6. Практика объединения с ощущением
Переживая ощущение, объединяй его с созерцанием. Так познай недвойственное присутствие как единство блаженства и Пустоты.
Переживая какое-либо ощущение в своем теле (яркую эмоцию, голод, жажду, блаженство, боль), мы внимательно наблюдаем его, делая объектом созерцания, и пытаясь объединиться с ним в созерцании. Путь ощущения может стать действительно мощным трансформирующим фактором для отвлекающегося ума, поскольку ощущение – это то, что хорошо нам знакомо на протяжении всей нашей жизни.
Работая с переживанием ощущений, йогин может довольно легко остановить понятийный ум и на некоторое время войти в однонаправленное глубокое всепроникающее созерцание вне двойственности. В отличие от практик, связанных с санкальпой или концентрацией, т.е. с сознанием, ощущения являются переживанием энергии, т.е. тем, что способно оказывать большое прямое воздействие на сознание созерцателя.
Выражение «помещай шакти в манас, а манас в шакти», часто упоминаемое в различных йогических и тантрических текстах, связано именно с подобной практикой.
Глава 4
Практики группы с опорой на внешние объекты (бахья)
1. Практика интеграции с внешними звуками
Слушай звук, не вынося оценок, воспринимая его как вибрацию, не обращая внимания на смысл. Так войди в созерцание единства со всеми вибрациями и познай «единый вкус» всех звуков. Утвердись в изначальном источнике всех звуков и пребывай в естественном состоянии до полной реализации.
Интеграция с внешними звуками – это древняя практика для обнаружения естественного состояния. Если ваш ум обусловлен, и вы еще не находитесь в глубине присутствия, полезно ее периодически выполнять. Со звуком есть очень много практик, которые, если вы их выполняете, позволяют вам получать мощный «вкус» (расу) естественного состояния.
«Все в мире обрели бессмертия путь великий, достигли прекращения рождений, получили дар уникальный пребывания с Шивой во дворце.
Восторг невыразим, неописуема их слава.
Господь наш истинно познал то, что мало и велико, то, что легко и трудно.
Свои пять чувств, как черепаха, втянув в панцирь, они узрели этот мир и тот, нечистоту разрушив. Как гхи в чистейшем молоке сокрыто, так тонко в уме спокойном говорит Господь безмолвно.
Те, кто, в молчании познав, покров стряхнули смертный, те стали чистотой, в свет бесконечный влившись.
Когда пять чувств, со слуха начиная, в сознание ведут, куда же сознание идет, если не к сознанию? В пространстве свет сливается со светом, как растворяется соль в океане».
Сиддх Боганатар
Сидя, вы вслушиваетесь в любые звуки. Вы вслушиваетесь не в сами звуки, а в чувство слуха как таковое. Вы находитесь в расслаблении ума и тела и направляете сознание на чувство слуха или на принцип слуха, на любой присутствующий звук.
При этом вы не оцениваете откуда этот звук появился, кому или чему он принадлежит, нравится он вам или нет, а вы слушаете звук в ушах и наблюдаете его данность, мгновенность. Это может быть любой звук. Вместо того, чтобы интерпретировать и отслеживать, вы просто слушаете его.
Вы не думаете «это тот звук или этот», а воспринимаете звук, как вибрацию. Вы не выясняете, что это за объект, его источник, не направляете ум наружу, а слушаете звук у себя в ушах. Когда вы так направляете осознавание на звук в ушах и расслабляетесь в безоценочном присутствии, вы входите в измерение звука. Это не то, что в Нада-йоге, где вы слушаете внутренние звуки. Здесь вы работаете с внешним звуком, к примеру, таким, который слышите сейчас. Вы постепенно объединяетесь со звуком как принципом и входите во всеобщее пространство звука.
Если вы достаточно долго выполняете эту практику, у вас может возникнуть чувство всеобщего пространства звука как вибрации, тотально пронизывающей мир. Постепенно все звуки видятся как «единый вкус». Благодря интеграции с принципом звука в ушах, вы можете получить мощный «вкус» естественного состояния вне двойственности.
