11 апр 2020, 14:21
9
Вопрос: Как выяснить, кто ты есть?
Аннамалай: Ты выяснишь это, постоянно выполняя самоисследование. Спрашивай себя: «Являюсь ли я телом? Являюсь ли я умом?» Когда самоисследование становится достаточно глубоким, ты понимаешь, кем являешься.
Вопрос: Но ведь Свамиджи только что сказал, что, если человек готов, он способен чувствовать покой в присутствии реализованной души.
Аннамалай: Готовность и неготовность – принадлежности ума. Ты умом не являешься, ты уже есть Я.
Вопрос: .....
Аннамалай: Задавание вопросов такого рода не поможет тебе осознать Я. Наличие таких вопросов у тебя в уме не приведет тебя к переживанию Я.
Я бы посоветовал тебе спросить себя: «Кто задает этот вопрос? И кто получает ответ?» Если у тебя будет такое отношение к своим сомнениям и вопросам, твой поиск их источника приведет тебя назад к Я. В том месте нет ни вопросов, ни ответов. Есть только покой.
...
Под землей везде есть вода, но есть такие места, где добраться до нее легче. Точно так же Я есть везде. Нет такого места, где его не было бы, но верно и то, что существуют определенные места, существуют определенные люди, рядом с которыми присутствие Я можно легче ощутить.
Также и с Я. Можно его переживать, можно им стать, но невозможно объяснить это состояние словами. То же самое можно сказать и в отношении этой горы. Ты можешь переживать опыт ее восприятия, но не можешь удовлетворительно описать его. Если ты готов получить покой, Аруначала может его тебе дать. Этот покой уже внутри нас, но люди не принимают этого во внимание и поэтому продолжают его искать повсюду, где-то вовне.
Я также слышал, как Бхагаван однажды сказал: «Если ты будешь обходить эту гору, она одарит тебя своей милостью, даже если ты не хочешь».
10
Вопрос: Я хочу спросить Свамиджи о его собственном опыте. Было ли это разовым событием, взрывом понимания? Или все происходило постепенно и трудно что-то выделить?
Аннамалай Свами: Мой опыт был таков: посредством постоянной садханы я постепенно терял в Я свое напряжение. Это был постепенный процесс.
Вопрос: Получается, это не обязательно должно походить на большой взрыв?
Аннамалай: Это не есть что-то новое, приходящее внезапно. Оно присутствует всегда, но очень скрыто. Его нужно открыть заново. Единственный путь – постоянная медитация.
Вопрос: Сомнения – не единственная моя проблема. Я обнаружил, что моя жажда Я не слишком-то сильна. Это меня довольно серьезно беспокоит.
Аннамалай: Когда ты забываешь о состоянии бытия Собой, тогда приходит время спросить: «Кто забывает Себя? У кого сомнения? Кто в замешательстве?» Занимайся таким исследованием. Отбрось все, что тобой не является, и вернись назад к самому Себе.
Вопрос: Иногда мне не удается превозмочь сомнений в себе.
Аннамалай: Если медитация недостаточно продолжительна, другая часть ума становится доминирующей. Тебе требуется пересилить этот ум, который уносит тебя от Себя, снова и снова занимаясь самоисследованием....Точно также, если ты утвердишься в Я, ты никогда снова не вернешься в невежество. ...Что бы ни происходило, исследуй: «С кем все это случается?» Делай так и возвращайся назад к Я, которое есть покой.
Если потенциал самопознания достаточно велик, сила твоего желания приведет тебя к Я.
Вопрос: Но все равно я должен продолжать самоисследование.
Аннамалай: Если ты остаешься в Я, исследование не понадобится. Если ты удаляешься от Я и возвращаешься в ум, тогда тебе приходится снова исследовать и возвращаться к Себе.
....
