04 июл 2020, 20:15
19 ..
Аннамалай: Если ты пойдешь к физическому Гуру и спросишь, как осознать Я, он, вероятно, скажет тебе, что ты уже Я и что тебе следует просто держаться Я, которым ты уже являешься. Если ты сможешь с этим разобраться, то будешь постоянно пребывать с истинным Гуру и тебе не понадобится физическая форма Гуру, чтобы напоминать тебе о том, кем ты являешься. В таком состоянии ты будешь жить с Бхагаваном, оставаясь в качестве Я, удерживаясь в истинном «Я» постоянно.
Если ты пойдешь к Гуру в физической форме и спросишь о Само-реализации, тебе не скажут о важности физической формы Гуру. Тебе будет сказано держаться за истинное «Я». Тебе скажут, что не нужно попадать в ловушку веры в то, будто Гуру – это тело. Гуру находится внутри тебя в качестве Я и вне тебя в качестве физической формы, которая проявлена в Я. Если ты последуешь совету, который дает физический Гуру, то обнаружишь, что внутренний и внешний Гуру суть одно и то же. Однако очень немногие люди могут разобраться в этом сами.
Вопрос: Нужно ли еще что-то делать, после того как Я достигнуто и пережито на опыте?
Аннамалай: Поначалу пребывание в Я может не быть устойчивым и необратимым. Первое время, чтобы удерживаться в нем, может понадобиться бдительность.
Есть один стих из «Кайвальи Наваниты», который часто цитировал Бхагаван. Он говорит о необходимости быть бдительным, даже после того как Я впервые пережито на опыте. В этом стихотворении ученик говорит своему Гуру:
Господи, ты есть та реальность,
что пребывает в качестве моего внутреннего Я
и управляет мной во время моих
бесчисленных инкарнаций!
Слава Тебе, принявшему внешнюю форму,
чтобы наставлять меня.
Не знаю, чем могу я отплатить за твою милость,
даровавшую мне свободу.
Гуру отвечает:
Укрепиться в Я без помех трех видов
(невежество, неуверенность и ложное знание),
препятствующих твоему опыту, —
вот высочайшее воздаяние,
которым ты можешь отплатить мне.
Гуру знает, что если не быть бдительным, первое переживание Я может ускользнуть.
Вопрос: Почему этого первого переживания недостаточно?
Аннамалай: Если все еще имеются васаны, то они снова поднимутся и переживание будет утеряно. Пока они присутствуют, всегда будет существовать возможность того, что мы опять станем принимать нереальное за реальное.
Если мы принимаем мираж за настоящую воду, это неведение. Точно так же, если мы принимаем нереальное тело за Я, это неведение. Как только наступает неведение, нужно подвергнуть его сомнению: «Кому пришло это неведение?» Полная решимость осуществить такое исследование растворит всякие сомнения. Задавая вопрос: «Кто я?» и постоянно медитируя, приходишь к ясности бытия.
Пока продолжают существовать васаны, они будут подниматься и покрывать реальность, препятствуя ее осознанию. Сразу, как только они дадут о себе знать, задавай вопрос: «Кому они приходят?» Такое постоянное исследование утвердит тебя в твоем собственном Я, и проблем у тебя больше не будет. Когда знаешь, что змея ума никогда не существовала, когда знаешь, что кроме веревки-реальности не существует ничего, сомнения и страхи больше не будут тебя беспокоить.
Вопрос: Что вызывает развитие и зрелость личности? Каким образом меняются гуны, так что в конце концов ум становится саттвичным?
Аннамалай: У Я нет рождения, нет смерти, нет проблем и страданий. Оно свидетель всех этих явлений, но не затрагивается ими. Все эти переживания случаются с умом и, проходя через многие жизни, ум зреет и учится. Он воплощается в теле и в этом теле усваивает кое-какие уроки. Потом он принимает другую форму, воплощается в другом теле и усваивает что-то еще. Подобным образом ум проходит через бесчисленные жизни, пока в конце концов не усвоит достаточно, чтобы вернуться к своему источнику, Я.
Вопрос: А пять покровов, кош, тоже вызревают в этом процессе? Все ли они развиваются или только некоторые?
Аннамалай: Ум включает в себя все пять кош. Можно сказать, что, проходя через многие жизни, эти коши развиваются и зреют, но в конечном счете реализация не имеет ничего общего ни со зрелым умом, ни со зрелыми кошами. Это такое состояние, в котором преодолеваешь и эти пять кош и ум. Это состояние, в котором наконец понятно, что ум – как зрелый, так и незрелый – никогда на самом деле не существовал.
Вопрос: Делает ли ум зрелым обретение духовного знания?
