ничего другого, чтобы всю ночь расслабление становилось в вас глубже и глубже.

МОЛЧАНИЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЗВУКА

...Бывает такое молчание, которое приходит, только когда вы абсолютно свободны от контроля; оно нисходит на вас. Выполняйте следующую медитацию каждый вечер, прежде чем уснуть. Просто сядьте в постели, выключите свет — отключитесь от всего, что хотели сделать, потому что после этой медитации вы просто заснете. После неё не делайте ничего; после этой медитации «делающему» в уме, ничего больше делать не разрешается. Просто расслабьтесь и двигайтесь в сон, потому что сон тоже приходит — вы не можете его контролировать. Во сне есть одно качество, почти как в медитации — в молчании, — то, что он просто приходит. Можно только ждать; можно только быть в расслабленном, восприимчивом настроении.
И после этой медитации вам нужно просто расслабиться и погрузиться в сон, чтобы процесс был непрерывным, и медитация продолжала в вас течь. Всю ночь эта вибрация будет сохраняться. Утром, открыв глаза, вы почувствуете, что спали совершенно по-другому. Была качественная разница; это был не просто сон: присутствовало что-то другое, более глубокое, чем сон. Вас что-то орошало, и вы не знаете, что это, и к какой его отнести категории.

Эта медитация очень проста, Сядьте в постели, расслабьте тело, закройте глаза и просто представьте, что вы заблудились в гористой местности. Представьте, что ночь тёмная, в небе нет луны, и небо очень облачное.
Вы не видите ни одной звезды — абсолютно темно — вы не видите даже собственную руку. Вы заблудились в горах, и найти дорогу очень трудно. Ситуация очень опасна — в любой момент вы можете упасть в какую-то расщелину, в какую-то пропасть, и вас не станет навсегда. Поэтому вы должны продвигаться ощупью, очень осторожно. Вы полностью бдительны, потому что опасность велика, а когда опасность велика, человеку приходится быть очень бдительным.
Вообразить темную ночь и гористую местность нужно лишь для того, чтобы создать очень опасную ситуацию. И вы очень бдительны; даже если упадёт иголка, вы сможете это услышать. Затем внезапно вы подходите к обрыву. Ясно, что дальше пути нет; и нельзя знать, как глубока пропасть. Вы берёте камень и бросаете в пропасть, просто чтобы посмотреть, насколько она глубока.
Слушайте и ждите звук упавшего камня, ударившегося о другие камни. Продолжайте слушать, продолжайте слушать, продолжайте слушать... Но звука нет — словно у этой пропасти нет дна. Благодаря тому, что вы продолжаете слушать, в вас возникает огромный страх, и в этом страхе, конечно, ваша осознанность разгорается ярким пламенем.
Пусть эта картина буквально возникнет у вас в воображении. Вы бросаете камень и ждёте. Вы продолжаете слушать; вы ждёте с бьющимся сердцем, но никакого звука нет. Полное молчание. В этом молчании за пределами звука усните.

Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

Пред.

Эзотерическая литература