Как-то раз Шанкарачарья остановился со своей нищенской сумой у одной хижины. В ней жила очень бедная старая женщина. Когда она услышала возглас ачарьи***, просящего подаяние: “Бхавати бхикшам дехи (Почтенная мать, дай мне милостыню)”, то почувствовала себя несчастной, так как не могла предложить ему никакой еды. Она мучилась и в отчаянии заламывала руки, тщетно пытаясь найти хоть что-нибудь съедобное. Вдруг она увидела плод миробалана – последний, который она сорвала с дерева, растущего перед её домом. Она взяла этот миробалан и опустила его в котомку ачарьи, не в силах поднять глаза на знаменитого нищенствующего отшельника. Шанкарачарья был тронут её подношением. Стоя у дверей, он запел хвалебный гимн во славу богини богатства. И в тот же миг с дерева посыпался целый дождь золотых миробаланов. Так эта старая женщина была благословлена богатыми дарами, которые освобождали её от нужды на всю оставшуюся жизнь, ибо она с любовью отдала единственное, чем владела.
Бог заверил нас в Гите, что если преданная, чистая душа с любовью жертвует Богу листок, цветок, плод или немного воды – этого вполне достаточно, чтобы заслужить Его сострадание и милость.
Шанкарачарья- основатель адвайты.
Притча о справедливости (из "Махабхараты")
Это случилось в то время, когда пандавы были в изгнании и скитались по лесам. Однажды они уселись в тени старого баньяна, изнемогая от усталости и жажды. Юдхиштхира велел Накуле взобраться на дерево и посмотреть, нет ли в окрестностях реки или озера, где можно было бы взять воду для питья.
Накула залез на дерево, огляделся и увидел невдалеке красивое озеро со стаями журавлей на берегах. Он спустился и Юдхиштхира сказал ему сходить за водой для себя и братьев.
Подойдя к воде, Накула хотел было уже напиться, как вдруг услышал голос, раздававшийся откуда-то сверху, хотя никого нигде не было видно: «Не торопись! Это прекрасное озеро принадлежит мне. Ответь сначала на мой вопрос, а затем пей вволю и возьми воды для своих братьев». Но измученный жаждой Накула не послушался. Он напился воды из озера - и тут же упал мертвый.
Братья устали ждать Накулу, и Юдхиштхира послал Сахадеву поторопить его. Сахадева пришел к озеру и увидел лежавшего на берегу мертвого брата.
Подавленный горем, умирая от жажды, Сахадева наклонился к воде, чтобы напиться, и услышал раздавшийся с небес голос: "Не торопись! Это озеро принадлежит мне. Ответь сначала на мой вопрос, а тогда уже пей и бери воды, сколько унесешь". Но Сахадева очень хотел пить, он не внял этим словам, утолил жажду и тотчас же упал мертвый рядом с братом.
Время шло, а близнецы все не возвращались с озера. Тогда Юдхиштхира послал Арджуна за братьями и водою. Когда Арджуна пришел на берег озера, то увидел там своих братьев мертвыми. В горе и гневе схватил он лук и, осматриваясь, закричал: «Кто убил моих братьев? Отзовись!» Арджуна шагнул к воде и увидел Якшу: «Это я убил твоих братьев», - сказал он. «Я предупреждал их, чтобы они этого не делали, но они не послушали меня. И ты не можешь напиться без моего позволения. Ответь сначала на мои вопросы». Арджуна ответил: «Каждое живое существо может пить воду и дышать воздухом. У тебя нет прав на это озеро. И я буду пить без твоего разрешения! А если попытаешься остановить меня, я осушу это озеро одной стрелой!» С этими словами Арджуна зачерпнул воды, выпил и тотчас же упал мертвый рядом с братьями.
«Бхим, Арджун еще так и не вернулся, иди посмотри, что с случилось с нашими братьями». - сказал Юдхиштхира. Бхим пошел за братьями и нашел их, лежащих мертвыми на берегу озера.
В отчаянии он стал искать виновников убийства. «Это, должно быть, дело рук каких-нибудь ракшасов или демонов», - так подумал Бхим; но вокруг никого не было. Тогда он закричал: «Выходи, убийца!» Перед ним появился Якша: «Это я их убил. И если ты тоже будешь пить воду, не ответив на мои вопросы, то я и тебя убью!» «Сначала я выпью эту воду и докажу, что у тебя нет права на это озеро, - ответил Бхимасена. А потом я накажу тебя!» Но когда Бхим глотнул воды, то пал замертво на землю рядом со своими братьями.
