5 Чань, дзен, дао-приправа

Модератор: просто Соня

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 10604
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 5 Чань, дзен, дао-приправа

Сообщение 19 дек 2025, 18:00

Д.Т.Судзуки  - Поле Дзэн

... Однако прошла еще одна неделя, а коан так и не был решен, и тогда мастер сказал: "Отложи отъезд еще на пять дней". Между тем прошло и эти пять дней, но монах не приблизился к решению коана, и тогда мастер сказал: "Тебе дается еще три дня, и если ты не решишь коан за эти три дня, тебе придется умереть!"
И тогда впервые за все это время монах всецело посвятил  оставшиеся у него силы работе над коаном, и через три дня решил его.

Мораль этой истории в том, что человек должен прилагать усилия,  выкладываясь при этом до конца. "Крайность у человека -- возможность для Бога". Часто бывает так, что сатори приходит лишь тогда, когда отчаяние достигает предела, и человек готов уже покончить с собой. Я склонен считать, что на пути к смерти многие переживают сатори, однако это происходит слишком поздно, и они уже не могут вернуться к жизни.

Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 10604
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 5 Чань, дзен, дао-приправа

Сообщение 19 дек 2025, 18:29

Сычуаньский чань буддизм - Солонин

Сычуаньский чань-буддизм является одним из наиболее самобытных направлений китайского чань.
учение У-сяна определялось формулой так называемых "трёх фраз": "не-запоминания", "не-мыслия" и "не-забвения". "He-запоминание" соответствует практике исполнения заповедей, "не-мыслие", или "отсутсвие мыслей", – практике сосредоточения, и "не-забвение" соответствует мудрости. Это учение У-сян объявил совершенным и всеобъемлющим.
традиция У-сяна определялась как "чань Татхагаты". Это учение было призвано преодолеть приверженность Северной школы к постоянному созерцанию и совершенствованию изначально чистой природы собственного ума. Постоянное очищение чистого зеркала ума, уничтожение постоянно возникающих аффектов, к которому призывал основоположник Северной школы Шэнь-сю в известной гахте из "Алтарной сутры", должно быть заменено непосредственным созерцанием природы собственного сознания, которое и есть Будда.
Таким образом, основой учения стало понятие "отсутствия мыслей", которое определяется как всеобъемлющее отсутствие различений. "Отсутствие мыслей" приобрело практически универсальный характер, став основой обретения буддийского мировидения в целом: "Общее неразделение есть отсутствие различений. Отсутствие различений есть отсутствие мыслей. Отсутствие мыслей есть отсутствие восприятия. Отсутствие восприятия есть отсутствие себя. Отсутствие мыслей есть отсутствие другого".
 У-чжу отождествляет "отсутствие мыслей" с "праджней". При этом "отсутствие мыслей" играет ту же роль, что и "изначальное отсутствие" у Дао-аня. У-чжу под "отсутствием мысли" понимал прежде всего отсутствие иллюзорной деятельности сознания, освобождение его от крайних воззрений. Такую же роль играло и "отсутствие" в системе Дао-аня, при той, однако, разнице, что Дао-ань рассуждал в рамках отношения "наличие – отсутствие", тоесть в онтологическом ключе, в то время, как "отсутствие мыслей" есть скорее психологическая или психо-онтологическая категория.
Категория "отсутствия мыслей" не имеет у У-чжу онтологической коннотации универсального истока всего феноменального. У Дао-аня же эта коннотация представляется важнейшей.
"[Отсутствие мыслей] не есть принцип, не есть вещь, не рождается и не умирает". Тем самым "отсутствие мыслей" приобретает изначально не свойственный этой категории онтологический смысл и может быть сопоставлено с формулой Дао-аня: "Отсутствие предшествует тысячам превращений, пустота есть начало множества форм"8. Таким образом, "отсутствие мыслей" становится ещё одним обозначением всеобщего первоначала, истинной реальности, имманентной человеческому уму.
Эта реальность не описывается категориально (не есть принцип, не есть вещь) и постоянна (не рождается и не гибнет).