Аннамалай: Кто есть это «я»? Оно не тело и не ум. Если пребывать в качестве Я, то нет ни тела, ни ума. Так что же такое «я»? Проникни в него и выясни сам. Когда ты видишь веревку, что случается со змеей? Ничего не случается, потому что змеи никогда и не было. Подобным образом, когда пребываешь в качестве Я, есть знание, что этого «я» никогда и не существовало.
Все есть Я. Ты не отделен от Я. Все есть Ты. Твое истинное состояние – это Я, и в Я нет ни тела, ни ума. Это правда, и ты знаешь это, сам будучи этим. Эта идея «я есть тело» неверна. Эта ложная идея должна уйти, и убеждение «я есть Я» должно дойти до степени постоянства.
В настоящий момент мысль «я есть тело» кажется тебе очень естественной. Тебе следует способствовать тому, чтобы естественной для тебя стала мысль «я есть Я». Это случается, когда ложная мысль «я есть тело» уходит, и когда ты перестаешь верить в ее истинность, она исчезает, как исчезает тьма при появлении солнца. Вся эта жизнь есть сон – сон внутри сна, который есть сон. Нам снится этот мир, нам снится, что мы умираем и принимаем рождение в другом теле. И в этом рождении нам снится, что нам что-то снится. Все виды наслаждений и страданий чередуются в этих снах, но наступает момент, когда случается пробуждение. В этот момент, который мы называем осознанием Я, есть понимание, что все рождения, смерти, все страдания и удовольствия были нереальными снами, которые в конце концов кончились.
Каждый имел опыт сна во сне. Может сниться, что пробуждаешься ото сна, но, тем не менее, это пробуждение происходит во сне.
Бхагаван в «Кто я?» учит нас весь мир целиком видеть как сон. Когда придет такое осознание, ничто не сможет повлиять на тебя, потому что у тебя будет твердое знание, что все проявленное – нереальный сон.
11
Вопрос: Однажды, когда я, как обычно, сидел перед портретом Бхагавана, из его глаз начал литься свет. Потом я попал в умиротворенное благодатное состояние вне времени, которого никогда прежде не переживал. Я напрочь позабыл о своем теле, времени и всем, что меня окружает. Был только покой и сознание. Это переживание оказало на меня очень глубокое воздействие; оно создало во мне сильное желание получить это переживание снова. Как мне получить это переживание снова?
Аннамалай Свами: С помощью постоянного самоисследования. «У кого было это переживание и кто его потерял? У кого страстное желание получить его снова? У кого есть все эти мысли о нем?» Если последуешь такому методу, то в конце концов осознаешь, кем ты на самом деле являешься.
Переживание, которое у тебя было, пришло не откуда-то из другого места. Оно уже есть в тебе. Выясни, у кого было переживание.
Вопрос: Для того чтобы заниматься самоисследованием, нам приходится использовать ум, который обычно является источником беспокойства, а в действительности и вовсе не существует. Почему?
Аннамалай: Ум, которым мы пользуемся для самоисследования, – это чистый ум, саттвический. Пользуясь этим саттвическим умом, мы занимаемся самоисследованием, чтобы устранить ум нечистый, который есть раджас и тамас. Если ты будешь продолжать заниматься самоисследованием с помощью саттвического ума, в конце концов этот саттвический ум будет растворен в Я.
Вопрос: ..После того как эта депрессия оставила меня, я обнаружил, что всегда находился в состоянии покоя.
Аннамалай: Тот, у кого была депрессия, – это не ты. Твоя настоящая природа – покой. Не отождествляйся ни с умом, ни с депрессивными состояниями, которые он создает. Они – это не ты.
Вопрос: Как мы можем продолжать нашу садхану посреди всей этой повседневной деятельности? Это очень трудно.
Аннамалай: Рамакришне однажды задали такой же вопрос, и в качестве ответа он привел пример ребенка, который играл, кружась как волчок. Если так делать, то скоро закружится голова и упадешь, но если тот же ребенок кружится, крепко держась за шест вытянутой рукой, то шест удержит его на ногах и убережет от падения. В этом головокружительном кружащемся мире самсары, если держишься за шест Я, ты сможешь устоять на ногах и не упадешь.