Эту практику можно применять ко всему, к примеру, к разговорной речи. Слушая собеседника, вы воспринимаете его речь не как смысловую нагрузку, а как принцип звука, вибрации. Внезапно вы приходите к такому выводу, что вся речь одинаковая, что она – просто вибрации. Вам не обязательно узнавать, что же конкретно там говорится, а достаточно чувствовать – тонкая эта вибрация или грубая, раздраженная она или играющая.
Вы можете превосходно понимать принцип энергии речи (вайкхари). Благодаря этому развиваются некоторые сиддхи, к примеру, способность понимать язык птиц или зверей.
Подобная практика выполняется каждый вечер во время лекции и Бхаджан-мандалы. Если вы слушаете учителя, следуя за звуком его речи, интегрируетесь с его состоянием, тогда это Гуру-йога, в противном случае можно поставить генератор и с таким же успехом слушать его звук. Если же вы через звук речи учителя входите в измерение передачи, то, даже если вы не улавливаете какие-то сложные философские понятия, это не страшно, Гуру-йога происходит. Это можно назвать полноценной практикой, то есть что-то откладывается. Но на полном уровне, должно происходить и интеллектуальное понимание, и Гуру-йога.
Передача не сводится к чему-то одному, например, к интеллектуальному объяснению, одновременно происходит многоуровневый обмен интеллектуальными знаниями, тонкой информацией и бхавой. Это принцип вхождения или воздействия передачи. Благодаря первичным и вторичным причинам что-то в нас пробуждается, возникает новая ясность или открывается новое видение.
Существует очень много тантр, посвященных объединению со звуком. Эта практика считается сложной, но дающей большую реализацию. Звук в тантре – это очень важный элемент, который лишен материальных качеств, то есть он наиболее приближен к естественному состоянию. Звук является танматрой элемента пространства. Когда вы интегрируетесь со звуком, вы воспринимаете таттвы в их самом тонком состоянии.
Объединение со звуком выполняется со звуками всех пяти элементов. Рекомендуется начинать с элемента воды для того, чтобы вы могли понять принцип созерцания. Когда вы понимаете метод объединения со звуками пяти элементов, то ваше созерцание, ваша практика начинает смешивать внутреннее и внешнее пространство. Интеграция со звуком элементов дает множество различных тонких переживаний, связанных, к примеру, с божествами элементов.
Работа со звуком воды текущего ручья или водопада
Концентрируйся на звуках текущей воды до тех пор, пока ум, звук и сама вода не сольются в единое целое. Созерцая единое целое, утвердись в восприятии мира как одной вибрации. Пребывай в этом присутствии до полного пробуждения.
Вы устанавливаете место для сидения рядом с этим ручьем или водопадом и принимаете позу для созерцания (важен выпрямленный центральный канал).
Затем вы начинаете концентрироваться на звуках текущей воды, которая течет непрерывно. При концентрации и объединении со звуком, у вас не должно быть отвлечений.
Вы расслабляете тело и ум, пытаясь войти в изначальное состояние. Постепенно вы начинаете объединяться со звуком ручья или воды, входя в присутствие. Пространство звука начинает осознаваться не как внешнее, а как располагающееся в ушах. На дальнейшей стадии оно начинает осознаваться как располагающееся или исходящее изнутри вашего тела примерно из района сердца. Вы постепенно входите в это измерение звука, объединяя с ним свое присутствие, стараясь поддерживать однонаправленность.
Когда вы практикуете таким образом, у вас возникает множество мистических переживаний, «ньямы» или «расы». Можно сказать, что это – вспышки быстротечного самадхи. Вы входите в эти мистические переживания, пытаясь их удерживать как можно дольше, интегрируя их с присутствием. На продвинутых уровнях интеграции йогин может воспринимать духов и божеств элемента воды. Если это божества, обладающие Просветлением, они могут дать какую-либо передачу, но это уже довольно высокий уровень практики.