Говоря о роли ума в отношении наличия и отсутствия: "То, в чём люди вязнут, это – наличие. Если опираться на изначальное отсутствие сознания, то все различающиеся представления прекратятся. Смысл пустоты отсутствия в уничтожении различающихся воззрений". 
праджня есть "мудрость, в которой исчезает понятие мудрости и глупости", в которой "в отношении заповедей нет заповедей и нарушения [их], в отношении сосредоточения нет сосредоточения и смуты... поэтому это есть постоянный путь".
имеется в виду свобода от различений, обладание которой даёт обретение праджни. "Когда не рождаются мысли, то это [означает] разрушение всех [форм] различающего сознания". "[Отсутствие мыслей] умиротворённо и неподвижно, [оно] есть смысл истинной реальности". "Обширно и неподвижно... глубоко и молчаливо есть истинное [существо] всех дхарм". 
Таким образом, обретение "отсутствия мыслей" есть высшее состояние ума, тождественное с обретением премудрости-праджни. При обретении подобного состояния не может идти речь ни о каком знании, скорее об уничтожении сознания, ибо "когда обретено истинное отсутствие мысли, то и само отсутствие мысли также не существует".
традиция У-чжу представляется одним из первых выражений собственно учения чань. У-чжу обратился непосредственно к практике реализации природы ума.

Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 10604
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 5 Чань, дзен, дао-приправа

Сообщение 19 дек 2025, 20:12

Проблема индивидуального "Я" в средневековом чань-буддизме.
Нестеркин.

Статья С.П. Нестеркина «Проблема индивидуального «Я» в средневековом чань-буддизме» исследует, как чань-буддизм рассматривает природу «Я» (личности, эго), пытаясь растворить его иллюзорность и достичь просветления, в отличие от западных психологических концепций, где «Я» понимается как субстанциональное, а в чань акцент делается на не-«Я» (анатман), пустоте (шуньята), и важности прямого постижения природы Будды в каждом существе через медитацию (дзадзен), парадоксальные вопросы (коаны) и повседневные действия.
* Критика западного представления о «Я»: В статье проводится противопоставление традиционного западного понимания личности как устойчивого, автономного «Я» и чаньского подхода.
* «Я» как иллюзия (анатман): Чань-буддизм учит, что индивидуальное «Я» — это временная комбинация скандх (физических и ментальных факторов), а не некая постоянная сущность.
* Цель — Преодоление «Я»: Цель практики — не укрепление эго, а его растворение, осознание своей неразрывной связи со всем сущим и достижение состояния «не-Я» (пробужденное состояние).
* «Пустота» (Шуньята): Понимание пустоты всех явлений, включая само «Я», является центральным.
Через практики вроде «гунфу» (мастерство, дисциплина) и «не-мысли» (отсутствие привязанности к мыслям) практикующий приходит к непосредственному опыту реальности, минуя концептуальное «Я».


1-е прочтение

Нестеркин. С.П.Нестеркин
ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО "Я" В СРЕДНЕВЕКОВОМ ЧАНЬ-БУДДИЗМЕ

во всех школах буддизма махаяны, в том числе в школе чань, вера в реальность существования индивидуального "Я" объявляется таким же заблуждением, как и вера в реальность существования всех внешних объектов, всех структурных элементов бытия дхарма и вообще всего окружающего мира вещей и явлений (дхарма-дхату). ТОпираясь на эти положения буддизма махаяны, основоположник Южной ветви школы чань Хуэйнэн (638-713) утверждал: "Все дхармы не имеют реальности, поэтому нужно освободиться от идеи их реальности. Тот, кто верит в реальность дхарм, живет в совершенно нереальном мире"
Таким же "заблуждением", от которого необходимо освободиться, он считал и представление об индивидуальном "Я":
"Индивидуальное "Я" есть гора Сумеру, ложное сознание есть Великий океан, а страсти – это волны. Отравленное сознание – это злой дракон, омраченная активность – это рыбы и морские черепахи, иллюзии и ложные взгляды – это духи и черти, три яда (т.е. алчность, гнев и невежество) – это ад; глупость и невежество – это скоты (животные), а десять добрых деяний – это Небесный Алтарь (т.е. рай.). Если не будет индивидуального "Я", то гора Сумеру упадет сама собой; если будет отброшено ложное сознание, то вода в [Великом] океане высохнет [сама собой]; если страстей не будет, то волны исчезнут [сами]; если отравы и пороков не будет, то рыбы и драконы пропадут".