...Без определенной защиты взаимодействие с мирскими проблемами может оказаться неприятным, может цеплять тебя. Но если ты смажешь себя маслом памятования о Я, то сможешь легко и эффективно двигаться в мире, и никакие твои дела не зацепят тебя и не причинят тебе беспокойства и неудобства. Когда имеется памятование о Я, все в жизни протекает гладко и нет привязанности к выполняемой работе.
Вопрос: Как вам удавалось продолжать свою садхану одновременно с большим объемом дел в Ашраме?
Аннамалай: Бхагаван говорил, чтобы я читал ... и другие его произведения. Еще он говорил, чтобы я делал параяну. Все это очень помогало удерживать ум на Я во время работы. Если сможете поддерживать такое отношение, работа не будет бременем, и никакие проблемы вас не затронут». Не делайте различия между работой и медитацией. Если вы сами различий не делаете, любая ваша работа станет медитацией.
12
Если ты хочешь согреться, тебе нужно подойти поближе к огню. Если хочешь воды, тебе нужно подойти к колодцу, а если хочешь милости, чтобы осознать Себя, тебе придется пойти к джняни.
Я хочу сказать еще кое-что о милости Гуру. Бхагаван сказал мне, что Гуру – это Я, пребывающее внутри. Я проявляется в форме и подталкивает умы преданных в направлении Себя Самих. В то же самое время Гуру пребывает в нас в качестве непроявленного Я. Он тянет нас к Себе изнутри. Это затягивание и подталкивание и есть милость Гуру.
Чтобы милость Гуру над нами работала, нам приходится сдаваться. Нам приходится отказываться от всех вещей этого мира, других миров – и направлять все наше внимание к Себе. Если мы хотим чего-то в этом мире или после смерти, наша энергия будет рассеиваться на эти желания и мы будем перерождаться снова и снова.
Однажды я сказал Бхагавану, что хочу уйти и пожить в пещере, где мог бы медитировать сам.
Бхагаван ответил: «Если у тебя в уме есть такие желания, тебе придется еще раз рождаться. Зачем сохранять такие желания? Если тебе это предназначено, оно случится само по себе. Оставь эту мысль в покое».
Так что откажитесь от всех своих желаний, симпатий, антипатий и предпочтений. Если вы действительно единое целое, какая часть себя будет вам нравиться или не нравиться?
Бхагаван часто цитировал нам стихи «Я отдаю себя тебе. Взамен ты должен отдать мне себя. В этой сделке обмена кто на самом деле оказывается в выигрыше? В результате нашей сделки я получил от тебя безграничную ананду. Но что ты получил от меня? Ничего! Только лишь бесполезное эго. Теперь ты живешь в моем сердце. В чем еще я нуждаюсь?! Со мною это свершилось. Мне ничего не нужно, потому что в моем Сердце есть ты». Он мог так петь, потому что сам Шива пребывал внутри него как его собственная реальность. Его желания исполнились. Ему ничего не было нужно.
14
Аннамалай Свами: Если в семье кто-то умирает, мы не принимаем пищу, пока тело не кремировано или не погребено. Когда мать Бхагавана умерла, Бхагаван пренебрег этим правилом, сказав: «Мать не мертва. Давайте поедим». В этом случае ритуального осквернения не совершалось, потому что его мать осознала Я в последние свои минуты. В таких обстоятельствах обычные правила омовения и поста не применяются
Вопрос: Во время глубокой медитации покой присутствует постоянно. Но все еще есть ощущение, что покой – это нечто, что может приходить и уходить. Я знаю, что это просто идея, но я хочу эту идею уничтожить и иметь непосредственное переживание покоя, который никогда не приходит и не уходит. Бхагаван говорит: «Вы всегда Я. Избавиться нужно только от вашего мнения, что вы Я не являетесь». Как это происходит?