Аннамалай: Обретение знания принадлежит сфере образования, а не садханы. Видение всего как единого целого есть истинное видение, а контроль пяти чувств тела есть истинная садхана. Они должны быть под контролем, и успех этих стараний есть настоящее геройство. Осознание Я – вот подлинное образование.
Истинное образование не приходит от книг. Оно приходит благодаря общению с джняни. Только они могут должным образом направлять и вести нас. Я могу сейчас сказать, что как без посещения школы невозможно получить должного академического образования, так и настоящего духовного образования не получить без сатсанга – либо с джняни, либо с собственным Я.
Вопрос: Для меня трудно оставаться сфокусированным на мысли «я», особенно когда я нахожусь в гуще мирской деятельности. Достаточно ли осознавать само осознание, сознание вообще?
Аннамалай: Если ты осознаешь Сознание, то нет двойственности. В Сознание включено все.
Вопрос: Но достаточно ли осознавать осознание?
Аннамалай: Ты повторяешь вопрос, так что и я повторю ответ. Если ты пребываешь в этом состоянии Сознания, кроме него ничего не будет. Ни проблем, ни страдания, ни вопросов.
Вопрос: А вы всегда находитесь в этом состоянии Сознания? Я прихожу к заключению, что когда я занят какой-то деятельностью, мысли возникают и я больше себя не помню. Я больше не фокусируюсь на Сознании.
Аннамалай: Я не теряю осознание Я, потому что не отождествляюсь с телом и умом. Только в том состоянии, в котором ты отождествляешься с телом и умом, возникают проблемы.
В глубоком сне мы забываем и тело и ум, но Сознание, тем не менее, есть. То же самое состояние присутствует и сейчас, в то время когда мы бодрствуем. Если ты откажешься от всех своих идей о разделенности, этого будет достаточно. Когда такие идеи ушли, ты осознаешь, что Ты – это все.
Вопрос: В «Рибху-гите» упоминается, что как дурные, так и благие качества суть Брахман. Значит ли это, что нам нет нужды беспокоиться по поводу плохих и хороших качеств?
Аннамалай: В твоем истинном состоянии только Сознание существует. В глубоком сне в Сознании не проявляются ни имена, ни формы, в то время как это происходит во время сновидения и бодрствования. Когда ты смотришь на кусок ткани, то замечаешь его формоименные атрибуты: цвет, рисунок, плотность и т. п. Но в действительности ты просто смотришь на нити.
Основополагающая природа Сознания – то, что соответствует нитям ткани, – это покой. Намеренно пребывать в качестве Сознания – это значит быть глубоким, безмятежным покоем, даже если в нем, возможно, проявляются мысли и действия. Когда ты смотришь глазами мудрости, существует только покой. Ни зависимости, ни самсара Тебя не затрагивают. Даже если сказать, что Я – это покой, то это будет не совсем правильно. Я его называю покоем, но на самом деле оно не что-то такое, что можно описать или определить словами.
Дурные и благие качества – это идеи, которые проявляются в уме, в самсаре. Они концепции, которые исчезают, когда остается только покой. Когда ты – Покой, Сознание, все благие качества проявятся в тебе и через тебя, но ты не будешь их осознавать как «хорошие». Ты просто будешь тем покоем.
Вопрос: Колесо жизни – проявление, самсара, – как мне кажется, продолжает вращаться, утвердился ты в покое или нет. Нет ли в этом проявлении чего-то такого, что давало бы ключ к покою?
Аннамалай: Если ты понимаешь истинную природу этого колеса жизни, колеса, которое каждому дает множество чередующихся радостей и несчастий, то это понимание приведет тебя туда, где нет ни колеса, ни перемен, ни движения. Это колесо крутится в субстрате неизменного Я. Если занимаешь место в находящемся в покое неподвижном центре Я, то одновременно познаешь, что Я есть покой без движения и что крутящееся колесо также Я.
Вопрос: Почему существует необходимость в этом крутящемся колесе внутри Я? Зачем вообще нужно проявленное?
Аннамалай: Этот вопрос имеет место только в твоем уме. Если ты пребываешь в Я, в качестве Я, такой вопрос не возникнет. Двигаешь ты своей рукой или нет, она остается рукой. Ни в том, ни в другом случае ее природа не меняется. Майя есть Я. Все есть Я. Если откажешься от всех различий, то познаешь это сам. Вот все, что тебе нужно сделать.
Вопрос: Почему ум всегда идет вовне, вместо того чтобы идти вовнутрь?
Аннамалай: Потому что мы не задаем этого вопроса: «Почему ум идет вовне, а не вовнутрь?» Такая проблема возникает из-за того, что не понята до конца природа счастья. Люди всегда ищут ее не в тех местах и занимаясь не той деятельностью. Все начинается с впечатления – которое на самом деле есть непонимание, – будто счастье есть нечто такое, что можно найти вне себя самого, и больше того, будто тебе нужно что-то сделать или куда-то поехать, чтобы его достичь. Это твоя иллюзия, и именно вера в эту иллюзию заставляет ум искать счастья во внешнем мире.