Виджнянавада делает шаг от плюрализма хинаяны к монистическому идеализму, утверждая, что дхармы не имеют истинного бытия, и сводя их к общему источнику – алаявиджняне (сознанию-вместилищу). Сама алаявиджняна – это частица нирваны, не подверженная эмпирическому бытию, однако живые существа в силу врожденного неведения принимают ее трансформации за собственное индивидуальное "Я" и внешние объекты. В силу этой иллюзии возникают ложные мысли, создающие карму и приводящие к "дальнейшим перерождениям" девятый патриарх чань Цзунми (774-841) сравнивал это с болезнью глаз, из-за которой человек видит какие-то несуществующие вещи, или же с фантастическими видениями человека, погруженного в сон и воображающего, что возникающие перед ним в сновидениях объекты реальны, но, пробудившись ото сна, человек обнаруживает, что все эти объекты не более чем трансформация его собственных мыслей в сновидениях. Поэтому [ученикам] необходимо отстраниться от внешних объектов и созерцать свое сознание и таким образом уничтожить ложные мысли. Когда мысли полностью уничтожены, тут же достигается просветление (bodhi.

... стремились достичь состояния "отсутствия памяти" ( у-и), т.е. добиться отсутствия привязанности к своему прошлому, достичь того, чтобы психологические установки, сформированные предыдущим опытом, были отброшены, посредством сосредоточения достичь "отсутствия мысли" ("у-нянь") и освободиться от дискурсивного мышления и базирующихся на нем тревог относительно своего будущего, а посредством практики интуиции добиться того, чтобы "не забывать [соответствовать]" ("мо-ван"), т.е. в каждый момент времени реагировать на ситуацию в соответствии с интуитивным знанием, лишенным заблуждений и ошибок.
Последовательное развитие принципа не-различения в этическом плане привело в этой школе к требованию для монахов не искать благ и не избегать лишений, равно относясь ко всему, что бы ни случалось с ними в жизни:

Необходимость рассмотрения истинного сознания с точки зрения его пустотности (шунья) обусловлена омраченностью живых существ: "...поскольку сознание живых существ омрачено неведением, возникает дискурсивное мышление и они отходят от [истинной таковости], поэтому и говорится пустота; но если они освободятся от омраченного сознания, то в действительности не будет ничего, о чем можно говорить пустота
В аспекте шуньи все дхармы являются не более чем призрачными иллюзиями, а все феноменальное бытие рассматривается как изначально успокоенное и пустотное. Отсюда делается вывод, что нет ничего, от чего нужно было бы освобождаться или что нужно было бы приобретать, и нет никакой особой практики, которую нужно было бы практиковать для достижения просветления. Нужно только в каждый момент созерцать пустотность всех дхарм, и тогда в случае спонтанного возникновения мысли, различающей субъект и объект, она в то же мгновение будет осознаваться как пустотная, и, таким образом, индивид не будет терять целостного восприятия бытия, лишенного множественности, и избежит появления иллюзии индивидуального Я.
"когда будет понято, что все признаки пустотны, несомненно никаких мыслей не останется в сознании. С появлением мысли человек в тот же миг осознает это, и вместе с этим осознанием мысль превращается в ничто... Хотя возможно множество путей практики, отсутствие мысли – основной путь. Только когда человек придет к осознанию отсутствия мысли, естественным образом придут к успокоению страсть и ненависть, естественным образом станут сияющими сострадание и мудрость. Если до конца понять, что все признаки лишены признаков, то естественным образом будет осуществляться практика без практики" ..

