Притчи дзен — Попова Т.А.
В книгу вошли притчи, содержащие в себе дух Дзен. Притчи показывают, что значит практиковать Дзен, показывают особенности образа мыслей и жизни тех, кто практикует Дзен, заставляют иначе посмотреть на свою жизнь...
Секретное действие
Ученик спросил мастера Банкея:
Что есть я? Что я должен постичь?
- Тебе нужно обратить внимание на то, что известно как «секретное действие».
- Что же такое «секретное действие?»
Мастер открыл, а потом закрыл свои глаза.
,,,
- Ваша брезгливость более отвратительна, чем их язвы.
...
Реальность Тэнкей говорил своим ученикам:
- Смотрите своими собственными глазами, слушайте своими собственными ушами. Ничто в мире не сокрыто; чего же вы хотите услышать от меня?
Пробуждение
Сэцугэн сказал ученику Дзидзё:
- Если в течение семи дней и семи ночей ты будешь полностью отдавать себя медитации, но не обретешь пробуждения, то можешь
отрубить мне голову и сделать из моего черепа черпак, которым выгребают нечистоты. Вскоре после этого Дзидзё заболел дизентерией. Взяв с собой ведро, он удалился туда, где его никто не мог видеть, сел на ведро и полностью сконцентрировал своё внимание. По прошествии семи дней весь мир внезапно показался ему заснеженной равниной, переливающейся в лунном свете, и он почувствовал, что Вселенная стала чересчур мала, чтобы вместить его. Долгое время он пребывал в таком состоянии, пока какой-то звук не привёл его в чувство. По всему его телу струился пот, а его болезнь прошла. После этого Дзидзё написал:
Ослепительное, духовное - что это?
Моргнёшь, и уже утратил его.
Черпак для нечистот сияет светом;
И всё это время был только я.
Вытирать зад Будды
...Хакуин спросил монаха:
- Говорят, что ты используешь буддийские сутры как бумагу для отхожего места. Это верно?
- Да, - ответил тот. - Я сам есть Будда. Что плохого в том, чтобы вытирать буддийскими сутрами зад Будды?
- Ты заблуждаешься. Если это зад Будды, зачем же использовать старую бумагу да ещё к тому же исписанную? Вытирай его чистой
белой бумагой. Монах смутился и принёс свои извинения.
Противоречие
К дзэнскому мастеру пришёл ученик и спросил:
- Почему одни люди красивы, а другие безобразны, одни умны, а другие глупы? Почему существует такое противоречие? Почему Бог создал одних красивыми, а других безобразными?
Мастер повёл его в сад и сказал:
- Вот это дерево большое, а это - маленькое. Я часто сидел под этими деревьями и думал, почему так? Но когда я отбросил ум, то исчез сам вопрос. Сейчас я знаю, что это дерево большое, а это - маленькое.
Прямо сейчас
Если ты хочешь увидеть, смотри прямо сейчас. Потому что когда ты начинаешь раздумывать, ты это полностью упускаешь.
Путь освобождения
До син однажды попросил своего учителя, третьего Патриарха дзэн-буддизма Сосана:
- Пожалуйста, укажи мне путь освобождения.
- Кто же и когда тебя поработил?
- Никто.
- Если это так, - сказал мастер, - то зачем же тебе искать освобождения?
Пыль на зеркале
Мастер дзен отправил своего старшего ученика в караван-сарай на последнее испытание. Ученик спросил:
- Что я должен делать в этом караван-сарае?
- Просто наблюдай всё, что там происходит, а потом расскажи мне. Придя к мастеру, он рассказал:
Я видел, что хозяин караван-сарая чистит зеркало вечером и утром.
Я спросил его: «Вы очистили зеркало всего несколько часов назад, зачем делать это снова?»
Хозяин ответил: «Пыль оседает постоянно, поэтому надо чистить зеркало во всякую свободную минуту. Ты всегда найдёшь на нём собравшуюся пыль».
вы были совершенно правы, послав меня в караван-сарай. То же самое проиходит и с умом: его нужно очищать каждый миг, потому что пыль по своей природе продолжает собираться ежесекундно.
Улитка на дереве
Мастера спросили, испытывал ли он когда-нибудь разочарование оттого, что его усилия приносят меньше плодов, чем ему хотелось
бы. В ответ он рассказал историю об улитке, которая начала взби раться по стволу вишнёвого дерева холодным днём поздней весны.
Воробьи на соседнем дереве от души потешались, глядя на неё. Затем одни из них подлетел к ней и спросил:
- Эй, ты что, не видишь - на этом дереве нет вишен?
Продолжая ползти, улитка ответила:
- Будут, когда я туда доберусь.
Хлопок одной ладони
... - Я больше уже не мог собирать звуки, - объяснял он потом, - и поэтому достиг беззвучного звука. Тое постиг звучанье одной ладони.
Белый квадрат
Как-то к мастеру фехтования пришёл юноша и попросился в ученики. Мастер согласился и, начертив белой краской во дворе большой квадрат, велел:
- Ходи по этому квадрату.
Ученик рьяно взялся за дело и целыми днями вышагивал по квадрату.
Через полгода он снова подошёл к наставнику и сказал:
- Мастер, я пришёл к вам обучаться бою на мечах, а вместо этого до сих пор бессмысленно топчусь по этому квадрату...
- А ты ещё не понял, как надо фехтовать? - воскликнул мастер. - Тогда продолжай ходить по квадрату и дальше. И юноша ещё полгода топтался во дворе, пока его терпению не пришёл конец.
- Всё, учитель. Я ухожу? - объявил он.
- Но почему? - удивился мастер. - Ты делаешь успехи.
- Я пришёл фехтовать, а не маршировать по этому квадрату.
- А ты ещё не понял, как нужно фехтовать? - спросил учитель.
- Нет, - ответил ученик.
- Хорошо, сейчас посмотрим, - сказал наставник.
С этими словами он снял со стены два острых боевых меча, один из которых вручил юноше, а другой взял сам. Ученик неумело ухватился за рукоять.
- А теперь, - сказал мастер, - вспомни своё внутреннее состояние, которое было у тебя, когда ты шагал по этому квадрату.
В тот же миг взгляд ученика остановился и перестал что-либо выражать. Учитель поднял меч и обрушил удар на юношу, но тот мгновенно отреагировал и отразил
его своим клинком. Так повторялось много раз. Наконец мастер опустил оружие и снова спросил:
- Ну, теперь ты понял, как надо фехтовать на мечах?
Чистый лист
Мастер Дзен решил испытать своих учеников. Он позвал троих, взял белый лист бумаги, капнул на него тушью и спросил: - Что вы видите?
Первый ответил:
- Я вижу чёрное пятно.
Второй сказал:
- Мне кажется, это клякса.
Третий сказал, что видит тушь.
Мастер заплакал и ушёл в свою келью. Позже ученики спросили:
- Учитель, почему вы плакали?
- Никто из вас не увидел чистого листа. - ответил мастер.
***
когда «жаждущий припадает к источнику Бытия». Словами это передать невозможно, но Мастера стремятся выразить это примером
своей жизни, подразумевая: «К чему слова? Делай, как я!»
Ум - это постоянные вопросы и ответы. У ищущего знание должны быть вопросы, но если он примет ответ - вопрос умрёт.
Вопросы обязательно должны оставаться. Один вечный вопрос к Бытию и один вечный, непрерывный ответ Бытия.
***
Дикие гуси летят над озером.
Озеро их отражает.
Гуси не просят: «Отрази нас».
Озеро не говорит:
«Спасибо, что отразились во мне».
Не важно, что написано. Важно, как понято.