Даже когда тебе говорят: «Счастье пребывает внутри тебя как твое собственное Я. Загляни внутрь себя и найди его», ты, тем не менее, думаешь, что тебе нужно сделать что-то или поехать куда-то, чтобы его обнаружить. Это и есть энергия майи, иллюзии. Это как если бы одна рыба в море спрашивала другую, где находится море.
Если не осознаешь, что твои очки покоятся у тебя на носу, можешь целый день искать их, думая, что они потерялись. Как следствие, ты считаешь, что они – объект, который нужно найти. В конце концов, ты понимаешь, что все это время носил их.
Пока шел поиск, то, что искалось на самом деле, было тем, посредством чего осуществлялся сам зрительный процесс. Ты искал объект, который в конце концов оказался субъектом, осуществлявшим зрительный процесс. Так же происходит и с умом и с Я. Ум принимает точку зрения, что Я нужно найти, а потом продолжает за ним охотиться, как будто это некий объект, чье местоположение можно обнаружить где-то внутри. Это также глупо, как в случае с человеком, у которого за плечами привязана коза и который тратит свое время, бродя по окрестностям в поисках своей козы и спрашивая у каждого встречного, где бы она могла быть.
Вопрос: Вы говорите, что я есть Я, и мне даже не нужно смотреть вовнутрь, чтобы это открыть. Думаю, что нужна милость, для того чтобы на опыте пережить истинность этого утверждения, уж коль усилие любого рода, как кажется, приводит к обратному результату.
Аннамалай: Милость всегда присутствует, всегда доступна, но для того чтобы она была эффективной, нужно быть в состоянии ее принять и использовать в полной мере. Если ты хочешь зачерпнуть из озера полную чашу воды, тебе сначала придется полностью опустить туда чашу. Если хочешь наполнить ум благодатью, погрузи его полностью в Я. Там милость проявится как покой и счастье.
Вопрос: Ум умирает постепенно или внезапно?
Аннамалай: Ответ таков: когда восходит солнце, тьма исчезает внезапно или постепенно?
Бхагаван, говоря на эту тему, однажды заметил: «Кто-то в темноте принимает свисающую веревку за змею. А потом спрашивает, сколько лет потребуется на то, чтобы эта змея сдохла».
Вот лучший ответ. Если ума не существует, он и умереть не может – ни медленно, ни быстро.
Словарь терминов
адвайта – буквально «не два». Школа веданты, которая утверждает, что существует только Брахман и что индивидуальные «я» – лишь иллюзорные проявления внутри Него.
ананда – блаженство; один из основополагающих аспектов, или качеств, Я.
Аннамалай – тамильское название Аруначалы.
Брахман – в индуизме безличная абсолютная реальность.
бхикша – пища, полученная в виде подаяния; предложение такой пищи; просить подаяние в виде пищи.
даршан – «взгляд»; лицезреть или быть лицезримым святым человеком или храмовым божеством.
джапа – «проговаривание»; обычно подразумевается повторение имени Бога.
повторение мантры (мантра-джапа) – одна из самых распространенных форм садханы.
нирвикальпа – «без различий»; обычно указывает на вид самадхи, в котором происходит полное переживание Я, но нет осознавания тела или мира.
ништха – дословно «сбалансированный» или «в состоянии равновесия». Этот термин обычно указывает на состояние постоянной упроченности в Я.
параяна – проговаривание нараспев духовных писаний.
пунья – заслуги, накопленные в результате благих действий.
сахаджа самадхи – «естественный»; состояние перманентной реализации, при котором ум безвозвратно уничтожается.
самадхи – подобное трансу состояние, в котором происходит переживание Я, реальности. Бхагаван проводил различие между нирвикальпа самадхи, которое является временным переживанием Я, когда тело и мир отсутствуют, и сахаджа самадхи (сахаджа означает «естественный») – состоянием постоянной реализации, в котором возможно нормальное функционирование в мире.
сат – бытие, реальность, истина.
сатсанг – «соединение с сат»; может принимать форму общения с реализованным существом либо быть внутренним соединением с собственным Я.
тапас – Выполнять тапас – значит сжигать собственную нечистоту путем интенсивной духовной практики.
упадеша – духовные учения, в особенности те, которые Гуру передает ученику.
шанти – покой; один из основополагающих аспектов, или качеств, Я.
шакти – энергия, сила; динамический аспект Я, вызывающий появление проявленности.
Примечания
5
В индийской философии термин пратьякша часто используется, чтобы обозначить непосредственный опыт чувств. Такие опыты не являются непосредственными, поскольку могут переживаться только посредством чувств и ума. Бхагаван пояснял, что пратьякшей является только субъективное осознание «я есть», потому что все другие переживания передаются посредством функций ума и тела.