Поскольку сущность дхарм, пустотна и изначально просветленна, то истинное сознание в своем позитивном аспекте является вечным и самодостаточным.. Оно содержит в себе все дхармы, подверженные и не подверженные бытию, благие и неблагие. Данный аспект сознания и называется "е-пустотой. Подобно тому как негативное содержание первого аспекта татхаты, пустотность, не есть альтернатива наполненности различными признаками и объектами (подобно, скажем, пустоте комнаты, из которой вынесли вещи), позитивное содержание второго аспекта не является наполненностью признаками, это чистое бытие, в котором невозможно указать на то, что именно "бывает". С точки зрения этого аспекта все проявления человека, любые его дела, слова, мысли, как добрые, так и злые, есть проявления "природы будды" в самом человеке, помимо которого невозможно найти других будд.
"Просветление и есть само сознание, никто не может использовать сознание для того, чтобы культивировать сознание. Зло – это также само сознание. Никто не может отсечь сознание посредством самого сознания. He-отсекание и некультивация, свободное следование собственной природе может быть названо освобождением (vimoksha). Природа [сознания] подобна пустоте; ничто не может быть добавлено к ней, и ничто не может быть изъято, какова же необходимость в ее восполнении? Что нужно делать, так это только остановить свою карму и питать свои духовные силы в любое время и в любом месте, где бы ни находился, крепя чрево святости и демонстрируя чудо спонтанности. Это и есть истинное пробуждение, истинная практика и истинная реализация"

Данные аспекты, подходы к практике, несмотря на различие, даже противоположность вербальных формулировок, не рассматриваются как альтернативные. С точки зрения чань они имеют одну цель – "достижение единства всех признаков и возвращение к природе Будды", а потому не считаются противоречащими друг другу. Такая непротиворечивость базируется на том, что оба аспекта (пустота и не-пустота), лежащие в основе этих представлений, в истинном сознании совпадают.

индивидуальное "Я" обусловлено наличием неведения. Неведение является препятствием к мудрости, так как может помешать ее естественному функционированию в этом мире", Именно под воздействием неведения происходит разделение мира на субъект и объект и создается иллюзия наличия индивидуального "Я".
Когда сознание возбуждается, то появляется и воспринимающий субъект. Если же нет возбуждения, то нет и субъекта восприятия. Поскольку есть воспринимающий субъект, то возникает ложное проявление мира объектов. Если же освободиться от субъекта восприятия, то не будет и мира объектов". из-за омраченности неведением в сознании человека возникают ложные идеи и кармическая активность сознания. Далее, поскольку человек не понимает, что с самого начала эти идеи нереальны (иллюзорны), они трансформируются в субъект и объект, т.е. в того, кто воспринимает, и в то, что является объектом восприятия. Человек не может понять, что эти объекты являются не более чем порождением его омраченного сознания, трансформацией ложных идей, и верит, что они реально существуют. Это называется ошибочной верой в реальность существования внешних объектов, из-за которых человек различает "Я" и "не Я". Таким образом, функционирование неведения порождает все другие клеши и формирует омраченный аспект сознания, мешающий постижению высшей истины. омраченное сознание называется препятствием, обусловленным клешами, потому что может стать преградой фундаментальной мудрости татхаты".
Однако "неведение неотделимо от просветления, и потому его нельзя разрушить, но в то же время оно не может быть не разрушено" Поскольку неведение и просветление нераздельны, алаявиджняна объединяет в себе оба аспекта, просветленный и омраченный: "Алаявиджняна есть то, в чем непротиворечиво объединены нерожденное и неуничтожимое (просветленный аспект) и рождение и уничтожение (омраченный аспект, которые [одновременно] и не едины, и не раздельны друг с другом"
В силу недвойственности неведения и просветления, единства в алаявиджняне омраченного и просветленного аспектов просветления невозможно достичь путем простого подавления неведения, Прекратить омрачающее действие неведения и достичь просветления можно только через понимание этой недвойственности. Один из наиболее ярких представителей теории экаяны в чань-буддизме Хуэйнэн критиковал как тех, кто стремится подавить омрачение. В самой установке на искоренение загрязнений заложено отношение к ним как к тому, что действительно существует, и потому адепт, сам того не желая, привязывается к загрязнениям, укореняет их в сознании.
"Заблуждающиеся люди принимают за прямоту сознания неподвижное сидение (т.е. сидячую медитацию). Занятия такой практикой уподобляют [человека] бесчувственным [вещам] и создают препятствия к Пути-Дао. Но Дао должно течь беспрепятственно, как можно ему препятствовать? Если сознание задерживается на вещах, то, значит, оно связывает само себя..
Мацзу сказал: "будда не есть неподвижность. Если ты сидишь, [чтобы стать] буддой, то ты просто убиваешь его. Если ты держишься за сидение, то ты никогда не реализуешь дхарму". Услышав эти слова, Мацзу достиг просветления".
Поскольку просветленное сознание включает в себя и омраченный, имманентный, аспект, и просветленный, трансцендентный, для достижения просветления нет необходимости в какой-то особой практике. Более того, какая-либо практика, как процесс, отдельный от трансцендентного просветления, становится с этой точки зрения невозможной, так как в этом случае нарушалась бы недвойственность трансцендентного и имманентного. Поэтому в традиции экаяны практика и просветление рассматриваются как тождественные. Разъясняя соотношение практики и просветления, Хуэйнэн говорил: "Благомудрые друзья! В этих вратах моего учения основой являются сосредоточенность и мудрость. Нельзя утверждать, что мудрость и сосредоточенность различаются. Сосредоточенность и мудрость являются одним целым и не разделяются надвое. Как только появляется сосредоточенность, в ней присутствует мудрость".