Не дождавшись и Бхима, Юдхиштхира отправился сам на поиски братьев. Он подошел к озеру и поразился его красоте и красоте его окрестностей. Но когда он увидел своих братьев, лежащих мертвыми друг около друга, он был в отчаянии. "Как это случилось? Ран нет, может вода в этом озере отравлена? - размышлял он. Хотя на это не похоже. Может за всем этим стоит Шакуни? И на это не похоже. Кто-то оказывает влияние на это озеро. Что-то не так с водой в нем. Поэтому мои братья мертвы». И он в отчаянии подошел к озеру, чтобы самому выпить воды. Вдруг раздался голос: "Стой! Ответь на мои вопросы перед тем как пить». Юдхиштхира смиренно сложил руки в намасте и молвил: «Кто ты, покажись мне». Тогда перед ним появился Дух, ростом с высокую пальму, с ослепительным, как солнце, лицом и оцепеняющим взором. Он сказал: «Меня зовут Якша. Это я убил твоих братьев, потому что они не послушали меня и стали пить, не ответив на мои вопросы. Если ты хочешь пить, сначала ответь на мои вопросы!» «Я постараюсь, спрашивай», - сказал Юдхиштхира.
Якша спросил: «Что плодороднее земли?» «Мать», - ответил Юдхиштхира.
«Что возвышеннее неба?» «Отец» - был ответ Юдхиштхиры.
«А что быстрее ветра?» «Ум».
«Кто близкий друг умирающего?» «Милосердие».
«Что есть душа человека? «Это сын».
«Что покрывает Землю?» «Невежество».
«Что такое лень?» «Это незнание религии».
«Кто по-настоящему счастлив?» «Тот, кто свободен от долгов».
«Что такое истинная чистота?» «Чистота ума».
«Что хуже дурного глаза?» «Дурная слава».
«Какая религия наилучшая?» «Благочестие».
«Что может уберечь от печали? «Контроль ума».
«Что такое позор?» «Избегать трудностей».
«Что такое добродетельность?» «Когда желаешь всем счастья».
«Что уничтожает нацию?» «Рабство».
«По чему определяется браманство: по династии, по качествам, учению или знанию?» «Ни династия, ни учение, ни знания не доказывают браманства. Качества — наилучший показатель. Шудра, имеющий качества — лучше, чем родившийся браманом, обладающий только знанием, но не имеющим качеств».
«Есть ли религия в логике? «Нет».
«Есть ли она в философии мудрецов?» «Нет. Потому что все мудрецы отличаются друг от друга. Ни один не обладает полной истиной».
«А где находится абсолютная истина?» «В сердце верующего».
«Ты правильно ответил на все мои вопросы, поэтому одному из четырех братьев я дарю жизнь. Кого ты выберешь?» сказал Якша. Юдхиштхира подумал и сказал: "Если мне можно выбрать только одного, то я выбираю Накула". Якша удивился: "О, Сын Кунти! Почему ты выбрал Накула, а не Бхима или Арджуна? Ведь Накула тебе сводный брат, почему же ты предпочел его родным?» Юдхиштхира ответил: «Для меня мать Кунти и мать Мадри обе равны. Я почитаю обеих. Если я выберу Бхима или Арджуна, то это будет несправедливо к матери Мадри. Если один из сыновей мамы Кунти жив, то и один из сыновей мамы Мадри тоже должен быть жив. Так будет справедливо». Довольный благородством и справедливостью Юдхиштхиры, Якша спросил: «А если я предложу дать жизнь еще одному твоему брату, кого тогда ты выберешь?» Юдхиштхира ответил: «В таком случае я выберу Сахадэва. Он младше, чем Бхим и Арджун». Якша сказал: «Твой выбор мне понравился, ты великодушен. Поэтому ты можешь забрать всех своих братьев».
Юдхтштхира склонился в благодарности и затем молвил: «Ты не Якша, Якша не может давать жизни. Ты какое-то наивысшее существо. Прояви себя пожалуйста».
Тогда Якша предстал перед Юдхиштхирой в облике Бога. «Я бог Истины.
Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.
- Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро, мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка и он ответил.
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.