6
Обычно это слово означает «встреча с теми, кто осознал Самость». Но поскольку «сат» значит «бытие», «истина» или «реальность», оно может быть переведено более буквально как «встреча с бытием» или «встреча с тем, что реально».
Шри Рама, седьмой аватар Вишну, изначально не осознавал своей божественности. Только в конце «Рамаяны» (что означает «Путь Рамы») он стал осознавать, кто он на самом деле. Таким образом, разумно предположить, что изначально, как и другие смертные, он отождествлялся с идеей я-есть-тело.
16
Бхагаван, равно как и многие другие индийские учителя, утверждал, что все, что разнится и меняется, не может быть реальным. неизменность – один из критериев реальности. Те, кто поддерживает такой взгляд, говорят, что поскольку только Самость неизменна, только Самость реальна. Сторонники адвайты, которая утверждает, что только бесформенная Самость реальна и что нет ничего отдельного от нее, говорят, что видимость постоянно меняющегося мира есть иллюзия, генерируемая умом. Бхагаван, который решительно поддерживал учение адвайты, отстаивал точку зрения, что как мир, так и ум абсолютно нереальны, поскольку они не что иное, как иллюзорная видимость внутри неизменной Самости.
17
Бхагаван часто говорил, что преданным следует быть в состоянии, которое он называл «пробужденным сном». Во время глубокого сна ум покоится в Самости, но не сознает блаженства и тишины, которые там существуют. Бхагаван утверждал, что если кто-то смог бы полностью утопить ум в Самости без потери осознанности, то он ощутил бы блаженство сознательного сна. Для описания этого переживания использованы два похожих термина: удерживание полной осознанности во время сна называется «пробужденным сном», удерживать ум в Самости во время состояния бодрствования называется «сном во время бодрствования». Хотя названия разные, опыт сознания в обоих состояниях один и тот же.
28
Некоторые дуалистические индуистские секты верят в то, что нужно оставаться отделенным от Бога, чтобы наслаждаться Его блаженством. Дуалисты часто приводят аргумент, что сладость сахара можно испытать, только если существует некто отдельный от сахара, чтобы ощущать его вкус. Бхагаван часто говорил, что эта аналогия неприменима, потому что Бог не есть инертный объект (джада), отдельный от переживающего «я».
32
Ахам брахмасми означает «я есть Брахман». В Упанишадах (называемых здесь «Веданта шастрами»), существует четыре махавакъи, или «великих изречения», которые торжественно утверждают реальность Самости, или Брахмана. Традиционные практики адвайта-садханы заключаются в том, чтобы повторять махавакъи – одну или более, – пока не будет обретена неодолимая уверенность, а еще лучше переживание, что только Самость существует.
33
Камфора – легко воспламеняющееся твердое вещество, которое легко поджечь горящей спичкой. Сгорев, она не оставляет пепла. Стоит ее поджечь, она будет гореть непрерывно, пока не останется ничего, кроме маленького черного пятнышка.
40
Эта выдержка взята из книги «День за днем с Бхагаваном»:
- «что значит слово „спурана“.
Бхагаван сказал: „…которая сияет или светит".
- что же именно сияет, эго или Я.
Он сказал: ни то, ни другое, но что-то среднее между ними, нечто такое, что есть соединение Я и я-мысли (эго), и что в Я нет даже этой спураны».
45
Нирвикальпа означает «нет различий». В нирвикальпа самадхи ум полностью исчезает, оставляя после себя временное переживание Я, которое не опосредовано опытом «я»-мысли. В этом состоянии невозможно думать или действовать, потому что нет осознания тела или мира. В сахаджа самадхи (сахаджа значит естественный) ум разрушен окончательно. Присутствует постоянное осознавание Я в сочетании со способностью нормального функционирования в мире. Состояние джняни – это сахаджа самадхи.
50
Аннамалай ссылается на стих: «Если являешься формой, мир и Бог также будут таковыми. Если формой не являешься, кто сможет увидеть их формы и каким образом? Может ли видимое иметь природу иную, нежели глаз? Самость есть глаз беспредельный». Разъяснение этого стиха Бхагаваном: «Если видящий глаз есть глаз плотский, видны грубые формы; если глаз использует линзы, даже невидимые вещи видятся как обладающие формой; если таким глазом является ум, тогда видны тонкие формы; таким образом, видящий глаз и видимые объекты суть одной природы; это значит, что если глаз сам является формой, он не видит ничего, кроме форм. Но ни физический глаз, ни ум сами по себе не обладают силой видения. Настоящим Глазом является Самость; поскольку, будучи чистым и бесконечным Сознанием, Реальностью, Она бесформенна, Она не видит форм».
Не важно, что написано. Важно, как понято.