Несмотря на значительные различия в теории и практике школ чань, опирающихся на теорию дхармалакшаны, и школ, базирующихся на учении единого сознания, эти взгляды не рассматривались как взаимоисключающие друг друга. В Южной школе чань Хуэйнэна путь дхармалакшаны рассматривается как необходимый для людей с малыми способностями. При этом, однако, считалось, что те, кто придерживается взглядов дхармалакшаны о необходимости длительной практики, не могут достичь окончательного просветления и так или иначе должны будут закончить совершенствование, практикуя в соответствии с учением о "едином сознании".
несмотря на разнообразие философских позиций различных школ средневекового чань-буддизма, все они базируются на общем для всех школ махаяны фундаменте: признании того, что эмпирическое индивидуальное "Я" в абсолютном смысле лишено реальности.

2-е прочтение
***
вера в реальность существования индивидуального "Я" объявляется таким же заблуждением, как и вера в реальность существования всех внешних объектов, всех структурных элементов бытия и вообще всего окружающего мира "вещей и явлений"
Хуэйнэн: "Все дхармы не имеют реальности, поэтому нужно освободиться от идеи их реальности. Тот, кто верит в реальность дхарм, живёт в совершенно нереальном мире".
Таким же заблуждением, от которого необходимо освободиться, он считал и представление об индивидуальном "Я":
"Индивидуальное "Я" есть гора Сумеру, ложное сознание есть Великий океан, а страсти – это волны. Если не будет индивидуального "Я", то гора Сумеру упадёт сама собой; если будет отброшено ложное сознание, то вода в [Великом] океане высохнет [сама собой]; если страстей небудет, то волны исчезнут [сами]".
"Освобождение" индивида связывалось с избавлением от этой иллюзии, поэтому понятно, что буддийская психология огромное влияние уделяла доказательству отсутствия индивидуального "Я", анализу причины возникновения этой иллюзии и поиску методов избавления от неё.
Соединение дхарм, создающее иллюзию индивидуального "Я", обусловлено с точки зрения раннего буддизма наличием кармы, созидательной силы, питаемой эмоциональными аффектами индивида ("клеша"). если подавить клеши, то процесс комбинирования дхарм прекратится и индивидуальное "Я" перестанет существовать.
Виджнянавада делает шаг от плюрализма хинаяны к монистическому идеализму, утверждая, что дхармы не имеют истинного бытия, и сводя их к общему источнику – алаявиджняне (сознанию-вместилищу). Согласно этой теории, алаявиджняна заключена в каждом и является источником всех дхарм. Сама алаявиджняна – это частица нирваны, не подверженная эмпирическому бытию, однако существа в силу "врождённого неведения" принимают её трансформации за собственное индивидуальное "Я" и внешние объекты. В силу этой иллюзии возникают ложные мысли, создающие карму и приводящие к "дальнейшим перерождениям". ...сравнивал это с болезнью глаз, из-за которой человек видит несуществующие вещи, или же с видениями человека, погружённого в сон и воображающего, что возникающие перед ним в сновидениях объекты реальны, но, пробудившись ото сна, человек обнаруживает, что все эти объекты не более чем трансформация его собственных мыслей в сновидениях.

