15 янв 2015, 16:47
Мы приступаем к медитации шаматхи -практики успокоения ума-,с целью научиться управлять своим умом,поскольку главным источником всех проблем является неуправляемый ум.В обычном состоянии человек является игрушкой в руках своих мыслей,эмоций,любых реакций.,,Плохое настроение,хорошее настроение,депрессия,счастье''-так мы характеризуем перемены своего сознания,воспринимая их,как смену погоды,которая от нас не зависит.Ум-не погода,и в наших силах научиться им управлять.Начинаем с того,что придаем телу спокойное сидячее положение с выпрямленной спиной,поскольку при прямой спине ветры/энергии/,которые в процессе внутреннего диалога текут по боковым энергетическим каналам и на которых едет наш двойственный ум,легче входят в центральный канал,в котором течет энергия нераздвоенного ума.Если не можешь сидеть,можно и лежа,просто труднее.Поза лотоса,полулотоса-хорошо,на стуле-тоже нормально.Поскольку желательно расслабиться,то излишне напрягаться с позой не стоит,надо соблюдать золотую середину.С другой стороны,если заставляешь себя какое-то время,то тело потом привыкает.Начинаем успокаивать ум.Чтобы он не прыгал бесконтрольно туда-сюда,как обез'яна,привязываем его к об'екту/к палке/.В роли палки можно выбрать свое дыхание,благо,пока мы живы,дыхание всегда с нами.Сначала можно считать дыхания с одного до десяти и снова с одного до десяти,можно отсчитывать вдох-выдох,или только выдох.Дыхание естественное,спокойное,менять дыхание не надо,если прерывистое-пусть будет прерывистое.Если досчитав до двух мысли улетели от об'екта-дыхания,возвращаемся и начинаем снова с единицы.Когда досчитываем до десяти и не теряемся на пол-дороги,можно счет прекратить и просто пребывать с дыханием-обез'яна подергалась,подергалась ,устала и села спокойно возле палки.Такая шаматха назвается шаматха с об'ектом,об'ект может быть и внешним,например,камушек,статуя,глаза спокойно располагаются на об'екте.Когда мы сосредотачиваемся на дыхании,глаза полуопущены.В случае нападения сонливости,глаза следует немного приподнять,а если перевозбуждение,опустить пониже.Шаматха с об'ектом развивает концентрацию,мы не блуждаем,где ни попадя,а получаем возможность руководить своим умом,он становится податливым,не как дикий конь,а как добрая лошадка.Сердится на него во время приручения не надо-он скакал себе вольно бесконечное количество жизней,а теперь его решили приручить.Относимся н нему с любовью и терпением,словно приручаем щенка сидеть-он вскакивает,мы возвращаем его на место,он вскакивает-мы возвращаем-раз за разом,постепенно щенок научается сидеть спокойно.Чтобы с непривычки такая медитация-концентрация не утомляла и не надоедала,делать ее надо не долго,пока ум не устал,заканчивать в такой момент,чтобы ,почувствовав вкус к новому делу,новой силе управления умом,нам хотелось его продолжить еще раз.Если мы перестараемся,то появиться отвращение и больше желания не возникнет.Минут 15-20/некоторым и пять-перебор/достаточно для начала,главное,делать регулярно,как во всякой йоге,тогда сила концентрации будет нарастать и появится азарт,потому что это интересно и сильно-владеть своим умом.Когда мы начинаем медитировать,нейроны мозга потихоньку перестраивают свои накатанные дорожки,чтобы перестройка реально происходила,регулярность необходима,иначе все будет возвращаться обратно.Со временем это дело так затягивает,что можно сидеть по 3-4часа без устали,шаматха дает такие эффекты,как чувство невесомости,пустоты,блаженства и т.д.,к тому же она очень полезна для здоровья,т.к.гармонизирует все энергии.То чем мы занимаемся,похоже на отстаивание в стакане взбаламученной воды,постояв,грязь оседает на дно и видно,как чиста и прозрачна вода.Наш ум взбаламучен эмоциями,мыслями,он не может в таком состоянии отразить мир правильно,мир искажается.Шаматха помогает нам воспринимать мир яснее.
Далее,успокоив ум,мы вводим элемент випашьяны-инсайт-медитации.Здесь мы не поглощены целиком об'ектом медитации-дыханием,а слегка держим осознание дыхания-осознаем,как воздух входит и выходит,но при этом также наблюдаем,что происходит у нас в голове.Если при шаматхе с об'ектом мы действовали подобно стражу у дверей,который не пускает никого внутрь,то здесь мы позволяем мыслям входить,но не тонем в них,а смотрим,как мысль входит,пребывает и уходит.Если в обычном состоянии мысль подобна вору,забравшемуся в пустой дом и уносящему оттуда все,что хочет,то медитируя мы сажаем в дом хозяина.Это может быть тихий хозяин старичек,который просто сидит и смотрит,но вор,увидев его,уже не чувствует себя спокойно,он уходит с пустыми руками.Можно делать ментальные отметки-пришла мысль попить чаю-отмечаем-мысль,пришла мысль о безграничности вселенной и любви Божьей-отмечаем мысль и так каждую мысль просто отмечаем,,мысль''.Можно определять мысли и эмоции-страх,страсть,гнев,желание и т.д.Таким образом,вместо того,чтобы отдавать свою энергию мыслям ,эмоциям,быть их рабами,мы не следуем за ними туда,куда они привычно зовут нас,а оставляем их самим себе и они растворяются обратно в пустоту-туда,откуда пришли.Здесь начинается свобода,единственная реальная свобода.Сначала может показаться,что водопад мыслей усилился.Дело в том,что мы впервые привносим сознание в свой ум,до этого он делал,что хотел,протаскивая нас по мирам сансары и заставляя безмерно страдать.А сейчас мы словно потрясли на солнце пыльную тряпку-вся пыль стала видна,а в тени тряпочка,вроде,и ничего была.Постепенно бурлящиий поток утихает.
Последний раз редактировалось
Jangchubpalmo 17 янв 2015, 11:55, всего редактировалось 3 раз(а).
Предельная честность.Так,как есть.