Аннамалай Свами: Я – это покой и радость. Осознание покоя и радости внутри себя есть истинное осознание Я. Невозможно делать различия между миром, радостью и Я. Они представляют собой неразделимые аспекты. У тебя есть эта идея, что покой и радость присутствуют внутри, поэтому ты прилагаешь какие-то усилия, чтобы их там найти, но в настоящий момент это для тебя только идея. Поэтому спроси себя: «Кому эта идея приходит? У кого она есть?»
Тебе нужно придерживаться этой линии, если хочешь, чтобы идею заменило переживание. Покой – это не идея и не то, что приходит и уходит. Мы всегда есть То. Так что и пребывай в качестве Того. У тебя нет ни рождения, ни смерти, ни неволи, ни свободы. Ты есть вечный покой, и он свободен от всяких идей. Мысль «я есть тело» – вот что укрывает То. Вот что должно уйти.
Вопрос: Получается, что именно мысль, будто я есть ум и тело, возвращается и перекрывает переживание?
Аннамалай: Да, да. Этой мысли «я есть тело» нет во время сна. Каждый получает от сна удовольствие, и причина, по которой мы это удовольствие получаем, в том, что там нет мыслей. Именно возникающие впоследствии мысли причиняют нам все наши беспокойства. Во время сна нет отделенной сущности, потому что не возникает мысли создать ее образ. Когда приходит пробуждение, первая возникающая мысль «я есть тело» приносит разделение, сомнения и смятение. Если сможешь без нее обойтись, в состоянии бодрствования будет знание: «Я Рамана, я Аруначала, все есть Я». Рама, Кришна и т. д. – все есть Ты. Только эта ограничивающая мысль «Я есть тело» удерживает тебя от этого знания, этого осознания.
В состоянии бодрствования у джняни нет ограничивающих мыслей, нет эго, отождествляющего себя с именем и формой. Его состояние кристально чисто.
У Бхагавана Раманы не было ни эго, ни ограничивающих мыслей – вот почему он знал, что он и есть этот покой, это счастье.
Вопрос: Как мы можем избежать привязанности к форме Гуру; его личности и месту, где Гуру живет?
Аннамалай: Если ты будешь полностью обходиться без привязанности к своему телу и уму, тогда все другие привязанности исчезнут. Отождестви себя с Тем, что не является ни умом ни телом, и все твои привязанности уйдут. В отдельно взятый момент времени ты можешь держать свое внимание только на чем-то одном. Пока внимание на уме или теле, оно не может быть на Я. И наоборот, если ты держишь внимание на Я и полностью поглощен им, не будет осознания ума и тела.
Каждую ночь во время сна ты «отвязываешься» и от тела, и от ума, результатом чего являются тишина, покой и отсутствие двойственности. У тебя могут быть эта тишина, этот покой и отсутствие двойственности и в состоянии бодрствования, если ты не будешь верить возникающим мыслям, создающим для тебя двойственность. Противься ограничивающим мыслям. Замени их на такие мысли, как: «Все есть Я сам. Каждый человек – это Я сам. Все животные, все вещи – это Я сам». О чем ты думаешь, тем и становишься. Если понимаешь и переживаешь, что все есть Ты сам, как у тебя может быть приязнь или неприязнь? Если все будет Тобой, не будет желания избежать чего-то, побуждения оказать чему-то предпочтение.
Если ты вообще хочешь различать, избегай дурных мыслей. Ночью, когда тебе вдруг становится холодно, ты натягиваешь на себя одеяло. Натяни на себя одеяло различения, когда чувствуешь, что дурные мысли тянут тебя вниз.
Ты можешь чувствовать необходимость это сделать, но джняни не может – поскольку ничто никогда не сможет затащить его обратно в царство ложных отождествлений. Он всегда будет пребывать в том состоянии, когда он знает, что все есть Он Сам. У него никогда снова не возникнет мысли, будто что-то отлично или отделено от Него Самого.
Не важно, что написано. Важно, как понято.