теория виджнянавады предназначена для тех, кто в силу малых способностей привязан к признакам дхарм, феноменальному бытию и не в состоянии достичь пробуждения путём непосредственного созерцания истинной природы. Им необходимо предварительно подавить привязанность к феноменальному бытию, а затем созерцать "истинную природу".

Поэтому [ученикам] необходимо отстраниться от внешних объектов и созерцать своё сознание и таким образом уничтожить ложные мысли. Когда мысли полностью уничтожены, тут же достигается просветление. Следует также иметь ясное понимание искусных средств для вхождения в область дхьяны: привести в гармонию тело и дыхание и сесть в молчании, прижимая язык к нёбу и концентрируя сознание на одном объекте (vishaya).

... Посредством практики нравственности адепты этой школы стремились достичь состояния "отсутствия памяти" т.е. добиться отсутствия привязанности к своему прошлому, достичь того, чтобы психологические установки, сформированные предыдущим опытом, были отброшены, посредством сосредоточения достичь отсутствия мысли (у-нянь) и освободиться от дискурсивного мышления и базирующихся на нём тревог относительно своего будущего, а посредством практики интуиции добиться того, чтобы "не забывать [соответствовать]" т.е. в каждый момент времени реагировать на ситуацию в соответствии с интуитивным знанием, лишённым заблуждений и ошибок.

Положение о том, что алаявиджняна истинно существует, в противоположность её проявлениям, не имеющим истинной реальности, аналогично утверждению о том, что сновидения отличны от спящего сознания. Сознание истинной таковости едино само в себе, однако может проявляться двояко – как истинная пустота и как истинная непустота.

В аспекте шуньи все дхармы являются не более чем призрачными иллюзиями, а всё феноменальное бытие рассматривается как изначально успокоенное и пустотное. Отсюда нет ничего, от чего нужно было бы освобождаться или что нужно было бы приобретать, и нет никакой особой практики, которую нужно было бы практиковать для достижения просветления. Нужно только в каждый момент созерцать пустотность всех дхарм, и тогда в случае спонтанного возникновения мысли, различающей субъект и объект,она в то же мгновение будет осознаваться как пустотная, и, таким образом, индивид не будет терять целостного восприятия бытия, лишённого множественности, и избежит появления
иллюзии индивидуального "Я".

"когда будет понято, что всё признаки пустотны, несомненно никаких мыслей не останется в сознании. С появлением мысли человек в тот же миг осознаёт это, и вместе с этим осознанием мысль превращается в ничто... Хотя возможно множество путей практики, отсутствие мысли – основной путь. Если до конца понять, что все признаки лишены признаков, то естественным образом будет осуществляться практика без практики"."Практика без практики", реализующая спонтанное просветление и основанная на отношении и к омрачению, и к просветлению как изначально пустым, противопоставлялась приверженцами этой теории подходу и практике в традиции дхармалакшаны, требующим очищения от загрязнений и созерцания истинной природы.
Поскольку сущность дхарм пустотна и изначально просветлённа, то истинное сознание в своём позитивном аспекте является вечным и самодостаточным, не зависящим ни от каких внешних причин и объектов.
... Данные аспекты, подходы к практике, несмотря на различие, даже противоположность вербальных формулировок, не рассматриваются как альтернативные.Такая непротиворечивость базируется на том, что оба аспекта (пустота и не-пустота), лежащие в основе этих представлений, в истинном сознании совпадают.
из-за омрачённости неведением в сознании человека возникает кармическая активность сознания. поскольку человек не понимает, что с самого начала эти идеи нереальны (иллюзорны), они трансформируются в субъект и объект, т.е. в того, кто воспринимает, и в то, что является объектом восприятия. Человек не может понять, что эти объекты являются не более чем порождением его омрачённого сознания, трансформацией ложных идей, и верит, что они реально существуют. Это называется ошибочной верой в реальность существования внешних объектов, из-за которых человек различает "Я" и "не Я".
Однако в учении неведение неотделимо от просветления, и потому его нельзя разрушить, Алаявиджняна есть то, в чём непротиворечиво объединены нерождённое и неуничтожимое (просветлённый аспект.) и рождение и уничтожение (омрачённый аспект), которые [одновременно] и не едины, и не раздельны друг с другом". Прекратить омрачающее действие неведения и достичь просветления можно только через понимание этой недвойственности.

Созерцание просветлённого аспекта как чего-то неподвижного, застывшего, лишённого присущей ему спонтанной активности носит искусственный характер и создаёт привязанность к просветлению, мешающую освобождению:
Поскольку просветлённое сознание включает в себя и омрачённый, имманентный, аспект, и просветлённый, трансцендентный, для достижения просветления нет необходимости в какой-то особой практике. Поэтому практика и просветление рассматриваются как тождественные. А эмпирическое индивидуальное "Я" в абсолютном смысле лишено реальности.

Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 10604
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 5 Чань, дзен, дао-приправа

Сообщение 19 дек 2025, 21:54

[b] Догэн-дзендзи/b] Хати дайнин-гаку. Восемь постижений великих

Изображение

Хати дайнин-гаку.
Восемь постижений великих


Будда изрёк: "О бхикшу, если будете упорны в духовных стремлениях, дело [достижения
просветления] не будет для вас непосильным. Поэтому всем вам следует стараться. Ведь
небольшой, но постоянный поток воды может проточить и камень, Если же сердце
подвижника поражено ленью, он прекращает высекать огонь до того, как занялось [пламенем] дерево, считая, что это [слишком] трудно. Конечно, как тогда появиться пламени? Это и называется духовными стремлениями".
"О бхикшу, если управлять сердцем, оно пребудет в совершенной неподвижности . Если оно совершенно неподвижно, возможно познать истинную сут. Поэтому следует постоянными трудами духа познавать все виды совершенной неподвижности. У того, кто обрёл самадхи, сердце не рассыпается ".

Бакудзяку – состояние, когда сознание как бы сковано теми объектами, которые оно
отражает, не понимая их иллюзорности.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 10604
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 5 Чань, дзен, дао-приправа

Сообщение 19 дек 2025, 23:43

Дзен-секс - Судо Филип
Секс священен. Ошеломительность Дзен-Секса не в обещании научить испытывать супероргазм, а в его потенциальной возможности прочистить наши мозги - изменить наш взгляд на самих себя, на наши занятия любовью и на мир вообще.


Изображение

Путь Творения состоит в том, чтобы создавать любовь.
В сексе идти некуда, все прямо здесь и прямо сейчас. Все, что нам нужно, — это сфокусироваться на моменте со своим любовником, без эгоизма или мыслей.Я посвящаю каждую пору тому, что находится здесь,так выразил это Иккю.Духовный результат таких занятий любовью будет расходиться рябью еще долго после того, как мы умрем.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

Пред.

Эзотерическая литература